Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единая денежная система




Единая судебная система.

Государственное устройство - политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральной и местной властью.

Форма государственного устройства показывает:

1. Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

2. Каково правовое положение этих частей

3. Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

4.В какой форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Необходимость выстроить территориальную организацию государства вытекает из того, что после достижения определенной численности граждан и размера территории для удобства управления возникает необходимость разделить территорию на округа, земли, области, районы, губернии и т.д. и создать территориальные органы власти. Требуется распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Кроме того, население государства может быть многонациональным, а каждая народность, нация имеет свои традиции, исторический опыт, культурные, языковые и иные потребности. Поэтому необходимо учитывать и этот многонациональный состав населения.

Все государства по своему территориальному устройству традиционно подразделя­ются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

Унитарное государство (от латинского - «единство»)- это цельное единое государственное образование, состоящее из административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государствен­ности не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. Наличие единой конституции и единой системы законодательства.

3. Единое гражданство.

6. Одноканальная система налогов, т.е. все налоги, собираются по стране и аккумулируются в центре.

7. Единые вооруженные силы.

8. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

В унитарном государстве административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус, занимают равное положение по отношению к государству в целом (симметричные унитарные государства). Если же есть регионы, обладающие наци­ональными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (ассиметричные унитарные государства).

В Судане, например, согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный реги­ональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший ис­полнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе многих унитарных государств. Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности уста­навливаются высшими органами власти страны.

Все унитарные государства можно разделить на централизованные и децентра­лизованные.

Централизованным считается государство, в котором во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.

Децентрализованные унитарные государства те, в которых высшие территори­альные единицы (области, губернии, кантоны) являются строго административными, а самоуправляются лишь муниципальные территории. При этом последние избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов мес­тной жизни.

Примером может служить Турция. Местное самоуправление в основных админис­тративно-территориальных единицах (илах) в осуществляют представители централь­ной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены. В окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является и пред­ставителем ила.

Региональное государство - специфическая форма территориального устройс­тва на базе децентрализации унитарного государства. Это своего рода промежуточная форма между унитарным и федеративным государством.

Региональным является государство, в котором территория целостного унитарного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.

В настоящее время такая форма существует в четырех странах: Италии, Испании, Шри-Ланке и в ЮАР. Вся территория такого государства разделена на политические автономные образования (20 в Италии, 17 в Испании, 10 в Шри-Ланке, 9 в ЮАР). Эти образования не принимают своих конституций (исключение ЮАР), но имеют свои за­конодательные собрания (хотя парламентами не называются) и свою администрацию (комитет, совет).

В эти автономные образования назначается представитель государства (губерна­тор, комиссар). Обычно он имеет небольшие полномочия.

Признаки регионального государства.

1. Право территориальной автономии принимать законы по местным вопросам. Перечень этих вопросов обычно невелик: рынки, сельское хозяйство, охрана окружа­ющей среды и др.

2. Органы власти автономии принимают акт (устав), сходный с конституцией, но он утверждается общенациональным парламентом.

3. Законодательно закрепляется разграничение полномочий между центром и автономиями (регионами).

4. Контроль за деятельностью региональных органов центральными органами власти - конституционным судом, правительством и т.д.

5. Отсутствие представительства регионов в верхней палате парламента, отсутствие полномочий в судебной сфере.

Таким образом, региональное государство не определяется конституцией как федерация, оно считается унитарным государством, но на деле обладает чертами федеративного государства.

Федеративное государство (от латинского Тоейиз - «союз») - это государство, состоящее из множества (Россия и.США) или нескольких (Канада) государственноподобных образований, обладающих определенной степенью политической самостоя­тельности. Эти образования носят название субъектов федерации.

В США - 50 субъектов (штатов), в Швейцарии - 23 кантона, в Индии - 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств - Россия, Германия, Австрия, Малайзия, Нигерия, Танзания. Канада, Мексика и др.

Общие признаки, характерные для федеративных государств.

1.Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.

2.Двухуровневость: а) системы органов государственной власти, б) системы зако­нодательства: федеральная и субъектов федерации (субъекты вправе принимать свои конституции (уставы)).

3.Верховенство федерального права.

 

4. Бикамерализм (двухпалатное строение парламента) в построении федераль­ного парламента, при котором одна из палат представляет интересы субъектов феде­рации.

5. Финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (субъекты лишены права эмиссии денег).

6. Двухканальная система налогов (у субъектов есть свой бюджет).

7.В ряде федераций существует двухуровневое гражданство - федеральное и гражданство субъектов.

8.Разграничение предметов ведения (тех вопросов, которые компетентны решать) федерального центра и субъектов федерации.

Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным вер­ховенством власти на своей территории, самостоятельностью в международных отно­шениях, лишены права выхода из состава федерации (право сецессии).

На развитие федеративных отношений большое влияние оказывает ряд чрезвы­чайных средств политического и правового характера, которыми обладает федераль­ный центр. Так, он вправе вводить войска на территорию субъекта для защиты от внут­ренних беспорядков, устанавливать чрезвычайное положение, возможна приостановка полномочий власти на местах.

Виды федераций

I. В зависимости от правовых оснований образования различают:

- договорные федерации (образуются на основе заключаемого членами федера­ции договора об образовании федерации);

- конституционные федерации (основанием образования федерации является факт закрепления этой формы в конституции).

II. По принципу образования субъектов федерации:

- территориальные федерации (США, ФРГ, Бразилия и др);

- национальные федерации (СССР, Чехословакия, Югославия);

- национально-территориальные федерации (Россия).

III. В зависимости от правового положения субъектов федерации можно выделить
симметричные и асимметричные федерации.

В симметричных федерациях все субъекты юридически и фактически равны -имеют равный правовой статус, одинаковые полномочия.

Асимметричная федерация, соответственно, характеризуется правовым нера­венством субъектов. Можно назвать 3 разновидности асимметрии.

Абсолютно-асимметричная федерация. Наряду с субъектами в ее составе при­сутствуют территориальные образования, имеющие отличный от субъектов статус. Например, в США - федеральный округ Колумбия (столица с прилегающими окрест­ностями); зависимые территории (Виргинские острова, ряд островов в Океании),, ассо­циированные, т.е свободно присоединившиеся территории (Пуэрто-Рико).

Фактическая асимметричная федерация. Субъекты де-юре равноправны, но раз­личаются по фактическому положению. Например, Россия, где 6 видов субъектов, кото­рые по Конституции равны1, но фактически их статус различается, например республик и автономных округов.

Скрытая асимметричная федерация. Субъекты федерации однопорядковы (шта­ты, земли) и равноправны, но не во всем. Например, имеют разное число представи­телей в верхней палате федерального парламента, т.к. различаются числом жителей, размерами территории и др. (Германия, Австрия, Швейцария).

Считается, что симметричных федераций не существует, все они имеют элемен­ты асимметрии.

Конфедерация (от латинского confoederatio - «сообщество») не является собс­твенно формой государственного устройства. Это международно-правовое объеди­нение, союз нескольких самостоятельных государств, образованный на основе дого­вора для достижения определенных целей (политических, военных и экономических). При таком устройстве государства-члены конфедерации сохраняют свои суверенитеты

1. Конституция РФ. М., 2002. Ст.5, п.1.

как во внутренних, так и во внешних делах (при этом Конфедерация является самосто­ятельным субъектом международного права).

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движе­ния государств к образованию федерации.

Признаки конфедерации.

1. Государства-члены сохраняют суверенитет практически в полном объеме
(собственные государственные органы, гражданство, законодательство, самостоятельно осуществляют власть на своей территории).

2.Конфедерация создается на договорной основе, поэтому имеет добровольный характер.

3. Конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов. Создаются конфедеративные органы, состоящие из представителей суверен­ных государств, решают задачи координации экономического, оборонного сотрудни­чества (ради чего и создается конфедерация).

4.Акты органов конфедерации носят рекомендательный характер -для вступле­ния их в силу требуется одобрение высшими органами государств-членов. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации (отказ в признании либо отказа от применения актов союзной власти).

5.Конфедерация не имеет единой армии - формируется временная объединенная группировка войск.

6. В конфедерации нет единой системы налогов - эти вопросы могут координиро­ваться по согласию членов конфедерации.

7.Конфедерация не имеет единого государственного бюджета, однако может со­здаваться общеконфедеральный фонд для аккумулирования средств на решение за­дач, стоящих перед конфедерацией.

8. В конфедерации сохраняется гражданство государств-членов, но упрощается режим перемещения между государствами.

9. Сецессия, т.е. выход из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов означает расторжение договора с союзом.

Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации: Объединенная Арабская Республика (Египет и Сирию 1958-1961 гг.), Сенегамбия (Сенегал и Гамбия - 80-е гг.).

Классический пример - США. Из конфедерации, которая была законодательно ут­верждена в 1781г. (Статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время (фактически в 1791г., когда вступили в силу первые 10 поправок к Конституции).

Межгосударственное объединение -это союз государств, созданный на осно­ве договора и преследующий цель экономической и политической интеграции госу­дарств-участников.

Межгосударственное объединение во многом сходно с конфедерацией.

Структура межгосударственного объединения обычно представлена:

1. Высшим союзным представительным органом (например, Советом);

2. Союзным исполнительным органом;

3.Административным органом (секретариатом);

4.Комитетами и комиссиями по специальным вопросам. Межгосударственное объединение - явления политической жизни, появившиеся

в конце XIX - начале XX вв. в виде такой формы государственного устройства как ин­корпорация.

Инкорпорация - поглощение одного государства другим или полное слияние не­скольких государств в одно, в котором отдельные части совершенно утрачивают госу­дарственный суверенитет. Примером может служить «воссоединение» по форме, и поглощение по сути в 90-е годы Германской Демократической Республики (ГДР) и Федеративной Республикой Германии (ФРГ).

Истории известна также такая форма государственного устройства, как импе­рия -сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоевания и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX века. (Великоб­ритания, Российская Империя).

Единого государственно-правового статуса у составных частей империй не было.

К межгосударственным объединениям относятся содружества - более аморф­ное, чем конфедерация, но все же организационное объединение государств, имеющих общие признаки и определенную однородность.

Объединяющими признаками и факторами могут быть:

1. Экономика (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных свя­зей, единая денежная единица и др.).

2. Право (уголовное, гражданское, процессуальное, сходство правового статуса граждан).

3. Язык (языковое единство может быть историческим - славянские страны СНГ, или привнесенным колониальным господством - страны Британского содружества на­ций).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.