КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10 Управление как социальная технологияГуманитарные технологии
Тема 9 Руководство и лидерство в структурах управления Проблемные задания 1. В статье "Об авторитете" Ф. Энгельс писал: "Механический автомат большой фабрики оказывается гораздо более деспотичным, чем были когда-либо мелкие капиталисты, на которых работают рабочие. По крайней мере, что касается часов труда, то над воротами этих фабрик можно написать: Оставьте всякую автономию, вы, входящие сюда! Если человек наукой и творческим гением подчинил себе силы природы, то они ему мстят, подчиняя его самого... настоящему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации. Желать уничтожения авторитета в крупной промышленности, значит желать уничтожения самой промышленности..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18, С. 303-304). Прочитайте статью Энгельса и уясните его понимание авторитета в промышленности. Можно ли над воротами современных фабрик и заводов написать такой лозунг? Чей авторитет, чья воля определяют деятельность предприятия в системе административных и в системе рыночных отношений? 2. Рассматривая влияние социальной среды на производственную организацию, американский социолог Н. Смелзер предлагает сравнить способы урегулирования трудового конфликта, принятые в США, Франции и СССР: "Предположим, что конфликт возникает на фабрике, когда работникам технического обслуживания поручают ремонт трех приборов вместо обычных двух. В отличие от представителей американской бюрократии, которые принимают решение на основе совместного обсуждения проблемы заинтересованными сторонами, французы передают этот вопрос на рассмотрение посторонней организации. Это объясняется тем, что французы считают целесообразным поручить принятие решения посторонней беспристрастной организации, имеющей право устанавливать правила... А сейчас представим себе, — продолжает Смелзер, — как та же самая проблема решается в тоталитарной стране вроде Советского Союза." И далее он излагает свое представление о способе разрешения этого конфликта на советском предприятии (см.: Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. 1991.№ II. С. 152). А как Вы представляете себе этот способ? Сверьте свое решение с ответом Смелзера. 3. На семинаре возник спор о назначении и размерах социальной сферы предприятия. Студент Антонов сказал, что предприятие должно стремиться расширять социальную сферу за границы своей территории, чтобы удовлетворять как можно более широкий круг потребностей работников и их семей, создавать условия для всестороннего развития личности. При этом он сослался на опыт завода "РАФ" в Латвии, где директор Виктор Боссерт сделал социальную сферу самым первым, самым ответственным цехом завода. К услугам работников жилье в заводском поселке, магазины, столы заказов, ясли-сады, своя система кабельного телевидения, а также многие другие жизненные блага. Такое положение должно быть примером для других предприятий. Студентка Белова высказала мнение, что директор и коллектив "РАФа" занимаются не своим делом. Социальная сфера предприятия должна развиваться настолько, насколько это необходимо для выполнения производственных функций. Она должна ограничиваться благоприятными условиями труда и отдыха на работе, повышением квалификации и охраной здоровья. Поэтому многие предприятия предпочитают сегодня передать жилье, социально-культурные и коммунальные объекты городским властям. Так, например, на КАМАЗе уже начинают это делать. Рассудите этот спор и выскажите свое представление об оптимальном варианте социальной сферы предприятия. Парадоксальные результаты были получены при изучении мнений рабочих и инженеров трех промышленных предприятий России о способах разгосударствления общественной собственности на средства производства. Казалось, передача заводов и фабрик в руки трудящихся безвозмездно или за символическую плату должна была найти самый широкий отклик среди тех, кто своим трудом создал предприятия. Как бы не так! За бесплатную передачу -13,8%, по небольшим же, символическим ценам - 13,1%, что вместе составляет 26,9% от общего числа респондентов. Почти столько же (23,4%) высказалось за продажу по остаточной стоимости, с учетом физического и морального износа основных фондов. За продажу фондов по рыночной стоимости выступили 17% респондентов (Алексеев Н.И. Человек труда на перепутье // Социологические исследования. 1992. № 6. С. 27). Прокомментируйте приведенные материалы, полученные летом и осенью 1991 г., и попытайтесь объяснить «нежелание основной массы работников брать даром средства производства. 5. Анализ показывает, что применительно к российской практике к типичным ошибкам в кадровой политике предприятия относят отсутствие: • процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием (работник с момента найма обычно ощущает себя оторванным от коллектива); • планирования карьеры, лишающее работника перспектив; • должной информированности, в результате чего работник мало отождествляет себя с интересами фирмы; • чувства ответственности, «замораживающее» инициативу работника; • коммуникаций, позволяющих работнику высказывать свои претензии, возражения и получать удовлетворяющие его ответы; • продвижения по службе, что делает невыгодным для работника качественное проявление себя в труде. Вопросы Как вы полагаете, какие еще типичные ошибки и недоработки характерны для практики? Как известно, в результате застоя «в общецивилизационном плане в ряде важных сфер и направлений мы остались как бы в прошлой технологической эпохе, а страны Запада перешли в другую - эпоху высоких технологий, принципиально новых взаимосвязей науки и производства, новых форм жизнеобеспечения людей, вплоть до быта» (Горбачев М.С. Социалистическая идея и революционная перестройка. - Правда, 1989, 26 ноября). Как вы себе представляете пути выхода из этой ситуации? Каковы основные направления перестройки в области научно-технического управления человеческими ресурсами применительно к сегодняшней России? 6. Эффективность японского менеджмента трудно подвергнуть сомнению. Считается, что он может использоваться только на японских предприятиях, поскольку в Японии самобытные культурные и национальные традиции. Однако это не так. Один из примеров - использование приемов японского менеджмента в Индии. В условиях кризиса в автомобильной промышленности Индии в 80-х гг. (низкие уровни использования мощностей и производительности труда, высокие цены, низкое качество продукции) правительством было принято решение обратиться к опыту японских менеджеров. Для этого было выбрано убыточное предприятие «Марути ЛТД», перед руководством которого поставлены задачи модернизации производства и организации выпуска экономичных современных автомобилей по доступным ценам. Производство продукции ориентировалось на кооперацию с ведущими компаниями развитых стран: США, Франции. ФРГ и др. В результате совместной деятельности со специалистами японской компании «Сузуки», использования приемов организации труда и производства лучших японских предприятий, учета условий работы индийского предприятия «Марути ЛТД» и характера взаимоотношений между людьми индийским менеджерам удалось разработать эффективную систему управления. Ее основные положения сводятся к следующему. • Менеджер является воплощением культуры организации. Именно от него в конечном счете зависит умение создать в коллективе обстановку энтузиазма. Таким образом, менеджер должен быть лидером в своей области. • Условие творческого, заинтересованного отношения работников к труду - соблюдение принципа равенства в коллективе. Для этого менеджерам и сотрудникам целесообразно на предприятии носить одинаковую униформу, питаться в общей закусочной, пользоваться служебными автомобилями, работать в общем помещении (без отдельных кабинетов) и т.д. • Для постоянного обмена информацией (мнениями) и обсуждения возникающих проблем создается постоянно действующий комитет, включающий представителей всех входящих в структуру предприятия подразделений и служб. Выработанные в результате свободного обмена мнениями рекомендации реализуются руководством. • Работники вовлекаются в изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Для этого создаются «кружки качества». Все поступающие предложения регистрируются и либо внедряются в производство, либо отклоняются; причины отклонения обязательно сообщаются автору. Рационализаторов и изобретателей поощряют морально и материально. В результате соблюдение приведенных основных положений организации и управления производством предприятию «Марути ЛТД» удалось менее чем через два года выпустить первые автомобили марки «Марути-Сузуки», а через четыре года - контролировать 60% национального автомобильного рынка и экспортировать продукцию в ряд стран, несмотря на высокий уровень конкуренции на мировом автомобильном рынке. Отсюда, как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит основанием, а некомпетентность - препятствием для продвижения по служебной лестнице, любой работник остановится, в конечном счете, на уровне своей некомпетентности. Результат этого - испорченная работа, отчаяние коллег по службе и подрыв эффективности деятельности компании. Принцип Питера спорен, но и не лишен оснований. Особую остроту уровень компетентности имеет для предпринимателей, которые отвечают за работу не только свою, но и коллектива. Вопросы • Согласны ли вы с Л. Дж. Питером? Постарайтесь найти аргументы в защиту своей позиции. • Как решать проблему некомпетентности предпринимателей в России? • Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практики работы российских компаний. 7. Гипотезы - один из главных элементов социологического исследования. В концентрированной форме они выражают суть научного мышления, а формирование социологического мышления - основа социологического образования. Постановке гипотез можно научиться. Их источником служит не только теоретическое знание, но и жизненный опыт. Используйте его, оглянитесь на окружающую Вас действительность и попытайтесь сформулировать гипотезы о самых привычных, знакомых вам явлениях. Ниже приведены некоторые суждения, в скобках указан характер связи. Превратите их в гипотезы и придумайте новые. Найдите способ, как их проверить. Пусть это будет самый простой - опрос своих товарищей. Для начальных шагов этого достаточно. • Чем хуже одет человек, тем (ниже, выше) его социальное положение. • Чем комфортабельнее квартира, тем (дороже, дешевле) она стоит на рынке недвижимости. • Чем строже законы и нормы, тем (больше, меньше) порядка в обществе. 8. Перепись населения дает бесценную информацию, но стоит безумно дорого. Почему? Обоснуйте свой ответ.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |