Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивое развитие, понятие, принципы, международные стандарты. Реализация принципов устойчивого развития в РФ

Читайте также:
  1. Cовременные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  2. D) международные политические конфликты.
  3. E) реализация биологической роли конкретного белка.
  4. I. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России
  5. II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
  6. II. От распространения образования и развития трудолюбия и бережливости.
  7. II. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  8. R–отбор – отбор на плодовитость – характеризуется следующими результатами: увеличение числа потомков, быстрое развитие, раннее размножение, однократное размножение.
  9. T Этапы развития средств вычислительной техники.
  10. V. Размножение и циклы развития водорослей.
  11. V1. Предмет психологии. Методы психологии. История развития научной психологии
  12. V1:Темп устойчивого роста.



В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, – в Йоханнесбурге (2002 г.).

Определяющую роль в первичном становлении концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция ООН по окружающей среде, решения которой стали историческими для всего человечества. Тогда впервые было заявлено о включении в программы действий на правительственном уровне мер по решению проблем деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.

Был образован добровольный Фонд окружающей среды и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня. Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной природоохранной деятельности. На Стокгольмской конференции было сформулировано право людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния». Начиная с этого времени, значительное число международных организаций и около 50 правительств разных стран приняли основные документы или национальные конституции, признающие основным правом человека право на здоровую окружающую среду. Проблемы окружающей среды вошли или были включены в число приоритетных задач на региональных и национальных уровнях. Если до Стокгольмской конференции было только 10 министерств охраны окружающей среды, то к 1982 году такие министерства или департаменты были созданы почти в 110 странах.

После Стокгольмской конференции 1972 года стало возможным говорить о государственных природоохранных приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения. Однако мало кто тогда представлял себе, что в недалеком будущем общество столкнется с такими серьезными региональными и глобальными проблемами, как кислотные осадки, истощение стратосферного озонового слоя и климатические изменения, ставшие в последние годы ключевыми пунктами международной повестки дня. В то время решение проблем охраны окружающей среды еще не увязывалось тесно с социально-экономическим развитием.

В России первым международным документом, в котором содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), разработанная под эгидой Международного союза охраны природы (МСОП), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г.



Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г. Х. Брундтланд, возглавившей ее работу. По словам Г.Х.Брундтланд, «международная комиссия пришла к заключению, что устойчивое развитие должно составлять основополагающий элемент в глобальной стратегии изменений». В докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, который также известен как доклад Комиссии Брундтланд, устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности.

Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, когда по итогам доклада Комиссии ООН по окружающей среде под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.

Неудивительно, что именно поэтому многие авторы предложили свои варианты, пытаясь найти определение, которое было бы удобным в практической деятельности. В то же время нельзя не согласиться, что устойчивое развитие относится к категории понятий, отражающих идею, которую можно сформулировать в общих чертах, но нельзя описать точными количественными категориями. Это, однако, не лишает ее ни научного, ни практического смысла, а лишь умножает возможности трактовки понятия устойчивого развития.

Если к 1989 г. насчитывалось более 30 определений УР, то сегодня их число достигает 100. Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности.

В 1992 г. – через 20 лет после Стокгольмской конференции – в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) с участием 17 тыс. чел. из 178 государств, на которой выступили более 100 глав государств и правительств. Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.

 

Принцип 1 определяет центральное место людей в устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую направленность. Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность за нанесение вреда природной среде других государств за пределами его юрисдикции. Принципы 3–5 устанавливает необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. В принципах 7–9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды. Принцип 7 вызвал серьезные споры и попытки его ревизии (что не удалось сделать) на Конференции в Йоханнесбурге (особенно его положение о том, что «вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут хотя и общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают, что в контексте международных усилий они ответственны за обеспечение устойчивого развития с учетом их сильного антропогенного давления на окружающую среду, а также технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают». В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов. Государства в своей деятельности должны использовать принцип природоохранной предосторожности – «В тех случаях, когда существует угроза серьезных необратимых нарушений в окружающей среде, отсутствие полной научной определенности не должно использоваться в качестве основания для того, чтобы откладывать принятие экономически эффективных мер по предотвращению природной деградации» (принцип 15). Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18). Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21–23. Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24–26). Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.

В другом документе, принятом на этой же конференции – «Повестке дня» – каждой стране было рекомендовано разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений. В «Повестке дня» было рекомендовано разрабатывать национальной (государственной) стратегии устойчивого развития на основе тщательной оценки нынешней ситуации и инициатив, при самом широком участии всех слоев общества и органов государственной власти.

1. Законодательная база РФ для обеспечения устойчивого развития

В период между Рио-1992 и Йоханнесбургом-2002 в Российской Федерации был разработан ряд государственных документов в области развития национальной стратегии устойчивого развития, в частности: Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994); Указ Президента от 1 апреля 1996 г. о «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 гг. Экологическая Доктрина Российской Федерации (2002); Национальная Стратегия и Основные направления Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия (2001); Национальные стратегии и планы действий (включая программы по сохранению редких видов, развитию системы охраняемых природных территорий, реализации требований конвенций «О биологическом разнообразии», Рамсар, СИТЕС и др.); Обзор национальных приоритетов охраны живой природы России, одобренный МПР России и его территориальными органами (2003); Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000); Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004 г.); Энергетическая стратегия Российской Федерации (2003) и др.

Следует отметить, что, хотя в последних трех документах вопросы обеспечения устойчивости окружающей среды не представлены как самостоятельные блоки, это не следует считать отрицательным моментом. О природоохранной и ресурсосберегающей направленности долгосрочных планов и намерений Правительства России можно судить по такому концептуальному документу как «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»: в переходной и нестабильной экономике России сейчас наибольший комплексный эффект дают неприродоохранные мероприятия и, прежде всего, правильно построенная макроэкономическая политика.

В «Основных направлениях…» записано, что «безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов».

Задачи устойчивого развития и сохранения окружающей среды в несколько скрытом виде можно выявить при анализе последствий тех или иных правительственных мер (например, по структурной перестройке экономики, ресурсосбережению и пр.).

Позиция стратегии в отношении «содействия повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение стратегического маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг» однозначно указывает, что, при росте доли перерабатывающих и обслуживающих отраслей, доля в экономике ресурсных отраслей и секторов (ТЭК, АПК, лесное хозяйство и пр.) должна, соответственно, понизиться. То есть, нагрузка на природу – по крайне мере структурная – в будущем снизится. Налицо попытка движения экономики в направлении устойчивого развития. Достигаться эти цели будут на основе рыночной регуляции, минимизации вмешательства государства, открытости экономики и пр.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающее принципы перехода России к устойчивому развитию, базируется в настоящее время на системе законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения. Это более 30 федеральных законов и около 200 подзаконных актов. В целом, действующие в Российской Федерации природоохранные нормы и правила рассредоточены более чем в 800 различных документах, но около 80% из них имеет лишь рекомендательный характер.

В настоящее время в России еще не обозначились рельефно перспективы обеспечения устойчивости окружающей среды за счет модернизации производства, сельского хозяйства и образования и просвещения населения в области ресурсосбережения и охраны окружающей среды, что объясняется тем, переход к устойчивому развитию – долгосрочный процесс, и ключевые изменения начнут проявляться лишь в 2010–2015 гг. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны: – определены стратегические направления охраны природы России (Экологическая доктрина, 2002; Национальная стратегия сохранения биоразнообразия, 2001, и др.) в целом и ее отдельных отраслей, в том числе долгосрочная программа создания охраняемых территорий; – сформированы основы законодательной и нормативной базы по охране окружающей среды; – создана методологическая и методическая база для выявления экономической ценности живой природы, ее генетических ресурсов, товаров и услуг, ориентированных на ресурсосбережение и охрану окружающей среды; идет внедрение позитивного национального и международного опыта использования институциональных, управленческих, информационных и финансовых механизмов и экономических стимулов охраны окружающей среды; – созданы условия для расширения природоохранных инвестиций частного сектора; – определены стратегические позиции России как «ресурсного донора» Планеты, экосистемы которого вносят существенный вклад в поддержание глобальной устойчивости биосферы, это позволяет активно участвовать в международном рынке «экосистемных услуг», а не брать все затраты за обеспечение «экосистемных услуг» на себя; – созданы предпосылки для учета фактора защиты окружающей среды в переговорном процессе, связанном с вступлением России в ВТО; – идет активная подготовка специалистов природоохранного профиля.

Следует напомнить, что Указ Президента РФ о разработке концепции перехода России к устойчивому развитию был издан в феврале 1994 г., в апреле 1996 г. Президент РФ одобрил разработанную Концепцию и дал задание Министерству экономического развития и торговли РФ разработать государственную стратегию устойчивого развития России.

Административные реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому развитию, предоставили ряд новых управленческих решений, не позволяющих утвердить подготовленную стратегию в том виде, в котором она была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов политики России при переходе к устойчивому развитию является сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Это является предметом постоянного конструктивного диалога между специалистами Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с представителями различных государств по обсуждению существующих методов и механизмов устойчивого развития на мировом, региональном и национальном уровнях, а также различных инициатив и предложений по ускорению процесса перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также в целях консолидации политических, деловых и научных кругов России и других стран для природно-ресурсного, политического, организационно-управленческого, научного, технологического и кадрового решения проблемы устойчивого развития.

Административная реформа позволила определить приоритетные практические подходы к проблеме перехода к устойчивому развитию, поэтому эффективный переход к устойчивому природопользованию связан с проводимой в настоящее время ревизией национальной нормативно-правовой базы, созданием правового инструментария перехода к устойчивому развитию.





Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Cовременные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  2. D) международные политические конфликты.
  3. E) реализация биологической роли конкретного белка.
  4. I. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России
  5. II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
  6. II. От распространения образования и развития трудолюбия и бережливости.
  7. II. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  8. R–отбор – отбор на плодовитость – характеризуется следующими результатами: увеличение числа потомков, быстрое развитие, раннее размножение, однократное размножение.
  9. T Этапы развития средств вычислительной техники.
  10. V. Размножение и циклы развития водорослей.
  11. V1. Предмет психологии. Методы психологии. История развития научной психологии
  12. V1:Темп устойчивого роста.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.007 сек.