Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематика 3 страница




Организация исследования — упорядочение исследовательской деятель­ности по совокупности действий и их распределению по исполнителям, факторам времени и пространства, условиям и ограничениям (функции, обя­занности, ответственность, нормативы и пр.).

Порядок проведения исследования, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Персонал управления — работники, выполняющие функции и полномо­чия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств.

План исследования — организационная основа исследования, предпола­гаемая последовательность ключевых мероприятий, ведущих к разрешению проблемы, установление сроков, исполнителей и условий (требований) про­ведения исследования.

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей действи­тельностью.

Подход — наиболее удачная грань для "вхождения" в проблему, началь­ная позиция, отправная точка исследования, ограничение проблематики ис­следования (методологический подход и пр.).

Подход к исследованию — исходная позиция исследователя, определяю­щая выбор средств и методов исследования, пути и организацию его прове­дения.

Понятие — обозначение явлений и предметов действительности в мыш­лении человека, инструмент логического оперирования, обобщение сущест­венных свойств и связей явлений.

Потребность в исследовании — степень остроты проблемы, появление необходимости и возможности ее изучения. Проявление профессионализма управления, научного подхода к разработке управленческих решений, инно­вационный стиль управления.

Практика — целесообразная и в основе своей материальная деятельность людей по освоению и преобразованию объективной действительности. Это главный фактор и критерий познания человека и общества.

Предмет исследования — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения на основе исследования его истоков, содержания, характера и возможных последствий.

Программа исследования — комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, а также предполага­емый результат.

Профессионализм — совокупность знаний, опыта, навыков и искусства в какой-либо области деятельности, ведущих к устойчивому успеху выпол­нения работы.

Процесс исследования — последовательность этапов осуществления ис­следования, комбинация и последовательность использования средств и ме­тодов исследования, различных операций и процедур.

Результат исследования — в зависимости от целей и вида исследования: комплекс научных положений, объясняющих то или иное явление, конкрет­ные рекомендации по преобразованию системы управления, разрешение обострившихся противоречий, комплекс нововведений, обусловленных тен­денциями развития, методика выполнения какой-либо работы.

Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечи­вающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

Свойства — отличительные признаки предмета или явления, отражаю­щие его сущность, содержание и особенности.

Синектика — метод исследования, основанный на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности.

Система управления — 1. Совокупность отношений управления в соци­ально-экономической системе (организации). 2. Система действий менеджера по реализации воздействия. 3. Совокупность взаимосвязанных звеньев, в том или ином виде участвующих в процессе воздействия.

Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определен­ную обстановку.

Стратификация — определение слоев (страт) в сложном, многослойном явлении.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, психоло­гическое состояние человека, определяющее стремление к неизведанному, поиск нового, жажду открытия.

Тест — средство и метод исследования недоступных для количественного анализа свойств и характеристик социально-экономических явлений при по­мощи количественного обобщения оценок, высказываний или предпочтений по поставленной проблеме.

Типологический анализ — сопоставление типов исследований в целях определения их преимуществ и недостатков и выбора наиболее эффективно­го в конкретных обстоятельствах.

Типология — разделение и систематизация объектов по критерию обоб­щенной модели, типичного состояния, практического образца.

Типология исследования — разнообразие исследований, упорядоченное по критериям практической типичности, образцам реального существования. Логическая схема различных типов исследования.

Управление — целенаправленное воздействие менеджера (руководителя) или органов управления (управляющей системы), согласующее и объединя­ющее совместную деятельность людей.

Характеристики — совокупность фактов, отражающих содержание, со­стояние или изменения того или иного явления.

Цель исследования — идеальный образ научного освоения будущего, представление о перспективах, которые открываются при успешном прове­дении исследования.

Эффективность исследования — соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления

1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.

2. Единство методологии и организации исследования управления.

3. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управле­ния.

4. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.

5. Научная полемика в исследовании систем управления.

6. Предмет и объект исследования: определение и взаимоотношения.

7. Организация исследования в практике управления.

8. Роль исследования в успехе современного менеджмента.

9. Использование диалектических принципов в исследовании управления.

10. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.

11. Взаимоотношения теории и практики управления.

12. Планирование в исследовании управления.

13. Тестирование в исследовании проблем управления.

14. Использование социологических исследований в изучении управле­ния.

15. Концепция исследования: конструирование и реализация.

16. Основные черты системного подхода к исследованию управления.

17. Разновидности проблем в социально-экономических системах (орга­низациях) и выбор подходов к исследованию.

18. Моделирование социально-экономических процессов: границы воз­можного и факторы эффективности.

19. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

20. Методологические принципы построения научной концепции. Науч­ное управление.

21. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.

22. Методы исследования систем управления: разнообразие, критерии выбора, проблемы использования.

23. Общенаучные методы исследования: система, комплексное использо­вание, ограничения, эффективность.

24. Формально-логические методы исследования: особенности и возмож­ности.

25. Разработка и доказательство гипотезы.

26. Роль гипотезы в построении исследовательской концепции.

27. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяю­щие.

28. Классификация операций процесса исследования управления.

29. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии.

30. Функции вопроса в методологии и организации исследования.

31. Каким образом практика выступает критерием истинности и полез­ности результатов исследования?

32. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании управления.

33. Качество исследования. В чем проявляется и как оценивается?

34. Параметрическое исследование систем управления.

35. Принципы и процесс диагностики систем управления.

36. Экспертные оценки в исследовании систем управления.

37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследо­вании управления.

38. SWOT-анализ в исследовании управления.

39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективнос­ти.

40. Исследование методом "мозгового штурма".

41. Консультирование в исследовательской деятельности.

42. Методологическая культура исследователя.

Рекомендуемая литература

1. Джонсон Р. и др. Системы и руководство (теория систем и руковод­ство системами) / Пер. с англ. // М.: Советское радио, 1974.

2. Мончев Н. Разработки и нововведения / Пер. с болг. // М., 1978.

3. Роль объективного и субъективного в управлении производством // М.: Экономика, 1972.

4. Елфимов Г. М. Возникновение нового // М.: Мысль, 1983.

5. Сичивица О. М. Методы и форма научного познания // М.: Высшая школа, 1972.

6. Социальное познание и управление / Под ред. С. И. Попова. Б.И. Сюсюкалова // М.: Мысль, 1983.

7. Системные исследования: Ежегодник Академии наук СССР // М.: На­ука, 1976 — 1990.

8. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методологические про­блемы // М.: Политиздат, 1985.

9. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических ис­следований // М.: Изд-во Московского университета, 1988.

10. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В. С. Тюхтина // М.: Мысль, 1988.

11. Гражданников Е. Д. и др. Оценка научных результатов по оптималь­ному критерию — В сб.: Науковедение. Прогнозирование. Информа­тика // Киев, 1970.

12. Иванова И. И. и Асеев В. Г. Методология и методы психологических исследований — В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии // М., 1969.

13. Ивлева Л. А. и Сивоконь П. Е. Социальный эксперимент и его мето­дологические основы // М., 1970.

14. Коган Л. Н. Социальное планирование: работа, образование, быт // М., 1970.

15. Проблемы методологии социального исследования //-Л., 1970.

16. Управление, планирование и организация научных и технических ис­следований. Т. 1, 3 // М., 1970.

17. Рейльян Я. Р. Основа принятия управленческих решений //М.: Фи­нансы и статистика, 1989.

18. Шевырев А. В. Технология творческого решения проблем (эвристиче­ский подход) или Книга для тех, кто хочет думать своей головой: Книга вторая. Техника творчества. Алгоритм решения проблем. Эври­стические методы выработки П-идеи. Организация творческого про­цесса // Белгород: Крестьянское дело, 1995.

19. Григоров В. М. Эксперты в системе управления общественным про­изводством // М.: Мысль, 1976.

20. Лук А. Н. Психология творчества // М.: Наука, 1978.

21. Жариков Е. С., Золотов А. Б. Как приблизить час открытий // Киши­нев: "Штиинца", 1990.

22. Дж. Джонс Инженерное и художественное конструирование // М.: "МИР", 1976.

23. Де Бено Э. Латеральное мышление // СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

24. Поварнин С. И. Спор о теории и практике спора // СПб.: Лань, 1996.

25. Рузавин Г. И. Логика и аргументация // М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

26. Сэмюэл А. Мэлоу Навыки мышления для менеджера // Ростов-на-Дону: "Феникс", 1997.

27. Аванесов В. С. Тесты в социалогическом исследовании // М.: Наука, 1982.

28. Куприян, Проблема эксперимента в системе общественной практики // М.: Наука, 1984.

29. Вагин И. О. Думай и побеждай. Практическая психология // М.: "Рипол Классик", 1998.

30. Коротков Э. М. Концепция менеджмента // М.: "ДеКА", 1996.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.