КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тяговый расчет и устойчивость скрепера
НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И КЛАССИФИКАЦИЯ СКРЕПЕРОВ РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СКРЕПЕРОВ Скрепер является землеройно-транспортной машиной цикличного действия, выполняющей в процессе ее движения резание грунта, накопление его в ковше, транспортирование и выгрузку, иногда с разравниванием и уплотнением, в грунтовый отвал или сооружение. Эти машины широко применяют в дорожном строительстве для возведения насыпей и разработки выемок, в гидротехническом строительстве для рытья котлованов и сооружения дамб и плотин, в промышленном и гражданском строительстве для разработки котлованов, траншей и площадок, на вскрышных работах для срезки и рекультивации верхнего слоя грунта при добыче полезных ископаемых, а также на различных вспомогательных работах. Скреперы используют чаще всего при разработке грунтов 1-ой и 2-ой категорий. При предварительном рыхлении они могут разрабатывать и грунты 3-ей и 4-ой категорий. Для ускорения заполнения ковша и увеличения производительности скреперы иногда работают вместе с толкачом. Скреперы (Рис. 2.1) представляют собой комбинацию тягача 1 с тележкой 2, оснащенной ковшом 3, имеющим форму ящика, открытого спереди и сверху. Резание грунта осуществляется ножом 5, закрепленным на передней части днища. Толщина стружки изменяется в пределах 0,12...О,5 м в зависимости от размеров скрепера. Передняя часть ковша имеет шарнирно прикрепленную заслонку 6. Скреперы различают по виду соединения тягача с тележкой, по вместимости ковша, схеме соединения ковша с рамой, способу загрузки ковша. Рис. 2.1. Самоходный скрепер. По виду соединения тягача с тележкой скреперы бывают прицепные, полуприцепные и самоходные. Прицепные скреперы имеют одно- или двухосную тележку (Рис. 2.2, а, б). Их применяют обычно с гусеничными тягачами при работе на сильно пересеченной местности с дальностью транспортирования до 0,6 км и подъемах не более 10°. Масса скрепера и грунта в ковше у этих машин в основном передается на ходовую часть тележки скрепера. У полуприцепных скреперов (Рис. 2.2, в, г), как и у самоходных, масса машины и грунта в ковше передается примерно поровну на колеса и тележки. Эти машины применяют при подъемах до 15° и значительной дальности транспортирования. Обычно для полуприцепных машин последнюю принимают не более 1,5км и самоходных - не более 2 км. Однако в ряде случаев дальность транспортирования может быть экономически целесообразной и до 5...8 км. Самоходные скреперы обычно изготовляют на базе одно -или двухосных тягачей. Для увеличения сцепного веса, что позволяет машине преодолевать большие подъемы и развивать
Рис. 2.2. Прицепной и полуприцепной скреперы. более высокие скорости, у этих машин часто устанавливают двигатель как на передней, так и на задней осях. Синхронность вращения колес на всех ведущих осях в этом случае достигается применением гидромеханических трансмиссий, имеющих гидротрансформаторы на каждом двигателе. На машинах с ковшом вместимостью 25 м3 и более в дополнение к этому привод всех колес выполнен также дизель-электрическим или дизель-гидравлическим с мотор-колесами. По вместимости ковшей скреперы делят на малые с ковшом вместимостью до 4м3, средние - до 5...12 м3 и большие - более 12 м3. По схеме соединения ковша с рамой машины скреперы делят на рамные (Рис. 2.1) и безрамные. В первом случае ковш с рамой соединен шарнирно. Передача тягового усилия тягача здесь в основном осуществляется через раму. При безрамной конструкции тяговое усилие воспринимается ковшом. Прочность и пространственная жесткость у него • обеспечиваются благодаря продольным и поперечным ребрам. - 34 - Загрузка ковшей может быть свободной и принудительной. В первом случае срезанная стружка грунта поступает в ковш за счет приложения тягового усилия. Это имеет место в процессе всего заполнения ковша. Во втором случае ковш наполняется с помощью скребкового элеватора (Рис. 2.3, а, б) или шнеков (Рис. 2.3, в-д).
В зависимости от схемы загрузки ковша различаются скреперы со свободной, полупринудительной, принудительной и щелевой загрузкой. При свободной загрузке грунт выгружается из ковша самотеком после открытия заслонки и наклона ковша в сторону режущей кромки или в обратном направлении. Во втором случае загрузка грунта достигается наклоном днища ковша вместе с задней стенкой относительно боковых стенок. При принудительной выгрузке грунт выталкивается из ковша перемещением его задней стенки по направлению заслонки. При щелевой загрузке грунт выгружается из ковша путем раздвижки его днища. В некоторых конструкциях раздвижка днища сопровождается и наклоном смещающейся его части. - 35 - 2.2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СКРЕПЕРОВ И ИХ РАСЧЁТ В качестве главного параметра скрепера условно принята геометрическая вместимость (емкость) ковша. Основными параметрами являются мощность двигателя, масса машины, её габаритные размеры, ширина и максимальная толщина срезаемого слоя грунта, колёсная база скрепера, рабочая и транспортная скорости, распределение силы тяжести по осям скрепера и др. У прицепного скрепера как порожнего, так и загруженного на переднюю ось приходится в среднем 45 % общей массы, а на заднюю ось - около 55 %. У самоходного порожнего скрепера на переднюю ось падает около 70 % общей силы тяжести, а на заднюю ось - около 30 %; у загруженного - общая сила тяжести распределяется на переднюю и заднюю оси примерно поровну. На заполнение ковша грунтом оказывают существенное влияние свойства и состояние грунта, толщина стружки, форма и установка ножа и геометрические параметры ковша, а именно: ширина ковша, соотношение между шириной резания и шириной ковша, высота и длина и продольный профиль ковша. Геометрическая форма ковша должна быть такой, чтобы на заключительной стадии его наполнения требовалась возможно меньшая удельная сила тяги (сила тяги, соотнесённая к 1 м3 грунта, набранного в ковш). При выборе формы ковша необходимо также учитывать требования снижения металлоёмкости и обеспечения хорошей манёвренности скрепера, так как удлинение ковша вызывает увеличение базы скрепера, и тем самым ухудшает его маневренность. - 36 - В основе методики определения основных параметров ковша (по К.А.Артемьеву) лежит предложение придания ковшу такого продольного профиля, который соответствовал бы контуру грунта, заполняющего ковш в условиях, когда задняя стенка не стесняет поступления грунта в ковш. Это достигается при условии, что высота задней стенки Н3 составляет 45 % от высоты наполнения, то есть Н3 = 0,45 Н. Указанное требование вызывает необходимость соблюдения определённых соотношений между основными размерами ковша - его высотой, шириной и длиной.
Максимальный объём ковша (Рис. 2.4), который может быть заполнен при данной силе тяги, определяется возможной высотой наполнения Н, положением точек контура В и С, углами б0> v и ф под которыми откладывается грунт в ковше, внутренней шириной В, между боковыми стенками ковша. - 37 - За основной параметр, в зависимость от которого поставлены все элементы продольного профиля, принята высота ковша (высота наполнения). Под высотой ковша Н принимается расстояние от линии стыка ножа с днищем до наиболее высокой точки ковша, измеренной по вертикали. Для определения высоты ковша при заданной его ёмкости необходимо наметить соотношение между шириной и высотой ковша, В m = ----------. (2.1) Н Величина этого соотношения оказывает большое влияние на удельное сопротивление в конце наполнения ковша. Чем больше т, тем меньше удельное сопротивление, возникающее при наборе грунта в ковш на заключительной стадии его наполнения. Падение удельных сопротивлений особенно интенсивно происходит по мере увеличения отношения m в пределах 1...3. При дальнейшем увеличении этого отношения снижение удельного сопротивления становится менее интенсивным. Падение удельных сопротивлений по мере возрастания m тем больше, чем больше ёмкость ковша. В существующих скреперах соотношение между шириной ковша В и высотой ковша Нк составляет т= 1,40... 1,78., Таблица 2.1 Рекомендуемые отношения между шириной ковша и высотой наполнения
- 38 - Ширина ковша в конечном счёте ограничивается допустимыми габаритами грузов для железнодорожого состава. Скреперы большой емкости перевозятся по железной дороге в разобранном виде. Габаритная ширина скреперов Вг и внутренняя ширина ковша В связаны следующей зависимостью Вг = В + 2А, (2.2) где А - сумма толщины боковой стенки и её накладок жесткости толщины несущей боковой тяги нередка и зазоров, необходимых для взаимных перемещений узлов в работе, мм: А = 175...265 мм. Ширину ковша скрепера определяют в зависимости от колеи его тягача по зависимости В = Кт + Вш + 26, (2.3) где Кт - колея тягача, мм; Вы - ширина пневмомашины или гусеницы, мм; 5 - зазор между наружным краем шины или гусеницы и боковой стенкой ковша, обычно б = 30...60 мм. Высоту и длину ковша обычно принимают: Н = (0,4 * 0,6) В; L = (1,4 * 1,8) Н. (2.4) Высоту передней и хвостовой частей ковша берут в зависимости от Н: высоту передней части ковша берут Я1 > О,7Н; высоту хвостовой части ковша берут Н2 > О,6Н. - 39 - Между ёмкостью ковша qva, приходящейся на 1 м его ширины, и высотой наполнения ковша Н при Н3 = 0.45Н при работе на супесях и суглинках существует следующая зависимость, полученная экспериментальным путём: q1 = 0,54 + 0,48Н + Н2 в м3 на 1 пог.м ширины ковша. При ширине ковша В = m • Н qK = qt ■ В = m ■ (0,54Н + 0,48Н2 + Н3), м3 (2.5) Техническую производительность (м3/ч) скрепера определяют по зависимости Пт = 3600-qK -KH/(tu-Kp), (2.6) где qK - геометрическая вместимость ковша, м3; Кн - коэффициент наполнения ковша; Кр - коэффициент разрыхления грунта в ковше: для песка и супеси Кр = 1,1... 1,2; для суглинка и глины Кр = 1,2...1,4. Продолжительность (с) рабочего цикла Ц = Ц + '"п. г + ^р + Ц. П ' где tK - время копания, зависящее от разрабатываемого грунта, размера машины, условий работы, Ц -"-к / VK где 1к - длина пути при копании; vCK - скорость движения при копании; - 40 - ЪП:г> tn.n ~ продолжительность движения с груженым и порожним ковшом, ^п. п = ^-п'vn где 1п - длина пути при обратном ходе; vn - скорость движения при обратном ходе; tp - время разгрузки ковша и маневрирования, tp = lp/vp, где 1р - длина пути при разгрузке; vp - скорость движения при разгрузке. Задачей общего расчета скреперов является проведение тягового расчета, проверка его устойчивости при работе и определение производительности. В настоящее время в практике проектирования скреперов наибольшее применение получил тяговый расчет, предложенный Е.Р.Петерсом. По нему определение сопротивления передвижению скрепера ведется для конца наполнения ковша грунтом: Р01 = Рр + Рт + Рн + Рпр, (2.7) где Рр - сопротивление резанию; Рт - сопротивление передвижению скрепера с груженым ковшом; Рн - сопротивление наполнению ковша; Рпр - сопротивление перемещению призмы волочения. - 41 Сопротивление (кН) передвижению скрепера ;тс + тг) • (f ± Г :2.8) где тс - масса скрепера, т; тг - масса грунта в■ ковше, т; f - коэффициент сопротивления перемещению движителя; I - преодолеваемый уклон. Сопротивление (кН) резанию грунта Рр = Kt '-В-с (2.9)
- удельное сопротивление грунта резанию; - ширина ковша, м; - толщина стружки, м, для конца копания с - 0,05...О,2 м, соответственно для ковшей 3 и 25 м3. складывается из сопротивления Рп силы тяжести поднимаемого столба грунта и сопротивления Ртр трению грунта в ковше. Сопротивление (кН) силы тяжести столба грунта (Рис.2.5)
Рп = B-c-H-p-g, Рис. 2.5. Схемы к определению сопротивления наполнению где Н - высота ковша, м; - 42 - Сопротивление (кН) трению грунта в ковше обусловлено давлением со стороны прилегающих к нему с боков призм Ртр = X-B-H2-p-g, (2.11) где tg р sin р ■ 1 + tg2 р 2 (здесь р - угол внутреннего трения грунта). Сопротивление (кН) перемещению призмы волочения перед ножом ковша и заслонкой Рпр = yB-H2-p-/i'-g, (2.12) где у - коэффициент объема призмы волочения, у = 0,5...О,7 для связных и сыпучих грунтов; д' - коэффициент трения грунта по грунту, при аналогичных грунтах jli' = 0,3... 0,5. В данной" методике расчета так же, как и в аналогичной у бульдозера, неоднозначно может быть выражено сопротивление FTp трению грунта в ковше. Приведенная зависимость (2.11) свойственна поведению сыпучей среды. Рассмотренное же поведение грунта в ковше характерно для связных грунтов. На рис. 2.6 представлена картина наиболее вероятного взаимодействия ковша с малосвязным и несвязным -, сыпучим грунтом. Применительно к этому случаю сопротивление трению.грунта в ковше может быть представлено выражением - 43 - Ртр ' = (jti-cosa + since) • Gj, -cosa + Gn -cosp- (д' -cosp + sinp). (2.13) В соответствии с полученным сопротивлением передвижению скрепера Р01 ведется подбор тягача. Рис. 2.6. Схема к определению сопротивления трения грунта в ковше. Для самоходных скреперов без толкачей необходимо, чтобы максимальное окружное усилие Рк на ведущих его колесах было согласовано с Р01, т.е. Рк > Poi < рФ-- При использовании толкача с тяговым усилием Рт (Рк + Рт)-К0 > Р01, - 44 - где К0 - коэффициент одновременности работы тягача и толкача, принимаем при расчетах К0 = 0,85...О,9. Завершается тяговый расчет скрепера проверкой условия сцепления движителей машины с основанием. При нормальной нагрузке на ведущие колеса или гусеницы машины и коэффициенте их сцепления с грунтом фсц это условие имеет вид ^сц ' Фсц ^ Р(И • Значение Gcu зависит от распределения веса машины на оси ходового устройства. У прицепных скреперов при загруженном ковше на передние колеса приходится примерно 40%, а на задние - 60% общего веса машины. У полуприцепных машин на задние колеса передается около 60...70% веса скрепера. Остальной вес машины передается на сцепное устройство тягача. В самоходных скреперах вес машины распределяется по осям примерно поровну. На стадии проектирования, когда вес скрепера неизвестен, его ориентировочно принимают в зависимости от вместимости ковша q (м3). В прицепных скреперах Gc = (l,0...1,2)-q; в полуприцепных скреперах Gc = (0,9...1,3)-q; в самоходных скреперах Gc = (2, 2... 2, 6) • q. Вес скрепера с элеваторной или шнековой загрузкой больше соответствующего из рассмотренных случаев на 10...15%. - 45 - Устойчивость скреперов проверяется при движении их под уклон, на подъем, по криволинейным участкам пути и по косогору. Запас устойчивости машины во всех этих случаях должен быть не менее 1,2.
При движении скрепера по косогору возможно опрокидывание всей машины относительно ребра опрокидывания, проходящего через опорные точки 0-0 (Рис. 2.7) ходовой части машины с одной из ее сторон, или только части машины, вероятнее прицепной, относительно оси 01 - 01, проходящей через шарнир сцепного устройства тягача и опорную точку одного из задних колес. В первом случае допустимый угол поперечного уклона tg ос = (0,5В - a)/(l,2h '). [2. 14) Во втором - предельный угол наклона косогора tg а = 1ц/(1,2пц (2.15) - 46 -
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 3406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |