Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика в области культуры




Отечественная управленческая традиция прочно закрепила за сферой культуры второстепенную роль. Особенно это было выражено на местном уровне, где культурные мероприятия ограничивались узким набором сфер (преимущественно организация досуга, профессиональная деятельность в области искусства, отчасти дополнительное образование) и жанров (вокально-инструментальное и хореографическое направления). Соответственно роли, отводимой культуре, и финансирование выделяется по остаточному признаку. Ситуация осложнена тем, что культурное пространство города разделено ведомственными перегородками: региональные и муниципальные учреждения культуры сосуществуют независимо друг от друга, хотя, если исходить из интересов граждан − потребителей услуг − должны действовать в унисон в рамках взаимной социальной ответственности.

На сегодняшний день мировые тенденции свидетельствуют о том, что от степени внимания управленцев к сфере культуры зависит социальное, духовное и даже экономическое благополучие территории. Основная идея концептуального подхода к культурной политике состоит в том, что культура существует не сама для себя, а для всего местного сообщества, а значит, нуждается в поддержке с его стороны.

От состояния культурной сферы и целенаправленной деятельности в данном русле зависит то, насколько город открыт или замкнут по отношению к внешней среде, скучный он или оживленный, населенный довольными либо разочарованными жителями, а также богатый или бедный.

Проблема состоит лишь в недостаточно четком понимании причинно-следственных связей между культурой и иными аспектами общественной жизни. Соответственно, статус культуры может повыситься при учете ряда аргументов.

1. От культурной сферы зависит управляемость местным сообществом. В плане воздействия на личность и на отношения между людьми социокультурные механизмы заведомо более эффективны, чем традиционные административные и экономические механизмы. В настоящее время муниципальная власть не имеет достаточных полномочий, чтобы напрямую управлять процессами, происходящими на подведомственной территории. При этом население в случае возникновения проблем обращается именно в местную администрацию, а при невозможности решить эти проблемы растет вероятность недовольства и открытых конфликтов. Соответственно, в таких условиях от администрации требуется владеть рычагами воздействия на сознание различных субъектов жизнедеятельности города.

2. Культурная сфера вырабатывает идеологию. Отсутствие общепринятых идеологических ориентиров в постсоветский период приводит к непониманию перспектив развития общества и снижению роли воспитательного процесса. За неимением официальной государственной идеологии возрастает потребность в конструировании идеологии местного сообщества, которая бы культивировала ценности гражданского участия, законопослушного поведения, уважения к местным традициям. Эта идеология должна включать не только общую часть, но и особенную. Грамотно выстроенная идеологическая система позволит продвигать образ города вовне, что станет одним из факторов развития туризма и привлечения инвестиций.

3. Развитость местной культуры определяет степень удовлетворения духовных потребностей человека. Хотя значимость духовных потребностей неочевидна, в отличие от потребностей в пище, жилье, повышении доходов и т.д., отсутствие условий для их удовлетворения ведет к исключительно утилитарному восприятию человеком своей территории проживания, а это невыгодно для местной власти, не говоря уже обо всем сообществе.

4. Именно культурная сфера определяет так называемое качество человека. Культурный человек – не тот, кто посещает культурные мероприятия, а тот, кто умет себя вести в обществе, соизмеряет личные и общественные интересы, создает продукты творчества, полезные для других людей. Местная власть объективно нуждается в том, чтобы в обществе было как можно больше культурных людей, поскольку с ними проще вести диалог и призывать к ответственности. Итак, чем больше внимания уделяется культуре, тем меньше будет правонарушений, алкоголизма и наркомании.

5. В постиндустриальном обществе именно культурная сфера является источником инноваций. На сегодняшний день инновации по праву считаются наиболее прибыльным продуктом экономической деятельности, а следовательно, власть стоит перед необходимостью создавать условия для их возникновения. Среди таких условий главными являются интеллектуальная и физическая возможность создавать инновации (речь идет, соответственно, об образовании и здравоохранении), а также творческий потенциал, богатый духовный мир, который формируется под влиянием сферы культуры.

Приведенные аргументы свидетельствуют в пользу того, чтобы культура перестала рассматриваться в качестве затратной отрасли и начала бы развиваться за счет взаимовыгодных инвестиций. Кстати, такое понимание взаимосвязи культуры и экономики далеко от практикуемого с 1990-х гг. стремления перевести учреждения культуры на самоокупаемость.

Подытоживая сказанное, сформулируем определение понятия культурной сферы, на основе которого будет выстроена концепция ее регулирования.

Культурная сфера – это подсистема общества, охватывающая производство духовных ценностей и материальных символов, назначение которой состоит в том, чтобы культивировать социально-приемлемые образцы поведения, помогать человеку осмысливать окружающий мир, удовлетворять его потребность в самореализации, а также способствовать созданию продуктов творческой деятельности.

Чтобы глубже понять масштаб культурной политики, необходимо реализовать еще более широкое понимание культуры как системы норм поведения человека в различных сферах жизнедеятельности. В данном случае уместно говорить о гражданской, избирательной, экологической культуре, наконец, о культуре речи и поведения в обществе.

Цель программ, которые могут быть созданы на основе настоящей концепции – формирование культурного капитала города и инвестирование в развитие человека.

Данной формулировкой подчеркивается социальная значимость культурного развития, а также намерение выстроить более тесную взаимосвязь между культурой и инновационной экономикой, основанной на инвестициях в человека.

Достижение поставленной цели возможно путем решения пяти задач:

Задача 1. Формирование гражданственности и социальной сплоченности на основе общих культурных ценностей.

Задача 2. Раскрытие духовного потенциала горожан на основе позитивных культурных ценностей.

Задача 3. Создание условий для личностной самореализации жителей города.

Задача 4. Продвижение позитивного имиджа города, «культурный брендинг».

Задача 5. Совершенствование управления сферой культуры.

Логика выделения задач исходит из учета социальной, духовной и личностной составляющих социокультурного развития. В рамках предлагаемой нами концепции взаимодействие культуры с обществом должно идти по достаточно сложному сценарию: не просто удовлетворять культурные запросы граждан, но и в определенной степени формировать их, поднимать на более высокий духовный уровень.

Первая задача – формирование гражданственности, патриотизма и социальной сплоченности на основе общих культурных ценностей – исходит из понимания культуры как связующего звена между индивидами и социальными группами. В самом деле, общие культурные ценности формируют чувство единства между людьми и тем самым повышают уровень их доверия друг к другу. Это в свою очередь усиливает социальное взаимодействие, что является предпосылкой взаимообогащения в духовном, а то и в рыночном смысле.

Гражданственность – это способность и стремление людей быть гражданами, т.е. реализовывать свои права и исполнять обязанности по отношению к обществу. Преимущество в формировании данной ценности изначально принадлежало сфере образования, однако сейчас очевидно, что вырастить гражданина можно, не только обучив его, но и воспитав, а для этого требуется создавать единую воспитательную среду, объединяющую образовательные и досуговые учреждения.

Условием гражданственности является ставка на лидерство. Лидер – это не обязательно председатель общественной организации, а скорее, человек, имеющий особое отношение к жизни, основа которого – стремление самостоятельно решать проблемы. Соответственно, в работе с молодежью, которая неотделима от культурной политики, нужны мероприятия, направленные на формирование лидерских качеств, в частности, в формате летнего лагеря или, как минимум, олимпиад и соревнований между учебными заведениями.

В духе мировой традиции необходимо интенсивно работать с общественными организациями, предоставляя им возможность организовывать отдельные события культурной жизни и формы повседневной активности в сфере культуры. В данном случае эффективной формой взаимоотношений могут стать конкурсы муниципальных грантов, поскольку орган управления тем самым получает возможность знакомиться с альтернативными предложениями, а заявители – формировать целостное видение планируемых мероприятий. Критериями конкурсных взаимоотношений должны быть со стороны власти – прозрачность всех процедур, особенно связанных с выделением финансов, а со стороны «третьего сектора» – соблюдение контрольных точек и ответственность за невыполнение обязательств.

Авторитет органа управления культурой заметно возрастет, если систематически проводить публичные слушания по вопросам культурного развития. И дело не столько в необходимости понять культурные запросы граждан, а в обеспечении согласованности действий различных субъектов – например, представителей окружной и муниципальной власти. Помимо всего прочего, участие населения в обсуждении перспектив развития культуры повышает число участников официальных культурных мероприятий.

Формирование гражданственности невозможно без привития любви к малой родине – многоквартирному дому, подъезду, микрорайону. К сожалению, для многих людей «своя» территория ограничивается рамками квартиры, тогда как общее пространство загрязняется и подвергается актам вандализма. Ряд городских культурных мероприятий может быть спроецирован на уровень микрорайонов, границы которых соответствуют избирательным округам. Назначение этой меры состоит в том, чтобы не допустить застоя культурной жизни в проблемных микрорайонах. Формированию крепких соседских сообществ также будут способствовать совместные праздники. В конечном счете именно сообщества жителей микрорайона могут стать опорой власти в вопросах как обеспечения правопорядка, так и политической поддержки на выборах.

Помимо сказанного выше, социальную сплоченность можно формировать путем организации системы культурного досуга. Несмотря на сходство понятий «культура» и «досуг», особенно в плане управления (традиционно органы управления культурой занимаются в первую очередь организацией досуга), досуг в большей мере связан с потреблением, а не производством культурных ценностей. Соответственно, управление досуговой сферой предполагает внимание к ее содержанию (какие ценности проповедуются на мероприятиях) и форме (благоустройство мест проведения досуга и их необходимое техническое оснащение). В рамках настоящей концепции досуг хотя и выделен в отдельную задачу, но большей частью растворен в таких направлениях, как формирование позитивных ценностей, развитие соседских сообществ, поскольку это ориентиры более высокого порядка.

Вторая задача – развитие духовного потенциала горожан на основе позитивных культурных ценностей – по существу реализует идеологическую функцию культуры. Идеологию местного сообщества предполагается формировать в двух ракурсах: с одной стороны, через утверждение позитивных ценностей, а с другой, путем нейтрализации вредных для общества культурных влияний.

Поскольку прямое распространение идеологии может оказаться недостаточно эффективным, параллельно с этим ключевые идеи должны звучать в СМИ, на концертах и иных массовых мероприятиях, в произведениях литературы и искусства.

Особое внимание следует уделять воспитанию личностей, интересующихся историей города. Уровень знания значимых исторических событий планируется повысить посредством городских викторин и конкурсов, театрализованных представлений, поисковых экспедиций. Интерес к истории – не только залог духовного развития человека, но и фактор развития туризма.

История не ограничивается общезначимыми именами и датами. Современная историческая наука все чаще обращается к рядовому человеку. Такая история «снизу» полезна не только ученым, открывающим новые факты, но и самим гражданам – ее носителям: это и воспитание молодежи, и форма внимания к пожилым людям. Соответственно, на уровне города предполагается запустить проект «Народный архив».

Идеология строится как на знаниях, так и на чувствах. Соответственно, помимо ценностей, нужно также формировать у людей позитивные эмоции.

Развитие духовного потенциала горожан представляется немыслимым без организации противодействия массовой культуре, хотя бы в наиболее одиозных ее формах.

Проблема состоит в том, что именно массовая культура широко пропагандируется через центральные СМИ.

Прежде всего, необходимо четко обозначить, что массовой культуре необходимо противодействовать при следующих условиях:

· ориентация культурных образцов на низменные потребности людей, легкость их потребления;

· персонажи наделены лишь самыми простыми для восприятия эмоциями;

· содержание выходит за рамки приличия и нравственности;

· образцы встроены в рыночную систему, создаются и тиражируются в первую очередь ради прибыли.

Формой противодействия деструктивным субкультурам является проведение субкультурных мероприятий под эгидой культурных центров.

Духовный потенциал горожан заметно возрастет, если включить в программу культурного развития блок мероприятий по противодействию сквернословию. В данном случае возможен как прямой запрет на сквернословие в общественных местах и в местных СМИ (приравнивание нецензурной брани к административному правонарушению), так и косвенное влияние на молодежь, в частности через метафору моды (говорить на языке мата уже не модно). Поскольку для многих людей сквернословие – привычка, противодействовать этому следует, начиная уже с дошкольного возраста через ДОУ.

Третья задача создание условий для личностной самореализации жителей города – определяет социальную значимость собственно деятелей культуры и творческих людей в целом.

Прежде всего, необходимо обеспечить непрерывность творческого процесса: систематическое обновление кадров деятелей культуры, поощрение создания ими культурных продуктов, в том числе путем организации специализированных ярмарок. Необходимо повысить доступность участия в творческой деятельности различных слоев общества, уделив особое внимание лицам с ограниченными возможностями.

При этом не следует забывать о такой важной для удаленных северных городов форме культурной деятельности, как просветительство. Под просветительством понимается повседневная деятельность отдельного человека или организации по приумножению культурного богатства территории своего проживания, обеспечению массовой доступности культурных продуктов, пропаганде культурных и духовных ценностей среди населения. Особенно ценно, когда просветительством занимаются люди, которые сами не являются творческими деятелями, но их отношение к культурным ценностям служит примером для массы рядовых граждан.

Муниципалитетом должны поощряться частные инициативы по поддержке отдельных культурных проектов – меценатство. Чтобы появились меценаты, необходим стимулирующий механизм: с одной стороны, моральное стимулирование, например, торжественное награждение грамотами в рамках Дня города, а с другой, льготы по налогообложению или хотя бы компенсация части налоговых выплат.

Четвертая задача продвижение позитивного имиджа города, «культурный брендинг» – строится на эффекте от трех предыдущих задач и при этом обеспечивает открытость культурного пространства, интерес к культурной жизни города извне.

На сегодняшний день жители города стремятся интегрироваться в глобальные культурные процессы и далеко не всегда имеют представление об уникальности места своего проживания. Если в советское время господствовала идея унификации городских территорий, то сейчас, напротив, актуальной становится проблема обретения идентичности города. Сформировать идентичность безликого города можно двумя путями – восстановив ее либо создав с чистого листа. В любом случае этот процесс следует начать с инвентаризации действующих культурных образов.

Чтобы развивать местный туризм, необходимо продумать внутригородские маршруты, по возможности создав «опорные точки»: мемориальные доски и скульптурные композиции в различных районах города. При этом не следует ограничиваться рамками города: для туристов может оказаться достаточно привлекательным и путешествие по региону.

Важным фактором развития туризма является образ города на всероссийском уровне. Одним из способов формирования позитивного образа города является обеспечение участия местных творческих коллективов в мероприятиях и конкурсов на территории других регионов.

Пятая задача – совершенствование управления сферой культуры – предполагает уделить внимание организации общественного участия в управлении, повышению профессионализма служащих, а также обеспечению их необходимыми материальными и информационными ресурсами.

Создание системы общественного участия в управлении культурой необходимо для того, чтобы преодолеть разрыв между властью и общественностью, повысить интерес граждан к проводимым мероприятиям и повысить уровень легитимности управленческих действий. С этой целью предполагается создать Общественный совет по культуре при главе администрации города, пригласив к участию в этом органе бизнес, окружную администрацию, всех образовательных учреждений, а также председателей ТОС, ТСЖ и иных активистов внутригородских территорий. Помимо этого, чтобы общественное участие не стало формальностью, предполагается шире использовать технологию муниципальных грантов.

Профессионализм муниципальных служащих сферы культуры зависит от того, насколько они способны управлять на основе программно-целевого подхода и стратегического мышления. Повышение профессионализма работников возможно через курсы повышения квалификации, семинары-тренинги, организационно-деятельностные игры.

Не менее важным для управления культурой является налаживание организационной стороны деятельности. Для этого предполагается создать и регулярно обновлять информационную базу, содержащую основные статистические и социологические показатели. Наличие такой базы позволит быстро отслеживать проблемы и стараться их устранять на стадии зарождения. Часть показателей рекомендуется публиковать на сайте городской администрации, а также в виде печатных презентационных материалов, например, это может быть брошюра «Паспорт культурного развития города». Для большей наглядности наряду с брошюрой планируется выпустить карту культурного развития города, реализовав тем самым так называемую технологию мэппинга.

 

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.