КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень вопросов к экзамену
Тестовые задания Вопросы для самоконтроля знаний студентов Задания для самостоятельной работы студентов
1. Политико-правовые учения Древней Индии. 2. Политико-правовое учение Конфуция. 3. Учение Платона о государстве и праве. 4. Учение Аристотеля о государстве и праве. 5. Политико-правовые идеи раннего христианства. 6. Политико-правовые идеи Августина Блаженного. 7. Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского. 8. Политико-правовая концепция ислама. 9. Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли. 10. Политические взгляды Т.Мора. 11. Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин). 12. Учение Ж. Бодена о государстве и праве. 13. Политико-правовые идеи Г. Гроция. 14. Политико-правовые взгляды Б. Спинозы. 15. Политико-правовые взгляды Т. Гоббса. 16. Политико-правовые взгляды Дж. Локка. 17. Политико-правовые взгляды Ш. Монтескье. 18. Политико-правовые взгляды Ж.-Ж. Руссо. 19. Политико-правовые взгляды И.Канта. 20. Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля. 21. Историческая школа права. 22. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона. 23. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона. 24. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева. 25. Политические взгляды декабристов. 26. Политико-правовые взгляды И. Бентама. 27. Политико-правовые взгляды О. Конта. 28. Политико-правовые взгляды славянофилов. 29. Политико-правовые взгляды А.И. Герцена. 30. Политико-правовые взгляды Н.Г. Чернышевского. 31. Политико-правовые взгляды П.Ж. Прудона. 32. Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф.Энгельса. 33. Политическая платформа революционного народничества 60-70-х годов XIX в. 34. Политико-правовые взгляды М.А. Бакунина. 35. Политико-правовые взгляды П.А. Кропоткина. 36. Политико-правовые взгляды В.И.Ленина. 37. Учение Р. Иеринга о государстве и праве. 38. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. 39. Чистая теория права Г. Кельзена. 40. Теория солидаризма Л. Дюги. 41. Теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс). 42. Политические концепции фашизма. 43. Политические идеи западноевропейской социал-демократии. 44. Политические идеи русской эмиграции. 45. Политико-правовые взгляды Сунь Ятсена. 46. Политико-правовые взгляды Махатмы Ганди.
1. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является: - различные теоретические концепции мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов о политических и правовых явлениях - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий - специфика политико-правовых учений как особой формы реальной действительности и своеобразных объектов научного исследования - теоретические предпосылки развития современного политико-правового знания, совершенствование теоретических разработок проблем государства и права 2. Основным методом истории политических и правовых учений выступает: - материалистическая диалектика - - критика консервативных и реакционных концепций - сравнительный анализ различных историко-правовых концепций - контент-анализ исторических и правовых источников 3. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип: - релятивизма - гностицизма - рационализма - историзма 4. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами? - древнекитайскому - - древнеегипетскому - древнегреческому - древнеримскому 5. В какой древней стране боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб? - Египет - Вавилон - Индия - все ответы верны - 6. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня: - Ламайя - Ма-ат - - Сидора - Исида 7. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений? - «Поучение Птахотепа» - «Книга мертвых» - Поучение гераклеопольского царя своему сыну» - все ответы верны - 8. По древнешумерской мифологии, а также в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог: - Шамаш - - Заратустра - Хаммурапи - Ипусер 9. В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем: - Дария - Аримана - Заратустры (Зороастры) - - Данатара 10. Что означает санскритское слово «веды»? - знание - - высшие силы - власть - справедливость 11. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии. - Веды - Упанишады - Закон Ману - все ответы верны - 12. Кто первый выступил с критикой основных положений брахманистской идеологии? - Ашок - Манапулла - Сиддхартха - - Дхамматурса 13. Что в переводе с древнеиндийского означает «Будда»? - законный - благочестивый - просветленный - - великий 14. Как вы понимаете термин «нирвана»? - узкий круг приверженцев буддизма - состояние высшей просветленности - - доброе отношение к другим людям - рационалистический подход к политико-правовой мысли 15. Кто является автором книги «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)? - Лаоцзы - Конфуций - - Моцзы - Шэнь Бухай 16. Согласно чей концепции власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших? - Лаоцзы - Конфуций - - Моцзы - Шэнь Бухай 17. В чем смысл политической этики Конфуция? - достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления - необходимость преодоления поляризации богатства и бедности среди населения - отрицание бунтов, борьбы за власть, завоевательных войн - все ответы верны - 18. В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция? - привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью - обозначить место каждого в социальной системе - дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным - все ответы верны – 19. В каком веке конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии? - в I веке до н.э. - во II веке до н.э. - - в III веке до н.э. - в IV веке до н.э. 20. Кто является основоположником даосизма? - Лаоцзы - - Конфуций - Моцзы - Хань Фэй 21. В каком произведении изложена концепция даосизма? - «Дао дэ цзин» - - «Дао дэ гджун» - «Дао дэ мэй» - «Дао дэ чоу» 22. Лаоцзы характеризует дао как: - как независимый от небесного владыки естественный ход вещей - естественную закономерность - высшую добродетель и естественную справедливость - все ответы верны - 23. Как вы понимаете следующее изречение Лаоцзы? «Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». - надежда на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость - независимость от небесного владыки - революционный призыв к освобождению низов от гнета, страданий и нищеты - враждебность к людям, низкая оценка их качеств 24. Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме? - воздержание от активных религиозных действий - осуждение антинародной активности властителей и богатых - - призыв воздержаться от критики народных притеснителей - призыв всецело положиться на волю императора 25. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма? - призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях - отказ от письменности, орудий труда - тотальная критика культуры и достижений цивилизации - все ответы верны - 26. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти? - Хань Фэй - Лаоцзы - Моцзы - - Цзын Чань 27. Кому Моцзы адресует следующий принципиальный упрек? «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам». - легистам - даосистам - конфуцианцам - - местным сановникам 28. Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания? - Шан Ян - - Моцзы - Конфуций - Лаоцзы 29. Когда в Древней Греции возникла государственность? - в I тысячелетии до н.э. - во II тысячелетии до н.э. - в III тысячелетии до н.э. - в IV тысячелетии до н.э. 30. Кто в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») выступает в качестве верховного заступника всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд? - Геракл - Зевс - - Посейдон - Аполлон 31. Кого бы вы причислили к когорте «семи мудрецов»? - Фалес - - Гиппократ - Цельсий - Демосфен 32. Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о: - загробной жизни - вреде междоусобных войн - объединении городов-полисов Греции - числах - 33. Наихудшим злом пифагорейцы считали: - бедность - анархию - народовластие - безграмотность 34. Что означает слово «софистика»? - стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек - - справедливость, рассудительность и благочестие - интерпретация мифа о происхождении человечества - высокая оценка достижения человеческой цивилизации 35. Кого можно отнести к старшему поколению софистов? - Протагор - Горгий - Продик - все ответы верны - 36. Кого можно отнести к младшему поколению софистов? - Демокрит - Ликофон - - Зенон - все ответы верны 37. Кто был непримиримым критиком софистов? - Сократ - - Продик - Гиппий - Антифонт 38. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона? - «Апология Сократа» - «Протагор» - «Законы» - «Народ» - 39. В каком сочинении Платон конструирует идеальное справедливое государство? - «Политик» - «Софист» - «Государство» - - «Законы» 40. Кому принадлежит изречение: «Платон мне друг, но больший друг - истина»? - Фалесу - Аристотелю - - Продику - Демосфену 41. Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах? - Фалес - Продик - Аристотель - - Демокрит 42. В каком из произведений Аристотеля освещается политико-правовая тематика? - «Политика» - «Афинская полития» - «Этика» - все ответы верны - 43. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания? - «арифметическое равенство» - - «геометрическое равенство» - магия чисел - аксиоматические выводы 44. Распределяющая справедливость по Аристотелю исходит из принципа «геометрического равенства», что означает: - наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от сословного происхождения - деление общих благ по достоинству, пропорциональному вкладу и взносу того или иного члена общения - - наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от воинской доблести - наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от царской милости 45. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой: - гармонично сочетается царская власть с властью аристократии - господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов - - естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное - индивид стремится к мировому согражданству 46. Кто является основателем стоицизма? - Платон - Зенон - - Эпикур - Полибий 47. Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода: - царский (754 – 510 г.г. до н.э.) - республиканский (509 – 28 г.г. до н.э.) - императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) - христианский (до 1453 г.) - 48. В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон? - слабость людей - страх перед враждебно настроенными соседними народами - врожденная потребность людей жить вместе - - вес ответы верны 49. Какие формы правления выделяет Цицерон в своем учении? - царская власть - власть оптиматов (аристократия) - народная власть (демократия) - все ответы верны - 50. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым? - тирания единоличного владыки - власть толпы - господство клики - все ответы верны - 51. Назовите яркого представителя римского стоицизма. - Луций Анней Сенека - Эпиктет - Марк Аврелий Антонин - все ответы верны - 52. К чему в своих воззрениях склонялись римские стоики? - проповедь фатализма - политическая пассивность - коспомополитизм - все ответы верны - 53. Кто первоначально в Древнем Риме занимались вопросами права? - сенаторы - понтифики - - патриции - полководцы 54. Согласно преданию начало светской юриспруденции в Древнем Риме связано с именем: - Марка Аврелия - Эпиктета - Гнея Флавия - - Сенеки 55. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на: - уголовное и цивильное - публичное и частное - - общегосударственное и местное - римское и колониальное 56. В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы: - собственности - семьи - завещаний, договоров - все ответы верны - 57. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов: - частного собственника и товаровладельца - - плебса - ремесленника - воина (легионера) 58. Когда возникло христианство? - I в. н.э.- - II в. н.э. - III в. н.э. - IV в. н.э 59. Основные произведения раннего христианства: - Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) - Евангелия - послания апостолов - все ответы верны - 60. В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии? - «Трактат о происхождении христианства» - «О религиозной этике» - «О граде божием» - - «Человеческая свобода» 61. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного: - догматизма - - фарисейства - стоицизма - эпикурейства 62. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам: - искусство аргументации - логическая техника - формы ведения споров - все ответы верны - 63. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков? - Я. Гуса - Дж. Уиклифа - Ф. Аквинского - - М. Падуанского 64. Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому? - силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели - - стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей - стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве - стать идеальным собеседником для бога 65. Каково предназначение естественного закона по Ф. Аквинскому? - силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели - стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей - - стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве - быть непримиримым противником еретиков, бороться с ересью 66. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии? - Дж. Уиклиф - - Ян Гус - М. Лютер - М. Падуанский 67. Какую основную идею проводит М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»? - настоящий источник всякой власти – светское государство - церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти - - упразднение сословия аристократов - необходимость конституционного монархического строя 68. По преданию ислам возник в: - Константинополе - Александрии - Мекке - - Багдаде 69. Что является основным источником мусульманского права? - идеология Корана - - идеология шиизма - идеология суннизма - все ответы верны
1. Предмет курса истории политических и правовых учений. 2. Учение, школа, течение, направление в политической и правовой мысли. 3. Значение истории политических и правовых учений. 4. Общая характеристика политической и правовой мысли Древнего Востока. 5. Политическая и правовая идеология брахманизма. 6. Политическая и правовая концепция буддизма. 7. Политико-правовое учение Конфуция. 8. Политическое и правовое учение Лао-цзы. 9. Политико-правовые взгляды Мо-цзы. 10.Древнекитайские легисты. 11.Общая характеристика политической и правовой идеологии Древней Греции. Основные линии политической борьбы. 12.Политико-правовые идеи Гомера. 13.Политико-правовые взгляды Пифагора и его школы. 14.Правовые идеи Гераклита. 15.Политические и правовые позиции софистов. 16.Правовая концепция Сократа. 17.Политические и правовые взгляды Платона. Проекты «идеологического» государства. 18.Политико-правовая теория Аристотеля. 19.Политические и правовые идеи Эпикура. 20.Стоики, мировоззренческие и правовые взгляды. 21.Политическая и правовая теория Полибия. 22.Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима. 23.Политико-правовая концепция Марка Туллия Цицерона. 24.Римские юристы. 25.Политические и правовые идеи раннего христианства. 26.Политические и правовые воззрения Августина. 27.Общие черты средневековой политической идеологии. 28.Правовая и политическая теория Ф. Аквинского 29.Политические идеи средневековой ересей. 30.Политическая и правовая концепция М. Падуанского. 31.Общая характеристика политической и правовой идеологии Возрождения. 32.Политическое и правовое учение Н. Макиавелли. 33.Политические и правовые взгляды Мартина Лютера. 34.Политические и правовые воззрения Томаса Мюнцера. 35.Теория власти Ж. Бодена. 36.«Утопия» Томаса Мора. 37.«Город солнца» Т. Кампанеллы. 38.Политико-правовая теория Г. Гроция. 39.Политико-правовое учение Б. Спинозы. 40.Теория разделения властей Дж. Локка. Политическая теория Т. Гоббса. 41.Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). 42.Политическая концепция Филофея «Москва-третий Рим». 43.Политические воззрения А. Курбского. 44.Политические идеи Ивана Грозного. 45.Общая характеристика политических и правовых учений европейского Просвещения. 46.Политические и правовые взгляды Вольтера. 47.Политико-правое учение Ш. Монтескье. 48.Республиканские идеи Ж..-Ж. Руссо. 49.Политико-правовые идеи якобинцев. 50.Политико-правовая идеология французского социализма. 51.Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв. 52.Политическая программа И.Т. Посошкова. 53.Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого. 54.Основные направления политической мысли в США в период борьбы за независимость. 55.Политические взгляды Б. Франклина. 56.Политико-правовые идеи Т. Пейна. 57.Политические взгляды Т. Джефферсона. 58.Политико-правовые воззрения А. Гамильтона. 59.Политические идеи Дж. Адамса. 60.Историческая школа права в Германии. 61.Учение И. Канта о государстве и праве. 62.Политико-правовая теория И.Г. Фихте. 63.Учение Гегеля о государстве и праве. 64.Общая характеристика политических взглядов социалистов-утопистов: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. 65.Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. 66.Политические идеи Н.М. Карамзина. 67.Политические программы декабристов. 68.Политико-правовые воззрения западников и славянофилов. 69.Политические и правовые взгляды И. Бентама. 70.Политическое учение Б. Констана. 71.Политическое учение Алексиса де Токвиля. 72.Политические взгляды О. Конта. 73.Политико-правовое учение марксизма. 74.Учение Р. Иеринга о праве и государстве. 75.Социологическая теория государства Л. Гумпловича. 76.Политические идеи Г. Спенсера. 77.Политико-правовое учение Ф. Ницше. 78.Русский утопический социолизм. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. 79.Русский анархизм М.А. Бакунин, А.П. Кропоткин. 80.Политическое и правовое учение Б.Н. Чичерина. 81.Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева. 82.Политико-правовые идеи И.А. Ильина. 83.Политико-правовые воззрения П.И. Новгородцева. 84.Политико-правовые идеи Г.В. Плеханова. 85.Политико-правовые воззрения В.И. Ленина. 86.Политические взгляды И.В. Сталина. 87.Политические и правовые идеи национал-социализма. 88.Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. 89.Современные естественно-правовые теории. 90.Социологическая юриспруденция. 91.Политико-правовые идеи солидаризма и институционалима. 92.Теория элит, бюрократии и теократии.
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |