Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция в условиях концентрации производства




В настоящее время в большинстве случаев объемы рынка для крупного производителя определяются размерами его рыночного сегмента по отношению к другим производителям, присутствующим в отрасли. При этих обстоятельствах условием концентрации капитала и производства становится наличие возможностей расширения доли рынка, пределом которой становится монополия. И монополия не выступает как цель концентрации, в большинстве случаев она является ее последствием.

В этой связи концентрация создает объективные предпосылки для последующего образования рыночных структур несовершенной конкуренции.

Во-первых, укрупнение производства требует большего масштаба рынка и охватывает физически весь объем отраслевого рынка. Во-вторых, за счет накопления изменяется органическое строение капитала в сторону его технического совершенства, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию положительного эффекта роста масштабов производства и снижение стоимости продукции.

В результате, низкая цена конечной продукции становится барьером для вступления в отрасль мелких производителей. Таким образом, в настоящее время монополия не является целью и неожиданным последствием роста масштабов производства, а становится, скорее, средством, способом существования крупного предприятия в современной конкурентной среде, характеризующейся небольшим количеством участников и непредсказуемостью технических сдвигов.

Монополия, олигополия и современный рынок

На фоне концентрации производства наблюдается своеобразная эволюционная трансформация свободной конкуренции в конкуренцию монополистическую, монополии в олигополию. В итоге образуется некая усредненная структура, исключающая конфронтацию монополии и конкуренции. Имеет место диффузия противоположных форм рынка.

Монополия становится и стимулом, и средством современного развития, характеризующегося резкими технологическими сдвигами. В условиях монополистической конкуренции и особенно конкуренции олигополистической относительное монопольное положение дает возможность получать сверхприбыль, в то время как временность и непостоянство подобного положения заставляют эту прибыль направлять на развитие технологии.

Конфронтация и взаимоисключение механизмов совершенной конкуренции и чистой монополии сегодня в целом преодолена. И хотя модели рынка чистой монополии и рынка совершенной конкуренции присущи современным экономическим системам, их существование носит фрагментарный характер. Эти модели закономерно вытеснются олигополистическими структурами и рынками монополистической конкуренции, оптимально удовлетворяющим современным экономическим условиям.

Неопределенность, непредсказуемость современного рынка, его динамизм делают его исходно монополистическим. Действительно, в условиях монополистической и олигополистической конкуренции фирмы стремятся за счет новой номенклатуры выпускаемой продукции хотя бы временно получить господствующее монопольное положение.

Соотношение доли рынка и получаемой прибыли

Монопольная сверхприбыль используется для разработки новой технологии, а также компенсации рисков ее рыночной адаптации. В конечном итоге монопольная сверхприбыль, полученная в результате монопольного положения в настоящем, используется для более интенсивного накопления капитала, совершенствования технологии, что должно обеспечить новое монопольное положение в будущем.

Накопление капитала сегодня связано с накоплением монопольной сверхприбыли в рамках циклической зависимости.

Исследования показывают, что существует прямая зависимость между контролируемой фирмой долей рынка и успехом ее деятельности. То есть, чем больше доля рынка предприятия, тем больше его оборот, а при одновременном увеличении нормы прибыли, сумма прибыли будет расти большими темпами, чем у конкурентов с меньшей долей рынка.

 

Монополия и НТП

Каждая фирма стремится получить большую долю рынка, поскольку это предполагает возможность получения большей прибыли. Сущность конкуренции на современных рынках проявляется в движении каждой конкурирующей фирмы к монополии.

Характер рынка складывается из стремления каждой конкурирующей фирмы к монополии для себя.

Лидерство в отношении большей доли рынка и большей нормы прибыли связано с получением фирмой значительных конкурентных преимуществ для более интенсивного накопления капитала, реализации положительного эффекта масштаба, обновления и совершенствования технологической базы. Соответственно, это требует значительных инвестиций. В этом отношении монополистическая конкуренция (не исключаем и вариант олигополистической конкуренции) несет в себе и стимул, и условие ускоренного накопления капитала, его концентрацию на современном этапе.

Монополия как фрагмент монополистической конкуренции или олигополии является функционально вплетенной в структурный процесс капиталистического накопления, который характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и ускорением НТП. В этом случае монополия становится условием НТП, а не сдерживающим фактором, как это зачастую предполагается.

Олигополия, инвестиции и инновации

Сегодня процессы концентрации производства функционально опосредуются монополистической и олигополистической конкуренцией, обеспечивающей условия и дополнительные предпосылки концентрации и накопления капитала. На современном этапе развития экономических систем экзогенные (монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция) и эндогенные (концентрация и технологическое обновление) факторы роста масштабов и концентрации производства взаимообуславливают друг друга, становясь функциональными составляющими единого целостного процесса накопления капитала.

Многие экономисты рассматривают обособленно внутренние причины роста масштабов производства и внешний процесс образования монополий как последствие данного роста, игнорируя при этом обратное функциональное влияние олигополистической конкуренции на процесс инновационного роста производства. С одной стороны, они подтверждают факт концентрации НИОКР на базе крупных корпораций, с другой стороны, корпорации отожествляются с монополией, которая, по их мнению, препятствует техническому прогрессу, являясь главным сдерживающим фактором прогресса экономического.

В действительности олигополистическая конкуренция, инвестиции в НИОКР, исходный уровень концентрации производства функционально взаимосвязывают и взаимообуславливают друг друга как нераздельные моменты единого процесса накопления капитала и роста масштабов производства.

Олигополистическая конкуренция предполагает инвестиции в НИОКР для достижения конкурентных преимуществ, ведущих к временному монопольному положению, которое, в свою очередь, открывает возможности для новых инвестиций.

Монопольное положение и формирование резерва монопольной сверхприбыли в крупных корпорациях становится в современных условиях главным фактором прогрессивных структурно-динамических преобразований в экономике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.