Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Петля качества. Цикл Деминга. Спираль качества




Петля качества. Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 9) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально–техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация. Нужно иметь в виду, что в практической деятельности в целях планирования, контроля, анализа и пр. эти этапы могут разбивать на составляющие. Наиболее важным здесь является обеспечение целостности процессов управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.

 

 


7

 


Рис. 9. «Петля качества»

 

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции.

Цикл Деминга. Управление качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.

Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деминга показана на рис. 10 и включает: планирование (PLAN); реализация плана или выполнение требований стандарта (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

Таким образом, при управлении качеством в целях обеспечения системности этого процесса необходимо объединить кольцо качества с циклом (кругом) Деминга, что будет характеризовать основные виды действий на протяжении жизненного цикла продукции. Тогда полнота основных видов деятельности на всем поле полученной матрицы будет характеризовать степень комплексности процесса управления качеством по отдельным видам продукции.

Рис. 10. Цикл Деминга (PDCA)

 

Управление качеством отличается от контроля, который в основном сводится к отделению хороших изделий от плохих. Качество продукта после завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.

Управление качеством имеет дело со всей системой разработки, производства, эксплуатации (потребления) и утилизации товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем устранение этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Спираль качества. Джозеф М.Джуран (Joseph М. Juran, род. в 1904 г.) не менее знаменитый, чем Э. Деминг, американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК). В 1951 г. в США вышла его книга «Справочник по управлению качеством» (Handbook for Quality Control), от которой ведет свое начало понятие «управление качеством»; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание «Справочника». В 1964 г. была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием».

Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей. В 1979 г. Джуран организовал в США Институт качества, который предоставляет широкий круг услуг, включая обучение специалистов.

Модель Джурана включает 13 этапов, обозначенных на рис. 11.

 

 


1) обследования рынка;

2) составление проектных заданий для изготовления изделий нового, соответствующего запросам потребителей качества;

3) проектно–конструкторские работы;

4) составление технических условий для производственных процессов;

5) разработка технологии производства и подготовка производства;

6) приобретение материалов, комплектующих изделий, технологического оборудования, инструмента и организация связи с поставщиками;

7) изготовление инструмента, приспособлений и контрольно–измерительных приборов;

8) производство изделий;

9) технический контроль в процессе производства;

10) технический контроль готовых изделий;

11) испытание рабочих характеристик изделия;

12) сбыт;

13) техническое обслуживание в процессе использования изделий по назначению.

 

Рис. 11. Модель Джурана «Спираль качества»

2.4. Понятие и сущность функционально - стоимостного анализа (ФСА)

В экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа (ФСА) как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Функционально-стоимостный анализ методология непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур. Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат.

Рассмотрим основные идеи ФСА:

– потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от ее использования;

– потребитель стремится сократить свои затраты;

– интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а следовательно, с различной эффективностью и затратами;

– среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя.

Составляющие функционально-стоимостного анализа изображены на рис. 13. Система ФСА полностью соответствует 8-ми принципам менеджмента качества, представляющим основу всех стандартов семейства ИСО 9000 (табл. 12).

Рис. 12. Роль и место функционально-стоимостного анализа

 

ФСА системное рассмотрение функций совершенствуемых объектов и затрат на получение этих функций. Основным критерием совершенства (конкурентоспособности) объекта с позиции ФСА является его потребительная стоимость, определяемая соотношением полезности (качества) и цены.

Основные методы и средства ФСА:

– методы описания и анализа функций;

– методы анализа затрат;

– методы оценки потребительной стоимости;

– методы постановки и решения задач, наиболее совершенными из которых являются;

– методы оценки полученных решений.

Таблица 2

Соответствие системы ФСА принципам менеджмента качества

 

Основные принципы менеджмента качества по ИСО 9000 Основные принципы ФСА
1.Ориентация на потребителей. Организации зависят от своих потребителей, поэтому они должны знать и понимать их потребности, которые существуют в настоящий момент, а также могут возникнуть в будущем, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания 1.Ориентация на потребителей. Методология ФСА занимается совершенствованием потребительной стоимости продукции главным показателем степени ее соответствия запросам и ожиданиям потребителя
2.Роль руководства. Руководители добиваются единства целей и направлений развития организации. Они должны создавать внутреннюю среду организации, которая позволяет сотрудникам быть в полной мере вовлеченными в достижение целей организации 2.Роль руководства. Общее руководство организацией и проведением ФСА принадлежат высшему руководству предприятия
3. Вовлечение сотрудников. Сотрудники всех уровней составляют основу каждой организации, их полное вовлечение дает возможность организации использовать их способности с максимальной выгодой 3. Вовлечение сотрудников. На предприятии организуется многоуровневое обучение персонала в области ФСА, осуществляется популяризация метода
4. Подход как к процессу. Желаемый результат достигается наиболее эффективным способом, когда соответствующими видами деятельности и необходимыми для нее ресурсами руководят и управляют как процессом 4. Подход как к процессу. Функционально–стоимостный анализ рассматривается как непрерывный процесс совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур
5. Системный подход к менеджменту. Идентификация взаимосвязанных процессов, их понимание, руководство и управление ими как единой системой способствует результативности и эффективности деятельности организации при достижении ею своих целей 5. Системный подход к менеджменту. Функционально–стоимостный анализ представляет собой систему взаимоувязанных организационных мер и методических средств, направленных на непрерывное совершенствование продукции, так и самого предприятия
6.Постоянное улучшение. Неизменной целью организации является непрерывное улучшение всей ее деятельности 6.Постоянное улучшение. Организация и проведение работ по ФСА на предприятии являются постоянным видом деятельности и строятся на основе, внедренной на предприятии

 

Продолжение табл. 2

 

Основные принципы менеджмента качества по ИСО 9000 Основные принципы ФСА
7. Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения базируются на анализе данных и информации 7. Принятие решений, основанное на фактах. Функционально–стоимостный анализ базируется на современных методах и средствах анализа, поиска и принятия решений
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики зависят друг от друга. Если их отношения способствуют взаимной выгоде обеих сторон, то их способность создавать ценности повышается 8. Системный и комплексный подход к проведению исследований. Функционально–стоимостный анализ в своих исследованиях применяет системный и комплексный подходы



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.