Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10 Управление как социальная технологияГуманитарные технологии




Тема 9 Руководство и лидерство в структурах управления

Проблемные задания

1. В статье "Об авторитете" Ф. Энгельс писал: "Механический автомат большой фабрики оказывается гораздо более деспотичным, чем были ко­гда-либо мелкие капиталисты, на которых работают рабочие. По крайней мере, что касается часов труда, то над воротами этих фабрик можно напи­сать: Оставьте всякую автономию, вы, входящие сюда! Если человек нау­кой и творческим гением подчинил себе силы природы, то они ему мстят, подчиняя его самого... настоящему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации. Желать уничтожения авторитета в крупной про­мышленности, значит желать уничтожения самой промышленности..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18, С. 303-304).

Прочитайте статью Энгельса и уясните его понимание авторитета в про­мышленности. Можно ли над воротами современных фабрик и заводов напи­сать такой лозунг? Чей авторитет, чья воля определяют деятельность пред­приятия в системе административных и в системе рыночных отношений?

2. Рассматривая влияние социальной среды на производственную орга­низацию, американский социолог Н. Смелзер предлагает сравнить способы урегулирования трудового конфликта, принятые в США, Франции и СССР:

"Предположим, что конфликт возникает на фабрике, когда работникам технического обслуживания поручают ремонт трех приборов вместо обыч­ных двух. В отличие от представителей американской бюрократии, кото­рые принимают решение на основе совместного обсуждения проблемы за­интересованными сторонами, французы передают этот вопрос на рассмот­рение посторонней организации. Это объясняется тем, что французы счи­тают целесообразным поручить принятие решения посторонней беспри­страстной организации, имеющей право устанавливать правила...

А сейчас представим себе, — продолжает Смелзер, — как та же самая проблема решается в тоталитарной стране вроде Советского Союза." И да­лее он излагает свое представление о способе разрешения этого конфликта на советском предприятии (см.: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1991.№ II. С. 152).

А как Вы представляете себе этот способ? Сверьте свое решение с отве­том Смелзера.

3. На семинаре возник спор о назначении и размерах социальной сферы предприятия. Студент Антонов сказал, что предприятие должно стремиться расширять социальную сферу за границы своей территории, чтобы удовлетво­рять как можно более широкий круг потребностей работников и их семей, соз­давать условия для всестороннего развития личности. При этом он сослался на опыт завода "РАФ" в Латвии, где директор Виктор Боссерт сделал социальную сферу самым первым, самым ответственным цехом завода. К услугам работ­ников жилье в заводском поселке, магазины, столы заказов, ясли-сады, своя система кабельного телевидения, а также многие другие жизненные блага. Та­кое положение должно быть примером для других предприятий.

Студентка Белова высказала мнение, что директор и коллектив "РАФа" занимаются не своим делом. Социальная сфера предприятия должна разви­ваться настолько, насколько это необходимо для выполнения производст­венных функций. Она должна ограничиваться благоприятными условиями труда и отдыха на работе, повышением квалификации и охраной здоровья. Поэтому многие предприятия предпочитают сегодня передать жилье, соци­ально-культурные и коммунальные объекты городским властям. Так, на­пример, на КАМАЗе уже начинают это делать.

Рассудите этот спор и выскажите свое представление об оптимальном варианте социальной сферы предприятия.

Парадоксальные результаты были получены при изучении мнений ра­бочих и инженеров трех промышленных предприятий России о способах разгосударствления общественной собственности на средства производства. Казалось, передача заводов и фабрик в руки трудящихся безвозмездно или за символическую плату должна была найти самый широкий отклик среди тех, кто своим трудом создал предприятия. Как бы не так! За бесплатную передачу -13,8%, по небольшим же, символическим ценам - 13,1%, что вместе составля­ет 26,9% от общего числа респондентов. Почти столько же (23,4%) высказа­лось за продажу по остаточной стоимости, с учетом физического и морального износа основных фондов. За продажу фондов по рыночной стоимости высту­пили 17% респондентов (Алексеев Н.И. Человек труда на перепутье // Социо­логические исследования. 1992. № 6. С. 27).

Прокомментируйте приведенные материалы, полученные летом и осе­нью 1991 г., и попытайтесь объяснить «нежелание основной массы работ­ников брать даром средства производства.

5. Анализ показывает, что применительно к российской практике к ти­пичным ошибкам в кадровой политике предприятия относят отсутствие:

• процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием (работник с момента найма обычно ощущает себя оторванным от коллектива);

• планирования карьеры, лишающее работника перспектив;

• должной информированности, в результате чего работник мало ото­ждествляет себя с интересами фирмы;

• чувства ответственности, «замораживающее» инициативу работника;

• коммуникаций, позволяющих работнику высказывать свои претензии, возражения и получать удовлетворяющие его ответы;

• продвижения по службе, что делает невыгодным для работника каче­ственное проявление себя в труде.

Вопросы

Как вы полагаете, какие еще типичные ошибки и недоработки характерны для практики? Как известно, в результате застоя «в общецивилизационном плане в ряде важных сфер и направлений мы остались как бы в прошлой тех­нологической эпохе, а страны Запада перешли в другую - эпоху высоких тех­нологий, принципиально новых взаимосвязей науки и производства, новых форм жизнеобеспечения людей, вплоть до быта» (Горбачев М.С. Социалисти­ческая идея и революционная перестройка. - Правда, 1989, 26 ноября). Как вы себе представляете пути выхода из этой ситуации? Каковы основные направления перестройки в области научно-технического управления чело­веческими ресурсами применительно к сегодняшней России?

6. Эффективность японского менеджмента трудно подвергнуть сомне­нию. Считается, что он может использоваться только на японских предпри­ятиях, поскольку в Японии самобытные культурные и национальные тра­диции. Однако это не так. Один из примеров - использование приемов японского менеджмента в Индии.

В условиях кризиса в автомобильной промышленности Индии в 80-х гг. (низкие уровни использования мощностей и производительности труда, высокие цены, низкое качество продукции) правительством было принято решение обратиться к опыту японских менеджеров. Для этого было выбра­но убыточное предприятие «Марути ЛТД», перед руководством которого поставлены задачи модернизации производства и организации выпуска экономичных современных автомобилей по доступным ценам.

Производство продукции ориентировалось на кооперацию с ведущими компаниями развитых стран: США, Франции. ФРГ и др.

В результате совместной деятельности со специалистами японской ком­пании «Сузуки», использования приемов организации труда и производст­ва лучших японских предприятий, учета условий работы индийского пред­приятия «Марути ЛТД» и характера взаимоотношений между людьми ин­дийским менеджерам удалось разработать эффективную систему управле­ния. Ее основные положения сводятся к следующему.

• Менеджер является воплощением культуры организации. Именно от не­го в конечном счете зависит умение создать в коллективе обстановку энтузи­азма. Таким образом, менеджер должен быть лидером в своей области.

• Условие творческого, заинтересованного отношения работников к труду - соблюдение принципа равенства в коллективе. Для этого менедже­рам и сотрудникам целесообразно на предприятии носить одинаковую униформу, питаться в общей закусочной, пользоваться служебными авто­мобилями, работать в общем помещении (без отдельных кабинетов) и т.д.

• Для постоянного обмена информацией (мнениями) и обсуждения воз­никающих проблем создается постоянно действующий комитет, включаю­щий представителей всех входящих в структуру предприятия подразделе­ний и служб. Выработанные в результате свободного обмена мнениями рекомендации реализуются руководством.

• Работники вовлекаются в изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Для этого создаются «кружки качества». Все поступающие предложения регистрируются и либо внедряются в производство, либо от­клоняются; причины отклонения обязательно сообщаются автору. Рацио­нализаторов и изобретателей поощряют морально и материально.

В результате соблюдение приведенных основных положений организа­ции и управления производством предприятию «Марути ЛТД» удалось менее чем через два года выпустить первые автомобили марки «Марути-Сузуки», а через четыре года - контролировать 60% национального автомо­бильного рынка и экспортировать продукцию в ряд стран, несмотря на вы­сокий уровень конкуренции на мировом автомобильном рынке.

Отсюда, как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит осно­ванием, а некомпетентность - препятствием для продвижения по служеб­ной лестнице, любой работник остановится, в конечном счете, на уровне своей некомпетентности.

Результат этого - испорченная работа, отчаяние коллег по службе и подрыв эффективности деятельности компании. Принцип Питера спорен, но и не лишен оснований.

Особую остроту уровень компетентности имеет для предпринимателей, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива.

Вопросы

• Согласны ли вы с Л. Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции.

• Как решать проблему некомпетентности предпринимателей в России?

• Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практи­ки работы российских компаний.

7. Гипотезы - один из главных элементов социологического исследования. В концентрированной форме они выражают суть научного мышления, а формиро­вание социологического мышления - основа социологического образования.

Постановке гипотез можно научиться. Их источником служит не только теоретическое знание, но и жизненный опыт. Используйте его, оглянитесь на окружающую Вас действительность и попытайтесь сформулировать ги­потезы о самых привычных, знакомых вам явлениях. Ниже приведены не­которые суждения, в скобках указан характер связи. Превратите их в гипо­тезы и придумайте новые. Найдите способ, как их проверить. Пусть это будет самый простой - опрос своих товарищей. Для начальных шагов этого достаточно.

• Чем хуже одет человек, тем (ниже, выше) его социальное положение.

• Чем комфортабельнее квартира, тем (дороже, дешевле) она стоит на рынке недвижимости.

• Чем строже законы и нормы, тем (больше, меньше) порядка в обществе.

8. Перепись населения дает бесценную информацию, но стоит безумно дорого. Почему? Обоснуйте свой ответ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.