КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ как особый вид управленческой деятельности
Анализ можно рассматривать как особый вид управленческой деятельности, занимающий промежуточное звено между сбором информации и разработкой и реализацией обоснованных решений. Анализ (пер с греч. – разложение) наиболее часто используется в двух пониманиях: - всесторонний разбор, рассмотрение, изучение чего-либо; - метод исследования путем расчленения, разложения целого на составные части Наиболее распространенные цели проведения анализа в здравоохранении следующие: - оценка деятельности учреждения, служб и отдельных работников; - оценка эффективности работы органа управления; - выработка мер по улучшению деятельности - разработка прогноза развития; - составление обоснованного плана развития; - контроль за выполнением решений; - оперативное регулирование деятельности; - выявление узких мест и имеющихся резервов; - подведение результатов деятельности за конкретный промежуток времени; - обоснование экономического стимулирования. Анализ деятельности ЛПУ включает оценку деятельности, исследование причин имеющихся проблем и поиск путей достижения лучших результатов, измеряемых конкретными показателями. Смысл анализа деятельности – обеспечение принятия решений о реальных путях улучшения результатов, без чего проведение анализа становится бессмысленным. Выделяют следующие виды проведения анализа: - по целям и задачам; - по объектам управления (структурно-функциональным подразделениям); - по субъектам (органам) управления; - по объему (полный, или комплексный, и локальный, или тематический); - по периодичности (разовый и периодический – ежедневный, недельный, месячный, квартальный, годовой, многолетний); - по охвату (сплошной и выборочный); - анализ текущего положения как отправная точка бизнес-планирования (SWOT – анализ). Этапы проведения анализа: - постановка цели и составление программы; - отбор информации, необходимой для изучения, и ее проверка; - выбор и расчет показателей. При этом особое внимание обращается на сопоставимость, сравнимость и комплексность показателей; - аналитическая обработка с использованием следующих процедур: - проведение сравнения (с нормативами; в динамике с предыдущими периодами; со средними по территории или отрасли; с лучшими или оптимальными значениями); - определение тенденций; - выявление причинных связей; - оценка влияния различных факторов; - формирование и оформление выводов, и их использование в технологии управления (подготовка проектов решений, принятие решений, контроль реализации решений и оценка их эффективности). Схематично алгоритм проведения анализа деятельности ЛПУ представлен на рис. 4.
Рис. 4. Алгоритм проведения анализа деятельности ЛПУ
При проведении анализа могут применяться различные методы - системный, экономический, декомпозиционный, последовательной подстановки, сравнительный, структуризации целей, нормативный, моделирования, функционально-стоимостной, балансовый, корреляционно-регрессионный, и т.д. Перечень применяемых методов зависит от целей анализа и подготовленности управленческого персонала. В обычных условиях управления набор применяемых методов должен как минимум включать те процедуры, о которых было отмечено выше на этапе аналитической обработки информации. В обычных условиях управления набор применяемых методов должен как минимум включать те процедуры, которые перечислены выше. При этом важно правильное проведение сравнений на основе статистических методов, что зачастую осуществляется на практике с большими погрешностями, отрицательно влияющими на верность выводов. При практическом применении метода статистического анализа наиболее часто допускаются следующие ошибки: - проведение сравнений на основе недостаточно обработанных данных (не рассчитаны относительные показатели, и выводы делаются на основе абсолютных чисел; не рассчитаны показатели, характеризующие динамику процессов, и т.п.); - смешение экстенсивных и интенсивных показателей (выводы о частоте и распространенности каких-либо явлений или их динамике можно делать на основании интенсивных показателей, тогда как на практике нередко неправильно делают такие выводы на основе экстенсивных показателей о структуре явлений); - оценка темпа роста без учета исходного уровня (статистически известно, что чем ниже исходный уровень, тем более выражен темп роста, и наоборот); - сравнение без применения методов стандартизации таких показателей, которые характеризуют статистическую совокупность с разным составом по какому-либо признаку (пол, возраст, нозологические группы, и т.д.); - сравнение несопоставимых или несравнимых результатов и явлений (например, при качественной неоднородности групп, при изменении классификации заболеваний), а также формальное сравнение цифр без учета качественных характеристик явлений, их внутри- и внесистемных связей. Для разработки планов социально-экономического развития организации и бизнес-планов используются специфические методы, направленные на углубленный анализ текущего состояния дел. Цели и задачи, которые ставит бизнес-план, должны быть достижимы и реалистичны. Кроме того, они должны учитывать положение организации по сравнению с конкурентами. Поэтому необходимо прежде всего определить сильные или слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения. В зарубежной литературе для данного процесса и метода анализа существует особый термин - SWOT-анализ. Методика SWOT-анализа применима во множестве ситуаций. Выполняя SWOT-анализ, лица, играющие ключевые роли в организации, рассматривают текущее состояние дел и выясняют: · какие сильные (Strength) стороны имеются сейчас и как их можно усилить? · каковы сейчас слабые (Weakness) стороны организации, которые необходимо устранить для успешной работы в будущем? · какие возможности (Opportunities) есть сейчас и могут открыться в будущем? · какие ограничения, узкие места (Throats) и проблемы, с которыми необходимо бороться, есть сейчас и могут появиться в будущем, нарушая планы? Указанные вопросы заставляют обратиться как ко внутренним, так и к внешним условиям. Анализ сильных и слабых сторон - это в основном описание организации, для которой выполняется планирование, а рассмотрение возможностей и ограничений в основном связано с возможностями удовлетворения нужд потребителей и ограничениями, вносимыми присутствием конкурентов. Анализ текущего состояния - отправная точка бизнес-планирования. Описывая положение вещей па данный момент, он немедленно показывает, каковы некоторые из наиболее важных ваших целей и задач на будущее.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |