КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные события гражданской войны
Первый этап: весна 1918 г. – декабрь 1918 г. – характеризуется формированием антибольшевистских центров и началом активных боевых действий. ^ Основные события: Март-апрель 1918 г. – оккупация Германией Украины, Прибалтики и Крыма; в ответ страны Антанты вводят свои войска на территорию России (Англия – в Закавказские порты, Франция - в Одессу и Николаев, США – в Архангельск и Мурманск, Япония – на Дальний Восток); Май 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса (состоял из пленных чехов, перешедших на сторону Антанты, в эшелонах двигался к Владивостоку с целью последующего перебазирования на кораблях во Францию; причина восстания – попытка большевиков разоружить корпус, выполняя условия Брестского мира). Итог – одновременное падение Советской власти на Урале и в Сибири (на всем протяжении Транссибирской магистрали); послужил сигналом для формирования антибольшевистских центров, начало активных боевых действий (характерная особенность: первоначально инициатива принадлежала эсерам, меньшевикам и кадетам, а не монархистам); Июль 1918 г. – мятежи левых эсеров в Москве, Ярославле, Рыбинске и других городах центральной части страны (подавлены); Сентябрь 1918 г. – создание в Уфе Комитета членов Учредительного Собрания (Комуч), объявившего себя «верховным правительством»; Ноябрь 1918 г. – разгром Комуча войсками адмирала Колчака, объявившего себя «верховным правителем России» при поддержке стран Антанты. Инициатива в контрреволюционном лагере переходит к военным и монархистам. Итог: к концу 1918 г. окончательно складывается расстановка сил; сформировались 4 основных центра «белого» движения:
1. 2. 3. 4.
Второй этап: январь – декабрь 1919 г. – кульминация гражданской войны; относительное равенство сил; крупномасштабные операции на всех фронтах. ^ Основные события: Февраль-март 1919 г. – генеральное наступление войск Колчака на Казань и Москву, мобилизация всех возможных ресурсов большевиками; Апрель 1919 г. – контрнаступление Красной Армии (Тухачевский, Егоров), вытеснение войск Колчака за Урал и их полный разгром к концу 1919 г. (сам Колчак попал в плен под Иркутском и был расстрелян); одновременно – первое наступление Юденича на Петроград (с трудом было отбито); ^ Июль-сентябрь 1919 г. – генеральное наступление генерала Деникина на Москву (максимальное продвижение – до Орла); Сентябрь-октябрь 1919 г. – контрнаступление Красной Армии (Фрунзе, Буденный, Ворошилов); войска Деникина вытеснены в Крым и на Северный Кавказ; сам Деникин передал командование барону Врангелю и эмигрировал за границу; Октябрь 1919 г. – второе наступление войск генерала Юденича на Петроград (неудачно); Итог: к концу 1919 г. наметился явный перевес большевиков, по сути, исход войны был предрешен. Причина ее затягивания – нападение Польши на Украину с целью территориального расширения и отвлечения внимания большевиков от последнего крупного очага «белого» движения в Крыму. Третий этап: январь-ноябрь 1920 г. – прошел при явном перевесе «красных», окончательный разгром белого движения. ^ Основные события: Март 1919 г. – разгром войск генерала Миллера на Севере России; Апрель-октябрь 1920 г. – советско-польская война: вторжение польских войск на Украину и захват Киева (апрель-май); ответное контрнаступление Красной армии до Варшавы (Тухачевский, Буденный); планы мирового похода Красной армии → контрнаступление польских войск при поддержке французов → вытеснение Красной армии обратно на Украину (причина: истощенность Красной армии, разногласия и соперничество Тухачевского и Буденного; враждебное отношение польского населения). Сентябрь 1920 г. – наступление войск Врангеля из Крыма на Южную Украину → как следствие, большевики принимают решение заключить мир с Польшей на любых условиях. Март 1921 г. – Рижский мирный договор с Польшей, невыгодный для Советской России (Польше передавалась Западная Украина и Западная Белоруссия), зато освобождались войска для наступления в Крыму. Ноябрь 1920 г. – наступление Красной армии в Крыму (Фрунзе) и полный разгром войск Врангеля; окончание гражданской войны (хотя боевые действия на окраинах – Дальнем Востоке и Средней Азии продолжались до середины 1920-х гг.).
5.
Двойственный характер политики «военного коммунизма» проявился в сочетании военного и идеологического факторов, что нашло отражение и в названии. ^ Последствия гражданской войны:
В изданной литературе рождение центральных государственных репрессивных органов РСФСР начинается со II Всероссийского съезда Советов. Однако детальный анализ источников приводит к выводу, что их первичной клеточкой являлись Советы рабочих депутатов, возникших из самого движения в дни октябрьской стачки 1905 г. в Петербурге и других городах России, а впоследствии - рождение крестьянских и солдатских Советов. О них еще до революции неоднократно высказывался В. И. Ленин. «Не парламентская республика,- писал он,- возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад,- а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху»1. А Н. И. Бухарин видел в репрессивном аппарате власть, ядром которой были не только Советы, но и «… все рабочие массовые организации…», составляющие основу экономической диктатуры (выделено.- К. М.)2. В ходе подготовки к восстанию был создан при Петроградском Совете беспартийный орган – РВК, оказавший огромную помощь Советам по различным вопросам3. Однако беспартийным его назвать нельзя в виду того, что через одну страницу указанного источника утверждается: ядром ВРК выступал Военно - революционный центр, выделенный ЦК РСДРП (б)4. Он был разнородным, но это единение П. Н. Милюков назвал «социализм»5. После выступления В. И. Ленина на апрельской конференции с тезисами была усилена разъяснительная работа в Советах – «единственно возможная форма революционного правительства…»6. Рабочие и солдаты Петрограда, возмущаясь заявлением П. Н. Милюкова о продолжении войны до полного уничтожения немецкого милитаризма7, 20 и 21 апреля 1917 г. вышли на демонстрацию к Мариинскому дворцу с требованием об отставке Временного правительства и П. Н. Милюкова8. Эти политические события привели к созыву в июне 1917 г. I Всероссийского съезда Советов, представлявшего 1090 делегатов от 305 (П. Н. Милюков указывает 358)9, объединенных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов10, заявивших о своей партийной принадлежности к партиям России. Большевиков П. Н. Милюков называл «зажигательным элементом съезда». Его разнородный состав представлял собой аморфную невоспитанную в политическом отношении массу11. На съезде обсуждался вопрос об образовании центрального исполнительного органа Советов. После доклада меньшевика Исуева было принято решение назвать полномочный орган Совета ВЦИК рабочих и солдатских депутатов12. В острой политической борьбе был избран ВЦИК в количестве 320 человек13. Согласно принятой резолюции разрешалось «включать в свой состав представителей других социалистических организаций по его усмотрению»14. Его полное соглашательство привело к демонстрации трудящихся 4 июля придти к резиденции ВЦИК, который отказался выполнить репрессивное требование демонстрантов сложить полномочия. Под репрессивным давлением большевиков бюро ВЦИК 1-го созыва 3 октября 1917 г. постановило вынести на обсуждение II съезда Советов наиболее актуальные вопросы, но 17 октября 1917 г. оно утвердило новую повестку съезда. II cъезд Советов закрепил законодательную победу социалистической революции и определил программу деятельности Советов, состав ВЦИК и СНК. 25 октября 1917 г. в день составления списка членов Советского правительства ЦК большевиков пригласил на свое заседание 3-х представителей левых эсеров и официально предложил им войти в состав правительства. Однако при обсуждении этого вопроса представитель левых эсеров Карелин заявил на II съезде Советов, что хотя его фракция не желает идти по пути изоляции большевиков, т. к. с их судьбой связана революция в России, но входить в правительство она отказалась. Карелин признал, что Народные комиссариаты должны подчиняться центральному органу съезда, т. е. ВЦИК, но призвал свою фракцию голосовать против власти Советов15. Но при формировании ВЦИК 20 мест было оставлено для меньшевиков, если они вернуться на съезд16, а СНК по своему составу был большевистским. 27 октября 1917 г. в резолюции ВЦИК указывалось, что II Всероссийский съезд Советов закончил свою работу, избрал новый ВЦИК, к которому переходят полностью все права съезда, полномочия прежнего ВЦИК закончились. В. И. Ленин в ноябре 1917 г. в обращении ЦК РКП (б) заявил: «^ Мы предложили и предлагали левым эсерам разделить с нами власть. Не наша вина, если они отказались … Мы твердо стоим на принципе Советской власти, т. е. власти большинства, получившегося на последнем съезде Советов, мы были согласны и остаемся согласны разделить власть с меньшинством Советов, при условии лояльного, честного обязательства этого меньшинства подчиняться большинству и проводить программу, одобренную всем Всероссийским Вторым съездом Советов и состоящую в постепенных, но твердых и неуклонных шагах к социализму»17. Л. Д. Троцкий вспоминает, что его предложение назвать исполнительную власть Совет Народных Комиссаров, было поддержано В. И. Лениным18. На съезде был образован коллегиальный орган для управления страной до созыва Учредительного собрания19. Временное рабочее крестьянское правительство - Совет Народных Комиссаров возглавил В. И. Ленин, а заведование отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям - Народным комиссариатам20. Им поручалось управлять народным хозяйством в тесном единении с массовыми организациями работающих работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих21. Для руководства всем народным хозяйством страны был создан единый орган - ВСНХ22. При Наркоматах создавались коллегия23, а при СНК – комиссия24 – Малый СНК25 и другие органы. В этот период были созданы ВЧК26, органы рабочего контроля27, органы правосудия28, РККА29, флота30, революционного трибунала31, рабоче - крестьянской милиции32*.Однако этим репрессивная организационная деятельность ВЦИК и СНК не ограничивалась. Создавались репрессивные органы с участием представителей от партийных ячеек и профессиональных союзов, рабочих и студентов, а также из добровольцев33. Руководители ЦИК I созыва из числа эсеров и меньшевиков решили помешать созыву и работе III съезда Советов. Однако эта затея провалилась. Произошло слияние Всероссийского съезда Советов и Центральных Исполкомов, при ВЦИК образовались крестьянские секции34. После отказа обсуждать декреты II Всероссийского съезда Советов и Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого ВЦИК своим Декретом распустил Учредительное собрание35, члены которого – большевики и левые эсеры были включены в состав ВЦИК36. ВЦИК обновлялся в любое время, на котором настаивал В. И. Ленин37. Выборы ВЦИК проводились на основе пропорциональной численности фракций съезда: каждая фракция предлагала свой список соответствующему числу членов фракции38. Очень жестко стоял вопрос об отзыве депутата39, который затем был закреплен в Конституции РСФСР. В условиях гражданской войны обстановка не позволяла заседать ВЦИК ежедневно и полностью соблюдать регламент при обсуждении вопросов. Поэтому для более оперативной работы был сформирован расширенный Президиум, который был уполномочен принимать ответственные решения, если не представится возможность созвать пленарные заседания ВЦИК40. Для организации и ведения всей работы структура ВЦИК первоначально состояла из 11 отделов41, в конце ноября 1917 г. появились новые 3 отдела: экономический, юридический и хозяйственный. На заседании Президиума ВЦИК 21 декабря 1917 г. было признано целесообразным объединить параллельные отделы ВЦИК и СНК42. Под эгидой ВЦИК были органы рабочего контроля, о которых В. И. Ленин говорил: «От рабочего контроля мы шли к созданию Высшего Совета Народного хозяйства»43. Перед членами ВЦИК стояла задача, чтобы они были заняты поголовным управлением44, которое осуществлялось через местные органы власти45 и впоследствии превратилось в партийно - политическое репрессивное тоталитарное управление. В этом заключалось единство законодательной и исполнительной власти, его диалектическая сущность. Непосредственный контроль работы ВЦИК и подготовки материалов к его заседанию осуществлял Президиум ВЦИК. Об этом органе в литературе информации недостаточно, имеются неточности и ошибки46. А о Президиуме ВЦИК первого созыва в литературе места не нашлось. А. И. Деникин приводит лишь список ВЦИК по национальному составу (Чхеидзе – грузин; Гурвич (Дан), Гольдман (Либер), Гоц, Гандельман, Розенфельд (Каменев) – евреи; Саакиан – армянин; Крушинский – поляк; Никольский,- вероятно русский), называя «инородческим элементом» «чуждой русской национальной идее»47. Решения ВЦИК принимались на узких или расширенных, открытых или закрытых заседаниях. Узкие заседания проводил Президиум, расширенные, называемые в первое время пленумами, а позднее – сессиями, созывались ВЦИК 1-го и 15-го числа каждого месяца, в узком или расширенном составе48; потеряв возможность аннулировать «срочные декреты, принимаемые Совнаркомом»49. Но фактически в период формирования Советского правительства они проходили по несколько раз в неделю. В протоколе заседания Президиума за 13 декабря 1917 г. читаем: «Устраивать пленарные заседания два раза в неделю по понедельникам и пятницам с 6 часов вечера»50. На открытых заседаниях принимались решения при наличии не менее половины, а узкого – не менее 1/4 всех членов ВЦИК. В случае отсутствия кворума заседания решались текущие вопросы при любом числе явившихся членов ВЦИК51. На заседаниях ВЦИК были утверждены декреты о рабочем контроле52, ВСНХ53, роспуске Учредительного собрания54, национализации банков55, об аннулировании государственных займов56, о праве убежища57, приобретении прав российского гражданства58, об уничтожении сословий и гражданских чинов59, о лесах60, праве отзыва делегатов61, флаге62, а также иные положения об аппарате государственных органов, вошедшие в Основной Закон страны и др. Полномочия ВЦИК были изложены в главе III, ст.31-36 Конституции РСФСР. Согласно ст.27 Конституции РСФСР ВЦИК созывал съезды Советов по собственной инициативе или требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики. Таким образом, ВЦИК решал важные вопросы укрепления Советского государства, строительства новой социалистической правовой репрессивной системы. Однако полномочия ВЦИК и СНК в соответствии с Конституцией РСФСР показали главным образом различия не функций, а места в иерархии, как высказался Э. Карра63. К такому выводу он пришел при анализе Конституции РСФСР. Согласно положению ВЦИК Президиум являлся представительным и распорядительным органом. В его состав сначала входила 1/10 часть членов ВЦИК. В Президиум ВЦИК каждая фракция выдвигала из своей среды по одному делегату от определенного числа этой фракции64. Первый Президиум ВЦИК был конструирован по норме один член Президиума от 25 членов ВЦИК. Заседания самого Президиума ВЦИК второго созыва сначала проходили 4 раза в неделю. Первым законопроектом, который обсуждался Президиумом ВЦИК, был Декрет о суде65. В Конституции РСФСР 1918 г. о месте Президиума ВЦИК в системе центральных государственных репрессивных учреждений записано лишь в общей форме. Согласно ст.45 он наравне с СНК мог решать конфликты, возникшие между Народным комиссариатом и его коллегией. В своих решениях YIII съезд партии дал директиву о срочной разработке на основе имеющегося опыта права и обязанности ВЦИК и разграничения его с СНК66. Таким образом, Президиум ВЦИК играл важную роль в государственной деятельности, по существу он являлся малым СНК, его решения находили поддержку и окончательное воплощение в нормативных документах. Важную роль в расширении репрессии государства играл Совет Народных Комиссаров – первое Советское правительство, образованное 26 октября 1917 г.67 Оно включало стоявших во главе комитетов 12 комиссаров. В феврале 1918 г. при СНК был создан Временный исполнительный комитет из 5-ти лиц, которому было поручено вести свою государственную текущую работу между заседаниями СНК68. Для рассмотрения мелких дел, не вызывающих принципиального обсуждения, была утверждена 16 апреля 1919 г. при СНК Комиссия69, члены которой назначались из числа Народных комиссаров и их помощников в количестве 4-х человек. Заседания Комиссии проводились не менее 3-х раз в неделю и ее постановления утверждались на ближайшем заседании СНК70. Если со II по Y Всероссийский съезд Советов шел непрерывный процесс уточнения структуры ВЦИК и СНК, то после принятия Конституции РСФСР из некоторых отделов были сформированы отраслевые народные комиссариаты: из юридического был сформирован Народный комиссариат юстиции, экономический отдел стал ядром ВСНХ, иногородний отдел был переименован в Народный комиссариат внутренних дел, военный отдел стал именоваться Военным комиссариатом71. Последний был учрежден СНК еще до утверждения Конституции РСФСР, т. е. 8 апреля 1918 г.72 Он состоял из двух комиссаров по военным делам, один из которых назначался военным комиссаром. Создание военного комиссариата было необходимым условием для перехода от добровольческой РККА к регулярной, комплектующейся на основе обязательной воинской повинности трудящихся. Структуру Наркоматов определял СНК, а их состав и функции рассматривались коллегией. Звание народного комиссара принадлежало лишь одному лицу, назначаемого декретом СНК и являющегося его членом, и утверждаемого ВЦИК73. Члены-специалисты Наркомата избирались народным комиссаром и назначались на должность декретом СНК74. Это решение нашло закрепление в ст.48 Конституции РСФСР. По борьбе с контрреволюцией, саботажем и вопросам защиты социалистического государства была сформирована на основе постановления СНК от 7 (20) декабря 1917 г. ВЧК75. На обсуждение одного заседания СНК выносилось до 15-20 и более вопросов. Многие из них опубликованы в виде декретов СНК или совместных декретов ВЦИК и СНК. Среди них - это Декларация прав народов России76, обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока77, о порядке утверждения и опубликования законов78, национализации внешней торговли79, РККА80, РККФ81, об отделении церкви от государства и школы от церкви82, о рабоче-крестьянской милиции83, о переходе частных фабрик в собственность государства, о самоопределении республик84. За первое полугодие 1918 г. было национализировано свыше 1500 предприятий85. Все принятые документы легли в основу разработки первой Конституции РСФСР. Одним из важных вопросов работы СНК был регламент. В начале апреля 1919 г. во время одного из заседаний В. И. Ленин написал следующую записку наркому юстиции: Пора утверждать общий регламент СНК. 1. Докладчикам 10 минут. 2. Ораторам 1-й раз – 5, 2-й раз – 3 минуты. 3. Говорить не > (более.- К. М.) 2-х раз. 4. К порядку 1 за и 1 против по 1 минуте. 5. Изъятия по о с о б ы м постановлениям СНК»86. Эти предложения были внесены в регламент СНК. В нем указывалось, что «каждый член СНК может внести предложение о прекращении прения. Предложение ставится на голосование и принимается большинством голосов»87. Чтобы повысить ответственность Народных комиссаров за свой участок работы СНК было принято решение об отчетности Народных комиссариатов. Об этом В. И. Ленин писал: «Поручить всем комиссариатам составить в одну неделю краткий, от двух до пяти печатных страниц, отчет о своей деятельности с 25 октября 1917 г.», «То же поручается Всероссийской чрезвычайной комиссии»88. Он предлагал показать в отчете «к о н к р е т н о, фактами к а к и м е н н о сделала Советская власть определенные шаги (п е р в ы е) к социализму», особенно отметить, «а) улучшение положения масс (повышение зарплаты для рабочих, народных учителей и т. д.), б) участие рабочих в управлении (лично выдающихся рабочих и рабочих организаций и т. д.), в) то же – беднейших крестьян…»89. Отчеты Народных комиссариатов проходили на съездах и заседаниях правительства90, торговли и промышленности91, годовые и другие отчеты92. СНК отчитывался перед Всероссийским съездом Советов. Не остались без внимания и вопросы материального обеспечения чиновников, в особенности жалованья и пенсии. В одном проекте предлагалось немедленно «приступить к самым энергичным мерам в целях понижения жалованья высшим служащим и чиновникам во всех без исключения государственных общественных и частных учреждениях и предприятиях» и в постановляющей части СНК предлагалось «назначить предельное жалованье народному комиссару в 500 рублей в месяц бездетным и прибавку в 100 рублей на каждого ребенка; квартиры допускаются не свыше 1 комнаты на каждого члена семьи; поручить Министерству финансов и всем отдельным комиссарам немедленно изучить сметы министерств и урезать все непомерно высокие жалованья и пенсии»93. В 1917-1920 гг. действовало три репрессивные системы советских судебных органов: общие суды, территориальные революционные трибуналы, революционные военные трибуналы. Каждая из этих систем, имея особенности судоустройства и судопроизводства, функционировала и изменялась в соответствии с динамичностью исторической обстановки тех лет. Общие суды рассматривали дела некоторых профессиональных преступников, а также разложившихся и неустойчивых элементов общества. Территориальные революционные трибуналы рассматривали уголовные дела: контрреволюционные и другие особо опасные преступления. Существенную помощь им оказывали органы ВЧК и следственные комиссии. Кассационное отделение состояло из председателя и двух постоянных членов – одного из числа членов коллегии Наркомюста или лица, ею уполномоченного, и одного представителя ВЦИК. Революционные трибуналы были сохранены только в крупных городах и из их ведений согласно Декрету СНК94 изымались судебные дела общеуголовного характера и передавались Революционному трибуналу при ВЦИК. Для более планомерного и единообразного проведения в жизнь декрета о революционных трибуналах была утверждена должность Советского трибуна при революционных трибуналах95. В развитие и дополнение декретов о суде №1 и №2 и Декрета о революционном трибунале96 СНК возложил на местные суды рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасилование, разбое, бандитизме, подделке денег, взяточничество и спекуляция, которые должны рассматриваться народными окружными судами. В 1918 г. была утверждена Центральная коллегия обвинителей из трех лиц, избираемых ВЦИК97. На нее возлагалось выполнение обязанностей, предусмотренных декретом, а также осуществление координационных усилий и руководство деятельностью коллегий обвинителей революционных местных трибуналов98. Таким образом, ВЦИК и СНК играл заметную роль в системе правосудия. Здесь ведущее место, естественно, принадлежало ВЦИК, его Президиуму, чья деятельность была направлена на укрепление судебной системы и соблюдения законности Советской республики. ВЦИК и СНК – первые органы Советской власти рабочих и крестьян. Они возникли в ходе движения за права трудящихся. ВЦИК и СНК были правоохранительными органами и органами правотворчества, текущего законодательства, создаваемого по ходу укрепления Советского государства, восстановления народного хозяйства, упрочения диктатуры пролетариата, насаждения мягкой и жесткой репрессии. На основе первых изданных правовых актов родилась первая Конституция РСФСР, на базе которой развивалось советское право в последующие годы. Конкретная историческая обстановка побуждала создавать новые конституционные законы, дополняя и развивая ранее принятые. Так, в преамбуле Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. прямо отмечалось, что сохранены основные идеи и принципы первого Основного Закона страны99. Высшие органы государства, выражая волю трудящихся масс, направляли свою законотворческую деятельность на закрепление складывающихся новых социальных форм хозяйствования, обеспечивая им условия для всемерного развития и укрепления Советской власти и мира, создавая в то же время правовые ограничения для развития частнокапиталистических отношений, направленных на эксплуатацию наемного труда. Высший законодательный и исполнительный орган на своих заседаниях рассматривал наиболее важные юридические, политические, экономические, военные, организационные и другие вопросы, которые позволили укрепить федеративное устройство страны на правовой базе. Изучение советского законодательства в его развитии – с выделением в нем принципиальных моментов и поворотных вех, в связи с ходом самой революции и классовых отношений, строительства социализма и защиты Отечества имеет большое значение. Велико было значение первых декретов, изданных ВЦИК и СНК, в упрочении классовых основ пролетарского государства, они явились в руках Советской власти репрессивным оружием уничтожения эксплуататорского строя и создания нового общественного законодательства первых месяцев пролетарской диктатуры, раскрыло перед всем миром глубокую демократическую сущность власти и послужили могучим средством сплочения трудящихся масс вокруг законодательной и исполнительной власти. Для укрепления государственного устройства России на освобожденной территории 3 ноября 1917 г. была опубликована «Декларация прав народов России», а также обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В ней указывалось, что Советская власть обеспечит всем нациям, населению России, подлинное право и самоопределение. Это было значительным шагом не только провозглашения принципа национальной политики равенства и суверенитета народов России, но и их права на свободное «самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Решение вопроса национальных меньшинств того периода было важной заслугой ВЦИК и СНК. По вопросам федерализма нормативные правовые акты государственных органов Советской Республики были намного демократичнее сегодняшнего законодательства Российской Федерацию. В нынешней Конституции Российской Федерации отсутствует правовая норма о самоопределении субъекта Российской Федерации. Чечня захотела суверенитет и получила войну. Национальный вопрос в рамках самостоятельного территориального образования имеет очень тонкую нить, которая рвется в любое время. Война в Югославии возникла на той же почве. Политикам следует четко уяснить границы понятия «этнос», «народ», «нация», в противном случае России грозит распад.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |