Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французское садово-парковое искусство XVII века




С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов.

Ренессанс во Франции охватывает период со второй половины XV века до начала XVIII. Во время военных походов в Италию французы пребывали под сильным влиянием культуры итальянского Ренессанса. Это благотворное влияние отразилось и на французском садово-парковом строительстве. Но природные условия Франции характеризуются более прохладным, чем в Италии, климатом. Здесь нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Рельеф более ровный, течение рек спокойное, что исключает создание террасных садов и шумных водных устройств. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. В ассортименте древесных пород преобладают лиственные - граб, дуб, бук, вяз, липа, ясень. Все эти условия направили развитие французского садового искусства по собственному, индивидуальному пути развития.

Во Франции формируются сады, которые до середины XVII в. относят к стилю барокко. Эти сады выходят за пределы замковых стен, но примыкают к ним и первоначально сохраняют замкнутый характер, ограничиваясь по периметру крытыми аллеями - берсо или перголами, а также невысокими стенами - палисадами. Планировка садов была простая - в виде квадратов, имеющих внутреннее членение. Сады богато украшались цветниками, превратившимися в XVII в. в роскошные кружевные партеры - бродери. Их создателем является королевский садовник Ж. Молле. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженый буксус, а также <мертвый> материал - песок, толченый кирпич, уголь. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Он развивает итальянский боскет: создает высокие стриженые стены из граба, образующие зеленые залы.

Лесные массивы прорезались просеками для верховой езды и охоты. Спокойная гладь воды, типичная для французского ландшафта и неотъемлемая часть оборонных сооружений замков, органически вошла во французские парки, превратившись в каналы и изысканно оформленные водные партеры. Идея создания каналов в пониженных частях местности с успехом была воплощена садовником Андруэ де Серсо. Он первый расширил размеры парков до сотен гектаров.

Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития. Влияние итальянского садово-паркового искусства лишь ускорило этот процесс и по-настоящему проявилось в стремлении к целостному планировочному решению - увязке дома с садом, развитию продольно-осевой композиции, единству всех частей и по возможности террасированию рельефа. Но и эти приемы реализуются по-своему. Все это предопределило появление нового стиля, который благодаря своей завершенности и непревзойденности в развитии регулярного стилевого направления получил название классического.

Садово-парковый классический французский стиль развивался совместно с архитектурным стилем барокко. Его расцвет наступил в середине XV II в.

Описание садов Франции периода Ренессанса находим в трактате Анри Молле, крупнейшего строителя парков того времени, <Садовые орнаменты для удовольствия> (1651). Он считал, что характерными элементами французских садов являются широкая центральная аллея, обсаженная двумя-тремя рядами лип или кипарисов, водные каналы регулярной формы, обширные партеры без деревьев, стриженные боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптураим и фонтанами. В это время во Франции плодотворно работали итальянский мастер Марколиано, архитекторы Де Серсо, Делорен и другие. Жан Боало - мастер и теоретик паркового искусства написал книгу в трех томах о композиции, строительстве парков и уходе за парковой растительностью. Свои взгляды на садово-парковое строительство он проверил на парках Люксембурга и Версаля.

Самым известным теоретическим трудом по устройству парков был <Трактат по теории садоводства> (1709) Держанвиля (автор текста) и Леблона (автор рисунков). Главные положения этой книги всесторонне характеризуют французское садовое зодчество рассматриваемого периода. Основой всякого парка считалась согласованность с ландшафтом, согласованность, иногда нарушающая симметрию. Строитель парка должен был стремиться к естественности и отказываться от всего необычного. Например, зеленый откос следовало предпочитать большой подпорной стене, стриженный зеленый свод - сложной трельяжной конструкции. Не рекомендовалось устраивать густые и мрачные сады, а также слишком увлекаться созданием открытых пространств. По теории, напротив дома или дворца следовало устроить большую аллею с двумя-четырьмя рядами деревьев, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название <ах-ах>, позволял неожиданно раскрыть вид на окружающий ландшафт.

Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности местности, что привело к таким характерным приемам, как боулингрин, то есть заниженный участок газона, нарушал однообразную ровную поверхность почвы. Вертюгаден во французских парках играл такую же роль как амфитеатр в итальянских. Он представлял собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках. Характерной особенностью французских вертюгаденов, которую не часто замечают архитекторы, было отсутствие параллельности всех кривых, составляющих это устройство.

Главное место у дворца или дома во французских парках отводилось партерам, которые устраивались в основном из сплошного или вырезного газона, окаймленного низким бордюром из самшита или небольшой дорожкой посыпанной песком. Сложные узоры в партере создавали из песка, толченого угля, кирпича, стекла. Иногда партеры сплошь засаживали цветами или ставили кадки с подстриженными деревьями.

Самую большую часть парка занимали боскеты, классификацию которых впервые дал Держанвиль. И. Блондель в четвертом томе <Курса архитектуры> отметил, что боскет может быть использован как открытый манеж, помещение для танцев, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, создавались открытые посадки - кенконс. Это были прямоугольные площадки, осаженные по квадратам высокоствольными деревьями так, что вид во все стороны был открыт. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако этот прием на получил широкого распространения и был забыт.

Середину XVII века принято считать периодом подъема французской культуры. Средоточием всей умственной жизни страны был двор Людовика XIV. Искусство стало предметом особой заботы короля, так как он видел в нем средство для возвеличивания своей власти.

Создателем французской школы паркового искусства считается величайший ландшафтный архитектор XVII в. Андре Ленотр (1613-1700 гг.). Первым крупным его произведением был парк в поместье Во-ле-Виконт, где Ленотр впервые применил не только в планировке парков, но и в градостроительстве трехлучевую композицию. Кроме парка Во-ле-Виконт Ленотр создал парки и сады в Тюильри (1664-1672 гг.), Сен-Клу, Шатильи (1693 г.), сад Марии (1699 г.). Но вершиной его творчества считается Версаль - резиденция Людовика XIV (1662-1700 гг.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 2912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.