Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства инноваций




Классификация инноваций

Для установления значимости того или иного нововведения, выявления степени его влияния на экономическое развитие организации (фирмы), а также сравнительной количественной и качественной оценки инноваций большое значение имеет классификация инноваций по ряду основополагающих признаков. Применительно к инновациям многие учёные предлагают до 30 оснований классификации нововведений, однако в рамках одного критерия учёные видят разные типы (виды) нововведений. Достаточно полную классификацию инноваций предложили Г.С. Гамидов, В.Г. Колосов, Н.О. Османов. Чтобы изучить комплексный характер инноваций, раскрыть разнообразные области и способы их использования, представляется необходимым изучение системы классификации нововведений. Анализ основных признаков инноваций, а также свойств и характерных особенностей тех или иных нововведений позволит выявить специфические требования, предъявляемые к механизму их разработки и внедрения на предприятиях.

Инновации в самом общем виде можно классифицировать по экономическим признакам, сфере приложений, удовлетворению потребностей, причинам возникновения, уровню новизны, стадиям жизненного цикла научно-технического продукта, закономерности процесса внедрения, вида эффекта и т. п.

1. По степени радикальности (новизны) или по степени значимости в экономическом развитии инновации можно разделить:

– на интегрирующие (комплексные) инновации, полученные за счёт использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий систем, оборудования и т. п.). Интегрирующие инновации обеспечивают наиболее эффективное вложение средств в производственную деятельность. Отличительной особенностью интегрирующих инноваций является их появление в зависимости от потребности рынка. Ключевую роль в инфраструктуре осуществления интегрирующих инноваций занимают учёные, руководители проектов, менеджеры;

радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники. Это инновации, в основе которых лежат новые фундаментальные научные достижения, позволяют создать инновационный продукт (технологии, процессы, машины, устройства, оборудование, системы и т.п.) следующего поколения. Базисные инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к «старым» открытиям. Реализация новых научных открытий или изобретений требует выполнения полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наличия развитой базы для веде-ния значительного объёма прикладных НИР и ОКР. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств, они связаны со значительными стартовыми инвестициями и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Инфраструктура для реализации базисных инноваций должна включать академические институты, научные центры, научно-технические организации технологические парки и т. п.;

инкрементальные (улучшающие) инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Это инновации, предполагающие использование результатов научной, проектно-технологической или организационной работы, заказанной с целью улучшения характеристик (параметров) имеющихся на рынке товаров (услуг). Этот вид инноваций способствует развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей и реализации новых поколений товаров (услуг);

псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По источнику появления – на инновации, вызванные:

развитием науки и техники;

потребностями производства;

потребностями рынка.

3. По роли в воспроизводственном процессе – на инновации:

потребительские;

инвестиционные.

4. По потребности различных групп пользователей – на инновации:

индивидуальные;

групповые;

коллективные;

общественные.

5. По направленности действия – на инновации:

нацеленные на расширение;

нацеленные на рационализацию;

нацеленные на замещение.

6. По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть разделены на ориентированные:

на существующие потребности;

на формирование новых потребностей.

 

7. По причинам возникновения инновации могут быть разделены:

– на реактивные, которые выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами; они направлены на обеспечение выживания, сохранения и дальнейшего развития фирмы, предприятия или организации;

стратегические, направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе.

8. По функциональному назначению и области применения различают следующие инновации:

продуктовые (технические) инновации, которые предназначены для производства новой продукции, продукции с новыми или улучшенными свойствами;

инновации, которые будут использованы как научный инструментарий; они предназначены для получения новых знаний, обоснования научных идей и новых технологий;

рыночные, открывающие новые сферы применения продукции, товара, позволяющие реализовать инновационную продукцию и услуги на новых рынках;

технологические инновации, которые предназначены для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в области физико-химических наук, автоматизации и компьютеризации; возникают, как правило, в производственной сфере при изыскании более улучшенных, совершенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие, которые связаны с процессами управления и оптимальной организацией производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения;

информационные, которые решают задачи организации рациональных информационных потоков, оптимального управления этими потоками в различных областях научно-технической, инновационной, производственной деятельности, повышения оперативности получения информации, надёжности и достоверности;

социальные, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем образования, науки, культуры, здравоохранения и других социальных проблем населения.

9. По масштабу – на инновации:

сложные;

простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

С учетом концепции «длинных волн» Я. Ван Дейн разработал типологию инноваций, разделив их на основные продуктовые (формирующие новые рынки и лежащие в основе новых отраслей); дополняющие продуктовые (расширяющие рынок в существующих отраслях); основные технологические (составляющие базис крупных технологических систем) и дополняющие технологические.

С точки зрения цикличного развития техники Ю.В. Яковец выделяет четыре вида инноваций:

крупнейшие (базисные) реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формировании новых её направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект;

крупные (на базе аналогичного ранга изобретений) – формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

средние реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;

мелкие, улучшают отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования.

М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

– основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности;

– использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);

– разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения;

– входящие в комбинации различных типов знаний в одном продукте;

– использующие один продукт в различных областях;

– технически сложные новшества, появившиеся как побочный результат крупной исследовательской программы;

– использующие уже известную технику или методы в новой области.

Следовательно, в зависимости от поставленных целей и задач можно использовать классификацию, которая в максимальной степени способствует реализации избранной научно-технической и экономической политики предприятия.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи, но имеют специфические требования к практической реализации инноваций и осуществлению инновационной деятельности. Так, например, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для эффективной реализации организационно-управленческих инноваций, а последние, в свою очередь, оказывают влияние на содержание социальных инноваций.

Как правило, процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, поскольку основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, необходимо исходить из положения, что инновации ориентированы на рынок, конкретного потребителя или конкретные потребности. Особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учёт которых необходим при создании организационно-экономического механизма управления инновациями и инновационной инфраструктурой, вытекает из преобладания типа нововведений, образующих данные процессы.

 

 

Экономическая инновация как бизнес-процесс обладает важными свойствами, существенно отличающими её от прочих, таких, к примеру, как логистика, маркетинг, производство или планирование.

Первое свойство инновации заключается в том, что это наиболее длительный из всех бизнес-процессов, таких как реальное инвестирование, производство, реализация и т. д. Каждая инновацияреализуетс я на основе инновационного цикла, включающего несколько этапов, от замысла о создании инновации до её коммерциализации. Жизненный цикл нововведения, интегрируя циклы всех остальных бизнес-процессов, добавляя к ним инновационный этап, всегда останется самым затратным по времени процессом, связанным с максимальными лагами получения эффекта.

Второе свойство инновации заключается в том, что от прочих бизнес-процессов инновация отличается более высокой степенью неопределённости технической стороны, коммерческой составляющей, сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов и рисков. Будучи бизнес-процессом и в качестве такового, стремясь к максимально безрисковой эффективности, инновация в основе своей – созидательно-творческий высокорисковый процесс.

Третье свойство инновации определяется тем, что основным и решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал: специалисты высокой квалификации, люди творческого труда, способные генерировать и воплощать новые идеи.

Четвёртое внутренне присущее инновации свойство обусловлено её прикладным характером, практическим предназначением. Успешная инновация может существенным образом повлиять на положение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка.

Пятое свойство инновации обусловлено высокой вероятностью получения неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, способности быстрого вхождения в новые сферы бизнеса, отрасли, технологии, товарные рынки и т. д.

Как отмечают С.Д. Ильенкова, В.Л. Попов и другие, непременными свойствами инновации являются:

научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;

практическая реализуемость, т.е. воплощение новых знаний в новом методе, технологии, материале, продукте, социальной среде и пр.;

способность удовлетворить определённые запросы потребителей, которая означает, коммерческую реализуемость новшества. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребность рынка;

эффект (экономический, технический, технологический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса.

Таким образом, инновационный процесс начинается с замысла (формирование концепции), осознания потребности в научных и технологических новшествах, благоприятной возможности их осуществления на основе открытий и изобретений и коммерциализации изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организацию производства и превращения их в источник дохода.


Глава 6. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.