Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращение муниципальной службы




Поощрение и ответственность муниципальных служащих.

Муниципальная должность. Понятие и виды. Прохождение муниципальной службы.

Федеральный Закон от 2 марта 2007 года № 25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение.

Предметом регулирования ФЗ являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан РФ, граждан иностранных государств – участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее – граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

Настоящим ФЗ не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее – лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

В Законе определяются основные принципы муниципальной службы (в статье 4 Закона установлено 10 принципов):

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

- профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

- стабильность муниципальной службы;

- доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

- единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

- правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

- ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- внепартийность муниципальной службы.

В ФЗ установлена взаимосвязь МС и ГГС РФ, которая обеспечивается:

- единство основных квалификационных требований к должностям МС и должностям ГГС;

- единство ограничений и обязательств при прохождении МС и ГГС;

- единство требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации МС и ГГС;

- учет стажа МС при исчислении стажа ГГС и учет стажа ГГС при исчислении стажа МС;

- соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий МС и ГГС;

- соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших ГГС, а также членов их семей в случае потери кормильца.

В Законе определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования муниципальной службы. К таким полномочиям принятый документ относит принятие законов и иных нормативных актов, разработку и принятие программ развития муниципальной службы, утверждение реестра должностей, типовых квалификационных требований, типовой формы контракта.

Закон устанавливает, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового, а не служебного контракта, как это предусмотрено для ГГС.

Согласно закону, МС запретили входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций (НКО) и действующих на территории РФ их структурных подразделений. При этом состоять в НКО можно, если это предусмотрено международным соглашением РФ или российским законодательством. Также муниципальным служащим запретили заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Также запрещается преподавательская, научная и иная творческая деятельность, если она финансируется исключительно за счет зарубежных средств.

Согласно закону, финансирование МС осуществляется за счет средств местного бюджета.

МС – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, заключаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Правовые основы МС в РФ составляют Конституция РФ, а также ФЗ-25 и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее – законодательство о МС), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ-25.

Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности МС устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей МС в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей МС, предусмотренные реестром должностей МС в субъекте РФ.

Реестр должностей МС в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей МС, классифицированных по ОСМУ, избирательной комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

В реестре должностей МС в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности МС, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности МС замещаются муниципальными служащими путем заключения ТД на срок полномочий указанного лица.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, обязанности по должности МС за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности ОСМУ, ИК муниципальных образований, не замещают должности МС и не являются муниципальными служащими.

В России активно возрождается местное самоуправление – один из атрибутов российской государственности, необходимый элемент демократической организации общества. В становлении и развитии реального и эффективного местного самоуправления, в реализации социальных функций государства в период политических, экономических и социальных преобразований важную роль играет создание современной системы органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Не менее важную роль также играет эффективное развитие института муниципальной службы и его правового обеспечения. При этом особенно актуальное значение приобретает проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление аспекта взаимодействия государственных и самоуправленческих структур, анализа соотношения государства и общества.

В СССР муниципальная служба по известным причинам политического свойства не существовала. На местном уровне функции государственного управления в то время выполняли работники органов советской власти, деятельность которых регулировалась нормами трудового законодательства. Организация местного самоуправления в период 90-х годах годов ХХ века и особенно после вступления в силу Конституции РФ 1993 года актуализировала необходимость правового регулирования наряду с государственной и муниципальной службы, установления статуса, как государственных, так и муниципальных служащих. В настоящее время муниципальная служба, как и государственная служба, получила собственное правовое регулирование на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Федеральный закон 8-ФЗ в 1998 году закрепил основы муниципальной службы в Российской Федерации, а Федеральный закон 25-ФЗ 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» более детально закрепил публично-правовой институт муниципальной службы, обозначил социальный статус муниципального служащего в обществе.

Социальный статус муниципального служащего определяется многочисленными показателями, которые задаются типом социальной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии, как престиж профессии, уровень дохода, продолжительность и качество образования, объем властных полномочий, размер собственности. Любой муниципальный служащий, как человек, в той или иной форме осознает свой статус, свое место в обществе или, иными словами, осуществляет социальную самоидентификацию, при которой социальный статус становится неотделимой частью его личности. От степени идентификации с официальным статусом напрямую зависит эффективность деятельности муниципального служащего.

Проведенное социологическое исследование среди специалистов муниципальной службы муниципальных образований Самарской области показало, что для муниципальных служащих характерен высокий общий уровень удовлетворенности своей работой. Вместе с тем, свыше 60 % опрошенных считают свою заработную плату низкой, не соответствующей занимаемой должности и затрачиваемым усилиям. Кроме того, муниципальные служащие указывают на нестабильность своего служебного положения и чувство неопределенности в отношении своей дальнейшей работе в органах муниципальной власти. Общее ощущение неудовлетворенности профессиональной деятельностью обусловлено низким авторитетом муниципальной службы.

Проведенное исследование также подтвердило распространенное сегодня мнение о необоснованно заниженном статусе муниципальных служащих. Практически каждый третий респондент оценил статус муниципальных служащих, как низкий. Более половины опрошенных считают, что муниципальные служащие занимают средние позиции в социальной структуре современного российского общества. Полностью уверенные в стабильности своего служебного положения лишь 15%, а каждый пятый опрошенный респондент отметил, что не уверен в стабильности своего служащего положения.

Можно сделать вывод, что социальная структура современного российского общества пока не является устоявшимся образованием. Она неустойчива, продолжается активный процесс вертикальной и горизонтальной мобильности, стратификация современного российского общества не может быть четко определена, поэтому легче всего индексируются верхние и нижние слои и страты.

Заниженный в обществе статус работников муниципальной службы вызывает высокую сменяемость младшего и среднего звена специалистов муниципальной службы, вынуждает эту категорию к поиску другой работы, не связанной с муниципальной службой.

Именно на повышение социального статуса и закрепление кадрового потенциала на муниципальной службе направленно развитие законодательства о муниципальной службе, прежде всего, в субъектах РФ.

Принятый в октябре 2007 года Закон Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», кроме групп муниципальных должностей муниципальной службы, установил соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы на региональном уровне. В статье 6 Закона установлены также типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области. В настоящее время квалификационные требования предъявляются не только к уровню профессионального образования, но и статусу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Должности муниципальной службы в Самарской области в настоящее время четко подразделены на категории: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты.

В плане закрепления кадров в органах муниципальной власти статьей 10 Закона установлен порядок оплаты труда муниципальных служащих в Самарской области. Оплата труда производится в виде денежного содержания, которая состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Причем органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.

К должностным выплатам относятся:

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу на муниципальной службе;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

- ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд;

- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

- ежемесячное денежное поощрение;

- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая один раз в год;

- материальная помощь в случаях и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Статьей 11 Закона определен порядок предоставления муниципальному служащему в Самарской области ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска муниципальному служащему предоставляются не только за выслугу лет, но и также за ненормированный служебный день. Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет при этом исчисляется из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы, но не более 15 календарных дней (в Законе Самарской области 1998 года продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляла 5 календарных дней при выслуге от 5 до 10 лет службы и 12 календарных дней при выслуге свыше 10 лет службы).

Муниципальным служащим в Самарской области, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим в Самарской области, имеющим ненормированный служебный день, устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления имеют права устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в Самарской области при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и при условии увольнения с муниципальной службы по следующим основаниям (статья 13 Закона):

1) ликвидация органов местного самоуправления, а также сокращение штата муниципальных служащих органов местного самоуправления;

2) увольнение с должностей, установленных муниципальными правовыми актами для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих муниципальные должности, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;

3) достижение предельного возраста, установленного законом, для замещения должности муниципальной службы;

4) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности муниципальной службы в Самарской области вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению муниципальной службы;

5) увольнение по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию;

6) иным основаниям, предусмотренным уставом муниципального образования.

Лица, уволенные с муниципальной службы в Самарской области по основаниям, предусмотренным абзацами с третьего по шестой настоящей статьи, имеют право на доплату, если они замещали должности муниципальной службы в Самарской области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Лица уволенные с муниципальной службы в Самарской области до истечения 12 полных месяцев по основаниям, предусмотренным абзацем вторым настоящей статьи, имеют право на доплату.

За добросовестное исполнение муниципальным служащим в Самарской области должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются следующие меры поощрения:

1. объявление благодарности;

2. выплата денежной премии;

3. награждение ценным подарком;

4. награждение почетной грамотой;

5. присвоение почетного звания, установленного в муниципальном образовании в Самарской области.

Выплата муниципальному служащему в Самарской области денежной премии, выделение денежных средств на приобретение ценного подарка производятся в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя (работодателя).

Решение о поощрение муниципального служащего в Самарской области оформляется муниципальным правовым актом. Соответствующая запись о поощрении вносится в трудовую книжку и личное дело муниципального служащего в Самарской области.

Эффективность деятельности муниципального служащего зависит от многих параметров, но существенным, на наш взгляд, представляется степень удовлетворенности муниципального служащего своей деятельностью. Удовлетворенность работой у субъекта во многом определяется самооценкой своей деятельности как социально значимой, социально полезной. При проведении социологического исследования работники муниципальной службы в качестве основных показателей социального статуса указали на уровень заработной платы, отношение окружающих сотрудников и вышестоящих руководителей к ним, ощущение уверенности в стабильности своего служебного положения.

 

Различия между выборными должностными лицами

местного самоуправления и муниципальными служащими

 

Отличительные признаки Выборные должностные лица Муниципальные служащие
Методы подбора служащих Выбираются гражданами Нанимаются на определенную должность, иногда по конкурсу
Содержание деятельности Определяют общественные цели, стратегию развития (утверждают муниципаль- ные программы, планы и местный бюджет) Выбирают способы и средства осуществления целей, исполняют программы, планы и местный бюджет
Критерии подбора служащих Поддержка избирателей Квалификация, опыт, профессионализм
Возможность представления политических партий и других общественных объединений Могут представлять различные политические партии и другие общественные объединения Не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий и других общественных объединений
Продолжительность работы Выбираются на срок полномочий, установлен- ный законом или уставом муниципального образования Нанимаются на неопределенное время или на срок полномочий выборного должностного лица, работу которого они обеспечивают

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Различаются ли между собой понятия "занимать муниципальную должность" и "находиться на муниципальной службе"?

2. На каких уровнях власти осуществляется правовое регулирование муниципальной службы?

3. Как подразделяются муниципальные служащие в зависимости от занимаемой должности?

4. Какие ограничения и с какой целью накладываются на муниципального служащего?

5. Какие социальные гарантии имеют муниципальные служащие?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.