Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природоохранная политика региона (на примере Пермской области)




Практика показывает, что одной из узловых проблем охраны окружающей среды является противостояние экономики и эко­логии, поскольку природопользование и охрана природной сре­ды основываются на противоречивых интересах. Товаропроизво­дитель не заинтересован в охране природы, так как технически и экономически может произвести больше товарной продукции, а его затраты (издержки производства) будут меньше, если не рас­ходовать средства на охрану окружающей природной среды. По-


212 Модуль 5. Экологическая безопасность и защита окружающей среды


5.3. Направления инвестирования в охрану окружающей среды 213


 


этому законодательные органы, государственные учреждения и частные фирмы должны найти компромиссное решение, учиты­вающее как перспективы развития экономики, так и насущную потребность всех людей в здоровой окружающей среде.

Например, региональная природоохранная политика в Перм­ской области основана на сочетании административных и эконо­мических методов управления и закреплена в ряде областных за­конов: «Об охране окружающей природной среды Пермской об­ласти», «Об экологическом предпринимательстве», «Об отходах производства и потребления». Эти законы предусматривают уже­сточение требований со стороны природоохранных органов к предприятиям в отношении выполнения ими природоохранных мероприятий, снижения размеров ущерба, наносимого природ­ной среде в результате их прошлой и текущей хозяйственной дея­тельности.

При отборе мероприятий для финансирования приоритетны­ми стали здоровье населения, капитальные вложения (до 75% всех средств, выделяемых на охрану природной среды), со­держание водных объектов и переработка твердых отходов произ­водства.

Реализация программы в области позволила за последние 10 лет сократить выбросы в атмосферу из стационарных источни­ков на 20%, объемы сбросов загрязняющих стоков в водные объ­екты уменьшились на 200 млн куб. м в год, количество утилизи­рованных отходов возросло на 13%. Значительно возрос объем предотвращенного экономического ущерба с момента принятия программы.

В областном управлении охраной окружающей природной среды активно используются разнообразные приемы и методы. Раньше проблему экологии и экономики пытались решать пре­имущественно административно-правовыми методами воздейст­вия на основе установления запретов, ограничений, мер админи­стративного и уголовного наказания. Но практика показала, что такие методы не приносили ожидаемого результата. В условиях же рыночной экономики в механизм регулирования экологиче­ских отношений были включены средства экономического сти­мулирования.

В основе экономического механизма заложена система плате­жей за загрязнение природной среды, которые сконцентрирова­ны в экологических фондах, финансирующих природоохранную деятельность. Введение платежей за загрязнение способствует снижению нагрузки на природу, так как природопользователи не игнорируют природоохранные мероприятия, соблюдают установ-


ленные нормы и стандарты охраны окружающей среды. Однако капитальные проекты на природоохранное строительство превы­шают размеры платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих ве­ществ, что становится тормозом в деле охраны природной среды.

Немаловажное значение имеет региональная политика льготи­рования производства экологических услуг, оказываемых товаро­производящим предприятиям. Это можно рассматривать как фи­нансовую поддержку зарождающемуся в России экологическому предпринимательству, способному помочь в решении экологиче­ских проблем на предприятиях, загрязняющих окружающую сре­ду. Скоординированные действия против предприятий-загрязни­телей позволяют достичь оптимальных результатов по улучше­нию состояния природной среды, поддержанию систем жизнеобеспечения региона.

К задачам как основным элементам экономического механиз­ма охраны природной среды относятся:

• планирование и финансирование природоохранных меро­приятий;

• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду и размещение отходов;

• становление нормативов платы и размеров платежей за ис­пользование природных ресурсов, за выброс и сброс загрязняю­щих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воз­действия;

• предоставление предприятиям, учреждениям, организаци­ям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот за внедрение ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществление других эффек­тивных мер по охране окружающей природной среды;

• возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Важную роль в реализации целей экологической политики иг­рают областные целевые экологические программы, основными источниками финансирования которых являются:

• собственные средства предприятий (до 70% всех инвести­ций);

• областной и местные экологические фонды (до 15%);

• бюджеты всех уровней (до 10—15%).

Такой подход позволяет по-новому подойти к решению про­блем охраны окружающей среды в области и значительно улуч­шить управление ее защитой.


214 Модуль 5. Экологическая безопасность и защита окружающей среды


5.3. Направления инвестирования в охрану окружающей среды 215


 


5.3.4. Проблемы экологического менеджмента

С усилением влияния на экономику экологического фактора, ограничивающего ее развитие, в системе управления ею происхо­дит процесс обособления природоохранного направления, полу­чившего название «экологический менеджмент».

Функционально экологический менеджмент призван, с одной стороны, создать предпосылки повышения эффективности про­изводства, а с другой — рационализировать использование при­родных ресурсов.

В связи с тем что природоохранная сфера является предметом совместной деятельности Федерации и ее субъектов, то возника­ет проблема распределения между ними прав и обязанностей по поводу этой деятельности.

Региональный характер природоохранной работы повышает роль природоохранных органов субъектов РФ в преодолении критических экологических ситуаций. Государство же призвано регламентировать отношения в области природопользования и условия международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем в целях достижения паритета интересов.

Достижение в регионе паритета экономических и экологиче­ских интересов связано с совершенствованием экономического механизма, включая рыночно-ориентированные приемы. Его ос­новными чертами являются:

• создание эколого-экономического механизма инновацион­ной деятельности, развитие экологического предприниматель­ства;

• формирование системы экономических и рыночно-ориен-тированных воздействий на экологизацию производства;

• стимулирование развития рынков экологических услуг, эко­логически чистой продукции, соответствующих технологий и оборудования;

• учет факторов приемлемого экологического риска.
Экономический механизм может быть действенным только

при адекватной административной поддержке и устойчивом управлении в регионе. Соблюдение баланса между экономиче­скими интересами и ресурсно-экологической выносливостью территорий возможно на базе экологического нормирования пу­тем разработки нормативов предельно допустимой техногенной нагрузки как главного критерия, на основе которого осуществ­лялся бы оптимальный выбор эколого-экономического решения, а также при наличии правового и организационного обеспече­ния.


По мере развития экологический менеджмент обогащается инновационным инструментарием превентивного характера:

• экологическая экспертиза и сертификация;

• экологический аудит;

• экологическое страхование.

В отличие от государственного управления экологический ме­неджмент в регионе должен быть в значительной степени ориен­тирован на решение задач оптимального управления эколого-экономическим развитием на данной территории.

5.3.5. Проблемы переработки твердых бытовых и промышленных отходов

Проблема удаления твердых бытовых отходов (ТБО) и загряз­нения городских территорий особенно остро стоит в крупных го­родах (мегаполисах) с населением 1 млн человек и более. Напри­мер, в Москве ежегодно образуется 2,5 млн т ТБО, а средняя норма их «производства» на одного человека достигает в год око­ло 1 куб. м по объему и 200 кг по массе. В современных условиях к твердым бытовым отходам относятся бумага, дерево, резина и т. д. (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Состав твердых бытовых отходов

 

Наименование твердых бытовых отходов Удельный вес в общем объеме, %
Бумага, картон  
Кухонные отходы 30,6
Дерево 1,9
Кожа, резина 0,6
Текстиль 5,5
Искусственные материалы, в том числе полиэтилен 5,3
Кости 1,1
Металлы 3,8
Стекло 3,7
Камни, керамика 0,8
Прочие фракции 9,7

216 Модуль 5. Экологическая безопасность и защита окружающей среды


5.3. Направления инвестирования в охрану окружающей среды 217


 


R'J < Таблица 5.2

Соотношение технологий переработки ТБО в развитых странах, %

 

Технологии переработки США Англия Франция ФРГ Япония Усред­ненные данные
Полигоны-свалки           74,7
Термический метод (сжигание)           23,1
Переработка в удобрения         1,4
Прочие методы     0,8
Итого            

Анализ ТБО специалистами показывает, что основная масса приходится на долю органических компонентов, которые состав­ляют 75—80%. Исследование последних лет показывают, что в составе ТБО существенно уменьшилась доля пищевых отходов, кожи, резины, стекла и значительно возросло содержание упако­вочных материалов, в том числе бумаги, картона, полиэтилена. Происходит процесс перемещения западных отходов в наши го­рода, в то время, когда мы не умеем их перерабатывать. Это одно из основных направлений, где имеется явная возможность инве­стирования и передачи уже существующих технологий перера­ботки ТБО. В мировой практике переработки ТБО существуют следующие методы:

• захоронений;

• термический (в основном сжигание);

• биотехнологические с получением как биогаза, так и удоб­рений или топлива.

При этом сортировка (предварительная и конечная) с получе­нием ценных продуктов для вторичного использования является основным экономическим компонентом по переработке ТБО для быстрой окупаемости строительства мусороперерабатывающих заводов. В России сортировка на предмет извлечения полезных компонентов и их использования как вторичного сырья практи­чески не проводится.

В развитых странах (США, Англия, Франция, ФРГ, Япония) на свалки-полигоны приходится от 55% (Франция) до 90% (Анг­лия) ТБО. Термическим методом (сжигается) уничтожается от 9% (Англия) до 40% (Япония), переработка в удобрения произво-


дится в Англии — 1%, ФРГ — 2, Японии — 2, во Франции — 10% всех ТБО, в США этого не делают. Анализ табл. 5.2 показы­вает, что только Франция и Япония широко используют сжига­ние, остальные развитые страны — в основном полигоны-свалки.

Термический метод позволяет уменьшить объем отходов в 10 раз, а также использовать тепло от сжигания для отопитель­ных целей и снижает загрязнение отходами воды и почвы. Одна­ко этот метод уничтожает многие ценные компоненты, загрязня­ет атмосферу и дает до 25% отходов, которые также подлежат за­хоронению на полигонах-свалках.

В настоящее время в мире этот способ уничтожения ТБО не считается основным и тем более перспективным, а используют в основном в сочетании с полигонами-свалками. В последнее вре­мя широкое распространение получило после сортировки ТБО прессование отходов в брикеты со значительным уменьшением их объемов (в 5—10 раз), что значительно увеличивает срок служ­бы санитарных полигонов (в 3—5 раз) и уменьшает просадку грунта после закрытия полигонов. Кроме того, экономический анализ также показывает, что для строительства заводов по унич­тожению отходов требуется примерно в 5—6 раз больше капита­ловложений, чем в полигоны.

В России ситуацию с переработкой бытовых отходов можно проследить на примере Москвы, где основная их часть (до 90%) утилизируется на специальных полигонах Тимохово и Хметьево. Эти полигоны работают с конца 1970-х годов и срок их эксплуа­тации заканчивается в ближайшие годы. На указанных выше по­лигонах отсутствуют минимально необходимые природоохран­ные сооружения:

• водоохранные экраны;

• противооползневые сооружения;

• системы отвода и обезвреживания фильтрата и поверхност­ных вод;

• ограждение границ полигона;

• оборудование для мойки машин и др.

На российских полигонах не производится послойная укладка отходов, как это делается за рубежом, с ежедневной засыпкой землей и поливом водой, поскольку отсутствует специализиро­ванная техника. На территориях полигонов складируются и ток­сичные промышленные отходы (ТПО), объем которых составляет около 1,5 млн т в год. Это совершенно не допустимо, так как требования к утилизации ТБО и ТПО совершенно различны и совместное их хранение не допускается по соображениям эколо­гической безопасности.


218 Модуль 5. Экологическая безопасность и защита окружающей среды


5.4. Меры по совершенствованию регионального управления 219


 


Кроме имеющихся двух полигонов на территории Москвы имеются множество свалок (по неофициальным данным до 90) общей площадью 285,7 га, из которых более 60 уже не функцио­нируют. В городе работают два мусоросжигательных завода, ос­нащенные оборудованием из ФРГ и Дании. Вместе с тем сущест­вующее на этих заводах оборудование и имеющаяся технология сжигания отходов не обеспечивают необходимого уровня охраны окружающей среды.

В настоящее время принимаются некоторые меры по инве­стированию ряда программ по очистке города и индустриальной переработке ТБО, реализуется программа по строительству мусо-роперегрузочных станций (МПС). Уже созданы три МПС в раз­ных административных районах города.

Программа строительства МПС и решение вопроса о созда­нии современных санитарных полигонов на территории Москов­ской области позволят в ближайшей перспективе решить пробле­мы с переработкой ТБО в городе Москве. Вместе с тем положе­ние дел в других регионах России и городах-мегаполисах обстоит не лучшим образом. Для этого имеются следующие существен­ные причины:

• рынок отходов не регулируется государством;

• нет развитой нормативно-правовой базы экологического стимулирования переработки отходов;

• недостаточно активно проводится техническая политика в отношении переработки отходов;

• почти нет федеральных инвестиций в разработку новых эко­логических отечественных технологий переработки отходов.

Сегодня очевидно, что инвестирование необходимо проводить в самые перспективные методы утилизации ТБО, к которым, по мнению ученых, можно отнести биотехнические методы, и имен­но сюда необходимо направить централизованные инвестиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.