Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки уровня качества продукции




Содержание оценки уровня качества продукции

Согласно ГОСТ 15467—79 оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение зна­чений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества на различных стадиях жизненного цикла продукции и последовательность их проведения показано на рис. 12.2.

Для целей оценки уровня качества вся промышленная про­дукция разделена на два класса.

Первый класс (продукция, расходуемая при использовании) подразделяется на три группы:

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ
Этапы и цели оценки качества продукции
Разработка продукции
Производство продукции
Эксплуатация или потребление продукции
Оценка проектированного качества продукции 1. Установление класса и группы продукции   2. Выбор и обоснование номенклатуры показателей качества   3. Выбор базового образца   4. Выбор метода определения значений показателя качества   5. Определение численных показателей качества
Оценка качества изготовления продукции 1. Установление методов и средств контроля качества   2. Выбор метода определения значения показателя качества   3. Определение фактических значений показателей качества   4. Оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности
Оценка качества в эксплуатации (потреблении) 1. Установление способа сбора и получение информации о качестве   2.. Определение фактических показателей качества   3. Определение полезного эффекта и суммарных затрат   4. Получение результатов оценки и принятия решений  
Рис. 12.2.Последовательность оценки значений показателей и уровня качества продукции

· 1-я — сырье и топливно-природные ископаемые, про­шедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;

· 2-я — материалы и продукты (лесоматериалы, искусственное топливо, масла и смазки, химические продукты и др.);

· 3-я — расходные изделия (жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, кабели в катушках и т.п.).

Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) составляют две группы:

· 1-я — неремонтируемые изделия (электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы подшипники, шестерни и т.п.);

· 2-я — ремонтируемые изделия (технологическое оборудо­вание, автоматические линии, измерительные приборы, транспортные средства и т.п.).

Указанная классификация применяется для выбора номенк­латуры единичных показателей определенной группы продук­ции, определения области их применения, обоснования выбора конкретного изделия или нескольких изделий в качестве базо­вых образцов, создания системы государственных стандартов на номенклатуру показателей качества продукции.

Номенклатуру показателей качества продукции устанавлива­ют с учетом назначения и условий ее применения, требований потребителей (заказчиков), основных требований к показателям качества продукции и области их применения. При выборе но­менклатуры показателей качества определяют: группу однород­ной продукции и входящие в нее подгруппы и виды, номенкла­туру групп показателей качества, номенклатуру показателей ка­чества групп и подгрупп. Исходную номенклатуру показателей качества продукции устанавливают по рекомендациям табл. 12.2.

Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы: по способам получения инфор­мации — измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный; по источникам ее получения — традиционный, экспертный и социологический.

Измерительный — основан на информации, получаемой с обя­зательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией изделия или дополнительных (амперметры, вольтметры, тахометры, спидометры и т.п.).

Регистрационный — используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий, предметов или затрат, например: регистрация количества отка­зов изделия при испытаниях; затрат на создание и эксплуатацию изделия; числа частей сложного изделия, защищенных авторскими свидетельствами и патентами. С помощью этого метода можно определить показатели технологичности, экономичности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.

 

Таблица12.2

 

Применяемость основных показателей качества по классам и группам продукции

Показатели качества продукции Первый класс продукции Второй класс продукции
1-я группа 2-я группа 3-я группа 1-я группа 2-я группа
Назначения Экономичности Надежности: безотказности долговечности ремонтопригодности сохраняемости Эргономические Эстетические Технологичности Транспортабельности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Экологические Безопасности + +   - - - + - - + + - - + + + +   - - + + + + + + - + + + + +   - - + + + + + + + + + + + +   + + - + + + + + + + + + + +   + + + + + + + + + + + +

Примечания:

1. Знак «+» означает применяемость показателей, знак «—» — неприменяемость.

2. Вместо показателей ремонтопригодности для 2-й и 3-й групп продукции
применяются показатели восстанавливаемости.

3. По согласованию с заказчиком (потребителем) могут быть допущены от­клонения от рекомендаций таблицы.

Органолептический — используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Точность и достоверность результа­тов при данном методе зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, выполняющих эту работу, а также от возможно­сти использования специальных технических средств, повы­шающих разрешающие способности организма человека (микроскопы, микрофоны, лупы). Этот метод наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания (напитки, кондитерские, табачные и парфюмерные изделия), а также их эргономичности, экологичности, эстетичности.

Расчетный — основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Применяют в основном при проектировании про­дукции, когда она не может еще быть объектом эксперименталь­ного исследования (отсутствует опытный образец) и служит для определения производительности, мощности, прочности и т.д.

Рассмотренные методы могут применяться совместно на раз­личных стадиях жизненного цикла продукции. Так, измеритель­ный и регистрационный используются на стадиях разработки, производства и эксплуатации (потребления) продукции произ­водственно-технического назначения и бытовой техники, органолептический и измерительный — на стадиях разработки и производства предметов потребления.

Традиционный — показатели качества определяются должно­стными лицами (работниками) специализированных экспери­ментальных лабораторий, полигонов, стендов и расчетных под­разделений предприятий — конструкторских отделов, вычисли­тельных центров, служб надежности. Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия прове­дения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным, например в условиях по­лигонов автомобильных и тракторных предприятий, испыта­тельных площадок и стендов энергетических турбин авиацион­ных двигателей, телеграфных аппаратов и т.д.

Экспертный — определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой спе­циалистов-экспертов. В такие группы объединяются специали­сты различных направлений знаний и практических навыков в зависимости от вида оцениваемой продукции. Каждый из чле­нов группы обладает правом решающего голоса. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества продукции не могут быть определены более объективными методами.

Социологический — основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.

Методы определения значений показателей качества, входя­щие во вторую группу, при необходимости могут использоваться совместно, что повышает достоверность результатов.

На заключительном этапе оценки качества продукции про­водятся операции по определению уровня качества, которые рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

 

Уровень качества продукции — это относительная характери­стика ее качества, основанная на сравнении значений показа­телей качества оцениваемой продукции с базовыми значения­ми соответствующих показателей. Базовым значением показа­теля является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечествен­ных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыду­щем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.

Для оценки уровня качества продукции применяют диффе­ренциальный, комплексный или смешанный методы.

Дифференциальный метод основан на использовании единич­ных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличают­ся от базовых. Расчет относительных показателей качества про­дукции ()ведется по формуле:

, ( 12.3 )

где — значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

— значение i-го базового показателя;

i = 1,..., n —количество оцениваемых показателей качества.

В результате расчетов, произведенных по формуле (12.3), улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя, например уве­личение относительного показателя для единичной мощности (производительности и т.п.) либо его уменьшение для материа лоемкости. При наличии нормативных (проектных) ограниче­ний для показателей качества относительный показатель вычисляют по формуле:

( 12.4 )

где — нормативное (проектное) значение i-го показателя.

Если одни относительные показатели по результатам расче­тов оказались лучше, а другие хуже, применяют комплексный или смешанный метод оценки. Уровень качества оцениваемой продукции, для которой существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из от­носительных показателей хуже.

Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщен­ный показатель может быть выражен главным показателем, от­ражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей. Например, главным показателем гру­зовых автомобилей является годовая производительность в т-км, автобусов — производительность в пассажиро-километрах, энергетических турбин — годовая выработка энергии в кВт-ч, в металлорежущих станках — производительность в количестве обработанных деталей и т.п.

Интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от экс­плуатации или потребления продукции и суммарные затраты на создание и эксплуатацию продукции. Его расчет производится по приведенной ранее формуле (12.2).

Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя ус­тановить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной сте­пенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.

Например, средний взвешенный арифметический показатель вычисляют по формуле:

или (12.5)

Средний взвешенный геометрический показатель определяется по следующей формуле:

или (12.6)

где — значение i-го показателя качества;

Qi — относительный i-й показатель качества;

— параметр весомости i-го показателя, входящего в обобщенный показатель (w);

— параметр весомости i-го показателя, входящего в обобщенный показатель (v);

i = 1,..., п — число показателей, составляющих средний взвешенный показатель.

В том случае, когда параметры весомости удовлетворяют условию , они называются коэффициентами весомости. Это количественная характеристика значимости данного показателя среди других показателей качества продукции. Исходя из наличия и возможности получения исходной информации параметры (ко­эффициенты) весомости могут определяться методами стоимост­ных регрессивных зависимостей, предельных и номинальных значений, эквивалентных соотношений и экспертным методом.

Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда сово­купность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обоб­щенный показатель при комплексном методе недостаточно пол­но учитывает все существенные свойства продукции и не позво­ляет получить выводы о группах свойств.

При смешанном методе необходимо часть единичных пока­зателей объединить в группы и для каждой определить соответ­ствующий комплексный показатель, при этом отдельные важ­ные показатели можно не объединять, а применять как единич­ные. На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивать уровень качества про­дукции уже дифференциальным методом.

Для оценки качества совокупности видов разнородной про­дукции используются индексы качества и дефектности.

Индекс качества к) — это комплексный показатель качест­ва разнородной продукции (выпущенной за рассматриваемый период времени), который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции. Опре­деляется он по следующей формуле:

, (12.7)

где — коэффициент весомости i-го вида продукции;

— комплексный показатель качества i-го вида продукции;

- базовый комплексный показатель качества i-го вида продукции;

i = 1,..., s — количество видов продукции.

В свою очередь, коэффициент весомости определяется так:

, (12.8)

где - стоимость продукции i-го вида в рассматриваемый период.

Индекс дефектности -это комплексный показатель ка­чества разнородной продукции, выпущенной за рассматривае­мый период, равный среднему, взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции (коэффициентом дефектности на­зывается среднее взвешенное количество дефектов, приходя­щихся на единицу продукции). Определяется по формуле:

, (12.9)

где - относительный коэффициент дефектности продук­ции i-го вида, являющийся показателем качества изготовления продукции.

Коэффициент дефектности (Q) можно вычислить следую­щим образом:

, (12.10)

где Д - значение коэффициента дефектности продукции, произведенной в рассматриваемом периоде;

- базовое значение коэффициента дефектности продук­ции, произведенной в базовом периоде.

Индексы качества и дефектности являются универсальными по­казателями, которыми можно оценить качество продукции пред­приятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.