Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская правда – один из важнейших памятников права Древнерусского государства, первый писанный свод обычного права. Время и место ее создания являются до сих пор спорными. 1 страница




До наших дней дошло более ста списков Русской правды, которые подразделяются на редакции. Исследователи по-разному определяют количество редакций. Один из наиболее распространенных вариантов, деление на Краткую, Пространную и Сокращенную редакции.

Древнейшей является Краткая правда, которая возникла не позднее 1054 г., и состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока мостников.

Пространная редакция связана с именем князя Владимира Мономаха и подразделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Датируется не ранее 1113 г.

Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной.

Основными источниками Русской правды являлись нормы обычного права, княжеское законодательство, судебная практика. Серьезное влияние оказало и византийское право, в первую очередь, каноническое.

В Русской правде нашли отражение не только основные отрасли права, но и многие стороны жизни Киевской Руси.

Нормы Русской правды были широко распространены в землях Древней Руси и действовали до конца XV в. (до появления Судебника 1497 г.).

РУССКАЯ ПРАВДА

Пространная редакция

Текст по Троицкому списку

  Суд Ярославль Володимеричь Правда Русьская   Суд Ярослава Владимировича Русский закон
1. Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь моужь или тиуна княжа; аще ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словенин, то 40 гривен положити за нь.   Если свободный человек убьет свободного, то мстит за убитого брат, или отец, или сын, или племянник от брата или от сестры. Если же некому будет мстить, то взыскивать за убитого 80 гривен, когда это будет княжой муж (боярин) или княжой тиун (приказчик). Если же убитый будет русин, или княжой воин (гридь), или купец, или боярский тиун (приказчик), или мечник, или церковный человек, или словенин, то взыскивать за убитого 40 гривен.
2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяслав, Свя­тослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все, яко же Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша.   Но после Ярослава собрались сыновья его: Изяслав, Святослав и Всеволод, с боярами своими Коснячком, Перенегом и Никифором и отменили кроввую месть за убийство, установив выкуп деньгами; во всем же прочем как судил Ярослав, так решили судить и сыновья его.
3. О убийстве. Аже кто убиеть княжа мужа в разбои, а головника не ищють, то виревную платити, в чьеи же верви голова лежить, то 80 гривен; паки ли людин, то 40 гривен.   Если кто убьет княжого мужа в драке, и убийцы не ищут, то виру - 80 гривен - платит та община, в округе которой поднят убитый. Если же будет убит простой человек, то община платит 40 гривен.
4. Которая ли вервь начнеть платити дикую виру, колико лет заплатить ту виру, зане же без го­ловника им платити.   Если какая община начнет платить дикую (повальную) виру, когда нет налицо убийцы, то пусть уплатит ее во сколько лет может.
5. Будет ли головник их в верви, то зань к ним прикладываеть того же деля им помогати головнику, любо си дикую виру; но сплати им вообчи 40 гривен, а головничьство самому головнику; а в 40 гривен ему заплатити ис дружины свою часть.   Если же убийца из той же общины и находится налицо, то об­щина или помогает ему, так как и он приплачивал за других по обще­ственной раскладке, или же платит дикую (повальную) виру в 40 гривен, сообща, а вознаграждение по­терпевшим платит сам убийца, внося в виру только свою долю по рас­кладке.
6. Но оже будеть убил или в сваде или в пиру явлено, то тако ему платити по верви ныне, иже ся прикладывають вирою.   Но за убийцу, вкладывавшего в вирные платежи общины за других, община платит по раскладке только тогда, когда он совершил убийство в ссоре или на пиру явлено.
7. Оже станеть без вины на разбои. Будеть ли стал на разбои без всякоя свады, то за разбойника лю­ди не платять, но выдадять и всего с женью и с детми на поток и на разграбление.   Кто же убил во время грабежа без всякой ссоры, то за разбойника община не платит виры, но выдает его князю всего с женою и с детьми: пусть князь самого с семьей сошлет (поточит), а имение его конфискует.
8.   Аже кто не вложиться в ди­кую виру, тому людье не помогають, но сам платить.     Если кто не вкладывался в платеж дикой виры за других, тому и община не помогает в уплате виры за него самого, и он сам ее платит.
9. А се покони вирнии были при Ярославе: вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю, же овен любо полоть, любо 2 ногате; а в середу куна же сыр, а в пятницю тако же; а кур по двою ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороху 7 уборков, а соли 8 голважень; то то вирнику со отрокомь; а кони 4, конем на рот сути овес; вирнику 8 гривен, а 10 кун перекладная, а метелнику 12 векшии, а сьсадная гривна.     А вот пошлины вирные, какие были при Ярославе. Сборщику виры брать 7 ведер солоду на неделю, сверх того барана или полоть мяса, либо деньгами 2 ногаты (5 кун), в середу - куну, да кроме того - сыр; то же в пятницу, а (в скоромные дни) по 2 курицы на день; а хлебов на неделю семь, да 7 мер пшена, столько же гороху, 8 головок соли; все это идет сборщику виры с помощником. Лошадей при них - четыре; им давать овса сколько съедят. Сверх того сборщику виры - 8 гривен да 10 кун перекладного; а метельнику [приставу] - 12 векош, да гривну ссадного.
10. [О вирах]. Аже будеть вира во 80 гривен, то вирнику 16 гривен и 10 кун и 12 векши, а переди, сьсадная гривна, а за голову 3 гривны.   Если вира будет в 80 гривен, то сборщику виры 16 гривен и 10 кун [перекладного] да 12 векош [приставу], а наперед ссадного - гривна, да за голову [мертвое тело] - 3 куны.
11. О княжи [муже]. Аже в княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривен.   За убийство княжеского слу­ги, конюха или повара брать 40 гри­вен.
12. А за тивун за огнищныи и за конюшнии, то 80 гривен.   За княжого приказчика или конюшего - 80 гривен.
13. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривен.   За княжеского приказчика сельского или земледельческого 12 гривен.
14. А за рядовича 5 гривен Тако же и за бояреск.   За княжого слугу по догово­ру - 5 гривен, столько же и за бояр­ского приказчика.
15. О ремественике и о ремественице. А за ремественика и за ремественицю, то 12 гривен.   За ремесленника и ремеслен­ницу брать 12 гривен.
16. А за смердии холоп 5 гривен, а за робу 6 гривен.   За смерда и за холопа - 5 гривен, за рабу - 6 гривен.
17. А за кормилця 12, тако же и за кормилицю, хотя си буди холоп, хотя си роба.   За дядьку так же, как и за кормилицу, - 12 гривен, будут ли они холопы или свободные.
18. О поклепнеи вире. Аще будеть на кого поклепная вира, то же будеть послухов 7, то ти выведуть виру; паки ли варяг или кто ин тогда.     Если кого будут обвинять в убийстве, не имея прямых улик, тот должен представить семь свидетелей, чтобы отвести от себя обвинение; если же ответчик будет варяг или другой иноземец, то достаточно двух свидетелей.
19. А по костех и по мертвеци не платить верви, аже имене не ведають, ни знають его.   А община не платит виры то­гда, когда найдут одни кости или труп человека, про которого никто не знает, кто он и как его звали.
20. Аже свержеть виру. А иже свержеть виру, то гривна кун смет­ная отроку, а кто и клепал, а тому дати другую гривну; а от виры помечнаго 9.     Если кто отведет от себя об­винение в убийстве, тот платит сметную гривну помощнику сбор­щика виры [отроку], обвинитель платит другую гривну, да 9 кун помочного [помечного] за обвинение в убийстве.
21. Искавше ли послуха, не налезуть, а истьця начнеть головою клепати, то ти им правду железо.   Если ответчик станет искать свидетелей и не найдет, а истец под­держивает обвинение в убийстве, то­гда решать их дело посредством ис­пытания железом.
22. Тако же и во всех тяжбах, в татбе и в поклепе; оже не будеть лиця, то тогда дати ему железо из неволи до полугривны золота; аже ли мне, то на воду, оли то до дву гривен; аже мене, то роте ему ити по свое куны.   Точно так же и во всех делах о воровстве по подозрению, когда нет поличного, принуждать к испытанию железом, если иск не менее полугривны золота; если же он меньше, то до двух гривен подвергать испытанию водой, а при еще меньшей сумме должно принести присягу за свои деньги.
23. Аже кто ударить мечемь, не вынез его, или рукоятию, то 12 гри­вен продажи за обиду.   Если кто ударит мечом, не обнажив его, или рукоятью меча, то платит 12 гривен продажи (штраф в пользу князя) за обиду.
24. Аже ли вынез мечь, а не утнеть, то гривна кун.   Если же обнажит меч, а не поранит, то платит гривну кун.
25. Аже кто кого ударить батогомь, любо чашею, любо рогомь, любо тылеснию, то 12 гривен.   Если кто кого ударит палкой, или чашей, ли рогом, или тупой стороной меча, то платит 12 гривен.
26. Не терпя ли противу тому ударить мечемь, то вины ему в томь нетуть.   Если же обиженный, не стерпев, в отместку, сам ударит ме­чом, то того в вину ему не ставить
27. Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усхнеть, или нога, или око, или не утнеть, то полувирье 20 гривен, а тому за век 10 гривен.   Если кто ранит руку, так что рука отпадет или усохнет, или также ногу, глаз или нос, за то платит полувирье - 20 гривен, а раненому за увечье - 10 гривен.
28. Аже перст утнеть кии любо, 3 гривны продаже, а самому гривну кун.   Если кто отрубит у кого па­лец, платит 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя), а раненому - гривну кун.
29. А придеть кровав мужь. Аже придеть кровав мужь на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажю 3 гривны; аще ли не будеть на немь знамения, то привести ему видок слово противу слова; а кто будеть почал, тому плати 60 кун; аче же и кровав придеть, или будеть сам почал, а вылезуть послуси, то то ему за платежь, оже и били.   Если на [княжеский] двор придет человек в крови или с синя­ками, то ему нет нужды ставить оче­видцев, и виновный платит ему 3 гривны продажи; если же на истце не будет знаков, то он должен пред­ставить очевидцев, которые бы под­твердили его показание слово в сло­во; тогда зачинщику драки платить 60 кун истцу. Если же истец придет в крови, а явятся свидетели, которые покажут, что он сам начал драку, то сосчитать ему то за платеж, как с зачинщика, хотя его и побили.
30. Аже ударить мечемь, а не утнеть на смерть, то 3 гривны, а самому гривна за рану же лечебное; потнеть ли на смерть, а вира.   Если кто ударит кого мечом, но не убьет до смерти, платит 3 гривны, а раненому - гривну за рану, да еще, что следует за леченье; если же убьет до смерти, то платит виру.
31. Аче попъхнеть мужь мужа любо к собе ли от собе, любо по лицю ударить, ли жердью ударить, а видока два выведуть, то 3 гривны продажи; аже будеть варяг или колбяг, то полная видока вывести, и идета на роту.   Если кто толкнет другого от себя или рванет его к себе, или по лицу ударит, или жердью, а двое очевидцев то покажут, - платит 3 гривны продажи; если же обвиняе­мый будет варяг или колбяг, то должно вывести полное число оче­видцев, которые и должны принести присягу.
32. О челяди. А челядин скрыеться, а закличють и на торгу, а за 3 дни не выведуть его, а познаеть и на третии день, то свои челядин поняти, а оному платити 3 гривны продажи.   Если скроется холоп, и гос­подин заявит о нем на торгу, и до третьего дня никто не приведет хо­лопа, а господин на третий день опо­знает его, то может прямо взять сво­его холопа, а кто укрывал его, тот должен платить 3 гривны продажи.
33. Аже кто всядеть на чюжь конь. Аже кто всядеть на чюжь конь не прашав, то 3 гривны.   Если кто сядет на чужого коня без спросу, платить 3 гривны.
34. Аче кто конь погубить, или оружье, или порт, а заповесть на торгу, а после познаеть в своем го­роде, свое ему лицемь взяти, а за обиду платити ему 3 гривны.   Если у кого пропадет конь, оружие или одежда и он заявит о том на торгу, а после опознает про­павшее у кого-нибудь в своей же городской общине [в своем же миру], то прямо брать свою вещь, а тому платить ему (т.е. хозяину пропавшей вещи) за укрывательство 3 гривны.
35. Аже кто познаеть свое, что будеть погубил или украдено у него что и, или конь, или порт, или ско­тина, то не рци и: се мое, но пойди на свод, кде есть взял; сведитеся, кто будеть виноват, на того татба снидеть, тогда он свое возметь, а что погибло будеть с нимь, то же ему начнеть платити; аще будеть коневыи тать, выдати князю на по­ток; паки ли будеть клетныи тать, то 3 гривны платити ему.     Если кто, без явки на торгу, отыщет что-либо у него пропавшее или украденное - коня, одежду или скотину, - то нельзя сказать «это мое», а надо заявить ответчику - «иди на очную ставку, объяви, у кого взял, с тем и стань с очей на очи». Кто не оправдается, на того и падет ответственность за воровство; тогда истец возьмет свое, а виноватый ему платит и за то, что тот потерпел вследствие пропажи. Если это будет конокрад, выдать его князю; пусть князь сошлет [поточит; другие переводят: продаст в рабство на чужбину]. За воровство же чего-либо из клети платить вору 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя).
36. О своде. Аже будеть во одиномь городе, то ити истьцю до кон­ца того свода; будеть ли свод по землям, то ити ему до третьяго сво­да; а что будеть лице, то тому пла­тити третьему кунами за лице, а с лицемь ити до конця своду, а исть­цю ждати прока; а кде снидеть на конечняго, то тому все платити и продажю.   Если при последовательных ссылках на очную ставку ответчи­ками будут являться члены одной с истцом городской общины, истец ведет дело сам до последней ссылки. Если же будут ссылаться на членов какой-либо внегородской общины, то истец ведет дело только до третьей ссылки, - и третий ответчик, заплатив истцу деньги за его вещь, с этой вещью ведет дело до последней ссылки. А истец ждет конца дела, - и когда дойдет до последнего ответ­чика, он все платит: и убытки истца, и убытки третьего ответчика, и про­дажу князю.
37. О татбе. Паки ли будеть что татебно купил в торгу, или конь, или порт, или скотину, то выведеть свободна мужа два или мытника; аже начнеть не знати у кого купил, то ити по немь тем видоком на ро­ту, а истьцю свое лице взяти; а что с нимь погибло, а того ему желети, а оному желети своих кун, зане не знаеть у кого купив; познаеть ли на долзе, у кого то купил, то свое куны возметь, и сему платити, что у него будеть погибло, а князю продажю.   Кто купит на рынке что-нибудь краденое: коня, одежду или скотину, тот должен представить в качестве свидетелей двух свободных людей или торговых пошлин сбор­щика (мытника); если при этом окажется, что он не знает, у кого купил вещь, то свидетелям идти за него к присяге, а истцу взять свою вещь и с пропавшим при вещи проститься, ответчику же проститься с заплаченными за нее деньгами, по­тому что он не знает, у кого купил вещь. После разузнает ли, у кого купил, взыщет свои деньги с этого продавца, который заплатит и хозяи­ну вещи за пропавшее при ней, и князю продажу (штраф).
38. Аже познаеть кто челядь. Аще познаеть кто челядин свои ук­раден, а поиметь и, то оному вести и по кунам до 3-го свода; пояти же челядина в челядин место, а оному дати лице, ать идеть до конечняго свода, а то есть не скот, не лзе рчи: у кого есмь купил, но по языку ити до конця; а кде будеть конечнии тать, то опять воротять челядина, а свои поиметь, и протор тому же платити, а князю продаже 12 гривен в челядине или украдше.   Кто опознает своего укра­денного холопа и задержит его, тому вести этого холопа до третьей очной ставки покупщика с продавцом; у третьего ответчика взять его холопа, а ему дать украденного - пусть идет с ним до последней очной ставки, ибо холоп не скотина, про него нельзя сказать «не знаю, у кого купил», но по его указаниям должно идти до последнего ответчика, - и когда будет найден настоящий вор, краденого холопа возвратить его хозяину, третьему ответчику взять своего холопа, а убытки ему платит уличенный в краже. А князю платить 12 гривен продажи (штрафа) за покражу холопа.
39. О своде же. А и своего го­рода в чюжю землю свода нетуть, но тако же вывести ему послухи любо мытника, перед кимь же купивше, то истьцю лице взяти, а прока ему желети, что с нимь погибло, а оному своих кун желети.   А из округа одной городской общины с обывателем другого очной ставки быть не может, но ответчик должен представить свидетелей либо торговых пошлин сборщика (мытника), при которых он купил краденую вещь; тогда истец берет свою вещь, а со всем прочим, что потерял, должен проститься, ответ­чику же приходится терять запла­ченные за вещь деньги.
40. О татбе. Аже убиють кого у клети или у которое татбы, то уби­ють во пса место; аже ли и додер­жать света, то вести на княжь двор; оже ли убиють и, а уже будуть людие связана видели, то платити в томь 12 гривен.   Если вора убьют у клети или во время какого воровства, за это его не судить как бы за убийство пса; если же вора додержат живым до рассвета, то надо отвести его на княжеский двор. Если же вора убьют, а сторонние люди видели его связанным, то платить за то 12 гривен продажи.
41. Аже крадеть кто скот в хлеве или клеть, то же будеть один, то платити ему 3 гривны и 30 кун; будеть ли их много, всем по 3 гривны и 30 кун платит.   Если кто крадет скот из хлева или что-либо из клети, с того вора, буде он один крал, взыскивать продажи 3 гривны и 30 кун. Если же крало вместе несколько воров, с ка­ждого взыскивать по 3 гривны и 30 кун.
42. О татбе же. Аже крадеть скот на поли, или овце, или козы, ли свиньи, 60 кун; будеть ли их много, то всем по 60 кун.   Если скот, овцы ли, козы ли, или свиньи были украдены на поле, платить 60 кун продажи (штрафа в пользу князя); ежели воров было много, с каждого взыскать по 60 кун.
43. Аже крадеть гумно или жито в яме, то колико их будеть крало, то всем по 3 гривны и по 30 кун.   Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и 30 кун продажи.
44. А у него же погибло, то оже будеть лице, лице поиметь, а за лето возьметь по полугривне.   Если покраденное окажется налицо, то потерпевший возьмет свое, да взыщет еще с каждого вора по полугривне за лето.
45. Паки ли лиця не будеть, а будеть был княжь конь, то платити за нь 3 гривны, а за инех по 2 грив­ны. А се уроци скоту. Аже за кобылу 60 кун, а за вол гривна, а за корову 40 кун, а за третьяку 30 кун, за лоныцину пол гривны, а за теля 5 кун, а за свинью 5 кун, а за порося ногата, за овцю 5 кун, за боран ногата, а за жеребець, аже не все-дано на нь, гривна кун, за жеребя 6 ногат, а за коровие молоко 6 ногат; то ти уроци смердом, оже платять князю продажю.     Если же украденного налицо не будет, а украден был княжой конь, то платить за него три гривны, а за кражу смердьего коня две гривны. А вот урочная плата за покражу скота. Взыскивать надо: за кобылу 60 кун, за вола гривну, за корову 40 кун, за трехлетку (кобылу или корову) 30 кун, за двухлетку полгривны, за теленка 5 кун, за свинью 5 кун, за поросенка ногату, за овцу 5 кун, за барана ногату, за жеребца неезженного 1 гривну кун, за жеребенка 6 ногат, за коровье молоко 6 ногат. Вот урочные цены, которые взыскиваются в пользу потерпевших за украденный скот вместо поличного, когда воры будут простые свободные люди, которые платят князю продажу.
46. Аже будуть холопи татье, суд княжь. Аже будуть холопы татие любо княжи, любо боярьстии, любо чернечь, их же князь прода­жею не казнить, зане суть не свободни, то двоиче платить ко истьцю за обиду.   Если же воры будут холопы княжеские, боярские или монастырские, которых князь не карает продажей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платить двойные урочные цены в вознаграждение за убытки.
47. Оже кто скота взищеть. Аже кто взищеть кун на друзе, а он ся начнеть запирати, то оже на нь выведеть послуси, то ти поидуть на роту, а он возметь свое куны; зане же не дал ему кун за много лет, то платити ему за обиду 3 гривны.   Если заимодавец потребует уплаты долга, а должник начнет отпираться, то заимодавец обязан представить свидетелей, которые пойдут к присяге, и тогда он получит свои деньги. Если должник не отдавал ему много лет, то платить ему еще 3 гривны в вознаграждение за убытки.
48. Аже кто купець купцю дасть в куплю куны или в гостьбу, то купцю пред послухи кун не имати, послуси ему не надобе, но ити ему самому роте, аже ся почнеть запирати.   Если купец купцу даст деньги в оборот из барыша или на торговлю, то должнику нечего получать деньги при свидетелях; присутствие свидетелей здесь не требуется, но заимодавец пусть сам идет к присяге, если должник станет запираться.
49. О поклажаи. Аже кто поклажаи кладеть у кого любо, то ту послуха не[туть; но оже] начнеть болшим клепати, тому ити роте, у кого то лежал товар: [а только] еси у мене положил, зан[е же]ему в бологодел и хоронил товар того.   Если кто передает кому нибудь свое имущество на хранение, свидетель при этом не нужен; а если хозяин начнет искать больше, чем сколько отдал, то принявший на со­хранение должен идти к присяге, го­воря: «ты мне столько и отдавал, не более»; ведь ответчик добро делал хозяину, что хранил его имущество.
50. О резе. Аже кто даеть куны в рез, или настав в мед, или жито во просоп, то послухи ему ставити, како ся будеть рядил, тако же ему имати.   Кто отдает деньги в рост или мед в настав, или хлеб в присып, тому надлежит представить свидете­лей; и как он при них договорился, так ему и брать рост.
51. О месячнемь резе. А месяч­ныи рез, оже за мало, то имати ему; заидуть ли ся куны до того же года, то дадять ему куны в треть, а ме­сячныи рез погренути.   Месячный рост при кратко­срочном займе брать заимодавцу по уговору; если же долг не будет уп­лачен в течение целого года, то счи­тать рост с него на два третий (50%), а месячный рост отвергнуть.
52. Послухов ли не будеть, а будеть кун 3 гривны, то ити ему про свое куны роте; будет ли боле кун, то речи ему тако: промиловался еси, оже еси не ставил послухов.   Если не будет свидетелей, а долг не превышает трех гривен кун, то заимодавец должен идти к присяге в своих деньгах; если долг больше трех гривен кун, то сказать заимо­давцу: «сам виноват, если не ставил свидетелей, давая деньги».
53. Устав Володимерь Всеволодича. Володимер Всеволодичь по Святополце созва дружину свою на Берестовемь: Ратибора Киевьско(го) тысячьского, Прокопью Белогородьского тысячьского, Станислава Переяславьского тысячьского, Нажира, Мирослава, Иванка Чюдиновича Олгова мужа, и уставили до третьяго реза, оже емлеть в треть куны; аже кто возметь два реза, то то ему взяти исто; паки ли возметь три резы, то иста ему не взяти. Аже кто емлеть по 10 кун от лета на гривну, то того не отметати.   По смерти Святополка Вла­димир Всеволодович созвал в селе Берестове свою дружину - тысяцких Ратибора киевского, Прокопья бел­городского, Станислава переяслав­ского, Нажира, Мирослава, Иванка Чудиновича, боярина Олегова (князя черниговского Олега Святославича), - и на съезде постановили: кто занял деньги с условием платить рост на два третий, с того брать такой рост только два года, и после того искать лишь капитала; а кто брал такой рост три года, тому не искать и самого капитала. Кто берет по 10 кун роста с гривны в год (т.е. 4%), то при таком росте иск самого капита­ла ни в коем случае не отменяется.
54. Аже которыи купець исто­питься. Аже который купець, кде любо шед с чюжими кунами, исто­питься любо рать возметь ли огнь, то не насилити ему, ни продати его; но како начнеть от лета платити, тако же платить, зане же пагуба от бога есть, а не виноват есть; аже ли пропиеться или пробиеться, а в безумьи чюжь товар испортить, то ка­ко любо тем, чии то товар, ждуть ли ему, а своя им воля, продадять ли, а своя им воля.   Если купец, взяв товары или деньги в кредит, потерпит корабле­крушение, или подвергнется пожару, или будет ограблен неприятелем, то нельзя сделать ему какое-либо наси­лие или продать его в рабство, но необходимо позволить ему рассроч­ку платежа на несколько лет, пото­му что это несчастье от бога, а он не виноват в нем. Если же купец вве­ренный ему товар или пропьет, или проиграет, или испортит по глупо­сти, то доверители поступают с ним, как им угодно; хотят - ждут, хотят -продадут в рабство, на то их воля.
55. О долзе. Аже кто многим должен будеть, а пришед гость из иного города или чужеземець, а не ведая запустить за нь товар, а опять начнеть не дати гости кун, а первии должебити начнуть ему запинати, не дадуче ему кун, то вести и на торг, продати же и отдати же первое гостины куны, а домашним, что ся останеть кун, тем же ся поделать; паки ли будуть княжи куны, то княжи куны первое взяти, а прок в дел; аже кто много реза имал, не имати тому.   Если кто будет многим дол­жен, а купец, приехавший из другого города или из другой земли, не зная про то, поверит ему товар, - а тот будет не в состоянии и с ним рас­платиться за товар, да и первые заи­модавцы также станут требовать уп­латы долгов, не давая взаймы для уплаты гостю, в таком случае вести должника на торг и продать, причем наперед выплатить долг пришельца, а остаток поделить между своими местными заимодавцами. Также, ес­ли будут за ним в долгу княжие деньги, то взыскать наперед их, а остальное в раздел. Но если кто взял уже много роста, тому лишиться своего капитала.
56. Аже закуп бежить. Аже за­куп бежить от господы, то обель; идеть ли искат кун, а явлено хо­дить, или ко князю или к судиям бежить обиды деля своего господи­на, то про то не работять его, но дати ему правду.   Если закуп убежит от своего господина, то становится через то полным холопом. Если же он отлу­чился явно или бежал к князю или к судьям, не стерпя обиды своего гос­подина, то не обращать его в рабст­во, но дать ему суд.
57. О закупе же. Аже у госпо­дина ролеиныи закуп, а погубить вонскии конь, то не платити ему; рону, от него же купу емлеть, то то погубивше платити; аже ли госпо­дин его отслеть на свое орудье, а погибнеть без него, то того ему не платити.   Если у господина живет зем­ледельческий закуп, а погубит сво­его военного коня, то ему за то не обязан платить. Но если господин, от которого он получает ссуду, даст ему плуг и борону, то за пропажу их он должен заплатить; но он не пла­тит за хозяйскую вещь, им взятую, если она пропадет без него, когда господин пошлет его на свою рабо­ту.
58. О закупе же. Аже из хлева выведуть, то закупу того не плати­ти; но же погубить на поли и в двор не вженеть и не затворить, кде ему господин велить, или орудья своя дея, а того погубить, то то ему платити.   Закупу не платить за скоти­ну, уведенную из хлева; но если он потеряет ее в поле, или не загонит во двор, или не затворит в хлеве, где ему велит господин, или же утратит ее за свои делом, то закупу во всех этих случаях утраты платить.
59. Аже господин переобидить закупа, а увидить купу его или отарицю, то то ему все воротити, а за обиду платити ему 60 кун.   Если господин обидит закупа, отнимет у закупа данную ему ссуду или его собственное имущество, то по суду все это он обязан возвратить закупу, а за обиду заплатить 60 кун.
60. Паки ли прииметь на немь кун, то опять ему воротити куны, что будеть принял, а за обиду пла­тити ему 3 гривны продажи.   Если господин отдаст своего наймита в заработок другому хозяи­ну за взятую у последнего вперед плату, эту плату он также должен отдать назад, а за обиду заплатить 3 гривны продажи.
61. Продасть ли господин заку­па обель, то наймиту свобода во всех кунах, а господину за обиду платити 12 гривен продаже.   Если же он совсем продаст его, как своего полного холопа, то наймит свободен от всех долгов, а господин платит за обиду 12 гривен продажи.
62. Аже господин бьеть закупа про дело, то без вины есть; биеть ли не смысля пьян, а без вины, то яко же в свободнемь платежь, тако же и в закупе.   Если господин бьет закупа за дело, он за то не отвечает; если же он бьет его пьяный, сам не зная за что, без вины, то должен платить за обиду закупа, как платят за оскорб­ление свободного.
63. О холопе. Аже холоп обелныи выведеть конь чии любо, то платити за нь 2 гривны.   Если полный холоп уведет чью-нибудь лошадь, то (господину) платить за то 2 гривны.
64. О закупе. Аже закуп выве­деть что, то господин в немь; но оже кде и налезуть, то преди запла­тить господин его конь или что бу­деть ино взял, ему холоп обелныи; и паки ли господин не хотети начнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за вол, или за товар, что будеть чюжего взял, а прок ему самому взяти себе.   Если закуп украдет что-нибудь на стороне, то господин отвечает за него. Но он может, когда отыщут вора, заплатить за лошадь или другое что, им украденное, и закупа взять себе в полное холопство, а может и продать его, если не хочет за него платить, и тогда он должен наперед заплатить за то, что взял наймит чужого, будет ли то лошадь, вол или какая-нибудь вещь. А что останется за уплатою, то взять себе.
65. А се аже холоп ударить. А се аже холоп ударить свободна му­жа, а убежить в хором, а господин его не выдасть, то платити за нь господину 12 гривен; а затемь аче и аде налезеть удареныи ть своего истыдя, кто его ударил, то Ярослав был уставил убити и, но сынове его по отци уставиша на куны, любо бити розвязавше, любо ли взяти гривна кун за сором.   А вот, если холоп ударит свободного человека и скроется в дому, а господин не выдаст его, то платить за него господину 12 гривен. А если после того получивший от холопа удар встретит где-нибудь холопа, который ударил его, то Ярослав определил было убивать его, но сыновья Ярослава, по смерти его, определили на выбор: либо раздев, высечь виновного холопа, либо взять за бесчестье гривну кун.
66. О послушьстве. А послушьства на холопа не складають; но оже не будеть свободнаго, но по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инех складывати; а в мале тя­же по нужи възложити на закупа.   На свидетельство холопа (при судоговорении) ссылаться нельзя; но если не случится свободного (человека), то по нужде можно со­слаться на боярского тиуна, но ни на кого более. А в малом иске и по нужде можно сослаться на закупа.
67. О бороде. А кто порветь бо­роду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже; аже без людии, а в поклепе, то нету продаже.   Если кто вырвет у кого клок бороды, и знак останется, и очевид­цы то подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен штрафа (в поль­зу князя), но если очевидцев нет, а по одному подозрению, то штрафа с ответчика не взыскивать.
68. О зубе. Аже выбьють зуб, а кровь видять у него во рте, а людье вылезуть, то 12 гривен продаже, а за зуб гривна.   Если кто у кого выбьет зуб, так что кровь будет видна во рту, а очевидцы подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен штрафа (в поль­зу князя) да за выбитый зуб постра­давшему гривну.
69. Аже украдеть кто бобр, то 12 гривен.   Если украдет кто бобра, то взыскивать 12 гривен.
70. Аже будеть росечена земля или знамение, им же ловлено, или сеть, то по верви искати татя ли платити продажю.   Если земля будет разрыта, или останутся признаки ловли, или сети, то общине или сыскать у себя вора, или платить штраф (продажу).
71. Аже кто борть разнаменаеть. Аже кто разнаменаеть борть то 12 гривен.   Если кто уничтожит бортные знаки, то платит 12 гривен.
72. Аже межю перетнеть бортьную, или ролеиную разореть, или дверную тыномь перегородить ме­жю, то 12 гривен продажи.   Если кто срубит бортную межу или распашет межу полевую, или перегородит дворовую, то платит 12 гривен штрафа.
73. Аже дуб подотнеть знаменьныи или межьныи, то 12 гривен продаже.   Если кто срубит дуб с знаме­нем или межевой, то платит 12 гри­вен штрафа (продажи).
74. А се наклади. А се наклады: 12 гривен, отроку 2 гривны и 20 кун, а самому ехати со отрокомь на дву коню, сути же на рот овес, а мясо дати овен любо полоть, а инемь коркомь, что има черево возметь, писцю 10 кун, перекладнаго 5 кун, на мех две ногате.   азмеры дополнительных при взыскании штрафа (продажи) расходов. А вот накладные расходы, ко­торые полагаются при 12-гривенном штрафе в пользу князя: отроку брать 2 гривны и 20 кун, судье с отроком ехать на двух лошадях; на последних овса сколько могут съесть, а самим в пищу брать барана или полоть мяса, а из других кормов, сколько двое съедят; писцу давать 10 кун; пере­кладного 5 кун, да за мех 2 ногаты.
75. А се о борти. Аже борть подътнеть, то 3 гривны продаже, а за дерево пол гривны.   Если срубят борть, платить три гривны штрафа, а за дерево хо­зяину пол гривны.
76. Аже пчелы выдереть, то 3 гривны продажи; а за мед, аже будеть пчелы не лажены, то 10 кун; будеть ли олек, то 5 кун.   Если выдерут пчел, то три гривны штрафа, а хозяину, буде мед еще не был вынут - 10 кун, буде же вынут 5 кун.
77. Не будеть ли татя, то по следу женуть; аже не будеть следа ли к селу или к товару, а не отсочать от собе следа, ни едуть на след или отобьються, то темь платити татбу и продажю; а след тати с чюжими людми, а с послухи; аже погубять след на гостиньце на велице, а села не будеть, или на пусте, кде же не будеть ни села, ни людии, то не платити ни продажи, ни татбы.   Если вор скроется, должно искать его по следу. Если след при­ведет к селу или к какой-нибудь торговой стоянке, и если жители или хозяева не отведут от себя следа, или не пойдут на след, или станут отбиваться, то платить им за покра­денное вместе с продажею за воров­ство. А след продолжают вести с чужими людьми и свидетелями. Если след приведет на большую торговую дорогу, или на пустырь, где нет ни села, ни людей, то не платить ни продажи, ни цены украденного.
78. О смерде. Аже смерд мучить смерда без княжа слова, то 3 грив­ны продажи, а за муку гривна кун; аже огнищанина мучить, то 12 гри­вен продаже, а за муку гривна.   Если смерд бьет смерда без княжеского повеления, то платит 3 гривны штрафа, а за истязание грив­ну кун. Если кто побьет княжого мужа [огнищанина]; то платит 12 гривен штрафа, а гривну самому би­тому.
79. Аже лодью украдеть, то 60 кун продаже; а лодию лицемь воротити; а морьскую лодью 3 гривны, а за набоиную лодью 2 гривны, за челн 20 кун, а за струг гривна.   Если кто украдет ладью, то 60 кун штрафа, а ладью вернуть ли­цом; за морскую ладью - 3 гривны, за набойную - 2 гривны, за челн -20 кун, а за струг - гривна.
80. О перевесех. Аже кто подотнеть вервь в перевесе, то 3 грив­ны продажи, а господину за вервь гривна кун.   Если кто перерубит веревку в перевесе, то платит 3 гривны штрафа, за веревку хозяину - гривну кун.
81. Аже кто украдеть в чьемь перевесе ястреб или сокол, то про­даже 3 гривны, а господину гривна, а за голубь 9 кун, а за куря 9 кун, а за утовь 30 кун, а за гусь 30 кун, а за лебедь 30 кун, а за жеравль 30 кун.   Если кто украдет в чьем-нибудь перевесе ястреба или сокола, платит штрафа 3 гривны, а хозяину - гривну, за голубя - 9 кун, за ку­рицу - 9 кун, за утку, гуся, лебедя и журавля - по 30 кун.
82. А в сене и в дровех 9 кун, а господину колико будеть воз укра­дено, то имати за воз по 2 ногате.   За покражу сена или дров - 9 кун штрафа, а хозяину за каждый украденный воз по 2 ногаты.
83. О гумне. Аже зажгуть гумно, то на поток, на грабежь дом его, переди пагубу исплатившю, а в проце князю поточити и; тако же аже кто двор зажьжеть.   Если кто подожжет гумно, то выдается головою князю со всем имением, из коего наперед возна­граждается убыток хозяина, осталь­ным располагает по своей воле князь, так же поступать и с тем, кто двор подожжет.
84. А кто пакощами конь порежеть или скотину, продаже 12 гри­вен, а пагубу господин урок платити.   Если кто по злобе зарежет чужого коня или другую скотину, тот платит 12 гривен штрафа, а хо­зяину за причиненный ущерб уроч­ную цену.
85. Ты тяже все судять послухи свободными: будеть ли послух хо­лоп, то холопу на правду не выла­зите; но оже хощеть истець, или иметь и, а река тако: по сего речи емлю тя, но яз емлю тя, а не холоп, и емети и на железо; аже обинити и, то емлеть на немь свое; не обинить ли его, платити ему гривна за муку, зане по холопьи рече ял и.   Все изложенные доселе тяж­бы разбираются по свидетельствам свободных людей. Если же случится быть свидетелем холопу, то он не может выступить на суде. Но истец, если хочет, может воспользоваться свидетельством раба, сказав ответ­чику: «зову тебя в суд со слов холо­па, но от своего собственного лица, а не от холопского», может требо­вать от ответчика, чтоб оправдался испытанием железа. Если последний окажется виновным, то истец берет на нем свой иск; если же явится не­виновным, то истцу платить за муку гривну, так как вызвал его на испы­тание железом по холопьим речам.
86. железного платити 40 кун, а мечнику 5 кун, а пол гривны детьскому; то ти железный урок, кто си в чемь емлеть.   Пошлины при испытании же­лезом платить 40 кун, мечнику 5 кун, княжескому отроку - полгрив­ны: то - урочная высота пошлины, взимаемой при вызовах на испыта­ние железом.
87. Аже иметь на железо по свободных людии речи, либо ли запа на нь будеть, любо прохождение нощное, или кимь любо образомь аже не ожьжеться, то про муки не платити ему, но одино железное,кто и будеть ял.   Если же истец вызовет кого на испытание железом либо по пока­занию свободных людей, либо по подозрению, либо потому, что виде­ли обвиняемого проходящим ночью, либо еще на каком-нибудь основа­нии, то ответчик, если не обожжет­ся, не получает ничего с истца за муку, но истец платит только одну железную пошлину.
88. О жене. Аже кто убиеть же­ну, то тем же судомь судити, яко же и мужа; аже будеть виноват, то пол виры 20 гривен.     Если кто убьет свободную женщину, то подлежит такому же суду, как и убийца свободного муж­чины, но если убитая была виновата, то взыскать с убийцы полвиры, то есть 20 гривен.
89. А в холопе и в робе виры нетуть; но оже будеть без вины убиен, то за холоп урок платити или за робу, а князю 12 гривен продаже.   За убийство холопа и рабы виры не уплачивается. Но если кто убьет безвинно, должен заплатить господину за холопа или рабу уроч­ную цену, а князю - 12 гривен штрафа (продажи).
90. Аже умреть смерд. Аже смерд умреть, то задницю князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужемь, то не даяти части им.   Если смерд умрет бездетным, то наследует князь; если остаются в доме незамужние дочери, то выде­лить на них некоторую часть; если же будут замужем, то не давать им части.
91. О задницей боярьстеи и о дружьнеи. Аже в боярех любо в дружине, то за князя задниця не идеть; но оже не будеть сынов, а дчери возмуть.   Если умрет кто из бояр или дружинников, то князь не наследует, а получают наследство дочери, если сыновей не останется.
92. Аже кто умирая разделить дом свои детем, на том же стояти; паки ли без ряду умреть, то всем детем, а на самого часть дати души.   Если кто, умирая, разделит дом свой между детьми, то послед­ние обязаны последовать воле умер­шего. А умрет кто, не уговорившись с детьми, то получают наследство все они, выделив только часть на помин души.
93. Аже жена сядеть по мужи, то на ню часть дати; а что на ню муж възложить, тому же есть гос­пожа, а задниця ей мужня не надобе.   Если жена по смерти мужа не идет замуж, то на ее выделить часть, а что ей муж определил при жизни, тем она, кроме того, владеет. А до мужнина наследства жене нет дела.
94. Будуть ли дети, то что пер­вое жены, то то возмуть дети матере своея; любо си на женоу будеть възложил, обаче матери своей воз­муть.   Если остаются дети от пер­вой жены, то они особо получают часть, которая ей следовала бы по смерти, и то, что последний опреде­лил ей при жизни.
95. Аже будеть сестра в дому, то той задниця не не имати, но от­далять ю за мужь братия, како си могуть.   Если остается в доме неза­мужняя дочь при братьях, то до от­цова наследства ей дела нет, но бра­тья обязаны ее выдать замуж сооб­разно с их достатком.
96. А се закладаюче город. А се уроци городнику: закладаюче городню, куну взяти, а кончавше но­гата; а за корм, и за вологу, и за мяса, и за рыбы 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 уборков пшена, 7 лукон овса на 4 кони; имати же ему, донеле город срубять, а солоду одину дадять 10 лукон.   А вот пошлины при закладке городских стен. Вот урочные по­шлины в пользу строителя города: при закладке стены брать куну, а по окончании ногату; на пищу и на пи­тье, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 уборков пшена, 7 четвериков овса на 4 ло­шади - что и получать городнику, пока не будет город срублен. Солоду давать ему на все время 10 четвери­ков.
97. О мостоницех. А се мостнику уроци: помостивше мест, взяти от 10 л окот по ногате; аже почи­нить моста ветхаго, то колико городне починить, то взяти ему по куне от городне; а мостнику само­му ехати со отрокомь на дву коню, 4 лукна овса на неделю, а есть, что можеть.   Пошлины для строителей мостов. А вот урочные пошлины в пользу строителей моста: по по­строении нового моста брать с 10 локтей по ногате. Если ж будет по­чинен только старый мост, то сколь­ко режей будет починено, брать со всякого по куне. Строителю моста с помощником приехать на работу на двух лошадях; на коих брать им по 4 четверика овса на неделю, а на пищу им, сколько съесть могут.
98. А се о заднице. Аже будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но свобод? им с смертию.   Если, по смерти отца, оста­ются дети, прижитые с рабой, то они права наследования не имеют, а по­лучают свободу вместе с матерью.
99. Аже будуть в дому дети Ма­ли, а не джи ся будуть сами собою печаловати, а мати им поидеть за мужь, то кто им ближии будеть, тому же дати на руце и с добыткомь и с домомь, донеле же возмогуть; а товар дати перед людми; а что срезить товаромь тем ли пригостить, то то ему собе, а истый то­вар воровить им, а прикуп ему со­бе, зане кормил и печаловался ими; яже от челяди плод или от скота, то то все поимати лицемь; что ли бу­деть ростерял, то то все ему платити детем тем; аче же и отчим прииметь дети с задницею, то тако же есть ряд.   Если остаются в доме мало­летние дети, которые еще не в со­стоянии заботиться о себе сами, а мать их пойдет замуж, то ближай­ший родственник берет их вместе с имением под опеку до совершенно­летия. А товар отдавать в присутст­вии посторонних людей, и что тем товаром наживет, продавая или отда­вая в рост, то опекун берет себе, а самый товар полностью возвращает опекаемым; прибыль он потому бе­рет себе, что кормил и заботился о них. Приплод от челяди и скота сда­ет весь в наличности детям, также в случае утраты чего-либо за все им платит. Если же примет детей вместе с наследством отчим, то условия опеки те же.
100. А двор без дела отень всяк меншему сынови.   Но двор отцовский, остав­шийся без хозяина, всегда поступает к младшему сыну.
101. О жене, аже ворчеться седети. Аже жена ворчеться седети, по мужи, а ростеряеть добыток и поидеть за мужь, то платити ей все детем.   Если жена, обещавшись си­деть во вдовстве по смерти мужа, проживет имение и пойдет замуж, то обязана возвратить детям все прожи­тое.
102. Не хотети ли начнуть дети еи ни на дворе, а она начнеть всяко хотети и седети, то творити всяко волю, а детем не дати воли; но что ей дал мужь, с тем же ей седети или, свою часть вземше, седети же.   Если же она, оставаясь вдо­вою, захочет жить в одном доме со своими детьми, а дети не захотят то­го, то в подобном случае творить волю матери, а не детей, и что дал ей муж и что следовало получить ей на свою часть из имущества, остав­шегося после мужа, то составляет ее достояние.
103. А матерня часть не надобе детем, но кому мати дасть, тому же взяти, дасть ли всем, а вси розделять; без языка ли умреть, то у кого будеть на дворе была и кто ю кор­мил, то тому взятии.   На часть матери дети не мо­гут иметь никакого притязания; но кому ее назначит, тому и взять; на­значит всем - то и разделить между всеми; если же умрет без языка, то у кого она жила и кто ее содержал, тому и взять ее достояние
104. Аже будуть двою мужю де­ти, а одиное матери, то онем своего отця задниця, а онем своего.   Если будут дети разных от­цов, но одной матери, бывшей за двумя мужьями, то наследуют одни одного, другие другого отца имуще­ство.
105. Будеть ли потерял своего иночима что, а онех отця, а умреть, то възворотить брату, на не же и людье вылезуть, что будеть отець его истерял иночимля; а что ему своего отця, то держить.     Если второй муж растратит что-либо из имущества первого отца своих пасынков и умрет, то его сын должен вознаградить своих единоут­робных братьев за растрату, сделан­ную его отцом, сколько ее покажут свидетели; а что затем у него оста­нется из отцовского наследства, тем он владеет.
106. А матери, которыи сын добр, перваго ли другаго ли, тому же дасть свое; аче и вси сынове еи будуть лиси, а дчери может дати, кто ю кормить.   Что касается до матери в этом случае, то она отдает свое име­ние тому сыну, который был добрее, не разбирая того, с которым мужем прижит ею; а если сыновья все были злы, то она вправе отдать имение и дочери, которая ее содержит.
107. А се уроци судебнии. А се уроци судебнии: от виры 9 кун, а метелнику 9 векошь, а от бортное земли 30 кун, а от инех от всех тяжь, кому помогуть, по 4 куны, а метелнику 6 векошь.   А вот урочные пошлины су­дебные. А вот обычные пошлины судебные: от присуждения к плате­жу виры судье - 9 кун, помощнику (метельнику) - 9 векош; с дела о бортной земле 30 кун, а во всех прочих тяжбах с того, кому прису­дят, судье брать по 4 куны, а по­мощнику (метельнику) - по 6 ве­кош.
108. О заднице. Аже братья ростяжються перед княземь о задницю, который детьскии идеть их делит, то тому взяти гривна кун.   Если братья станут между собою тягаться о наследстве пред князем, то детский, посланный для их раздела, получает гривну кун.
109. Уроци ротнии. А се уроци ротнии: от головы 30 кун, а от бортьное земли 30 кун бес трии кун, тако же и от ролеиное земли, а от свободы 9 кун.   А вот урочные пошлины за принесение на суде присяги. А вот обычные пошлины с дел, присягою решаемых: от дел по обвинению в убийстве - 30 кун; с тяжбы в борт­ной и пахотной земле - 27 кун; от дел об освобождении из холопства -9 кун.
110. О холопьстве. Холопьство обелное трое: оже кто хотя купить до полу гривны, а послухи поста­вить, а ногату дасть перед самем холопомь; а второе холопьство: по­иметь робу без ряду, поиметь ли с рядомь, то како ся будеть рядил, на том же стоить; а се третьее холопь­ство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду; с ря­домь ли, то како ся будеть рядил, на том же стоить.   Холопство полное - трех родов: первое, когда кто купит че­ловека, хотя бы и за полгривны, и поставит свидетелей, а отдаст ногату при самом холопе. А второе холоп­ство, когда кто женится на рабе без всякого условия, а если женится с условием, то он остается на тех пра­вах, как было условлено. А вот третье холопство, когда кто без ус­ловия же пойдет в тиуны или в ключники; если же было заключено условие, то остается на тех правах, как было условлено.
111. А в даче не холоп, ни по хлебе роботять, ни по придатьце; но оже не доходять года, то ворочати ему милость; отходить ли, то не ви­новат есть.   А срочный работник не хо­лоп, и не должно обращать в холоп­ство ни за прокорм, ни за приданое. Если работник не дослужит до сро­ка, он обязан вознаградить хозяина за то, чем тот одолжил его; если же он дослужит до срока, то ничего не платит.
112. Аже холоп бежить, а заповесть господин, аже слышав кто или зная и ведая, оже есть холоп, а дасть ему хлеба или укажеть ему путь, то платити ему за холоп 5 гривен, а за робу 6 гривен.   Если холоп бежит, и госпо­дин о побеге его заявит, и, если кто, слышав явку или зная, что холоп - беглый, даст ему хлеба или укажет дорогу, то платит господину за хо­лопа 5 гривен, а за рабу - 6 гривен.
113. Аже кто переиметь чюжь холоп и дасть весть господину его, то имати ему переем гривна; не ублюдеть ли, то платити ему 4 грив­ны, а пятая переемная ему; а будеть роба, то 5 гривен, а шестая на пе­реем отходить.   Если кто переймет чужого холопа, и даст о том знать господи­ну, то взять ему за переем гривну кун. Если же, поймав беглеца, не устережет его, то платит господину за холопа 4 гривны, а за рабу - 5 гривен; в первом случае пятая, а во втором - шестая уступается ему за то, что он поймал беглого.
114. Аже кто своего холопа сам досочиться в чьем любо городе, а будеть посадник не ведал его, то, поведавше ему, пояти же ему отрок от него, и шедше увязати и, и дати ему вязебную 10 кун, а переима не-туть; аче упустить и гоня, а собе ему пагуба, а платить в то никто же, тем же и переима нетуть.   Если кто сам дознается, что холоп его находится в каком-либо городе, а между тем посадник не знает о том, то, донесши посаднику, он имеет право взять у него отрока, дабы вместе с ним связать беглеца, за что и дает ему 10 кун, но за пе­реем не платит ничего. Но если пре­следователь упустит раба, то пусть жалуется на себя самого, почему как ему никто не платит за упущение беглеца, так и он никому не дает за переем его.
115. Аже кто не ведая чужь холоп усрячеть и, или повесть дееть, любо держить и у собе, а идеть от него, то ити ему роте, яко не ве­дал есмь, оже есть холоп, а платежа в том нетуть.   Если кто по неведению встретит чужого холопа, подаст ему весть или станет держать его у себя, а беглец сойдет от него, то должен присягнуть, что по неведению поступал таким образом с беглецом, а платежа в том нет.
116. Аче же холоп кде куны вложить, а он будеть не ведая вдал, то господину выкупати али лишитися его; ведая ли будеть дал, а кун ему лишитися.   Если холоп обманом возь­мет у кого деньги в кредит под име­нем вольного человека, то господин его должен или заплатить, или отка­заться от права собственности на не­го; но если веритель, зная, что он холоп, дал ему деньги, то лишается своих денег.
117. Аже пустить холопа в торг, а одолжаеть, то выкупати его гос­подину и не лишитися его.   Если кто дозволит своему холопу торговать, и холоп тот одол­жает, то господин обязан платить за него долги, но не властен от него отступиться.
118. Аже кто кренеть чюжь хо­лоп не ведая, то первому господину холоп поняти, а оному куны имати, роте ходивше, яко не ведая есмь купил...   Если кто купит чужого хо­лопа, не зная того, - настоящему господину взять своего холопа, а по­купщику возвратить деньги под при­сягой, что он купил холопа по не­знанию. Если же окажется, что он купил заведомо чужого холопа, то теряет свои деньги.
119. ...господину же и товар, а не лишатися е.   Если холоп, будучи в бегах, приобретает себе имение, то как долг за холопа оплачивает господин, так и приобретение, сделанное им, принадлежит господину вместе с ли­цом раба.
120. Аже кто бежа, а поиметь суседне что или товар, то господину платити за нь урок, что будеть взял.   Если холоп, бежав, унесет с собою что-либо из принадлежащего соседу или товар, то господин обя­зан заплатить за унесенное им по урочной цене.
121. Аже холоп крадеть кого любо, то господину выкупати и лю­бо выдати и, с кимь будеть крал, а жене и детем не надобе; но оже бу­дут с нимь крали и хоронили, то всех выдати, паки ли а выкупаеть господин; аже будуть свободнии с нимь крали или хоронили, то князю в продаже.   Если холоп обокрал кого-нибудь, то господин обязан или за­платить за него, или выдать его головою вместе с другими участника­ми воровства, бывшими при самом деле или хоронившими краденое, кроме их жен и детей. Если же от­кроется, что принимали участие в покраже свободные люди, то тако­вые платят князю штраф (продажу).

Текст воспроизведен по изданию: Русская правда // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. – М.: Изд-во Проспект, 2004. – С.9-27.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.