Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление качеством№6. Диаграмма Парето по причинам и результатам




Проксемика

Проксемика занимается проблемами организации и использования человеком пространства или территориальным поведением человека.

Р.Соммер предложил личное пространство называть «пространственным пузырем» – некая сфера вокруг человека, очерченная мысленно, вторжение куда воспринимается болезненно.

Дистанция общения:

интимная дистанция до 45 см – дистанция общения близких;

персональная дистанция от 45 до 120 см – ежедневное общение между людьми;

социальная дистанция от 120 см до 4 м – общение между чужими людьми, на официальных приемах;

публичная дистанция больше 4 м – выступление перед аудиторией.

проксемика – направление исследований в психологии, изучающее пространственное поведение человека.

Если среда не предоставляет нижний уровень интимности для достижения индивидуальных целей, возникает чувство стесненности.

 

 

Диаграмма Парето — это инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать. В большинстве случаев подавляющее число дефектов и связанных с ними потерь возникают из-за относительно небольшого числа причин. Метод анализа Парето заключается в классификации проблем качества на немногочисленные, но существенно важные и многочисленные, но несущественные. Он позволяет распределить усилия и установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать с целью преодоления возникающих проблем.

Диаграмма Парето — инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать.

В повседневной деятельности по контролю и управлению качеством постоянно возникают всевозможные проблемы, связанные, например, с появлением брака, неполадками оборудования, увеличением времени от выпуска партии изделий до ее сбыта, наличием на складе нереализованной продукции, поступлением рекламаций.

Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать с целью преодоления возникающих проблем.

Различают два вида диаграмм Парето:

1. Диаграмма Парето по результатам деятельности. Предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные результаты деятельности, связанные:

· с качеством (дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонты, возвраты продукции);

· с себестоимостью (объем потерь; затраты);

· сроками поставок (нехватка запасов, ошибки в составлении счетов, срыв сроков поставок);

· безопасностью (несчастные случаи, трагические ошибки, аварии).

2. Диаграмма Парето по причинам. Отражает причины проблем, возникающих в ходе производства, и используется для выявления главной из них:

· исполнитель работы: смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальные характеристики;

· оборудование: станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы;

· сырье: изготовитель, вид сырья, завод-поставщик, партия;

· метод работы: условия производства, заказы-наряды, приемы работы, последовательность операций;

· измерения: точность (указаний, чтения, приборная), верность и повторяемость (умение дать одинаковое указание в последующих измерениях одного и того же значения), стабильность (повторяемость в течение длительного периода), совместная точность, тип измерительного прибора (аналоговый или цифровой).

Построение диаграммы Парето начинают с классификации возникающих проблем по отдельным факторам (например, проблемы, относящиеся к браку; проблемы, относящиеся к работе оборудования или исполнителей, и т.д.). Затем следуют сбор и анализ статистического материала по каждому фактору, чтобы выяснить, какие из этих факторов являются превалирующими при решении проблем.

 

В прямоугольной системе координат по оси абсцисс откладывают равные отрезки, соответствующие рассматриваемым факторам, а по оси ординат — величину их вклада в решаемую проблему. При этом порядок расположения факторов таков, что влияние каждого последующего фактора, расположенного по оси абсцисс, уменьшается по сравнению с предыдущим фактором (или группой факторов). В результате получается диаграмма, столбики которой соответствуют отдельным факторам, являющимся причинами возникновения проблемы, и высота столбиков уменьшается слева направо. Затем на основе этой диаграммы строят кумулятивную кривую.

Диаграммы Парето полезны для демонстрации эффективности приведенных операций путем визуального сравнения Диаграмм Парето, построенных до и после проведения указанных мероприятий. Кроме того, диаграммы Парето применяют для анализа возможных причин, влияющих на показатели качества.

 

№7.Международные организации по стандартизации и сертификации; стандарты по качеству серии ИСО 9000-9004

В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции. Значение международной стандартизации трудно переоценить.

Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

Стандартизация выполняет следующие функции:

· упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;

· закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;

· установление правил применения этих нормативных документов.

Международная стандартизация:

· Обеспечивает взаимозаменяемость элементов сложной продукции

· Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах

· Содействует взаимообмену научно-технической информацией

· Содействует международной торговле

· Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций

Существует основные международные (ИСО, МЭК, МСЭ, ЕОК,ВТО) организации по стандартизации.

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.

 

ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе». Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации. Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельности - разработку международных стандартов.

Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации.

Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов стран и от продажи международных стандартов.

Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) — это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI века. Парк стандартов МСЭ составляет 1500 единиц.

Европейская организация по качеству ЕОК (EOQ) создана в 1957 году. Хотя по названию она является региональной, но фактически представляет собой мировую международную организацию. Цель деятельности - как межотраслевые проблемы качества (система управления качеством, методы оценки качества и др.), так и проблемы качества применительно к отрасли (авиационная, автомобильная, пищевая и др.).

Европейский комитет по стандартизации СЕН (CEN) создан в 1961 году. Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Другие цели: единообразное применение в странах-членах СЕН международных стандартов ИСО и МЭК, сотрудничество со всеми европейскими организациями по стандартизации, предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).

Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО.

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEK) создан в 1971 году. Основная цель организации - разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК - необходимое средство для создания единого европейского рынка.

Европейский институт по стандартизации в области электросвязи ЕТСИ (ETSI) начал свою деятельность в 1988 году. Основная задача организации - поиск общих стандартов для создания комплексной инфраструктуры электросвязи. Эта инфраструктура призвана обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям. По своему статусу это некоммерческая организация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).

 

 

Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и периодически обновляемых. Также в данную систему входит словарь терминов и определений (ИСО 8402).

В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает в себя почти 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000).

Такое большое количество стандартов объясняется тем, что стандарты ИСО серии 9000 создавались как независимые от специфики промышленности, но при практическом применении потребовалась разработка рекомендаций, уточняющих применение базовых стандартов в таких областях, как сервис, программные продукты, а также в специфической деятельности, связанной с перспективным управлением, непрерывным улучшением, проверками, подготовкой и обучением персонала и т.д.

Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т.е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.

Стандарты ИСО 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления на данном предприятии, соответствует требованиям указанных стандартов, то сегодня это воспринимается как убедительное доказательство способности предприятия обеспечить выпуск продукции или оказание услуг требуемого качества.

Отличительной особенностью международных стандартов ИСО 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, а также для программного обеспечения компьютерной техники. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции и следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Также руководство организации отвечает за определение целей, которые предопределяют решения о производстве новых товаров или оказании новых услуг потребителям. Выпуск новых товаров и оказание новых видов услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство организации.

 

№8. Роль информационного обеспечения в задачах управления качеством: CALS-система; ее структура и назначение.

Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие интегрированной системы сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Ведь очевидно, что если нет возможности получить информацию, по результатам анализа которой можно принять решение об оказании соответствующих управляющих воздействий на процессы производства, то сократить затраты на устранение дефектов производства и повысить на этой основе его эффективность не удастся.

Для интеграции информационных процессов, используемых на различных этапах жизненного цикла продукции, была разработана так называемая CALS-идеология, реализованная позже в виде CALS-технологий. CALS это новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие создание единой информационной среды для процессов проектирования, производства, испытаний, поставки и эксплуатации продукции.

Применение CALS-технологий позволяет обеспечивать повышение эффективности производства за счет:

· моделирования материальных, информационных и финансовых потоков, характеризующих процессы производства продукции, с целью выбора оптимального комплекса технологических процессов, обеспечивающих достижение заданных технико-экономических параметров продукции, выпуск которой планируется;

· интегрированной информационной системы сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла, обеспечивающей сведение к минимуму производственных издержек;

· системы информационного взаимодействия с субподрядчиками, обеспечивающей высокую эффективность процессов материально-технического снабжения;

· интегрированной информационной системы управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла;

· интегрированной информационной системы взаимодействия с потребителями продукции, обеспечивающей сведение к минимуму затрат на ее техническое обслуживание и ремонт.

Единого алгоритма расчета расходов на качество, пригодного для всех случаев не существует. Можно лишь проследить общую логику получения минимальных совокупных расходов на качество, как функцию значений самого качества или его отдельного компонента. Отчет по расходам на качество должен раскрывать пути и способы его улучшения. Такой отчет составляется отделом качества и включает следующие разделы:

· Расходы на качество за отчетный период и предыдущие периоды;

· Анализ приоритетных расходов на качество, которые следует сократить в первую очередь;

· Вывод и рекомендации по улучшению качества

На современных предприятиях указанный анализ осуществляется с помощью упомянутых CALS-систем. Эти системы имеют модульную структуру, включают в себя модуль электронного описания технологий производства, модуль документации, модуль финансово-экономического анализа деятельности предприятия и др. Особое место среди них занимает модуль «Истории качества изделий». В нем содержится вся информация о каждом составном элементе производимых изделий, включая кем, когда, где, на каком оборудовании изготовлен тот или иной элемент изделия. Наличие такого модуля позволяет оперативно выявить причины и место возникновения дефектов в случае рекламации на выпущенные изделия. Такие CALS- системы впервые были разработаны и использованы в военной промышленности США.

 

№9. Экономика качества, классификация расходов, их удельные показатели, отчет по расходам на качество.

Стоимость расходов на управление качеством продукции и создание системы менеджмента качества в разных странах различно и характеризует уровень технической культуры, национальных производств и их конкурентоспособность. Например, затраты на качество в США доходят до 15% от общего объема производственных затрат, в то время как в Японии оно составляют около 5%. Кроме того, средняя численность сотрудников, работающих в сфере управления качеством в Японии в 3 раза меньше, чем в Америке. Существенно, что и в Японии и в Америке используются так называемый системный комплексный подход к обеспечению качества продукции и его повышения на всех этапах жизненного цикла продукции.

Основатель такого системного подхода к управлению качеством американец Арманд Фейгенбаум предложил для его реализации создавать в организациях дополнительное штатное подразделение, которое контролировало бы качество продукции и выполняемых работ на всех этапах жизненного цикла. Японцы независимо пришли к идее системного подхода к управлению качеством, но реализовали более эффективно и дешевле без создания штата, а распределив функции по контролю качества на самих исполнителей этапов жизненного цикла.

Успех национальной экономики Японии и отдельных фирм в значительной степени обусловлен пониманием их руководителем трех золотых правил:

1. Невежество (незнание современных новаций) стоит денег и очень дорого обходится.

2. Качество приносит деньги, оно резко снижает издержки, создает экономическую стабильность и авторитет.

3. Главное достояние любой фирмы – ее сотрудники.

Эти принципы были закреплены в международных стандартах по качеству серии ИСО(ISO)в которых акцент сделан на компетентность и ответственность руководителя, снижение производственных издержек и адекватную кадровую политику.

Классификация расходов на качество включает производственные затраты и инвестиционные затраты и Р=З(затраты)+И(издержки)

График:

 

Каждый из видов инвестиционных затрат и издержек могут быть разбиты на группы перечень которых на каждом предприятии свой. Эти затраты должны определяться в расчете на каждое изделие (з\п, социальных расходы на персонал по управлению качеством, аренда помещения и т.д.). Учет затрат должен вестись бухгалтерией с использованием соответствующих информационных технологий. Для анализа расходов на качество используют методы сравнения и томографии.

Отчет расходов на качество составляется службой отдела качества, должен раскрывать пути и способы его улучшения и включает следующие разделы:

1. Расходы на качество за отчетный период и предыдущие периоды(по структурным подразделениям, по видам изделий, по видам потерь, по динамике расходов во времени -за неделю, месяц, квартал.

2. Анализ приоритетных расходов на качество, которые следует сократить в первую очередь.

3. Выводы и рекомендации по улучшению качества (фиксация существующих показателей, предлагаемые профилактические мероприятия).

На современных предприятиях указанный анализ осуществляется с помощью CALS- систем и он имеют модульную структуру, включая: модуль электронного описания, модуль документации, модуль финансово-экономического анализа деятельности мероприятия и др.

В нем содержится вся информация о каждом составном элементе производимых изделий, включая кем, когда, где, на каком оборудовании изготовлен тот или иной элемент изделия. Наличие такого модуля позволяет оперативно выявить причины и место возникновения дефектов в случае рекламации на выпущенные изделия. Такие CALS- системы впервые были разработаны и использованы в военной промышленности США.

Сертификация продукции, ее назначение и порядок реализации. Эта процедура установления соответствия производимой продукции и оказываемых услуг требованиям, которым они должны удовлетворять. Доказательством такого соответствия служит документ- сертификат соответствия. Он подтверждает, что должным образом проверена продукция или оказываемые услуги соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

ШПОРА:

2. Стоимость расходов на управление качеством продукции и создание систем менеджмента качества в разных странах различна и характеризует уровень технической культуры национальных производств и их конкурентоспособность. Такой анализ позволяет выделить узкие места и сверхнормативные расходы на разных этапах производства и разных звеньев жизненного цикла продукции. Подобный анализ возможен при использовании информационных технологий типа CALS – систем – комплексная система. Такие системы позволяют оценивать динамику расходов на качество во времени для последующих корректирующих воздействий и оценки их эффективности. В частности, вычисляют ряд удельных показателей расходов по обороту - коэффициент удельных расходов по обороту

P – расходыO – оборот

- коэффициент по себестоимости

С – себестоимость

- расход на качество на единицу продукции

- число годных изделий

Отчет по расходам на качество составляется службой отдела качества, он должен раскрывать пути и способы его улучшения и включает следующие разделы: Расходы на качество за отчетный период и предыдущие периоды (по структурным подразделениям, по видам изделий, по видам потерь, по динамике расходов во времени – за неделю, за месяц, квартал)Анализ приоритетных расходов на качество, которое следует сократить в первую очередь. Выводы и рекомендации по улучшению качества (фиксация существующих недостатков, предусматривающие профилактические и корректирующие мероприятия).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.