КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сведение главной внутренней цели организации к цели одной из заинтересованных групп — участников бизнеса
Желание показать всему миру свою социальную благонамеренность и благонадежность, вызвать к себе доверие общественности. Отождествление миссии организации с ее главной внутренней целью. Вообще, миссии всех организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) идентичны и сводятся к качественному удовлетворению тех или иных общественных потребностей. Внутренние цели организаций, в общем-то, тоже идентичны и сводятся к обеспечению своего выживания и/или достижению и удержанию определенного уровня прибыльности или доходности. Поэтому многие организации избегают таких выражений, как «стремление к прибыли», ведь иначе не создать себе имиджа бескорыстного служения обществу. При этом они почему-то забывают, что люди не настолько наивны, чтобы верить их декларациям. Например, фирма «Бутс Компани» формулирует свою цель так: «Нашей целью является достижение максимальной стоимости активов компании для блага акционеров». Однако если последовательно придерживаться этой цели, то такая направленность действий неминуемо приведет к отчуждению остальных участников и фирма довольно быстро окажется в аутсайдерах. Понятно, что каждый участник бизнеса преследует свои интересы и цели, отличные от целей организации: · акционеры желают получить высокие дивиденды и/или повысить рыночную стоимость своих акций; · менеджеры стремятся к увеличению своих доходов и власти; · рядовые наемные сотрудники заинтересованы в высокой зарплате, комфортных условиях труда и гарантиях занятости; · потребители хотят получить качественную продукцию по сравнительно низким ценам и хорошее обслуживание; · кредиторы желают своевременно вернуть свои деньги с процентами; · поставщики и заказчики заинтересованы в стабильных и взаимовыгодных отношениях с данной организацией. И не считаться с этим нельзя. 4. Отказ от выделения главной внутренней цели и простое перечисление множества равнозначных целей, среди которых чаще всего называются следующие: прирост капитала акционеров, увеличение доли рынка, прибыльность, рентабельность, рост и расширение фирмы, выживание, предоставление услуг потребителям, увеличение производительности труда, удовлетворение потребностей работников фирмы, инновации, обучение персонала, короткие сроки поставок, сокращение длительности производственного цикла и т.д. Попытка одновременно придерживаться многих противоречащих друг другу целей равносильна, по сути, полной дезориентации. Поэтому выделение главной цели — абсолютная необходимость. Противоречивость множества параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не противоречит главной. Множество целей должно быть субординировано по отношению к главной в схеме «дерева» целей. Если главная внутренняя цель определяется просто как «получение прибыли», то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-нибудь устроит. Неверна и формулировка «максимизация прибыли», так как существует много способов кратковременной максимизации прибыли. Представляется, что оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Такое определение, во-первых, не позволяет забыть о перспективе и увлечься сиюминутной выгодой, а во-вторых, содержит в себе критерий целедостижения в виде установленного процента. Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например, главной целью станет выживание, а не получение прибыли. На первоначальной стадии развития, когда бизнес только создается и еще нет уверенности в успехе предпринимаемого дела, главная цель формулируется осторожно и скромно: создание самоокупаемого бизнеса. Эта цель подразделяется на следующие подцели первого уровня, которые иначе называются задачами, или тактическими задачами: · выявление общественных (рыночных) потребностей; · разработка товара; · организация производства; · организация сбыта. Эти подцели, в свою очередь, подразделяются на подцели второго уровня и т.д. Например, подцель «организация производства» предполагает решение следующих задач: [16] · формирование штата производственных рабочих; · подготовка помещений; · закупка сырья, материалов, оборудования; · установка и наладка оборудования; · отладка технологической цепочки и т.д. Именно так строится «дерево» целей.
Заключение
Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Выделяют пять основных черт для определения специфики и свойств цели: · конкретность и измеримость; · определенность во времени; · адресность, направленность; · согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации; · контролируемость. Цели и задачи всех уровней должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени. Объединенные таким образом цели и задачи составляют иерархическую модель, называемую «деревом целей». Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента. На вершине этой модели — общая цель (миссия) организации, а фундаментом являются задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным образом и в заранее установленные сроки. Как правило, организация ставит и реализует не одну, а несколько важных для нее стратегических целей. В научной литературе выделяют следующие обобщенные системы целей организации: · выживание в условиях конкурентной борьбы; · избежание банкротства и крупных финансовых неудач; · лидерство в борьбе с конкурентами; · максимизация цены; · создание имиджа; · рост экономического потенциала; · рост объемов производства и реализации; · максимизация прибыли, минимизация расходов, рентабельность и т.д. Управление по целям — система управления организацией (или система методов управления), одновременно соединяющая как цели, так и задачи планирования, а также всю деятельность организации. Поскольку в этом случае менеджер стремится ориентировать управление организацией на достижение всей совокупности стоящих перед ней целей и задач, то целеполагание в управленческой деятельности выходит на первое место. В этом случае весь управленческий персонал (независимо от ранга) должен иметь четкие согласованные цели в рамках возложенных на него обязанностей и ответственности с определением видов работ, которые нужны для достижения этих целей. Выделяют четыре этапа в процессе управления по целям. Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней. Осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей. Составляются реальные планы достижения поставленных целей. Проводится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей. Таким образом, менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, подразделения и организации в целом. Широко известна также некая модификация концепции управления по целям, разработанная финскими учеными как концепция управления по результатам. В последнее время активно используются в управлении организацией, помимо управления по целям (результатам), различные другие подходы к установлению целей организации, например, менеджмент-аудит — разработка рекомендаций по изменению практики менеджмента и выявлению всех возможностей развития (роста доходов) на основе исследования всех аспектов деятельности организации. Сущность концепции — целостная система управления, ориентированная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и техники управления. Принципы концепции — результаты являются основой деятельности; для их достижения необходимо иметь сильную волю. Основные понятия — цели есть те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Нормативное число целей — от 4 до 6 Ключевые результаты могут быть трех типов: · по коммерческой деятельности; · по функциональной деятельности подразделений; · по некоммерческой деятельности, способствующей достижению непосредственных функциональных целей. В многочисленных научных исследованиях, посвященных анализу концепции управления по целям (результатам), выделяют ряд несомненных достоинств и имеющихся недостатков ее использования. Например, выше была упомянута теория заинтересованных групп, основанная также на определенных принципах целеполагания.
Литература
1. Абросимов И.Д. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью. - М.: Знание, 2007. – 180 с. 2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ООО "Типография "НОВОСТИ", 2007. 3. Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента. – М.: Издательство ПРИОР, 2008. - 288с. 4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Издательство "Питер", 2007. 5. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2008. – 520с. 6. Вершигора Е.Е. Основы управления. //учебное пособие. - Минск, 2007. – 424 с. 7. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — 480с. 8. Глущенко Е.В. и др. Теория управления. //учебный курс. М.: Вестник, 2007 – 680 с. 9. Кнорринг В.И. Искусство управления. //учебник. М.: Издательство "Бек", 2007. – 420 с. 10. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. — СПб, 2007. 11. Менеджмент организаций. Под ред. З.П.Румянцевой и М.А.Соломатина. - М.: Инфра-М, 2007. – 534с. 12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2007. - 350с. 13. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М. 2007. 14. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. - М.: "Прогресс", 2002. – 244с. 15. Толчин А.Г. Менеджмент или головная боль? - М.: "ТОЛК" 2003. – 226 с. 16. Томилова М.В. Модель внутренней среды организации.//Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №1. - С.15-23. 17. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2007. – 569с. 18. Управление организацией. Учебник. Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. 2-е изд., М.: Инфра-М, 2007. – 335с.
[1] Дизель П.М., Раньян У.М.-К. Поведение человека в организации. М.: Фонд "За экономическую грамотность", 2002. – 202с. [2] Жданова Л.А. Организация и управление промышленной фирмой. - М.: Изд. Ун-та Дружбы народов, 2003. – 288 с. [3] Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: 2004. – 326 с. [4] Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: 2004. – 326 с. [5] Модин А.А. Разработка модели структур управления. Информация и модели структур управления. - М.: - Наука, 2004. – 372 с. [6] Модин А.А. Разработка модели структур управления. Информация и модели структур управления. - М.: - Наука, 2004. – 372 с. [7] Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий. учебник для вузов. //Под ред. С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова - М., 2004. - 432 [8] Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. — 2003. — 432 с. [9] Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М. — 2003. — 432 с. [10] Стерлин А.Р. Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. - М.: "Наука", 2004. – 238 с. [11] Стерлин А.Р. Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. - М.: "Наука", 2004. – 238 с. [12] Уткин Э.А. Курс менеджмента: Уч-к для Вузов.—М.: Изд-во "Зерцало", 2004.—С.188-254 [13] Уткин Э.А. Курс менеджмента: Уч-к для Вузов.—М.: Изд-во "Зерцало", 2004.—С.188-254 [14] Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование. Под редакцией В.А.Богомолова, В.Я. Рейгасс. М.: МГАП "Мир книги", 2004. – 222 с. [15] Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование. Под редакцией В.А.Богомолова, В.Я. Рейгасс. М.: МГАП "Мир книги", 2004. – 222 с. [16] Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование. Под редакцией В.А.Богомолова, В.Я. Рейгасс. М.: МГАП "Мир книги", 2004. – 222 с.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |