Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговые доходы местных бюджетов




Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (статьи 41–46), доходные статьи бюджета по видам классифицируются:

1) на налоговые — федеральные, региональные и местные налоги;

2) неналоговые, в том числе:

· доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

· доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и бюджетными учреждениями,

· штрафы и компенсации, суммы принудительного изъятия в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности,

· финансовая помощь (дотации, субвенции и субсидии) и бюджетные ссуды из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации,

· иные неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления от физических или юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также по взаимным расчетам.

В мировой практике используются разные методы формирования собственных доходов в каждом бюджете — это закрепление конкретных видов доходов за тем или иным бюджетом, разделение налоговых ставок между уровнями бюджетной системы; квотирование поступлений по отдельным видам налогов, использование метода налоговых надбавок к существующим федеральным налогам и др.

В доходы местных бюджетов зачисляются:

· полностью — местные налоги и сборы, а также иные доходы в соответствии с законодательством;

· по установленным нормативам — доходы от налогов и иных финансовых источников в соответствии с законодательством о налогообложении.

Зарубежный опыт свидетельствует, что, как правило, финансовые средства муниципалитетов складываются из собственных средств и государственных субсидий. Так, в Италии местные поступления составляют меньшую часть бюджета. Они образуются за счет налогов на рекламу и пошлин на общественную информацию, налогов на собак, платы за пользование общественной территорией и др. Центральное правительство предоставляет свою помощь в виде дотаций и целевых субсидий.

У местных органов власти в Швеции имеются три источника доходов:

1) местный налог на доходы, который включает и налог на недвижимую собственность (составляет в муниципалитетах примерно 42%);

2) государственные дотации (26% в муниципалитетах), включающие в себя текущие и инвестиционные дотации на специальные программы (такие как медицина, образование, программа заботы о детях), а также общие дотации на текущие расходы, которые муниципалитет производит по собственному усмотрению;

3) различные выплаты и сборы (в основном это отчисления от доходов муниципальных предприятий), а также выплаты за муниципальные услуги.

Полномочия муниципалитетов по введению и регламентации собственных налогов и сборов отражают степень так называемой фискальной автономии. В настоящее время российские законодатели опасаются предоставить муниципалитетам значительную степень фискальной автономии, поскольку полагают, что это приведет к недобросовестной налоговой конкуренции и предоставит муниципалитетам возможность воздействовать на крупных налогоплательщиков, расположенных на их территории.

На наш взгляд, такая опасность действительно существует, однако ее надо решать не за счет уничтожения института фискальной автономии, а за счет обеспечения добросовестной налоговой конкуренции, в частности создания условий для повышения мобильности населения и бизнеса, равно как и повышения степени публичности и прозрачности бюджетного процесса.

Именно так эта проблема решается, к примеру, в США. Различные штаты резко отличаются друг от друга по своим фискальным режимам и доле общественного сектора. Например, в штате Массачусетс очень высокие налоги, но и объем бюджетных услуг, предоставляемых штатом, весьма велик. В соседнем Нью-Гэмпшире налоговое бремя незначительно, но и общественные услуги практически не оказываются. Население само выбирает, какой режим устраивает его больше.

Фискальная автономия невозможна без развитого местного самоуправления, развитого гражданского общества. Ведь по своей сути местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению вопросов местного значения. Именно население должно решать, устанавливать ли тот или иной местный налог, и если да, то на какие сроки и в каком размере, на что будут потрачены поступления этого налога и т.д. Такая практика принята в американских городах, где институт фискальной автономии формировался в течение десятков лет. Например, если население американского города хочет построить бассейн, устраивается референдум, на котором принимается решение о необходимости строительства бассейна и источниках финансирования этого строительства. Если такое решение одобряется, то все горожане начинают платить налог для того, чтобы построить бассейн.

Федеральные налоги в Российской Федерации составляют порядка 90 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Далее поступления от этих налогов перераспределяются между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но полномочия по введению и регламентации налогов закреплены за федеральными органами государственной власти. В отдельных случаях регионы и муниципалитеты могут менять часть ставки федерального налога, которая подлежит зачислению в региональные и местные бюджеты соответственно, но такие изменения существенно не влияют на объем доходов субъектов Федерации и муниципалитетов.

Федеральные налоги в определенной пропорции распределяются между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации. По основной массе налогов эти пропорции каждый год, с принятием очередного закона о федеральном бюджете меняются. Некоторая часть федеральных и региональных налогов закрепляется за местным бюджетным уровнем на постоянной основе. В большинстве субъектов Российской Федерации действует порядок, при котором часть налоговых поступлений от федеральных налогов (закрепленная ежегодными законами о федеральном бюджете за консолидированными бюджетами регионов) и часть региональных налогов закрепляются за местными бюджетами (по дифференцированным по муниципалитетам или единым ставкам) на основе ежегодно принимаемых законов о региональных бюджетах.

Безусловно, описанный порядок закрепления за муниципалитетами налоговых доходов делает эти поступления чрезвычайно нестабильными во времени. Это тем более существенно, что доля отчислений от федеральных и региональных налогов составляет порядка 2/3 налоговых доходов муниципальных бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.