КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль организационных ценностей, ритуалов и традиций в регуляции поведения и деятельности подчиненного
Организационные ценности. Духовные ценности являются индикатором организационной культуры и ключевой категорией, определяющей успех, удовлетворенность трудом и профессиональный престиж. Для любого руководителя провалом закончится попытка управления организацией без знания системы ценностей и ценностных ориентации своих подчиненных. Ценности приобщают персонал к основным целям организации, задачам, средствам, символам и знакам престижа. Формирование любой организации начинается с определения базовых, исходных ценностей. Они призваны объединить идеи создателей организации с индивидуальными интересами и потребностями сотрудников. Часто сделанный в самом начале выбор той или иной системы ценностей закрепляется на подсознательном уровне у персонала организации и определяет всю его деятельность. Мировой опыт большинства организаций показывает, что в них доминируют следующие ценности: * мы — лучшие в своем деле (либо — мы стремимся стать лучшими); * качество нашей деятельности может быть только превосходным; * в нашей деятельности важна каждая мелочь (либо — в нашей деятельности нет мелочей); * чтобы не отстать, мы должны ежедневно побеждать (побеждать не кого-то, а побеждать вместе со всеми сложности и проблемы окружающей действительности); * мы не можем себе позволить ни зазнайства от успехов, ни уныния от неудач; * ко всем окружающим следует относиться как к личностям, а не как к винтикам в сложной машине; * наиболее важным мы признаем неформальное поощрение успеха и развитие внутриорганизационных связей и контактов. Как видим, проявляется отчетливая тенденция установления таких отношений как внутри организации, так и за ее пределами, которые ни в коем случае не приведут к потере чести, достоинства, здоровья и безопасности людей (клиентов, сотрудников, партнеров, конкурентов), а всегда будут способствовать доброму и гармоничному регулированию деловых связей. Среди ведущих индивидуальных ценностей сотрудников организации выделяются: уважение коллег, творческое удовлетворение, трудолюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, терпимость, инициативность, состязательность, профессиональная гордость и профессиональная честь. Существуют и свои специфические ценности в отдельных профессиях. Например, в медицине — сострадание, сохранение врачебной тайны; в юриспруденции — неподкупность и верность законам; в военной организации — патриотизм, долг, честь, верностьслову; в журналистике — стремление к истине и ее публичному раскрытию. По мнению С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко (1997), организационные ценности могут быть разделены на консервативные и либеральные. Критериями для такой дифференциации являются такие «пробные камни», как * отношение к новому и старому; * готовность к риску; * степень доверия при делегировании полномочий; * специфика внутриорганизационных коммуникаций и др. Чтобы избежать негативных оценок консервативных ценностей сразу же подчеркнем, что важнейшей стороной любого консерватизма является преемственность. Преемственность предполагает опору на опыт, разумность, предусмотрительность. Исследования показывают, что в организациях с консервативной системой ценностей высоко ценятся мораль, плановость, последовательность, безопасность. Консервативные ценности ориентированы на стереотипное, а не преобразовательное начало, потому что по своей природе они тяготеют ко всему известному, надежному, хорошо проверенному и безопасному. Смысл консерватизма (а в умеренных пропорциях и польза) заключается в том, что он в максимальной степени рожден и продиктован опытом, многолетней практикой, традициями и рационализмом, как своеобразной жизненной философией. Выразителями ценностей консервативного типа в основном являются наиболее опытные сотрудники организации и представители старшего поколения. Они чувствуют себя «в своей тарелке», получая четкие и строгие указания от своего непосредственного начальника, когда перед ними ставят очевидные, ясные и понятные задачи. Они не стремятся искать какого-то особенного «смысла» в своей работе. Нагляднее всего система консервативных ценностей проявляется в отношениях между начальником и подчиненными. Чаще всего это «согнуто-умилительное», раболепное, лишенное какой бы то ни было критичности отношение подчиненных. Представление о сути этого отношения дает приведенный в приложении «Свод правил», созданный учрежденческим фольклором и до сих пор гуляющий по различным организациям. Руководитель, утверждающий консервативные ценности, предпочитает до предела усиливать свои контрольные функции, вместо того чтобы использовать потенциальные возможности вверенной организации. Он всегда будет стремиться к решению ближайшей и хорошо известной ему проблемы, а не к далекой перспективе, продвижение к которой требует риска. Консервативный руководитель выберет рутинные методы для преодоления кризиса вместо использования современных подходов и авангардных технологий. Опасность чрезмерного увлечения консервативными ценностями в организации заключается в следующем: * в современных экономических условиях, требующих динамизма, неординарных подходов и инновационных технологий, консервативный подход может оказаться неэффективным и даже гибельным; * в условиях смены системы духовных координат, кардинальных изменений в сознании и мышлении людей, в их отношении к труду не учет этих изменений и попытки прямого давления на персонал неэффективны; * консервативные ценности (при всем положительном в них) подавляют такие присущие каждому полноценному человеку качества, как смелость, открытость, инициатива, энергичность. Это, в свою очередь, демотивирует личность, приводит к спаду трудовой активности и к срыву деловых отношений в целом. Либеральные ценности отражают изменение массового общественного сознания по отношению к работе и к профессиональной самореализации. Их отличает явный акцент на человеческие, а не только на технологические стороны деятельности. Опора на эти ценности позволяет каждому сотруднику проявить свои творческие возможности, обеспечивает полноценную мотивацию, моральную удовлетворенность. Эффективные и свободные внутриорганизационные коммуникации по горизонтали и вертикали, позитивные установки к нововведениям, возможность свободно высказать свое мнение наиболее показательны для либеральных ценностей. Всю их совокупность можно свести к трем группам. Первая группа ценностей включает систему верований, установок и ожиданий относительно самой работы. Усиление ее творческого характера, новые возможности в выборе средств и подходов позволяет сформировать качественно новое отношение к труду как к наиболее важной ценности, как к подлинному феномену человеческой жизни. Ценности второй группы охватывают межличностные коммуникации в организационной среде. На первый план при этом выходит уравновешенность вертикальных и горизонтальных коммуникаций (а по ряду проблем — доминирование горизонтальных коммуникаций), уважение и учет мнений отдельных сотрудников, высокая степень делегирования полномочий и доверия. Все это создает особый корпоративный дух (дух солидарности) в современных организациях. Основу третьей группы составляют индивидуальные ценности, оказывающие наибольшее влияние на самочувствие личности, ее уверенность в правоте избранного пути. Дух либерализма особенно проявляется в таких ценностях, как профессиональная компетентность, информированность о развитии всех процессов в организации, значимость собственного «Я» у каждого сотрудника, оптимизация организационных целей с личными планами и целями каждого сотрудника. Ритуалы и традиции в деятельности организации. Под ритуалами обычно понимают систему символических поведенческих актов, специфическую форму взаимодействия, призванную удовлетворить потребность в признании и закрепить ценности в организации. При помощи различных ритуальных форм взаимодействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традициям, сформировать корпоративный дух и единство всего персонала. Ритуалы призваны обеспечить преемственность между различными поколениями в той или иной организации, для передачи организационных традиций и накопленного опыта через символы. Кроме того, ритуалы часто становятся праздником, своеобразным перерывом в потоке будней; праздником, который знакомит и приобщает сотрудников к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символики оказывается сильнее прагматизма и чисто рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться серьезно, не жалея времени на их качественную подготовку. Среди всего множества ритуалов выделяют несколько групп. Так, ритуалы при поступлении на работу призваны познакомить новичка с историей и традициями организации, с основными ее ценностями. Интегрирующие ритуалы проводятся в форме торжественных вечеров, заседаний, праздничных обедов,посвященных знаменательному событию в жизни организации, награждению сотрудника или подразделения организации за трудовые успехи, выходу на пенсию, дням рождения и др. Они позволяют создать дух единой команды и отношения солидарности между сотрудниками, помогают лучше узнать друг друга. Особенно удачными и продуктивными являются церемонии, которые связаны с чем-то глубоко личным, сентиментальным и неформальным. Этот личный момент, персональное уважение и конкретное адресное внимание при вручении подарка или награды придает дополнительную ценность всей церемонии и усиливает ее уникальность и неповторимость. 4. Личность в группе. Групповая динамика как собой совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности организации и ее этапы. Социально-психологические процессы в группах: руководство и лидерство; принятие групповых решений; выработка групповых мнений, правил и ценностей (нормообразование); формирование функционально-ролевой структуры; сплочение; групповое давление с целью регуляции индивидуального поведения; конфликты. Групповые феномены в организации: система социальных связей и контактов, проявляющихся в общении, взаимодействии и взаимоотношениях сотрудников, их психической совместимости (взаимные оценки, притязания, требования, внушение, подражание, самоутверждение, соревнование, соперничество и др.; групповое (коллективное) мнение как обобщающий показатель групповых убеждений, взглядов, установок, предрассудков, отношений к значимым явлениям окружающей действительности; групповые (коллективистские) настроения как совместные переживания конкретных событий, фактов, сходные эмоциональные состояния, овладевающие на какое-то время всей организацией или отдельным подразделением; внутриорганизационные (внутриколлективные) обычаи, традиции, привычки как относительно устойчивые способы реагирования на явления окружающей действительности, нормы и стереотипы поведения. 5. Мотивационная сфера личности. Мотивация как совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность. Основные значения термина «мотивация»: мотивация как система факторов, детерминирующих поведение человека (мотивы, намерения, интересы, потребности, цели); мотивация как характеристика процесса, стимулирующая поведенческую активность. Мотив как побуждение к выполнению определенной деятельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека. Потребности человека как осознаваемые и неосознаваемые нужды, которые он переживает, они необходимы для жизнедеятельности организма и развития личности. 5. Основные теории мотивации Концепция иерархии мотивов А. Маслоу: Физиологические потребности, необходимые для выживания организма - потребность в пище, воде, отдыхе, сексуальном удовлетворении, жилище и т. п. Потребности в безопасности, то есть в защите от физических и психологических опасностей (защита от неуст Социальные потребности (потребности в принадлежности) выражают желание человека иметь семью, друзей, принадлежать к определенной социальной группе, к стране, находиться в социальных контактах, вообще в социальных взаимосвязях. Потребности в уважении (в уважении со стороны других и самоуважении, в компетентности, личностных качествах и достоинствах). Потребности самоактуализации (самовыражения) выражаются в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в понимании, в осмыслении и развитии своего собственного «Я». Особенности самоактуализирующихся людей, по А. Маслоу: Более эффективное восприятие реальности: они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Приятие себя такими, какие они есть. Непосредственность, простота и естественность. Центрированность на проблеме. Независимость и потребность в уединении. Автономия, независимость от культуры и окружения. Свежесть восприятия. Демократический характер. 9. Креативность. Концепция мотивации Д. МакКлелланда, включающая три группы потребностей: потребность во власти, потребность в успехе, потребность в причастности. Потребность во власти является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать действия других людей, оказывая на них существенное влияние. Потребность в успехе может быть удовлетворена только при доведении работы до успешного завершения. Человек, стремящийся к успеху, ставит перед собой более сложные задачи, желает получить отзывы о своей деятельности. Потребность в причастности - партисипативная потребность или потребность соучастия, выражающаяся в стремлении к культурным дружественным отношениям с окружающими. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости, теория трудовых инвестиций и теория партисипативного управления. Теория ожиданий, разработанная Б. Брумом, как попытка представить собой оценку личностью вероятности ожидаемого события. Сущность теории справедливости, разработанной С. Адамсом - люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Основное содержание теории трудовых инвестиций: чем больше человек отдает себя работе, то есть чем больше «инвестирует» свою личность в свой труд, тем его труд становится результативнее и мотивированнее. Метод партисипативного (то есть причастного, совместного) управления как с ледствие теории трудовых инвестиций стал - привлечении работников к организации управления, в том числе к принятию управленческих решений. Партисилативное управление как наиболее прогрессивная форма управления. 6. Мотивация к труду Теории трудовой мотивации Теория Ф.У. Тейлора как наиболее ранняя теория мотивации к труду (первое десятилетие XX в.). Жесткое разделение труда, индивидуальная дифференциальная сдельщина, простор для сильных и выносливых - как основные факторы, позволяющие значительно повысить производительность труда рабочих, выполнявших простые операции в рамках теории Тейлора. Концепция «человеческих отношений» американского психолога и социолога Энтона Мэйо - теория Э. Мэйо (20-е годы ХХ века). Хорошие отношения в коллективе, благоприятный моральный климат, удовлетворенность работой, демократический стиль руководства - как основные факторы, способствующие, по мнению Э. Мэйо, адаптации и преодолению отчуждения работников, достижению их согласия с администрацией предприятия. Теории мотивации исполнительской деятельности «х», «у», «z» (МакГрегор, Шелдон, Оучи). Основные положения теории «х»: • людям свойственно врожденное чувство неприязни к работе, она не выступает для них мотиватором, и если можно, они стараются ее избежать; • в силу этого людей необходимо принуждать к работе и контролировать, в том числе держать под угрозой наказания; • человеку присуще стремление избегать ответственности и желание, чтобы им руководили; • люди мотивируются в основном экономическими потребностями и будут делать то, что дает им наибольшую экономическую выгоду; • люди исходно пассивны, и их нужно стимулировать, заставлять работать. Основные положения теории «х»: • людям изначально присуща потребность реализовать умственные и физические способности для выполнения какой-либо работы, это для них так же естественно, как отдыхать или играть; - контроль и угроза — не единственные средства мобилизации усилий, человеку свойственны самоконтроль и саморуководство; - цели деятельности, а не только вознаграждение мобилизуют работу людей; - человеку свойственна потребность в ответственности и инициативе; содержание труда и интерес к нему также выступают мотиваторами деятельности; - люди мотивируются потребностями и стремятся проявить свою индивидуальность. Основные положения теории «у»: • гарантия занятости и создание обстановки доверительности; • создание атмосферы корпоративной общности, преданности фирме; • необходимость постоянного общения руководства с исполнителями, максимально частые контакты между ними; • гласность внутрифирменной информации, общность целей и ценностей руководства и рядовых работников; • создание атмосферы общей ответственности; • предоставление возможно большей свободы в выборе средств работы, создание духа доверия к работнику; • особое внимание руководителей к социальным контактам с исполнителями по горизонтали, то есть неформальным связям с ними. Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. — «факторы гигиены» и факторы-мотиваторы. Факторы гигиены как факторы второго порядка, которые сами по себе не способны повысить степень удовлетворенности трудом. Их косвенное влияние через внешние условия — размер заработной платы, поведение мастера, физические условия труда. Факторы-мотиваторы — сама работа, чувство ответственности, потребность в достижениях, продвижение по службе, участие в планировании, признание результатов работы и их гласность, самоактуализация работников в труде.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |