КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные параметры погрузчиков и их расчет
НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И КЛАССИФИКАЦИЯ ПОГРУЗЧИКОВ РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОГРУЗЧИКОВ Погрузчики нашли широкое применение в дорожном строительстве, а также на базах и складах инженерных войск для погрузки-разгрузки транспортных средств, складирования и перемещения штучных и тарных грузов, а иногда и для монтажа различных конструкций и подъема грузов на небольшую высоту. Эти машины характеризуются универсальностью, высокими скоростями движения, проходимостью и маневренностью, тяговыми качествами и устойчивостью. О повышении значимости погрузчиков свидетельствует оснащение универсальной дорожной машины УДМ погрузочным оборудованием. Погрузчики предназначены для выполнения землеройно-транс-портных операций с разработкой предварительно разрыхленных грунтов, для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в транспортные средства или в отвал, а со сменными рабочими органами - для обработки штучных грузов, в том числе длинномеров, контейнеров, валунов, для выполнения монтажных работ, на снегоочистке и т.п. Погрузчики могут использоваться для перемещения и подачи к месту производства работ в пределах рабочей площадки (до 150 м) различных материалов, строительных деталей и оборудования. Погрузчики классифицируют: по назначению - для сыпучих материалов и штучных грузов; по режиму работы - непрерывного и циклического (периодического) действия; по типу рабочего органа - одноковшовые, многоковшовые и вилочные;
по ходовому оборудованию - на гусеничном или пневмоколесном ходу. Их также выпускают на базе автомобилей, тракторов и тягачей. Одноковшовые погрузчики являются универсальными и могут применяться для различных целей. Многоковшовые используются там, где рабочий процесс должен быть непрерывным, например зимняя уборка снега на городских улицах с одновременной погрузкой в транспортные средства. Погрузчики периодического действия (рис. 5.1) не только грузят материал в транспортные средства, но и могут перемещать их на расстояние до 150 м. Их применяют для штабелирования сыпучих и кусковых материалов на складах заполнителей смесительных узлов и установок. По способу захвата груза погрузчики периодического действия можно разделить на зачерпывающие и подхватывающие. У зачерпывающих погрузчиков захватным органом является ковш. У подхватывающих погрузчиков основным захватным органом служат вилы. Основной тип зачерпывающих погрузчиков - одноковшовые погрузчики с передней (фронтальной) и задней разгрузкой ковша. У погрузчика с задней разгрузкой (перекидные погрузчики) врезание ковша в материал происходит при движении на первой или второй скорости. После подъема загруженного ковша погрузчик движется задним ходом к месту разгрузки, где ковш отводится назад и разгружается. Погрузчик, не разворачиваясь, передним ходом возвращается к штабелю материала с опущенным вперед ковшом. Погрузчик с передней разгрузкой (фронтальный погрузчик) может быть как на гусеничном, так и на пневмоколесном ходу. Такой погрузчик после набора материала в ковш и поворота его в верти-
кальной плоскости (для предотвращения высыпания) должен отъехать назад, а в некоторых случаях и развернуться с тем, чтобы обеспечить выгрузку материала в транспорт. Погрузчики с боковой разгрузкой (полуповоротные погрузчики), как правите, изготавливаются с ковшами грузоподъемностью 0,8, 1,25 и 2 т. После набора материала ковш 3 такого погрузчика с помощью гидроцилиндра 1 и системы рычагов поворачивается в вертикальной плоскости для предотвращения высыпания материала. Гидроцилиндры 2 поднимают стрелу 4 вместе с ковшом. Поворот платформы 5 с рабочим оборудованием на разгрузку происходит с помощью гид-роцилиндроз и цепи, установленных внутри ходовой рамы 6. Время рабочего цикла полуповоротных погрузчиков на 30...40% меньше, чем у фронтальных, чему способствует поворот платформы, исключающий
необходимость маневрирования всей машины. Такие погрузчики весьма эффективны при работе в стесненных городских условиях, однако они являются более дорогостоящими. Кроме погрузочно-разгрузочных работ одноковшовые погрузчики могут использоваться для послойной разработки грунтов I...III категории с погрузкой их в транспортные средства или отсыпкой в отвал. Со сменными рабочими органами эти машины используют для погрузки и разгрузки контейнеров, труб, лесоматериалов, для обратной засыпки траншей и котлованов, для уборки дорог и внутрикварталь-ных территорий и др. Увеличение производства одноковшовых погрузчиков с различными видами сменного оборудования позволяет высвободить в промышленности много экскаваторов, кранов и бульдозеров, занятых на этих работах. Главный параметр одноковшовых погрузчиков - номинальная грузоподъемность, которая должна обеспечиваться при движении машины. По этому параметру их подразделяют на погрузчики малой грузоподъемности (до 0,5 т), легкие (0, 6... 2, 0 т), средние (2,1... 4, 0 т), тяжелые (4,1...10 т) и большегрузные (свыше Ют). У современных погрузчиков номинальная грузоподъемность достигает до 15 т. Не менее важны для определения технологических качеств погрузчика и такие параметры, как разгрузочный вылет, наибольшая высота разгрузки. По ним выбирают транспортное средство. На рис. 5.2 показаны одноковшовые погрузчики различных моделей: мощная модель фронтального погрузчика с шарнирно-сочленен-ной рамой и ковшом вместимостью 1,1 м3; малогабаритный универсального назначения; погрузчики на базе стандартных тракторов -гусеничного и колесного. Рис. 5.2. Основные типы одноковшовых погрузчиков: а - фронтальный с шарнирно-сочлененной рамой (ТО-30); б - малогабаритный универсальный пневмоколесный (ТО-31); в, г - навесные гусеничный и колесный погрузчики. Погрузчик, изображенный на рис. 5.2, а, имеет шарнирно-соч-лененную конструкцию рамы. Передний мост с рабочим оборудованием закреплен на передней полураме, а двигатель, кабина и задний мост установлены на задней полураме. Балансирная подвеска заднего моста обеспечивает повышенную проходимость погрузчика и разгружает несущую полураму от деформаций кручения. Обе полурамы соединены между собой шарнирно и для изменения направления движения погрузчика необходимо осуществить их поворот относительно друг друга с помощью гидроцилиндра.
Самоходное шасси малогабаритного погрузчика ТО-31 грузоподъемностью 0, 5 т снабжено дизелем мощностью 20 кВт, четырьмя ведущими колесами на шинах высокой проходимости и гидростатической трансмиссией, обеспечивающей бесступенчатое регулирование скорости при прямом и обратном ходе в пределах 0...10,5 км/ч. Ковш вместимостью 0,25 м3 управляется также с помощью гидравлики. Погрузчик поворачивается торможением колес одного борта и оборудован удобной кабиной с хорошим обзором. Погрузчики мощностью 2 т имеют вместимость ковшей 0,75...1,4 м3 при мощности двигателя 55...65 кВт. Привод хода осуществляется через гидромеханическую коробку передач и затем посредством карданных валов на передний и задний мосты погрузчика. В трансмиссию включен гидротрансформатор, автоматически регулирующий скорость движения в зависимости от нагрузки. Наличие гидротрансформатора уменьшает динамические нагрузки, увеличивает долговечность машины и создает более комфортные условия для оператора. Погрузчики непрерывного действия (рис. 5.3), так называемые многоковшовые погрузчики, применяются для выполнения больших объемов работ, связанных с погрузкой или разгрузкой сыпучих и мелкокусковых материалов (песка, гравия, щебня, сколотого льда, снега). Состоят из самоходной машины, на которой установлен ковшовый элеватор 1 или ленточный либо скребковый 5 конвейер. Для подачи материала к элеватору или конвейеру служит питатель 3, который может быть выполнен в виде винта, шаровой головки и подгребающих лопастей 4. Загружать материал в транспортные средства можно по наклонному лотку 2 или ленточному, ковшовому или скребковому конвейеру 5. Многоковшовые погрузчики выпускают производительностью 40, 80, 160 и 250 м3/ч с высотой выгрузки 2,4... 4, 2 м. Оборудование погрузчиков непрерывного действия производительностью 40 м3/ч
Рис. 5.3. Погрузчикинепрерывного действия: а - элеваторный с лопастным шнековым питателем; б - скребковый с подгребающими лопастями. монтируется/ как правило, на колесном тракторе. Погрузчики производительностью 160 и 250 м3/ч имеют гусеничный или пневмоколесный ход. Большая часть сборочных единиц и деталей погрузчиков унифи- цирована. Принцип работы погрузчика заключается в следующем: при движении машины вперед вращающиеся шнеки правыми или левыми спиралями транспортируют к середине машины,сыпучий материал, который захватывается ковшами и через воронку подается на ленточный конвейер. Ленточный конвейер при помощи механизма поворота может поворачиваться и материал грузится в транспортные средства или сбрасывается в отвал. Производительность многоковшовых погрузчиков на 40...60% больше, чем одноковшовых с такой же мощностью двигателя, но циклического действия. Однако многоковшовые погрузчики, как и.большинство машин непрерывного действия не являются универсальными.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ погрузчики могут оснащаться различного вида сменным оборудованием, предназначенным для захвата и перемещения груза (рис. 5.4). Рис. 5.4. Сменное рабочее оборудование одноковшовых погрузчиков: а - рабочие органы без силового привода; б - рабочие органы с силовым приводом; в - дополнительное оборудование; 1 - ковш для твердых пород с зубьями; 2 - ковш с прямолинейной режущей кромкой, 3 - ковш с V-образной режущей кромкой; 4 - скелетный ковш; 5 -грузовые вилы; б - бульдозерный отвал; 7 - плужный снегоочиститель; 8 - грузовая безблочная стрела; 9 - ковш с принудительной разгрузкой; 10 - двухчелюстный ковш; 11 - захват для длинномерных материалов; 12 - бурстолбостав; 13 - ковш для распределения бетона; 14 - захват для пакетов; 15 - дорожная щетка; 16 - гидромолот; 17 - рыхлитель; 18 - обратная лопата экскаватора. Ковши увеличенной и уменьшенной вместимости предназначены для погрузки грунтов с разными свойствами. Двухчелюстной ковш позволяет захватывать негабаритные предметы. Скелетный ковш предназначается для загрузки крупнообломочных материалов. Ковш с боковой разгрузкой - для выполнения работ в стесненных условиях. Ковш с принудительной разгрузкой имеет подвижную заднюю стенку. При ее перемещении при помощи гидроцилиндра и рычагов осуществляется принудительная разгрузка ковша. Такой ковш может применяться при погрузке материалов, обладающих большой липкостью. Грузовые крюки и петли - относятся к универсальным грузозахватным приспособлениям. Груз прикрепляется к этим приспособлениям при помощи канатных или цепных строп, или при помощи специальных захватов, подвешиваемых на крюк или петлю. Клещевые захваты - применяют при выполнении ПРР со штучными грузами определенной формы и размера для сокращения времени, затрачиваемого на подвеску и освобождение грузов и уменьшение ручных затрат. Подразделяются на захваты для штучных грузов в таре или упаковке и на захваты для штучных грузов без тары. В зависимости от степени автоматизации процесса захвата и освобождения груза захваты подразделяют на полуавтоматические (обеспечивающие автоматический захват груза при ручном освобождении) и автоматические (обеспечивающие захват и освобождение груза без применения рабочей силы).
Эксцентриковый захват - предназначен для транспортирования стальных листов в вертикальном положении. Он подвешивается к крюку крана и обеспечивает удержание листа в захвате силами трения, возникающими между листом и эксцентриком, а также между листом и упором рамки. Однако, согласно правилам Гостехнадзора, применение фрикционных захватов для ПРР с ядовитыми, взрывчатыми веществами, а Также сосудов, находящихся под давлением газа или воздуха (т.е. с разрядными грузами), не допускается. Электромагниты (постоянного тока) - применяются для подъема стальных или чугунных грузов. Они подвешиваются цепями к крюку погрузчика и питаются постоянным током при помощи гибкого кабеля. Их применение устраняет необходимость использования ручного труда при запаливании груза, так как захват и освобождение груза происходит автоматически. Однако зона работы погрузчика с электромагнитом является весьма опасной. Вакуумные захваты - предназначены для транспортирования различного рода листового материала (сталь, цветные металлы, стекло, оргалит и т.п.), а также для захвата различных коробок, ящиков и т.п. Оснащение погрузчиков различными видами сменного оборудования, позволяет осуществить комплексную механизацию погрузоч-но-разгрузочных работ и высвободить большое количество экскаваторов, бульдозеров, кранов, занятых на этих работах. Номинальную грузоподъемность погрузчиков определяют по стандарту ИСО 5998-78. Для колесных машин она должна быть не более меньшей из двух величин: 50% опрокидывающей нагрузки или 100% подъемного усилия; для гусеничных - не более меньшей из двух величин: 35% опрокидывающей нагрузки или 100% подъемного усилия. Опрокидывающая нагрузка определяется массой, сосредоточенной в центре масс ковша на максимальном вылете, наличие которой вызывает отрыв от опорной поверхности одного или нескольких опорных элементов машины. Для шарнирно-сочлененных машин различают опрокидывающую нагрузку при соосном и максимально повернутом положении полурам. Подъемное усилие определяется максимальным грузом в ковше, который вызывает срабатывание предохранительного клапана гидросистемы рабочего оборудования или остановку двигателя. Геометрическая вместимость ковша погрузчика (м3) определяется зависимостью Q VK =------, (5.1) р • Кн где Q - номинальная грузоподъемность, т; р - плотность материала, т/м3; Кн - коэффициент наполнения ковша. Фактическая вместимость ковша погрузчика определяется расчетным путем на основании измерений. Число ковшей, необходимых для загрузки транспортного средства, определяют из зависимости -
:5.2)
Kt где Q.c - грузоподъемность транспортного средства, т; Qn - грузоподъемность погрузчика, т. Погрузчик используется наиболее эффективно, если для загрузки транспортного средства требуется 3...6 ковшей. Оптимальная загрузка транспортного средства достигается, когда режущая кромка полностью опрокинутого ковша перекрывает ширину кузова- Вк не менее чем на 1/3, а высота разгрузки ковша Н8 превосходит высоту борта кузова на 0,2 Вк (рис. 5.5). Рис. 5.5. Схема загрузки кузова автомобиля погрузчиком: Н8 - высота разгрузки ковша; Вк - ширина кузова; Вс - ширина автомобиля; ЛНС - высота подъема ковша погрузчика над бортом кузова; Нс - высота борта кузова автомобиля; L - наибольшее расстояние кромки ковша погрузчика от крайней точки колеса автомобиля; А2 - угол разгрузки ковша погрузчика. Производительность погрузчика определяется количеством материала, обрабатываемого в единицу времени. Техническая производительность Пт(т/ч) определяется с учетом свойств разрабатываемого материала, массы материала в ковше и коэффициента, учитывающего условия работы: VK-р-Кн-Кт Кр • 1ц где Кт - коэффициент технологичности или условий выполнения работ (Кт = 0,85...0, 9); Кр - коэффициент разрыхления (для материковых материалов Кр = 1,25; для насыпных - Кр = 1,0); tu - время цикла, с. Для определения технической производительности значения плотности материала и коэффициента наполнения ковша принимают по справочникам в зависимости от свойств разрабатываемого материала. Время цикла Ц = ^н + % + Ц + t0 + tx + tn ( 1к Jt-D2-h a SD LT Jt-D2-h Sx = 3,6 —Kv+15-------- K3 -n+3,6 —+7,2 —+15------- +3,6 — +tn, 1 vp Пгп-поб > v3 VT Пгп-Поб vp где tH - время наполнения ковша; tp - время рабочего хода; tT - время маневрирования транспортного средства; t0 - время опорожнения ковша; tx - время холостого хода (возврат к месту внедрения); tn - суммарное время переключения передач и гидрораспредели
1К - глубина внедрения ковша в материал, м; vp - рабочая скорость внедрения, км/ч; Kv - коэффициент, учитывающий буксование ходовой части и потери в трансмиссии, Kv =1,5; D- - внутренний диаметр стрелового или ковшового гидроцилиндра (в зависимости от способа работы), см; h - длина хода стрелового или ковшового гидроцилиндра, см; Пгп- теоретическая подача насоса гидропривода, л/мин; К10б- объемный КПД гидропривода, %6 = 0,92...0,95; К3 - коэффициент, учитывающий снижение числа оборотов двигателя в процессе внедрения ковша (К3 > 2); п -. количество напорных движений в процессе внедрения; Sp и Sx - путь рабочего и холостого ходов, м; v3 - задняя скорость движения, км/ч; LT - габаритная длина транспортного средства, м; vT - средняя скорость подъезда и отъезда транспортного средства, км/ч. Расчетное напорное усилие (кН) может быть определено по формуле О, О " -IN о m я Y Тн = ----- -^^ пт - Gn-f < 0п-ф, (5.5) vT(l-5p) где Nemax - наибольшая эффективная мощность двигателя на маховике, кВт; vT - теоретическая скорость на данной передаче, км/ч; бр - расчетное буксование (для колесных машин бр=0,7) % - КПД трансмиссии (для механической трансмиссии щ =0, 85... О, 88, для гидромеханической % =0, 6... О, 75); Gn - эксплуатационный вес погрузчика, кН; f - коэффициент сопротивления передвижению; Ф - коэффициент сцепления движителей с поверхностью рабочей площадки. Теоретическая скорость машины определяется зависимостью Я R К vT = 0,377 —------, (5.6) где пдв - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин-1; гк - динамический радиус ведущего колеса, м; 1 - передаточное число трансмиссии. Для гусеничной ходовой части z где z - число зубьев ведущей звездочки; 1ЗВ - шаг гусеничной цепи, м; Для колесной ходовой части 2d+D гк = ------ е (5.8) где d - ширина профиля шины, мм; D - диаметр обода, мм; £ - коэффициент деформации шины, равный 0, 93... О, 96 для шин низкого давления и 0, 95... О, 96 для шин высокого давления.
При определении технической производительности многоковшовых погрузчиков необходимо учитывать, что работа шнекового питателя, элеватора и ленточного конвейера взаимосвязана и поэтому должна быть согласованной, а именно: Пшп < Пэл < Плк, (5.9) где Пшп, Пэл, Плк - соответствено техническая производительность шнекового питателя, элеватора и ленточного конвейера, м3/ч; Ж ■ D2 Пшп = 60 —----- pt • п • к3, (5.10) где D, pt - соответственно диаметр и шаг шнека, м; п - частота вращения шнека, мин"1; к3 - коэффициент заполнения (к3 = 0,6... 0,9). пэл = 3600 —**- q • кн, (5.и; где vk - скорость движения ковшовой цепи, м/с; 1 - расстояние между ковшами, м; Q. - геометрическая вместимость ковша, м3; кн - коэффициент наполнения ковшей (кн=0,7...1,1). ПЛК = 3600 • S ■ ул • к, (5.12) где S - площадь поперечного сечения материала на ленте, м2; Уд - скорость движения ленты, м/с; к - коэффициент снижения производительности конвейера при увеличении угла подъема (при а=10...15° - к = 0,95; при а=16...20° - к =0,9; при а=20...22° - к =0,86).
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 12092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |