КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели финансирования здравоохранения
И медицинское страхование Система финансирования здравоохранения ЛЕКЦИЯ № 1 - (2 часа) ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ. ДЕФЕЦИТ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ И ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. МЕТОД ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ГЛОБАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ В период перехода к рыночной экономике поиск эффективных механизмов для улучшения деятельности службы охраны здоровья населения привел к замене централизованного сметно-затратного финансирования медицинских учреждений оплатой фактически произведенной по договору работы и формированию конкурентной среды. Характеристика систем финансирования здравоохранения может быть дана с точки зрения источника формирования средств и с точки зрения взаимодействия медицинских организаций между собой. По источнику финансирования можно выделить бюджетную, страховую и частную системы. Однако, никогда не существует в чистом виде страховой, бюджетной или частной системы финансирования. Можно говорить о преимущественном, доминирующем источнике финансирования. Если это система ОМС, то преобладают взносы работодателей, если бюджетная система - общие налоги (налог на прибыль, на добавленную стоимость и т.п.). По характеру взаимодействия субъектов здравоохранения выделяют интеграционную, контрактную модель системы финансирования, а также модель возмещения и модель «управляемой медицинской помощи». Такая классификация использует опыт финансирования здравоохранения не только в России, но и в зарубежных странах (см. табл. 3).
Источниками финансирования в системе здравоохранения являются: - денежные средства бюджетов всех уровней; - средства обязательного медицинского страхования; - средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья населения; - доходы от предпринимательской деятельности организаций здравоохранения, в частности от оказания платных медицинских услуг. В целом, система финансирования здравоохранения России (по источникам финансирования) характеризуется как бюджетно-страховая модель. Более детально источники финансирования здравоохранения РФ показаны на схеме 2. Как уже отмечалось, можно наблюдать несколько финансовых потоков, направляемых в сферу здравоохранения. - Бюджетные источники: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; местный бюджет; ресурсы небюджетного перераспределения. К последним относятся средства обязательного медицинского страхования. Лечебно-профилактические учреждения любой формы собственности, получившие лицензию и аккредитованные в установленном порядке, финансируются на основе договоров со страховыми медицинскими организациями, с территориальным фондом ОМС, его филиалами, выполняющими функции страховщика. Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет, формируемый за счет поступления общих налогов от хозяйствующих субъектов и от населения. Поступления от предприятий осуществляются из налогов на прибыль налога с оборота, взносов на социальное страхование и др. Поступления от населения осуществляются путем уплаты подоходного налога, размещения внутреннего займа и доходов от денежно-вещевых лотерей. Из полученных доходов государство в лице Минфина России выделяет определенные средства на содержание и развитие здравоохранения. Уровень финансирования определяется путем переговоров между Минфином и Минздравом и базируется на предыдущем опыте, современных требованиях развития и возможностях государства. Согласованный бюджет одобряет Правительство РФ и утверждает высший орган власти - Федеральное Собрание. С момента утверждения государственный бюджет становится законом и обязателен для исполнения. Распорядителями кредитов (исполнителями бюджета) являются министры и руководители местных органов власти (первая степень), руководители подчиненных министерствам организаций и учреждений (вторая степень), руководители других организаций и учреждений (третья степень). Таким образом, администрация учреждений здравоохранения является распорядителем кредитов третьей степени. Учреждения здравоохранения финансируются из бюджетов соответственно их подчиненности: республиканского подчинения - за счет республиканского бюджета; областного подчинения - за счет областного бюджета; городского - за счет города; местные - из местных бюджетов. При этом возможно дополнительное финансирование учреждений здравоохранения "сверху-вниз", т. е. за счет бюджетов вышестоящих органов управления. Основным источником финансирования здравоохранения в России является по-прежнему бюджет всех уровней (федеральный, региональный, местный). В 1996 г. на бюджет приходилось 62,4% всех финансовых ресурсов здравоохранения. На эти цели шло 8,4% всех расходов консолидированного бюджета страны. В федеральном бюджете доля расходов на здравоохранение составила всего 1,3%, а в консолидированных бюджетах субъектов РФ -15,3%. При этом отмечались существенные различия между субъектами РФ: если в Белгородской, Оренбургской и ряде других областей эта доля составляла свыше 21%, то в Воронежской, Курской Кемеровской областях - 13-14%. Доля федерального бюджета в общих расходах на здравоохранение составила всего 6,0% (в 2001 г. - 12%). В результате население регионов, которые по объективным причинам не могут обеспечить приемлемый уровень финансирования здравоохранения, находится в очень сложном положении и не может получить бесплатную медицинскую помощь гарантированного объема и качества. Одним из источников финансирования здравоохранения служат личные средства потребителя медицинских услуг. Платный сектор существовал практически на протяжении всей истории России. Каждый гражданин имел право обратиться к частнопрактикующему врачу или в специальные, так называемые "хозрасчетные", поликлиники, где за плату он мог получить необходимую консультативную или лечебную амбулаторную помощь. Существующее мнение о том, что система платной медицинской помощи возникла лишь в ходе реформы, не соответствует действительности. В ходе реформы получили развитие новые формы оказания платной медицинской помощи: кооперативы, договоры с предприятиями об оказании дополнительных услуг их работникам. Причем последние получили распространение практически во всей стране, а не только в Ленинграде, Кемерове и Самаре - первых экспериментальных территориях. Канал финансирования здравоохранения через рынок частных медицинских услуг становится все более существенным. К сожалению, оценить его объем трудно. Данные об объемах платных услуг, оказанных населению учреждениями здравоохранения (табл. 46), свидетельствуют, что средства, затраченные населением на приобретение платных услуг, оцениваются на уровне 1,5% расходов на здравоохранение из всех источников. Таблица 46 Динамика объема платных услуг, оказанных учреждениями здравоохранения населению,
Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |