КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средние века и Беларусь
1 Почему будущему специалисту необходимо изучать отечественную историю? 2 В чем состоит отличие цивилизационного подхода к изучению истории по сравнению с формационным подходом? 3 Почему проблема этногенеза белорусов остается дискуссионной в современной исторической науке? 4 Какая концепция происхождения белорусского этноса вам наиболее близка и понятна? 5 Сравните общественный строй восточных и западных славян в VIII−IX вв. 6 Каковы причины становления раннегосударственных образований на территории Беларуси? 7 Сравните развитие феодальных отношений в Западной Европе и уровень социально-экономического развития белорусских земель в период Средневековья. 8 Каковы особенности формирования Древнерусского государства (Киевская Русь) и его социально-экономического и политического развития? 9 Почему расцвет Полоцкого княжества историки соотносят с периодом княжения Всеслава Чародея (1044−1101 гг.)? 10 Какое влияние оказало принятие христианства на развитие культуры древней Беларуси? 11 Почему мы можем утверждать, что культура Беларуси в IX−XIII вв. развивалась в контексте восточнославянского и восточноевропейского процессов? 12 Каковы причины создания и особенности процесса формирования государственной территории ВКЛ? 13 Как вы понимаете роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства ВКЛ? 14 Каким было соотношение литовского и славянского элементов в истории ВКЛ? 15 Почему и каким образом происходила эволюция ВКЛ от единовластия к сословно-представительной монархии? 16 Определите место и роль ВКЛ в истории Европы в XIV − пер. пол. XVI вв. 17 Какие особенности развития церковно-религиозных отношений в ВКЛ в условиях Реформационного и контрреформационного движений в Европе можно выделить (выясните причины и последствия заключения Берестейской церковной унии 1596 г.)? 18 Проанализируйте основные тенденции и достижения в развитии культуры Беларуси в эпоху Возрождения. 19 Перечислите специфические черты культуры эпохи Возрождения в Беларуси. 20 Какие факторы содействовали консолидации белорусской народности в XIV−XVI вв.? Раздел II. Цивилизационное наследие Нового времени и Беларусь
1 Каковы причины и последствия заключения Люблинской унии 1569 г.? 2 Проанализируйте эволюцию форм государственного и социально-политического строя в белорусских землях после заключения Люблинской унии и вхождения ВКЛ в состав Речи Посполитой (Статут 1581 г.). 3 Назовите причины и особенности антифеодальных выступлений в Беларуси в XVI–XVIII вв. 4 Объясните причины и особенности становления фольварочно-помещичьей системы и сословно-представительного строя в XVI−XVIII вв. в ВКЛ. 5 Почему мы можем утверждать, что культура Беларуси, в том числе общественно-политическая и философская мысль, развивалась под влиянием идей европейского Просвещения? 6 Определите общие и отличительные черты в войнах середины XVII в. (1648−1651; 1655−1660; 1654−1667 гг.) и их последствиях для экономики и населения Беларуси. 7 Каковы причины (экономические, политические) разделов Речи Посполитой? 8 Определите положительные и негативные аспекты вхождения белорусских земель в состав Российской империи. 9 В чем проявилась противоречивость развития экономики белорусского края в конце XVIII – в первой половине XIX вв.? 10 Какова ваша оценка политики царизма в отношении религии, культуры (национальный аспект политики) в белорусских губерниях в пер. пол. XIX в.? 11 Охарактеризуйте развитие белорусской национальной культуры в XIX в. 12 В чем проявился кризис феодально-крепостнической системы Российской империи и каковы причины отмены крепостного права в 1861 г.? Укажите особенности реализации аграрной реформы в белорусских губерниях. 13 Почему реформы 60–70-х гг. XIX в. являются буржуазными, и каковы особенности их проведения в белорусском крае? 14 Объясните причины и значение восстания 1863 г. 15 Каковы особенности народнического движения в Беларуси? 16 Укажите характерные черты развития промышленности и сельского хозяйства Беларуси в начале XX в. 17 Охарактеризуйте стратегию и тактику революционно-демократических, буржуазно-либеральных, помещичье-монархических партий в Беларуси в условиях революции 1905−1907 гг. 18 Столыпинские реформы – это революция «сверху». Почему? Каким образом происходила реализация столыпинской аграрной реформы в Беларуси? 19 В чем проявлялось нарастание общенационального кризиса в годы Первой мировой войны? 20 Охарактеризуйте события Февральской революции в Беларуси. Раздел III. Советская модель модернизации в истории Беларуси
1 Объясните стратегию и тактику различных политических партий после победы Февральской революции. Охарактеризуйте расстановку политических сил в России и Беларуси в условиях двоевластия. 2 Почему и в настоящее время продолжается дискуссия о причинах, содержании, результатах и последствиях Октябрьской революции? 3 Каким образом решался вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси после событий Октября 1917 г.? 4 Определите причины краха политики «военного коммунизма» и перехода к НЭПу (объясните сущность, цель и практику осуществления политики НЭПа). 5 Почему произошло свертывание НЭПа? 6 Охарактеризуйте политику белорусизации: успехи, просчеты и уроки. 7 Каковы особенности, причины, цели и результаты советской индустриализации и коллективизации? 8 Покажите достижения и противоречия в развитии культуры и науки БССР в 30-е гг. XX в. 9 Какие факторы обусловили возникновение и развитие культа личности Сталина? 10 Что такое сталинизм, в чем его сущность: в политике, экономике, духовной жизни? Была ли альтернатива сталинизму? 11 Объясните причины и особенности советской модели тоталитаризма. 12 Почему массовые репрессии − обязательный инструмент тоталитарного режима? 13 Покажите пути и методы восстановления экономики БССР в 40–50-е гг. XX в. 14 Какой период и почему в исторической литературе называют «хрущевской оттепелью»? 15 Какую роль в жизни советского общества сыграл XX съезд КПСС? 16 Охарактеризуйте социально-экономические и общественно-по- литические процессы в БССР в 60–80-е гг. XX в. 17 Почему в исторической литературе 60–80-е гг. XX в. называют периодом стабилизации и нарастания кризиса советской системы? 18 Почему экономическая реформа середины 60-х гг. XX в. проводилась непоследовательно и осталась незавершенной? 19 Покажите достижения и проблемы в развитии культуры Беларуси в 50–80-е гг. XX в. 20 Объясните проблемы и просчеты в решении национального вопроса и межнациональных отношений в СССР.
Раздел IV. Геополитическое положение Беларуси в середине XX века
1 Каким образом и почему Германия после поражения в Первой мировой войне превратилась в очаг военной угрозы в Европе и мире. 2 Почему страны Запада проводили политику умиротворения агрессора? Укажите результаты и последствия Мюнхенского сговора 1938 г. 3 По каким причинам не удалась попытка создания системы коллективной безопасности в Европе? Покажите противоречивый характер советской внешней политики накануне войны. 4 Докажите, что начало Второй мировой войны связано с политикой западных государств и геополитической стратегией Германии в 20–30-е гг. XX в. 5 Охарактеризуйте причины и итоги воссоединения Западной Беларуси с БССР и историческое значение этого события. 6 Почему война советского народа против немецко-фашистских захватчиков носила отечественный характер? 7 Охарактеризуйте цели фашистской оккупационной политики на советской территории. 8 Почему сопротивление фашистским оккупантам на территории Беларуси носило характер всенародной борьбы? 9 Определите политическое и военно-стратегическое значение побед советских войск в Сталинградской и Курской битвах. 10 Докажите с помощью исторических фактов, что советско-герман- ский фронт являлся решающим фронтом Второй мировой войны. 11 Охарактеризуйте роль операции «Багратион» в освобождении захваченной территории СССР. 12 В чем проявилась освободительная миссия войск Красной Армии в Европе? 13 Почему на Крымской и Потсдамской конференциях обнаружились разногласия в позициях государств – основных участников антигитлеровской коалиции? 14 Объясните, почему Нюрнбергский трибунал признал лживость версии о «превентивном» характере нападения фашистской Германии на СССР. 15 Укажите причины принятия БССР в число стран – учредительниц ООН. 16 Каким образом изменилась геополитическая ситуация в мире после окончания Второй мировой войны? 17 Определите причины, сущность и последствия «холодной войны». 18 Почему в 60–70-е гг. XX в. в международных отношениях наблюдался поворот от «холодной войны» к разрядке международной напряженности? 19 Почему на рубеже 70–80-х гг. XX в. произошел новый виток гонки вооружений и конфронтации между СССР и США? 20 Охарактеризуйте деятельность БССР в ООН в 1945−1985 гг.
Раздел V. Суверенная Республика Беларусь в условиях глобализации мировых процессов (90-е гг. XX в. – нач. XXI в.)
1 Укажите причины нарастания кризисных явлений в экономике и социальном развитии СССР и стран системы социализма на рубеже 70–80-х гг. XX в. 2 Поясните причины выдвижения и обоснования политики «перестройки». Объясните, на ваш взгляд, соответствовал ли замысел политики «перестройки» её реализации? 3 В чем проявилась демократизация общественно-политической жизни БССР во второй половине 80-х гг. XX в.? 4 Какие политические партии и движения появились в период формирования многопартийной системы? 5 Каковы причины краха мировой системы социализма? 6 Почему радикальные изменения, произошедшие в странах Восточной Европы в конце 80-х гг. XX века, в исторической литературе называют «бархатными революциями»? 7 Проанализируйте причины и последствия распада СССР. 8 С какой целью и для решения каких задач создавали Содружество Независимых Государств? 9 Когда и почему была провозглашена Декларация о государственном суверенитете БССР? 10 Почему августовские события 1991 г. – это попытка государственного переворота? 11 Когда и почему произошло законодательное оформление независимости Беларуси? 12 Объясните причины и последствия создания института президентства в Республике Беларусь. 13 Охарактеризуйте актуальные проблемы социально-экономического развития Беларуси в 1990-е гг. 14 Покажите динамику социально-экономических процессов в Республике Беларусь в 2000-е гг. 15 Какие вопросы выносились на референдумы 1995, 1996, 2004 гг.? 16 Когда приняли Конституцию суверенной Беларуси? Какие изменения и дополнения вносились в Конституцию Республики Беларусь (1996 и 2004 гг.)? 17 Покажите динамику союзнических отношений Республики Беларусь и Российской Федерации. 18 Назовите приоритеты белорусской внешней политики. Почему современная внешнеполитическая концепция Республики Беларусь называется многовекторной? 19 Охарактеризуйте роль и значение Республики Беларусь в развитии интеграционного процесса на постсоветском пространстве. 20 Какие тенденции характерны для духовного и культурного развития современной Беларуси? * * * Изучая историю Беларуси, каждый студент должен четко осознать, что в настоящее время востребованы энергичные, инициативные, творческие выпускники высшей школы, способные в дальнейшем получить профессиональную подготовку и переподготовку в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка труда, обладающие навыками самостоятельной работы по овладению новыми знаниями. В современных социокультурных условиях профессиональное становление человека выходит за рамки жестких социальных норм, требуя постоянного саморазвития, самоопределения, самосовершенствования как профессионала и личности. Мы убеждены, что в этом в определенной мере вам поможет неформальная работа с предлагаемым пособием.
Учебное издание
БЛИЗНЕЦ Галина Ивановна РЯБЦЕВА Наталья Адамовна
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |