Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История одной карточки




I. ЖИЗНЬ И КАРТОТЕКИ

ВВЕДЕНИЕ

Личные картотеки – фундамент творчества

 

Карточки с информацией - нехитрое изобретение, без которого очень трудно провести исследование, написать книгу или научную работу, эффективно решать изобретательские задачи. Эта статья не только о том, что без хорошо организованной информации трудно или вообще невозможно заниматься творчеством - это многим очевидно. Нам же хотелось бы сделать акцент на процессе формирования и развития новой Идеи. Именно этим акцентом эта работа отличается от многих других публикаций о ведении личных картотек (Попов Г.Х.; Гедов; Федотов). По этой же причине по ходу статьи довольно часто будут ссылки на работу Г.С.Альтшуллера, И.М.Верткина "Как стать еретиком" в книге с одноименным названием изд. "Карелия", 1991 (для удобства мы будем использовать ее краткое обозначение - "Еретик...").

Статья о ведении личных картотек будет полезна всем, кто начинает свой творческий путь: школьникам, студентам, слушателям курсов и преподавателей ТРИЗ-ТРТЛ (теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности). В основе работы - опросы личного опыта ведения картотек преподавателей и разработчиков ТРИЗ-ТРТЛ, которые проводились дважды (в 1975 и 1991). Материал статьи апробирован на многих семинарах по ТРИЗ-ТРТЛ с инженерами и преподавателями школ и ВУЗов.

Автор благодарен Г.С.Альтшуллеру, под руководством и при участии которого в 1975 был подготовлен первый вариант настоящей статьи, а также всем преподавателям, разработчикам, слушателям семинаров и членам Ассоциации ТРИЗ, которые поделились своим опытом и высказали свои замечания по ходу её подготовки.

Жизнь на земле тесно связана с геологическими процессами: составом воздуха, земной коры, океанов. Эта мысль Владимира Ивановича Вернадского легла в основу новой науки - биогеохимии, быстро получившей мировое признание. А начиналась эта наука с обычной карточки:

КАРТОЧКА 1. "В самом конце прошлого века английский натуралист доктор Карутерс наблюдал над Красным морем грандиозное переселение саранчи с берегов Северной Африки в Аравию. В течение трех дней плотные тучи насекомых, закрывая Солнце и производя тревожный шум, непрерывно проносились над головой наблюдателя. Обычное в этих местах, часто повторяющееся явление поразило Карутерса своими размерами, и он решил определить количество насекомых в одной из туч, пролетавшей над ним 25 ноября 1889. Оказалось, что туча занимала пространство в 5967 квадратных километров и весила 44 миллиона тонн."
Лев Гумилевский "Вернадский", изд. 3-е, "Молодая гвардия", 1988, стр. 5.

Это сообщение английского журнала "Природа" за 1890 год Вернадский прочитал, разбирая одновременно коллекции камней в минералогическом кабинете. Казалось бы, информация Карутерса могла бы заинтересовать энтомологов, физиологов или биологов, но как раз для них она прошла незамеченной. В.И.Вернадский - геолог. Сорок четыре миллиона тонн (это вес только одной из многих туч) - без малого вес всего количества меди, свинца и цинка, добытых человечеством за 19 век. Это поразило Владимира Ивановича. Горный хрусталь, кварциты и топазы, которыми занимался Вернадский, на какое-то время отошли на второй план. Из стопки заранее заготовленных чистых карточек он взял одну, выписал данные Карутерса, пометив страницу, том, год и название журнала, и положил карточку в боковой карман.

КАРТОЧКА 2. "Дома, выгружая из кармана заметки, вырезки, библиографические справки, Владимир Иванович находил кусочек времени, пока не позовут обедать, разложить по папкам, ящикам и полкам собранный за день материал. Владимир Иванович быстро распределил все, что было в кармане, и только для заметки Карутерса не находил места.

Смеясь над забавным затруднением, в которое поставил его английский натуралист, он вынул из нижнего ящика новую папку, положил туда карточку, взял перо, чтобы сделать надпись на белом ярлыке синей крышки, и задумался: "Организмы? Разное? Смесь? Или число и мера в живой природе?"

Несколько минут, а может быть целый час, Вернадский ловил в возбужденном мозгу идею, таившуюся среди множества фактов и выводов, переполнявших его ум... в дверь давно уже стучали, приглашая к обеду.

Владимир Иванович подвинул к себе папку, твердо написал на крышке и корешке "Живое вещество", поставил папку самой крайней в ряду.

И вдруг так долго не укладывавшаяся в слова острая мысль охватила Вернадского радостью огромного открытия."
Лев Гумилевский "Вернадский", изд. 3-е, "Молодая гвардия", 1988, стр. 9-10.

ПРИ ВЕДЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ КАРТОТЕКИ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ОТБИРАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ БЫЛА ИНТЕРЕСНА НЕ СТОЛЬКО СВОИМ ФАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ, СКОЛЬКО НОВЫМ ОБРАЗОМ, ИДЕЕЙ.
КАК ПРАВИЛО, ТАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВЫЗЫВАЕТ ОЩУЩЕНИЕ НЕОЖИДАННОСТИ, УДИВЛЕНИЯ, РАДОСТИ.

Радость - быть может, ради именно этого ощущения люди и занимаются творчеством. Заметка Карутерса высветила Вернадскому контуры пути, по которому ему еще предстояло идти не одно десятилетие. Папка с синей крышкой постепенно пополнялась новыми карточками. Кораллы, известковые водоросли, непрерывные, на тысячи километров, пленки планктона в океане - эти массы живой материи вполне могут соперничать с массой горных пород. Аналогия между живой и неживой материей подсказала Вернадскому идею применения методов исследования минералов для изучения состава живой материи. Так, например, стало известно о микроэлементах в живых организмах. С годами примеры из папки с надписью "Живое вещество" на белом корешке перекочевали в лекции, статьи и книги.

Мысль о нераздельном взаимодействии живой и неживой материи давала Вернадскому ключ к новым открытиям и гипотезам. Неразрешимой проблемой, например, до сих пор остается загадка возникновения жизни на Земле. Неожиданный подход к ней нашел Владимир Иванович. Общепринято, что неживая материя вечна во Вселенной. Но тогда можно предположить, что вечна и живая материя! Вопрос о возникновении жизни снимается таким образом сам собой. Вот как об этом пишет сам Вернадский:

КАРТОЧКА 3. "Мы теперь знаем, что материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космическое вещество постоянно в разных формах попадает на Землю, а земное уходит в космическое пространство. А Жизнь в латентном состоянии - в спорах, семенах или цистах* - может сохранятся неопределенное время, возможно, и геологические века... ясно, что никакой логической необходимости в признании самозарождения нет для объяснения начала жизни на Земле."
* Циста - временная форма существования одноклеточных растений и животных.
Лев Гумилевский "Вернадский", изд. 3-е, "Молодая гвардия", 1988, стр. 145.

Все та же, знакомая нам, логика самой первой карточки: если 44 миллиона тонн живого вещества может регулярно перемещаться с Северной Африки в Аравию, то логично допустить перемещение живого вещества и между планетами и звездными системами. По сей день у гипотезы Вернадского находятся ярые защитники и последователи.

БОЛЬШИНСТВО ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ВЕЛИ СВОЮ ЛИЧНУЮ КАРТОТЕКУ.

Личную картотеку использовали в своей работе очень многие творческие личности. Жюль Верн, например, собрал картотеку в 20 тысяч карточек, каждая из которых объемом примерно в ученическую тетрадь. Не удивительно, что герои его произведений обладали феноменальной памятью. Картотека В.А.Обручева содержала почти полтонны аккуратно исписанных листочков тетрадного формата. Кеплер открыл свои законы движения планет исключительно за счет картотеки наблюдений Тихо Браге, который собирал их течение чет верти века. Хорошо известно, что Суриков, как и большинство художников, делал эскизы с натуры для своих будущих картин - своеобразная картотека типажа и образов. Аналогичные картотеки, только в иной форме, ведут, обычно, и писатели.

КАРТОЧКА 4. "Еще в 1826 году в нежинской гимназии Гоголем была начата "Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия". Основное место в "Книге" занимали записи фольклора, выписки из исторических документов... пословицы и загадки. В гоголевской "энциклопедии" встречаются этнографические заметки о быте украинских крестьян, записи поверий, свадебного обряда, описания различных блюд и т.д. Примечательно, что "Книгу всякой всячины" Гоголь продолжал вести на протяжении нескольких лет и после окончания гимназии. Многие из материалов, имеющихся в "Книге всякой всячины", были использованы Гоголем в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" и даже в "Миргороде".
Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Изд. "Правда", Москва, 1968, стр. 5.

Ясно, что в зависимости вида творческого труда изменяется и вид "карточки". Это может быть далеко не только листик плотной бумаги небольшого формата, но и журнальные статьи, конспекты книг, фотографии, слайды, эскизы, коллекции насекомых или семян, записи фольклора - практически любой способ фиксации информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.