Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к проектированию организационных структур управления




Накопленный опыт проектирования организационных структур позволяет выделить три подхода к решению этой проблемы: нормативно-функциональный, функционально-технологический и системно-целевой. Они не являются взаимоисключающими, но имеют ряд принципиальных особенностей.

Нормативно-функциональный подход направлен на унификацию организационных форм управления в рамках отрасли. Разработка и внедрение типовых организационных структур явилось первым шагом на пути внедрения принципов их научно обоснованного построения. Однако ориентация на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений не позволяет учесть особенности конкретных предприятий и условия их деятельности, оценить влияние этих особенностей и условий на деятельность предприятия и на характеристики оргструктуры.

Функционально-технологический подход к формированию организационной структуры основан на рационализации потоков информации и технологии ее обработки. Этот подход обеспечивает возможность достаточно полно учесть особенности конкретного предприятия (организации), отличается гибкостью и универсальностью. Вместе с тем, он характеризуется высокой трудоемкостью, использованием стабильной номенклатуры сложившихся функций управления, подчинением оргструктуры схеме документооборота.

Системно-целевой подход заключается в построении структуры целей, определении на ее основе функций управления и их организационным оформлением. Преимущества этого подхода заключаются в возможности учитывать особенности объекта управления и условия его деятельности, изменять и расширять состав функций, проектировать разнообразные организационно-правовые формы предприятий. Трудности в использовании подхода связаны с проблемой перехода от совокупности целей и функций к составу и подчиненности структурных звеньев, обеспечивающих их реализацию.

Из трех рассмотренных выше подходов к проектированию оргструктур наибольшее распространении в прежних условиях централизованной системы управления страной, ориентированной на типизацию организационных структур предприятий, получил нормативно-функциональный подход, разработанный под руководством Г.Э.Слезингера. Он положен в основу методических рекомендаций НИИТруда. В этом подходе использован метод аналогий, позволяющий обобщать и систематизировать опыт управления передовых предприятий. Для определения характеристик оргструктуры (численности управленческого персонала, числа уровней иерархии и др.) приводятся корреляционные зависимости этих характеристик от ряда факторов. Однако рассчитываемые на их основе нормативы численности работников по функциям управления. ориентируют на некоторый сложившийся уровень организации управления в отрасли. Фактическая же численность управленческих работников на конкретном предприятии в силу его специфики может существенно отличаться от нормативной. Кроме того, предлагается "жесткая" система классификации функций управления, в рамках которой трудно учесть особенности конкретного предприятия и которая сдерживает развитие системы управления предприятием.

Нормативный подход не связывает решение задачи формирования оргструктуры с целями предприятия (организации). Это обеспечивает системно-целевой подход, разработанный под руководством Б.З.Мильнера. Этот подход был положен в основу общеотраслевых научно-методических рекомендаций по формированию оргструктур. Для реализации подхода нужно разработать методику структуризации целей и функций, учитывающую специфику предприятия, методику расчета объема управленческих работ по функциям управления, решить проблему перехода от структуры целей и функций к структуре органов управления.

В условиях проектирования принципиально новых предприятий, при существенном изменении требований среды в новых экономических условиях и появлении новых прав (например, права на заключение любых договоров на изготовление и реализацию продукции, а также на ее свободную реализацию, права преобразовывать свою оргструктуру без ориентации на типовые структуры), появлении в связи с этими изменениями необходимости выполнения системой управления принципиально новых функций (таких, например, как маркетинг, мониторинг, функций преобразования оргструктуры и т. п.) системно-целевой подход предпочтительнее нормативно-функционального и функционально-технологического. Нормативно-функциональный подход не содержит метода проектирования собственно оргструктуры (ее вариантов) для новых условий деятельности предприятия. Функционально-технологический подход, основанный на применении метода структуризации задач, удобен в условиях действующего предприятия, позволяет лучше других подходов сохранить конкретные особенности функционирования системы управления и считался неприемлемым для проектирования новых предприятий. Однако работы С.А.Валуева и В.И.Самофалова показали, что если соединить преимущества функционально-технологического подхода с системно-целевым, применив последний на начальном этапе проектирования и проведя затем более тщательное моделирование организационно-технологических процедур (ОТП) по функциям управления, то получаемые методики позволяют не только обосновать корректировку существующих оргструктур, но и разрабатывать варианты новой оргструктуры для проектируемого предприятия. Проводить анализ организационно-технологических процедур подготовки и реализации управленческих решений в более сжатые сроки без утраты полноты анализа помогает автоматизация процесса формирования вариантов оргтехпроцедур.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.