Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятиями-реципиентами




Механизм выбора стратегий технологического трансфера

Тип стратегии Условия выбора
Стратегия получения/передачи патентов значительные резервы рыночного спроса на продукцию, создаваемую оригинальными технологическими методами; относительная дешевизна и доступность авансируемых инвестиционных ресурсов; простота адаптации существующей производственной базы к новой технологии;
Стратегия получения/передачи лицензий умеренные резервы рыночного спроса на продукцию, создаваемую оригинальными технологическими методами; простота адаптации существующей производственной базы к новой технологии; ограниченность собственного инновационного потенциала предприятия
Стратегия получения/передачи технологий в материализованном виде умеренные резервы рыночного спроса на продукцию, создаваемую оригинальными технологическими методами; высокая стоимость или ограниченная доступность авансируемых инвестиционных ресурсов; высокий квалификационный уровень персонала при одновременной неразвитости технических компонентов собственной исследовательской базы предприятия
Стратегия перекрестного лицензирования высокая стоимость или ограниченная доступность авансируемых инвестиционных ресурсов; обладание существенными собственными инновационными разработками; высокий уровень развития собственного инновационного потенциала предприятия
Стратегия технологического инвестирования значительные резервы рыночного спроса на продукцию, создаваемую оригинальными технологическими методами; ограниченность собственного инновационного потенциала предприятия; высокая стоимость или ограниченная доступность авансируемых инвестиционных ресурсов
Стратегия научно-производственного кооперирования высокая нестабильность рыночного спроса на новую продукцию; высокая стоимость или ограниченная доступность авансируемых инвестиционных ресурсов; высокий квалификационный уровень исследовательского персонала предприятия

Выбор стратегии технологического трансфера предприятиями-разработчиками новых технологий в наибольшей степени определяется динамикой жизненного цикла соответствующего нововведения. Действия предприятий разработчиков при этом в большинстве случаев строятся по следующей схеме::

На стадии зарождения новой технологии основной стратегией технологического трансфера для предприятия разработчика является стратегия научно-производственного кооперирования, которая дает возможность с минимальными затратами создавать сопутствующие нововведения, позволяющие быстро повышать эксплуатационные характеристики базовой разработки и тем самым – формировать условия для ее успешной коммерциализации.

На стадии роста технологический трансфер преимущественно строится на различных вариантах стратегии технологического инвестирования, реализация которых дает возможность предприятию открыть новые рынки коммерциализации своей разработки и одновременно с этим - обеспечить экономию на оплате труда и других производственных издержках.

На стадии зрелости технологии трансфер осуществляется на основе стратегий перекрестного лицензирования, передачи лицензий и материализованных результатов технологической разработки. Реализация данных стратегий позволяет предприятию одновременно сохранять за собой основную часть исключительных прав, обеспечиваемых патентом на соответствующую разработку (и тем самым – поддерживать поток доходов от реализации создаваемой с ее помощью новой продукции), и одновременно с этим – получать дополнительные доходы по лицензионным соглашениям.

На стадии старения разработки основной стратегией технологического трансфера предприятия-разработчика становится стратегия передачи патентов (т.е. стратегия продажи технологии «под ключ»), благодаря которой предприятие извлекает остаточную часть той потенциальной прибыли, которую способен обеспечит рынок в отношении соответствующей технологической разработки. Для максимизации такой прибыли продажа патента на технологию должна осуществляться в смежные отрасли, покупательский спрос в рамках которых еще имеет резервы своего роста, однако к рынкам которых предприятие не может получить самостоятельного доступа.

Помимо прочего, важным компонентом стратегий технологического трансфера предприятий-разработчиков также является выработка оптимального алгоритма движения объектов ОИС на международном рынке. Основой такого алгоритма в большинстве случаев является т.н. «многоступенчатая» передача новой технологии с рынков экономически более развитых стран на рынки стран менее развитых. Такой подход позволяет в максимальной степени «растянуть» во времени «жизненный цикл» технологии, тем самым увеличивая объемы получаемых разработчиком прибылей.

Наиболее распространенным видом коммерческого технологического трансфера является купля-продажа лицензий на использование новых технологий. Осуществление таких сделок предполагает заключение специальных контрактов (лицензионных договоров) между сторонами трансакции, регламентирующих механизм всех дальнейших взаимоотношений этих сторон. В большинстве случаев в подобные контракты включаются статьи по следующим основным темам:

Эксклюзивность. Данный пункт договора устанавливает, является ли покупатель лицензии эксклюзивным (единственным) пользователем технологии, и фиксирует договорные ограничения на сроки, сферу и региональные границы такого использования.

Конфиденциальность. В данном пункте обычно фиксируются обязанность покупателя лицензии сохранять в секрете те знания, которые предоставляются ему в запатентованной форме, та также непатентованные знания, непосредственно связанные с применением новой технологии (различные ноу-хау).

Неконкуренция. Данный пункт лицензионного договора необходим для разграничения сегментов рынка, на которых планируется деятельность покупателя лицензии и ее продавца для недопущения конкуренции между ними. В данной статье оговариваются обязательства продавца и покупателя лицензии не производить или не продавать произведенную с помощью новой технологии продукцию на определенных региональных рынках.

Вознаграждение. В данном пункте договора устанавливается механизм выплаты покупателем продавцу вознаграждения (оплаты) за передаваемую лицензию. На практике в большинстве случаев используются три основных механизма выплаты вознаграждения – единовременный (паушальный) платеж, периодическая выплата процентов от достигнутого объема продаж (роялти), а также смешанный механизм, объединяющий в себе два предыдущих.

Дополнительные ограничения. В данном пункте лицензионного договора оговариваются все прочие условия, лимитирующие свободу действий покупателя лицензии по использованию передаваемой ему технологии. В качестве подобных условий обычно выступают следующие:

эксклюзивная поставка – обязательство, налагаемое продавцом на покупателя технологии, по которому последний должен приобретать у первого определенную технику, запасные части, компоненты или сырье, необходимые для использования передаваемой технологии;

ограничения на экспорт – обязательство, согласно которому покупатель технологии не может экспортировать произведенную с ее помощью продукцию вообще или в отдельные оговоренные с продавцом регионы;

ограничения на улучшения технологии – обязательство, по которому держатель лицензии не может самостоятельно осуществлять какие-либо доработки переданной ему технологии, либо обязан информировать продавца технологии о таких доработках и передавать их ему;

несовместимость источников технологий – ограничение, устанавливающее запрет на то, чтобы покупатель лицензии приобретал другие технологии не у ее продавца, а из других источников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.