Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ поступления земельных платежей за 1992-2001 гг., у.е./1000 га




Величина коэффициента эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий больше единицы свидетельствует об эффективной системе управления земельными ресурсами, меньше единицы - свидетельствует о неэффективной системе управления земельными ресурсами

Классификация факторов, влияющих на виды эффекта управления земельными ресурсами

Основными видами деятельности, позволяющими оценить эффективность системы управления земельными ресурсами, является ведение земельного кадастра, землеустройства, мониторинга и земельного контроля, осуществляемыми органами Росземкадастра.

При больших объемах капиталовложений определение экономической эффективности от деятельности управленческих структур осуществляется с с применением фактора времени (в тех случаях, когда эти вложения реализуются в течении ряда лет).

Учет фактора времени осуществляется путем приведения к одному моменту времени (началу расчетного года) капитальных вложений и текущих затрат на функционирование этой деятельности. Эта операция осуществляется умножением (делением) затрат и результатов соответствующего года на коэффициент приведения (aj), определяемого по следующей формуле:

aj = (1 + Е)t,

где: aj - коэффициент приведения; Е – нормативный коэффициент приведения для конкретных мероприятий, например, нормативный коэффициент приведения для системы земельного кадастра равен 0,1, что означает окупаемость системы через 10 лет; t – число лет, за которое осуществлены затраты и получены конкретные результаты, начиная от начала расчетного года.

Для оценки эффективности использования земель конкретного землевладения (землепользования) предлагается использовать следующие показатели:

- стоимость земельного участка;

- затраты на освоение земельного участка;

- величина налогообложения;

- окупаемость затрат;

- трудоемкость и стоимость работ на земельном участке;

- урожайность сельскохозяйственных культур;

- чистый доход, дифференциальный доход;

- стоимость валовой продукции;

- упущенная выгода;

- потери производства.

Следовательно основными направлениями повышения эффективности управления земельными ресурсами являются:

· сокращение сроков проведения мероприятий;

· повышение производительности труда работников вследствие сокращения потерь рабочего времени;

· повышение качества проводимых управленческих решений;

· рационализация документооборота, автоматизация обработки информации;

· повышение оперативности управления за счет более полного и своевременного сбора и анализа информации для выполняемых проектов;

· возможность маневра финансовыми ресурсами;

· ликвидация излишних звеньев аппарата управления и сокращение его численности;

Контрольные вопросы и задания

1. На каких этапах исследования системы управления земельными ресурсами могут быть использованы методы системного анализа?

2. Какие методы наиболее подходят для анализа организационной структуры системы управления земельными ресурсами?

3. В чем заключаются различия в приемах анализа эффективности управления земельными ресурсами?

4.Что такое экологическая эффективность системы УЗР?

5.В чем заключаются отличия первичного, промежуточного и конечного экологического эффекта системы УЗР?

6.Что такое экономическая эффективность системы УЗР?

7.Какие виды экономической эффективности управления земельными ресурсами Вы можете назвать? В чем их отличия?

8.В чем заключаются отличия общенациональной и индивидуальной социальной эффективности?

9.Что такое информационная эффективность системы УЗР?

10.В чем заключаются различия критериев оценки эффективности управления земельными ресурсами?

11.Почему региональная эффективность управления земельной собственностью определяется как совокупность нескольких видов эффективности?

12. В чем заключаются отличия в определении критериев на различных территориальных уровнях?

13.В чем заключается метод определения критерия «затраты-доходы» при анализе управления земельными ресурсами?

14. Пользуясь рисунком 12.3, опишите схему определения критерия эффективности управления земельными ресурсами.

15.Какие показатели, представленные на рисунке 12.4, характеризуют работу структуры землеустроительных органов по управлению земельными ресурсами?

 

 

Глава 13. Определение эффективности системы УЗР в субъектах Российской Федерации

13.1. Методика определения эффективности системы управления земельными ресурсами

Определение эффективности управления земельными ресурсами должно осуществляться в следующей последовательности:

1) определение вида эффективности и эффекта;

2) определение критерия эффективности;

3) выбор метода определения эффективности;

4) определение состава показателей;

5) сбор и обработка информации;

6) определение перспективных направлений расчета эффекта;

7) разработка инструментария анализа;

8) определение факторов, оказывающих влияние на управление земельными ресурсами;

9) расчет величины эффекта и анализ полученных результатов;

10) уточнение системы показателей и/или метода исследований;

11) встречный расчет и анализ новых результатов;

12) принятие управленческого решения.

Рассмотрим содержание перечисленных этапов.

1 этап. Определение вида эффективности и эффекта.

Как отмечалось ранее, мероприятия по управлению земельными ресурсами могут иметь экономический, социальный, экологический и другие виды эффективности и эффекта. Более объективные результаты дает определение суммарного эффекта. Однако при определении социального, экологического и иных видов эффектов сложно выделить результативность функционирования земельной службы в общих результативных показателях системы управления субъекта Российской Федерации.

Наиболее просто определить экономический эффект управления земельными ресурсами, который можно охарактеризовать достаточно полной системой информации, в то время как для определения других видов эффекта сложно получить такую информацию. Поэтому последующие расчеты проведены для определения экономической эффективности управленческой деятельности Росземкадастра и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.

2 этап. Определение критерия эффективности

В качестве критерия эффективности может быть выбран один из трех показателей:

1) максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами;

2) минимум расходов на функционирование органов Росземкадастра;

3) максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами при достаточном (в качестве варианта минимальном) финансировании органов Росземкадастра.

Наиболее объективным является критерий эффективности системы управления земельными ресурсами, определяемый как разница между максимальной суммой поступающих земельных платежей (доходная часть) и объемом финансирования землеустроительных и земельно-кадастровых работ (расходная часть).

3 этап. Выбор метода определения эффективности

При определении эффективности государственного управления земельными ресурсами могут быть использованы последовательно или отдельно (независимо друг от друга) следующие методы:

¨ сравнения;

¨ индексный;

¨ балансовый;

¨ графический;

¨ экономико-математические методы (моделирование, кластерный анализ, расчетно-корреляционный анализ, метод нейронных сетей и т.д.).

Например, для расчетов эффективности системы управления земельными ресурсами могут быть выбраны методы: сравнения, графический, кластерный и расчетно-корреляционный анализы, метод нейронных сетей, а для расчетов эффективности организационной структуры управления - метод сравнения, графический метод и расчетно-корреляционный анализ.

4 этап. Определение состава показателей

Исходными показателями для анализа эффективности системы управления могут быть следующие:

· на уровне Российской Федерации (в разрезе каждого субъекта Федерации) – данные по финансированию земельного кадастра и других землеустроительных действий из федерального бюджета (в целом и по отдельным статьям расхода); данные о бюджетном финансировании по формированию автоматизированной системы земельного кадастра; данные по сбору земельных платежей (в целом, а также по поселениям и землям сельскохозяйственного назначения); данные о сборе страховых и иных платежей за земельно-кадастровую информацию;

· на уровне субъектов Федерации (в разрезе каждого муниципального образования) – данные о финансировании каждого вида землеустроительных и земельно-кадастровых работ (включая федеральный и местный бюджеты); данные по сбору земельных платежей (по каждой категории собственников); данные о поступлении платы за пользование информационной базой земельного кадастра (в том числе автоматизированной); данные о сборе страховых и иных платежей за земельно-кадастровую информацию.

При определений состава показателей на различных территориальных уровнях следует использовать следующие исходные данные:

· Российская Федерация (среднестатистические данные);

· федеральный округ (среднестатистические данные);

· субъект Российской Федерации (статистические данные, данные земельной службы);

· муниципальные образования (статистические данные, данные земельной службы).

Основным результативным показателем эффекта от проведения земельно-кадастровых и землеустроительных действий являются земельные платежи. При анализе можно использовать как величину общих поступлений земельных платежей, так и отдельно размеры поступлений от земельного налога или арендной платы за землю. В последующем, при накоплении необходимого объема информации, результативным показателем будет также стоимость земельно-кадастровой информации, реализуемой физическим и юридическим лицам.

На данном этапе анализа эффективности в качестве доходных показателей могут быть выбраны общие размеры поступления земельных платежей в субъектах Российской Федерации (включая земельный налог, арендную плату за землю и иные поступления) или отдельные составляющие платежей. В качестве затратных показателей могут быть выбраны размеры финансирования землеустроительных и земельно-кадастровых работ по видам и источникам финансирования на вышеуказанных административно-территориальных уровнях.

5 этап. Сбор и обработка информации

Для проведения анализа эффективности системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта Российской Федерации необходимо собирать подробную информацию на двух уровнях: непосредственно на уровне субъекта Российской Федерации, а также на уровне федерального округа, в который входит данный субъект Российской Федерации. Необходимы также среднестатистические данные по Российской Федерации.

Для более детального анализа эффективности системы управления необходимо осуществить сбор не только экономических показателей, а также социальных, правовых и экологических, используя различные источники информации. Так как современные экономико-математические методы позволяют применять безразмерные показатели, то можно использовать также данные социологического опроса. Эти показатели могут быть положены в основу моделирования результативного показателя – поступления земельных платежей. Данные показатели должны быть собраны за определенный период времени для возможности сравнения эффективности деятельности территориальных органов Росземкадастра в динамике.

Источниками информации могут быть: материалы региональных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, их организаций, статистических управлений, регистрационных палат, налоговой службы и др.

При сборе показателей могут быть использованы следующие приемы:

а) сплошных и выборочных наблюдений (опрос управленцев и пользователей, анкетирование);

б) сводки и группировки (первичная обработка статистической информации).

На федеральном и региональном уровнях основной задачей является сбор, систематизация и аналитическое исследование больших массивов информации (обычно экономического характера) с целью выявления определенных закономерностей и систематических взаимосвязей между переменными.

Экономические и социальные условия субъектов Российской Федерации имеют значительные отличия. Поэтому необходимо применять относительные показатели (расчет относительных показателей на единицу площади, на 1 жителя и т.д.).

При использовании экономических показателей за ряд лет наблюдений следует вводить поправочные коэффициенты на инфляцию или производить расчет в условных единицах. Это позволит учесть колебания экономических показателей, вызванные инфляционными процессами. Учесть инфляционные процессы можно, используя динамику индексов показателей (например, отношений поступления земельных платежей за каждый последующий год к начальному году, или каждого последующего года к предыдущему году). Например, для анализа экономической эффективности деятельности Росземкадастра при обработке информации может быть выбран метод перерасчета относительных показателей в условные единицы.

6 этап. Определение перспективных направлений расчета эффекта

Этот этап необходим для определения перспективных направлений расчета эффекта (на основе анализа федерального финансирования земельно-кадастровых работ или других видов мероприятий, анализа профессиональной подготовки специалистов и т.д.).

Например, для определения современной эффективности системы управления следует проводить анализ финансирования отдельных видов работ земельно-кадастровых работ, сравнение объемов финансирования этих работ и поступлений земельных платежей. Для формирования перспективной структуры системы управления следует проводить анализ профессиональной подготовки специалистов, обеспеченности автоматизированными рабочими местами, анализ деятельности различных служб и т.п.

Для анализа современного состояния и формирования перспективного состояния системы управления могут быть использованы последовательно следующие методы и приемы: метод экспертных оценок, анкетирование, факторный анализ, кластерный анализ, метод группировок.

Экспертная оценка эффективности устойчивости систем управления земельными ресурсами может включать в себя следующие направления анализа:

- оценка правовой устойчивости объектов УЗР;

- оценка методов формирования, сбора и хранения информации;

- оценка фискальной функции системы;

- оценка финансовых потоков системы и др.

Перечисленные основные направления могут быть положены в основу анкеты, формирование которой может проходить в несколько этапов с целью корректировки показателей, включаемых в нее.

Например, анкетирование для определения эффективности системы управления может проводиться в два этапа: на первом этапе осуществляется пробное анкетирование на ограниченном числе респондентов, на втором этапе проводится расширенное анкетирование – на всех объектах.

После обработки первых анкет и удаления избыточных показателей, не отражающих состояния системы или игнорируемых респондентами (на основании результатов факторного анализа) может быть разработан последующий вариант анкеты. Кроме того, при изучении результатов пробного анкетирования и наличии одинаковых ответов на два разных вопроса (при корреляции переменных) также делается вывод об избыточности показателей и они объединяются (или удаляются).

Анкета может включать в себя основные возможные варианты ответов, из которых респонденты должны выбрать один. Например, на вопрос о существующих механизмах обмена информацией между организациями, осуществляющими управление земельными ресурсами, предложены четыре варианта ответа: «письмо почтой», «нарочным», «телефон», «электронная почта». Число возможных вариантов не должно превышать пяти и не иметь примерно равную смысловую нагрузку, так как в противном случае респонденты будут затрудняться в выборе единственно верного ответа.

После внесения корректировки в состав показателей анкеты осуществляется расширенное анкетирование по всем объектам.

Этап 7. Разработка инструментария анализа.

Инструментарий для оценки финансирования и результативности системы управления земельными ресурсами должен отражать динамику формирования устойчивого функционирования системы. Полученные данные должны быть математически обработаны для определения эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных работ в процессе управления земельными ресурсами.

Анализ эффективности предлагаемой совокупности данных может проводиться на основе стандартных экономико-математических методов, использующихся при разведывательном анализе данных (РАД): кластерный анализ, факторный анализ, линейная и нелинейная регрессии, анализ временных рядов и др.

Основными требованиями к применяемому инструментарию должны быть его доступность для большого круга работников системы управления, а также простота использования. Например, наиболее часто применяемым в математических расчетах методом является корреляционно-регрессионный анализ. Наиболее простой в использовании является линейная форма зависимости, в том числе множественная линейная зависимость. Корреляционно-регрессионный анализ входит во многие статистические пакеты, в том числе русифицированные.

Подобный подход к анализу данных позволяет определить основные взаимосвязи анализируемых данных и выдвинуть определенную математическую гипотезу, которая в дальнейшем должна быть апробирована на локальном уровне, например, на уровне муниципального образования.

В расчетах следует в комплексе использовать методы экономико-математического моделирования, например программы: статистической обработки данных Statistica, пакет нейросетевого анализа NeuroPro и другие.

Этап 8. Определение факторов, оказывающих влияние на управление земельными ресурсами.

Этот этап можно разделить на следующие части:

· определение (классификация) факторов, влияющих на эффективность управления земельными ресурсами;

· определение влияния отдельных факторов на поступление земельных платежей, в т.ч. от финансирования земельно-кадастровых работ;

· выбор наиболее существенных факторов.

8.1. Определение (классификация) факторов, влияющих на эффективность управления земельными ресурсами

Эффективность системы управления земельными ресурсами, как отмечалось в предыдущих разделах, может быть социальной, экологической, экономической и иной. Наиболее значимым всегда является показатель экономической эффективности. Проблема заключается в отсутствии единого комплексного показателя, который бы позволил оценить экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами. Кроме того, необходимо использовать косвенные показатели функционирования системы управления земельными ресурсами, такие, как степень квалифицированности сотрудников, уровень их загруженности и т.д.

Классификация факторов, влияющих на виды эффекта управления земельными ресурсами, представлена в таблице 13.1.

Факторы Эффект
Период освоения а) первичный; б) промежуточный; в) конечный
Степень воздействия а) частичный; б) полный
Степень участия а) прямой; б) косвенный; в) отложенный
Охват территории а) Российская Федерация; б) федеральный округ; в) субъект Российской Федерации; г) муниципальное образование; в) территориальная зона; е) земельный участок

Например, для анализа эффективности в целом системы управления земельными ресурсами может быть выбран по периоду освоения – конечный эффект, по степени воздействия – полный эффект, по степени участия – прямой эффект, по охвату территории – субъект Российской Федерации. Для анализа организационной структуры системы управления земельными ресурсами может быть выбран по периоду освоения – первичный эффект, по степени воздействия – частичный эффект, по степени участия – косвенный эффект, по охвату территории – Российская Федерация.

8.2. Определение влияния отдельных факторов на поступление земельных платежей

В процессе оценки эффективности системы управления земельными ресурсами необходимо, в первую очередь, учитывать большое количество мероприятий, осуществляемых в процессе проведения землеустроительных и земельно-кадастровых работ, которые, в свою очередь, оказывают разное качественное и количественное влияние на сбор земельных платежей: арендных платежей, земельного налога, штрафов за нарушение земельного законодательства.

Для проведения анализа в качестве факторов, оказывающих влияние на величину земельных платежей, могут быть рекомендованы следующие показатели:

- плотность населения, чел./га;

- число работников земельной службы на 1000 га земель;

- величина финансирования земельно-кадастровых и землеустроительных работ (включая финансирование федеральное, из местного бюджета и иных источников), руб. у.е. или на 1 га;

- удельный вес федерального финансирования в общем объеме финансирования, %;

- стоимость отдельных видов землеустроительных и земельно-кадастровых работ, руб. у.е. или на 1 га;

- удельный вес отдельных видов земельно-кадастровых работ в общем объеме финансирования, %;

- объем штрафов за нарушения использования земель, выявленные в процессе земельного контроля, руб. у.е. или на 1 га;

- удельный вес земель сельскохозяйственного назначения, %;

- удельный вес земель поселений, %;

- удельный вес земель, находящихся в собственности граждан, %;

- удельный вес земель, находящихся в собственности юридических лиц, %;

- удельный вес земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, %.

Сначала следует проанализировать динамику результативного показателя и отдельных факторов за ряд лет (например, за 1993-2000 годы) в среднем по Российской Федерации, по федеральному округу и субъекту Российской Федерации.

В результате анализа динамики результативного показателя и первоначально выбранных факторов должен быть определен анализируемый период, а также отобраны факторы для включения в математическую модель.

Дальнейшие экономические расчеты следует проводить с использованием корреляционно-регрессионного анализа, при котором вначале отбираются (на основе парной корреляционной зависимости) факторы, оказывающее наибольшее влияние на результативный показатель. После этого следует исключить факторы, которые оказывают слабое влияние на результативный показатель или, тесно коррелирующие друг с другом.

Этап 9. Расчет величины эффекта и анализ полученных результатов

Этот этап можно разделить на следующие части:

построение модели для расчета величины эффекта;

апробация модели и последующая ее корректировка модели (в случае необходимости);

анализ эффективности системы управления земельными ресурсами

9.1. Построение модели для расчета величины эффекта

Для моделирования величины экономического эффекта системы управления земельными ресурсами может быть использован множественный корреляционно-регрессионный анализ.

После анализа коэффициентов парной корреляции и отбора наиболее значимых факторов рассчитываются уравнения множественной из которых выбирается зависимость с наибольшим коэффициентом множественной детерминации корреляционной зависимости, Например, при определений зависимости величины земельных платежей от удельного веса видов землеустроительных и земельно-кадастровых работ и числа работников земельной службы выбрана линейная форма с пошаговым методом расчета уравнения (с последовательным включением в уравнение наиболее значимых переменных).

9.2. Апробация и корректировка модели

После анализа характеристик уравнения необходимо произвести исключение “выпадающих” данных, искажающих форму найденной множественной корреляционной зависимости. Например, в процессе предварительного анализа данных по субъектам Федерации из расчетов могут быть исключены регионы по которым отсутствуют данные о федеральном финансировании и перечислении платежей за землю. Отбраковка данных может быть проведена средствами пакета Statistica.

Для обеспечения достоверности проводимых расчетов должна быть произведена группировка субъектов Федерации в группы, близкие по основным экономическим характеристикам на основе кластерного анализа.

Далее строится скорректированная математическая модель, которая более достоверно отражающая функциональную зависимость земельных платежей от выбранных факторов.

9.3. Анализ эффективности деятельности земельной службы

На основании скорректированной зависимости могут быть рассчитаны возможные величины размера земельных платежей по регионам страны.

Коэффициент эффективности системы управления земельными ресурсами (Эузр) может быть определен как отношение фактического значения земельных платежей (Пзф) к расчетному значению (Пзр):

Эузр = Пзф / Пзр

 
13.2. Пример определения эффективности системы управления земельными ресурсами в федеральном округе и субъекте Федерации

На основе методики, представленной в предыдущем разделе, рассмотрим пример определения эффективности системы управления земельными ресурсами в Пензенской области, входящей в Приволжский федеральный округ.

1 этап. На данном этапе был выбран экономический вид эффективности.

2 этап. Критерием эффективности системы управления земельными ресурсами является максимальная сумма поступающих земельных платежей при определенном объеме финансирования земельно-кадастровых работ.

3 этап. На данном этапе для проведения расчетов эффективности были выбраны методы: сравнения, графический, расчетно-корреляционный и нейронных сетей.

4 этап. На этапе определения состава показателей в качестве доходных показателей были выбраны общие размеры поступления земельных платежей в субъектах Российской Федерации (включая земельный налог, арендную плату за землю и иные поступления); в качестве затратных – размеры финансирования из федерального бюджета землеустроительных и земельно-кадастровых работ по видам.

5 этап. При сборе показателей были использованы приемы выборочных наблюдений (опрос работников земельной службы, анкетирование) и группировки (первичная обработка статистической информации).

В качестве источников информации были использованы: материалы землеустроительной службы и ее организаций, статистических органов.

Сбор показателей осуществлялся по следующим объектам анализа: по Российской Федерации (среднестатистические данные); по Приволжскому федеральному округу (среднестатистические данные); по субъектам Федерации, входящим в Приволжский федеральный округ (первичные статистические данные).

Различия в площадях субъектов Российской Федерации были учтены при расчетах экономических показателей на 1000 га общей площади субъекта.

Для нивелирования колебаний экономических показателей, вызванных инфляционными процессами, был выбран метод перерасчета относительных показателей в условные единицы. В качестве условных единиц для облегчения расчетов были взяты доллары США, так как до 2002 года все расчеты производились в этой валюте.

Период сбора исходной информации был установлен в 8 лет, так как земельной службы как самостоятельной структуры, образованной в 1991 г., деятельность может быть оценена системой показателей, начиная с 1993 года.

6 этап. На данном этапе для определения перспективных направлений расчета эффективности был составлен окончательный вариант анкеты, включающей три раздела: оценка институциональных характеристик (14 вопросов), оценка правовой устойчивости (9 вопросов), оценка методов ведения, сбора, хранения информации (11 вопросов).

На основании результатов анкетирования были сделаны предварительные выводы по поставленной проблеме:

1) процесс управления земельными ресурсами региона в существующем виде требует корректировки и совершенствования;

2) недостаточно высок уровень организации деятельности территориальных органов Росземкадастра.

Таким образом, эффективность УЗР во многом зависит от размеров финансирования, материально-техническое обеспечение и профессиональный уровень специалистов крайне низок. Поэтому на следующих этапах следует анализировать условия и динамику финансирования земельно-кадастровых работ.

7 этап. Для обработки информации в качестве инструментария были выбраны: пакет статистической обработки данных Statistica, пакет нейросетевого анализа NeuroPro.

8 этап. Факторами, наиболее влияющими на управление земельными ресурсами, были определены следующие: по периоду освоения – конечный эффект, по степени воздействия – полный эффект, по степени участия – прямой эффект, по охвату территории – субъект Российской Федерации.

Сначала была проанализирована динамика отдельных выбранных факторов за 1993-2001 годы в среднем по Российской Федерации, по федеральному округу и субъекту Российской Федерации.

В рассматриваемом примере использованы три уровня сравнения показателей: Российская Федерация, Приволжский федеральный округ и субъекты, входящие в этот округ.

Стоимостные показатели (величина земельных платежей, финансирование земельно-кадастровых и землеустроительных работ) имеют общую тенденцию к росту, с резким сокращением в 1998 году. В 1999 году величины обоих показателей возросли, не достигнув однако величин 1997 года. В таблице 13.2. представлен анализ поступления земельных платежей (включая земельный налог, арендную плату, штрафы за нарушение использования земель и иные поступления) в у.е. на 1000 га. Из данных таблицы видно, что величина платежей за землю в Пензенской области в 1999 году немного меньше, чем в среднем по Российской Федерации, и в 1,7 раза меньше, чем в среднем по Приволжскому округу.

Годы   В среднем по Российской Федерации В среднем по Приволжскому округу Пензенская область
  357,105 297,067 350,174
  440,306 281,95 397,337
  692,795 543,412 668,033
  1231,58 703,981 1083,353
  2022,745 1336,555 1451,095
  2500,022 1970,078 1828,499
  797,874 809,619 1293,46
  1393,32 2126,014 1276,837
  1185,5 1350,1 869,9
  1348,0 1635,3 1099,2

 

Перед проведением расчетов экономической эффективности были разработаны анкеты и проведено анкетирование для анализа деятельности земельных служб субъектов Российской Федерации по управлению земельными ресурсами. В результате анкетирования был определен перечень основных видов земельно-кадастровых и землеустроительных работ, проводимых земельными службами в течение 1991-2001 годов. Были выделены следующие виды работ:

- топографо-геодезические работы для земельного кадастра;

- картографические работы для земельного кадастра (в том числе составление электронных карт);

- составление схем и проектов по перераспределению и улучшению земель (включая проекты внутрихозяйственного и территориального землеустройства);

- земельно-оценочные работы;

- мониторинг земель;

- инвентаризация земель;

- составление межевых дел;

- создание и ведение АИС ГЗК.

В ряде субъектов Российской Федерации отсутствуют затраты на отдельные виды перечисленных работ, поэтому они были объединены в общие группы.

Для анализа влияния на величину платежей за землю были включены следующие виды земельно-кадастровых и землеустроительных работ:

- топографо-геодезические и картографические работы для земельного кадастра и землеустройства;

- составление схем и проектов по перераспределению и улучшению и охране земель (включая проекты внутрихозяйственного и территориального землеустройства);

- земельно-оценочные работы и мониторинг земель;

- межевание и инвентаризация земель;

- затраты на создание и ведение АИС ГЗК.

Анализ динамики отдельных видов земельно-кадастровых и землеустроительных работ (их удельного веса в общей стоимости финансирования всех работ) показал, что происходит сокращение затрат на многие землеустроительные действия в целом по Российской Федерации (рис.13.1) и в Приволжском федеральном округе (рис.13.2), а по годам наблюдается значительное колебание удельного веса землеустроительных и кадастровых работ.

Например, сокращаются затраты на составление схем по использованию и охране земель, на межевание и инвентаризацию земель. В среднем за 1999-2001 годы удельные веса этих видов работ составили соответственно 5,7 и 11,5 % в Российской Федерации, и 4,9 и 20,3% в Приволжском округе. Наблюдается рост работ по мониторингу и оценке земель (средний удельный вес 16,5% в Российской Федерации и 9,8% в Приволжском округе), на ведение АИС ГЗК (средний удельный вес соответственно 35,2 и 24,4 %). Наибольший удельный вес за 1999-2001 гг. в Российской Федерации и Приволжском округе занимают топографо-геодезические и картографические работы 30,1 и 32,3%, а также создание АИС ГЗК – соответственно 35,2 и 24,4%.

 

Из данных рис.13.2 видно, что по годам наблюдается значительные колебания удельного веса землеустроительных и кадастровых работ.

На основании этих данных можно сделать вывод об отсутствии системы распределения средств на финансирование отдельных видов земельно-кадастровых и землеустроительных работ.

Это подтвердил и расчет корреляционной зависимости поступления земельных платежей от финансирования земельно-кадастровых и землеустроительных работ в среднем по Российской Федерации и в субъектах Федерации.

Проведенный предварительный анализ зависимости средних (за 1992-2001 гг.) значений земельных платежей от удельного веса финансирования отдельных видов земельно-кадастровых работ показал, что связь сильная, так как коэффициент множественной корреляции равен 0,958 (табл. 13.3). Графики остатков также подтверждают сильную зависимость. Однако такой анализ не отражает действительную зависимость земельных платежей от отдельных видов земельно-кадастровых работ, так как, во-первых, число наблюдений в расчетах недостаточно (10 пар), во-вторых, нивелируются колебания показателей между субъектами Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.154 сек.