КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4.2 Закономерности и принципы обучения
1. Сущность и соотношение понятий «Закономерность», «условия», «принцип», «правило». Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.
Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонентам также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о таком категории, как педагогический закон.
В.И. Андреев считает, что «педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.
В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».
Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.
Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.
Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность – на более абстрактном уровне и часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.
Чтобы сформировать педагогический закон или закономерность, нужно вскрыть существенные, объективные, устойчивые и повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявятся; установить границы распространения закона (закономерности); выразить, сформулировать закон (закономерность) через взаимодействие педагогических категорий в словесной или аналитической форме.
На основе педагогических законов и закономерностей (то есть уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос: каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос: как нужно действовать наиболее целесообразным образом в решении соответствующего класса педагогических задач.
Принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Вместе с тем принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.
Исходя из этого, В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности».
В педагогической науке сформулированы принципы природосообразности, культуросообразности, системности и последовательности, проблемности, оптимальности, доступности в обучении и воспитании и другие.
Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.
В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стратегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач, отражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно–следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.
2. Дидиктические закономерности
Обучение - процесс специфический, он имеет свои особые, дидактические закономерности. К важнейшим из них относятся следующие:
— научность и мировоззренческо-нравственная направленность учебной работы;
— проблемность обучения;
— наглядность обучения;
— активность и сознательность учащихся в процессе обучения;
— доступность обучения;
— систематичность и последовательность обучения;
— прочность обучения и его цикличность;
— единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы.
Чем обусловливаются дидактические закономерности обучения и как их нужно осуществлять?
- Научная и мировоззренческая направленность обучения. Эта закономерность обусловливается задачами школьного обучения, в процессе которого необходимо обеспечивать научное образование и формирование у учащихся научных взглядов и убеждений, общечеловеческих ценностей и нравственности, составляющих основу их мировоззрения. Осуществление указанной закономерности требует: глубокой научной доказательности изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдения принципа историзма в изложении изучаемого материала, показа развития и утверждения истины; использования новейших Идей и научных достижений в обучении.
^ Проблемность обучения. Это кардинальная закономерность процесса обучения. Суть дела в том, что познание, в том числе и учебное, есть всегда выход за пределы имеющихся знаний и активный, иногда весьма напряженный мыслительный поиск путей для решения возникающих проблем, вопросов и задач, требующих новых знаний или новых приемов практической деятельности. Хотя в содержании школьного образования имеется немало описательного материала, учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.
Можно, например, просто объяснять, почему в корне различных слов иногда пишется кос, иногда кас. Но лучше, если вначале учитель напишет на классной доске слова касался - коснулся и обратится к учащимся с вопросом, почему в этих родственных словах в одном случае в корне пишется буква а, в другом - о. Тем самым он сразу заставит учащихся задуматься, вовлечет их в познавательный поиск, вызовет мыслительную активность.
^ Наглядность обучения. Эта закономерность обусловливается рядом факторов.
Первый. Наглядность обучения является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Я.А.Коменский писал: "... если мы желаем учащимся привить истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство".
Второй. К.Д.Ушинский отмечал, что знания будут тем полнее и прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются: "Паук потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой... Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются".
Третий. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Понятия и абстрактные положения усваиваются детьми легче, если они базируются на восприятии изучаемых предметов и явлений.
Четвертый. Наглядность повышает интерес к учению я делает его более легким. К.Д.Ушинский подчеркивал: "Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету".
С помощью наглядных и технических средств обучения, в частности кинодемонстраций, можно наблюдать жизнь в глубинах моря, в безлюдных снежных просторах, движение жидкостей по капиллярам и т.д. Система наглядных и технических средств обучения включает в себя реальные предметы и явления в их натуральном виде; модели машин и механизмов; муляжи; иллюстративные и графические пособия; учебные кинофильмы; компьютеры и т.д.
^ Активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Эта закономерность вытекает из сущности обучения как процесса активной учебно-познавательной деятельности по осмыслению и овладению изучаемым материалом. В реализации этой закономерности существенное значение имеют: возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала и т.д.); расширение самостоятельной работы по осмыслению и усвоению изучаемого материала, проведение наблюдений, организация практических работ и т.д.; умелое развитие таких мыслительных действий, как анализ, обобщение, умозаключение, поощрение творчества, изобретательность и т.д.
^ Доступность обучения. Эта закономерность вытекает из необходимости учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Следовательно, и объем Изучаемого материала, и степень его теоретической сложности должны соответствовать умственным возможностям Учащихся в его усвоении. В то же время необходимо предусматривать достаточное количество времени (уроков) на Изучение этого материала.
Но доступность ни в коей мере не означает нарочитой облегченности обучения. К.Д.Ушинский отмечал, что мечтать легко и приятно, а мыслить, думать трудно. Для этого требуется продолжительное сосредоточение внимания, аналитико-синтетическая деятельность ума и проявление волевых усилий, что для многих детей оказывается делом нелегким. Тем более важное значение приобретает то, чтобы характер содержания изучаемого материала не превышал умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении.
^ Систематичность и последовательность обучения. Указывая на огромное значение этой закономерности, К.Д.Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто".
Обеспечить систематичность и последовательность обучения - значит постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должно начинаться изложение на уроке каждой новой темы); добиваться глубокого осмысления и усвоения содержания изучаемого материала и его внутренней логики; приучать учащихся к систематической домашней учебной работе; регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся; своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях учащихся и оказывать им необходимую помощь.
^ Прочность обучения и его цикличность. Эта закономерность отражает ту особенность обучения, согласно которой овладение знаниями, умениями и навыками, а также мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и сохраняются в памяти.
^ Педагогика решительно отвергает механическую зубрежку, которая когда-то процветала в старой школе, и исходит из необходимости глубокой мысленной проработки знаний в сознании учащихся и развития у них не только мышления, но и памяти, без чего невозможно успешное обучение- Неприемлемым является и широко пропагандируемое так называемое развивающее обучение без прочного овладения изучаемым материалом и сводящее учебную работу главным образом, как отмечал Т.Гексли, к "умственной гимнастике". Нельзя развивать ум, не накапливая в сознании учащихся прочного фонда хорошо осмысленных знаний.
Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в процессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий, а именно: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала; его последующее более глубокое осмысление; его усвоение (запоминание); применение усвоенных знаний на практике с целью выработки соответствующих умений и навыков; повторение, систематизацию и упрочение усвоенного материала.
Я.А.Коменский, указывая на прочность усвоения знаний, вместе с тем отмечал: "Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком". При этом он считал необходимым, чтобы "сегодняшнее закрепляло вчерашнее и открывало путь к завтрашнему".
Осмысленность изучаемого материала и прочность овладения им достигается тогда, когда его усвоение носит рассредоточенный характер. Но, как отмечал К.Д.Ушинский, повторение как процесс прочного овладения знаниями должно осуществляться "не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж".
Наконец, для обеспечения прочного овладения изучаемым материалом необходимо осуществлять регулярную проверку и оценку знаний учащихся.
Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы. Данная закономерность обусловливается в основном двумя факторами.
Во-первых, задачами обучения, важнейшими из которых являются овладение учащимися системой научных знаний, умений и навыков (обучающая функция), развитие мыслительных и творческих способностей, а памяти (умственное развитие), формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры (воспитание).
Во-вторых, характером содержания учебного материала и учебно-познавательной деятельности учащихся, которые позволяют одновременно обеспечивать обучение, развитие и воспитание последних. Реализация этой закономерности, однако, происходит отнюдь не сама по себе, а нуждается в специальных педагогических усилиях учителя.
Процесс этот, в частности, требует от учителя при подготовке к занятиям:
— тщательного продумывания, какие конкретные обучающие, развивающие и воспитательные задачи позволяет ему решать материал каждого урока;
— выбора более активных методов обучения, создающих предпосылки для глубокого осмысления изучаемого материала, развития мышления, памяти и творческих способностей учащихся;
— обстоятельного раскрытия и усвоения учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, заключенных в изучаемом материале и способствующих формированию взглядов и убеждений
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |