Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент и менеджеры




 

Содержание понятия «менеджмент» многогранно: оно включает науку и практику управления; функцию; процесс; отношения управления и систему; людей, управляющих организацией; аппарат управления; особое управленческое искусство.

Менеджмент как наука и практика управления, является самостоятельной и в то же время междисциплинарной областью знаний.

Практика менеджмента формирует навыки и обогащает опыт людей, осуществляющих управление, а результаты практической деятельности служат источником для совершенствования теории менеджмента.

Менеджмент как функция. Менеджмент — это особый вид деятельности (функция), реализуемый через выполнение управленческих действий — функций управления, содержание и набор которых зависят от типа организации (коммерческая, административная, и т.п.), объема ее деятельности (малая, средняя, большая), вида деятельности (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг), а также от управленческой иерархии, содержания внутриорганизационных процессов (планирование, производство, и т.д.) и множества других факторов.

Менеджмент как процесс. Реализация функции управления требует координации различных действий и функций в пространстве и времени (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Роль процесса управления в организации

 

Все вопросы управления при процессном подходе рассматриваются с позиции логической последовательности (взаимосвязанности) управленческих функций и действий, направленных на достижение целей и решение задач организации.

Менеджмент как отношения управления. Управление — это определенный тип взаимодействия субъекта (кто управляет) и объекта (кем управляют) управления. Для реализации управленческого взаимодействия необходимо наличие отношений управления, т.е. потребности и возможности у субъекта управления вырабатывать управленческие команды и готовности объекта управления эти команды выполнять

Менеджмент как система. Системность менеджмента обусловлена наличием и взаимосвязанностью его составляющих: структуры и ее элементов, функций, процессов, методов, форм и т.п.

. Как управляющая система она формирует и изменяет внутреннюю среду организации и регулирует протекающие в ней процессы. Как управляемая система — принимает решения под воздействием изменяющихся условий внешней и внутренней среды, которые направляют ее действия (например, законодательство, приоритеты собственников, поставщиков и потребителей). Ее основные подсистемы —- структурно-функциональная, информационно-поведенческая и подсистема саморазвития.

Менеджмент — это менеджеры. Менеджмент всегда связан с менеджерами. Менеджером является член организации, имеющий в подчинении других работников, действиями которых он уполномочен управлять, неся полную ответственность за состояние управляемого объекта.

Основными обязанностями менеджеров являются организация и использование труда сотрудников для достижения целей и решения задач организации. Результативность их работы зависит, прежде всего, от умения работать с персоналом, владения информацией обо всем, что происходит внутри организации и в ее окружении, от умения создавать благоприятный рабочий климат и своевременно принимать эффективные решения.

Менеджмент как аппарат управления. Аппарат управления организацией состоит из управленческих работников — руководителей (менеджеров), специалистов и служащих. Правом и обязанностью руководителей является принятие управленческих решений в рамках своей компетенции и организация их практической реализации. Специалисты осуществляют разработку и обоснование вариантов решений. Служащие занимаются информационным обеспечением процесса управления: сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации.

Касаясь содержания работы менеджера, Г. Минцберг находит еще одну общую черту управленческой работы – роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

Минцберг выделяет следующие десять функционально-ситуативных ролей, в которых (в разной мере) выступают различные менеджеры:

· Межличностные роли:

1. Глава организации (figurehead role). Все менеджеры должны выполнять определенные обязанности церемониального или символического характера. Данная роль связана с выполнением рутинных обязанностей правового или социального характера, представительством и т. п.

2. Лидер (leader). Это руководитель, ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, т. е. за то, чтобы работники действовали в интересах организации, для достижения ее целей. Он отвечает за набор и подготовку работников, их реальную деятельность, контролирует выполнение работниками своих функций.

3. Связующее звено (liaison). Выполнение этой роли предполагает, что менеджер обеспечивает формирование и поддержание системы межличностных отношений за пределами организации. Задачей менеджера является поддержание благоприятных внешних условий для организации. К непосредственным функциям руководителя относятся ведение соответствующей переписки, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и людьми.

· Информационные роли:

4. Приемник информации (monitor). Разыскивает и собирает разнообразную информацию об изменениях, которые происходят за пределами организации, возможностях и проблемах, которые могут из-за этого возникнуть. К непосредственным обязанностям относятся обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации, регулярный просмотр периодических изданий, ознакомительные поездки и т. п.

5. Распространитель информации (disseminator). Осуществляет селективное распространение информации, полученной из внешних источников или от сотрудников организации. К непосредственным обязанностям относятся рассылка почты и специально подготовленных сообщений и обзоров по подразделениям с целью передачи полезной информации либо личные контакты с той же целью (обзоры, беседы, встречи).

6. Представитель (spokesperson). Основная задача представителя – выражение за пределами организации ее официальной точки зрения по существенным вопросам. Он публикует информацию относительно планов организации, ее политики, действий, результатов работы; выступает от имени организации как эксперт, на брифингах и пресс-конференциях для средств массовой информации и т. д.

· Роли, связанные с принятием решений:

7. Предприниматель (entrepreneur). Менеджер в данной роли должен способствовать улучшению деятельности организации. Он изыскивает возможности внутри самой организации и во внешней среде, разрабатывает и запускает проекты по использованию этих возможностей, а также контролирует исполнение проектов.

8. Устраняющий нарушения (disturbance handler). Отвечает за корректирующие действия в ситуациях, когда организация оказывается перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого хода событий. Эта роль имеет определенный приоритет перед другими ролями. Сиюминутные цели должны обеспечить организации стабильность.

9. Распределитель ресурсов (resource allocator). Является ответ-
ственным за распределение всевозможных ресурсов организации. Поскольку любая организация функционирует в условиях ограниченности ресурсов, а любое существенное решение предполагает использование ресурсов, то для их эффективного использования необходимо сознательно управлять этим процессом.

10. Ведущий переговоры (negotiator). Данная роль связана с необходимостью менеджеров торговаться с представителями других подразделений и организаций или отдельными людьми для того, чтобы отстаивать интересы собственной организации или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы выполнения работы, целей, ресурсов, условий продаж или покупок либо чего-нибудь иного, что влияет на организацию, от имени которой они ведутся.

Как указывает Г. Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Все вышеперечисленные роли, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т. е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому в организациях выделяют следующие виды разделения труда профессиональных управляющих: функциональное, структурное, технологическое, профессионально-квалификационное.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента (планирование, организация, контроль и т. д.).

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как масштабы, сфера деятельности, отраслевая или территориальная специфика. Можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления (низового, среднего и высшего).

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50–60% общей численности управленческого персонала организации) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. К ним относятся менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень (3–7% общего управленческого персонала) – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием и колеблется от одного-двух на малых предприятиях до восьми – десяти в крупных объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях. Общим является то, что на каждом из них предусматривается определенный объем работ по функциям управления.

Горизонтальное разделение труда менеджеров осуществляется по функциям управления. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому данная функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

Технологическое и профессионально-квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления выделяют три категории работников (руководителей, специалистов и служащих).

Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого персонала, а их труд является самым сложным и ответственным.

Выделяют следующие типы руководителей:

· по виду выполняемых функций (линейные и функциональные);

· в зависимости от уровня иерархии в системе управления (руководители высшего уровня (директор, главный инженер), руководители среднего уровня (начальник цеха, отдела), руководители низшего уровня (мастера, бригадиры));

· по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики).

Специалистов классифицируют следующим образом:

· по специальности (технологи, экономисты, юристы);

· по профилю деятельности (специалисты технического профиля (конструктор, инженер, технолог), специалисты экономического профиля (экономист, бухгалтер), специалисты административного профиля (инженер по технике безопасности, инженер по охране труда));

· по уровню образования (с высшим образованием, со средним специальным образованием, практики);

· по уровню квалификации (специалисты I, II, III категории, главные специалисты).

Различают следующие типы служащих:

· по виду деятельности (технические работники – делопроизводители, секретари, лаборанты);

· по уровню квалификации (служащие I, II, III категории).

Аппарат управления – организованная на основе штатного расписания и профессионально-квалификационных характеристик совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей), объединенных в органы, подразделения, службы управления, на которые возложено выполнение определенных функций управления. Аппарат управления выступает как управляющая часть системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.