Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм. Конкуренция и монополия




Правило 37. Сигналы бедствия

Правило 36. Сигналы для привлечения внимания

Любое судно при необходимости привлечь внимание другого судна может подавать световые или звуковые сигналы, но такие, которые не могли бы быть по ошибке приняты за сигналы, установленные этими Правилами, или может направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.

Любой огонь, использующийся для привлечения внимания другого судна, должен быть таким, чтобы его нельзя было по ошибке принять за какое-либо средство навигационного оборудования. Применительно к целям настоящего Правила следует избегать использования прерывающихся или вращающихся огней с большой силой света (таких, как импульсные огни).

 

Когда судно терпит бедствие и требует помощи, оно должно использовать или выставлять сигналы, описанные в Приложении IV к настоящим Правилам.

 

 

Рынок - совокупность отношений в процессе товарного и денежного обращения. Объекты рыночных отношений - продукты, услуги, ресурсы, имеющие форму товаров и предназначенные для купли-продажи.

В рынке выделяют два основных сектора: 1) рынок производственных ресурсов; 2) рынок продуктов и услуг (результатов производства).

Рыночные отношения предполагают два встречных потока: продажу товаров (Т -Д) и покупку (Д - Т). Им соответствуют две основные стороны рынка: предложение и спрос.

Спрос - это совокупность товаров, которые хотят приобрести на деньги субъекты рынка. Спрос выражает общественные потребности в ресурсах и продуктах в условиях товарного производства, причем действительные потребности, поскольку их общество в состоянии оплатить, а значит, и создать соответствующие товары. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и спрос.

Действительные потребности - это внутренняя сущность спроса. Спрос же - форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория.

Выделяют: спрос на определенный вид товара (количество данного товара, которое готовы и в состоянии купить потребители за определенный период времени) и совокупный спрос (совокупность всех товаров, которую готовы и в состоянии купить потребители за определенный период времени).

Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому - задача не простая. Экономическая наука строит свое изучение спроса вначале на выделении действия того или другого фактора в “чистом виде”, при предположении, что остальные факторы не меняются. А затем пытается “наложить” действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса.

Наиболее важным фактором, влияющим на спрос, являются цены. Если предположить, что меняется только цена данного товара, а остальные факторы спроса остаются без изменений, то для большинства товаров будет иметь место обратная зависимость спроса от цены. То есть с ростом цены спрос будет падать, а с понижением цены - увеличиваться. Данное явление получило название закона спроса.

В теории предельной полезности данное явление объясняется следующими лежащими на поверхности причинами:

1) доходы потребителей ограничены, и повышение цены неизбежно заставляет их сокращать размеры покупок;

2) растущий запас товаров может быть продан только при соответствующем снижении цены, поскольку его предельная полезность снижается;

3) уменьшение цены позволяет купить больше товаров, данный товар становится при этом более привлекательным по сравнению с его заменителями.

Трудовая теория стоимости видит и более глубокие причины данного явления. С ее точки зрения, за более высокой ценой в конечном итоге стоит большее количество рабочего времени, необходимого обществу для получения данного товара. Рабочее же время общества ограничено. Поэтому если данный товар требует от общества большего количества рабочего времени, чем прежде, то общество вынуждается к сокращению его потребления (в виде снижения спроса). И наоборот, удешевление данного товара позволяет обществу увеличивать его производство и расширять использование, что проявляется в увеличении спроса на товар.

Характер зависимости спроса от цены оценивается с помощью коэффициента эластичности спроса по цене. Он рассчитывается следующим образом:

; где: Q - объем спроса, Р - цена товара, DQ и DP - приросты спроса и цены.

Если зависимость спроса и цены имеет вид непрерывно дифференцируемой функции, то коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле: ; где: - производная спроса по цене.

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает относительное (процентное) изменение спроса при относительном (процентном) изменении цены на 1%. Например, если Е = - 0.5, то это означает, что при повышении (уменьшении) цены на 1% спрос упадет (повысится) на 0.5%. Коэффициенты эластичности по цене, как правило, имеют отрицательное значение и рассматривается их абсолютная величина.

Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса по цене больше 1, то спрос считается эластичным по цене. В этом случае денежная выручка от продажи товара и цена меняются в противоположных направлениях. Иначе говоря, при росте цены денежная выручка снижается (вследствие более быстрого уменьшения спроса), а при снижении цены она растет (вследствие более быстрого увеличения спроса). При эластичном спросе объем спроса меняется сильнее, чем вызвавшее его изменение движение цены.

Если абсолютная величина данного коэффициента меньше 1, то спрос неэластичен по цене. В этом случае денежная выручка от продажи товара и цена меняются в одном и том же направлении (одновременно растут или снижаются). При неэластичном спросе объем спроса меняется медленнее, чем цена.

Наконец, если коэффициент спроса по цене равен по абсолютной величине 1, то спрос имеет единичную эластичность, и денежная выручка не зависит от цены.

Зависимость спроса от цены изображается с помощью кривой спроса (См. рис.1). Кривая показывает снижение (рост) спроса при повышении (уменьшении) цены. Угол А наклона кривой спроса к горизонтальной оси координат (ось Q) характеризует степень эластичности спроса по цене. Если он равен 450, то имеется единичная эластичность. Если он находится между 0 и 450, то спрос эластичен, причем с приближением угла А к 0 эластичность повышается. При 0 она становится бесконечной. Если же угол А лежит в интервале от 45 до 900, то спрос неэластичен по цене и, чем ближе угол А к 900, тем меньше эластичность. При 900 спрос абсолютно неэластичен по цене. Это значит, что он не зависит от уровня цены.

 

К товарам, спрос на которые наиболее неэла­стичен по цене, относятся, например, соль, хлеб, электричество (потребление в домашнем хозяйстве). Несколько выше ценовая эластич­ность спроса на такие то­вары, как мясо, молоко, картофель. Однако спрос на них остается неэла­стичным по цене. Эла­стичным по цене является спрос, например, на рес­торанные блюда, на неко­торые виды продуктов питания.

С точки зрения теории предельной полезности, кривая спроса выражает зависимость между объемом товарного запаса (Q) и его предельной полезностью (Р).

С точки зрения трудовой теории стоимости, в основе ее лежит, в конечном счете, зависимость между стоимостью товара (определяемой общественно необходимыми затратами труда) и действительной общественной потребностью в нем.

На положение кривой спроса влияет множество факторов. Одни факторы могут сдвигать ее вправо - вверх, что означает общее увеличение спроса. К таким факторам относятся, например, рост доходов потребителей, изменение их вкусов в пользу данного товара, повышение цен на товары-заменители и т.п. Другие факторы могут сдвигать кривую спроса в противоположном направлении - влево-вниз. Это, например, уменьшение доходов потребителей, изменение их вкусов в пользу других товаров, снижение цен на товары-заменители и т. п.

Кривые спроса используются в основном для теоретических построений и выводов. Практически построить такую кривую чрезвычайно сложно, поскольку на спрос, кроме цены, в реальной действительности оказывают влияние самые разнообразные факторы, отделить воздействие которых от влияния цены бывает практически невозможно.

Для изучения спроса используются также коэффициенты перекрестной эластичности, показывающие зависимость спроса на один товар от цен на другие товары. Они рассчитываются по формуле: ; где: QA - спрос на товар А; РБ - цена товара Б.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает относительный прирост спроса на один товар, вызванный относительным изменением цены другого товар на 1%.

Если товары А и Б взаимозаменяемы (например, разные сорта мяса), то коэффициент перекрестной эластичности положителен. Это значит, что при снижении цены на товар-заменитель спрос на товар снижается, а при ее увеличении - повышается.

Если товары А и Б дополняют друг друга (например, автомобили и автопокрышки), то коэффициент перекрестной эластичности отрицателен. Увеличение цены товара-дополнителя снижает спрос на товар и наоборот.

При полной независимости товаров А и Б коэффициент их перекрестной эластичности равен нулю.

Для изучения зависимости спроса от доходов потребителей используются коэффициенты эластичности спроса по доходу:

; где: Q - спрос на товар, Y - доход.

Если данный коэффициент положителен, то это означает, что с ростом доходов спрос на товар будет расти. Если же он отрицателен, то это говорит о том, что при увеличении доходов потребители все больше будут переключаться на другие товары, более качественные, хотя и более дорогие. Спрос же на товар в данный момент свидетельствует о недостаточности средств для приобретения более качественных товаров.

Наконец, если указанный показатель равен нулю, то спрос на товар не зависит от уровня доходов.

Более или менее точная оценка коэффициентов эластичности спроса помогает товаропроизводителям принимать правильные решения при построении своей деятельности на рынке.

Предложение - это совокупность товаров, предназначенных к продаже. Предложение товаров выражает наличие у общества ресурсов и его способность производить продукты и оказывать услуги в условиях товарного производства. Выделяют: предложение какого-либо конкретного товара (или вида товаров) и совокупное предложение (вся совокупность предлагаемых на рынке товаров).

На рынок выносятся разные товары: продукты, услуги, ресурсы. Их можно разделить на две группы: 1) воспроизводимые товары (их подавляющее большинство) и 2) невоспроизводимые (природные ресурсы, шедевры искусства). Объем наличных невоспроизводимых товаров не может быть увеличен с помощью производственной деятельности. Количество же воспроизводимых товаров есть прямой результат этой деятельности. Поэтому экономическая наука изучает главным образом закономерности формирования предложения воспроизводимых товаров.

Предложение товаров определенного вида рассматривается как желание и способность производителей произвести и продать за определенный период времени определенное количество данного товара.

Объем предложения воспроизводимых товаров зависит прежде всего от соотношения цен и издержек производства товаров. Превышение ценой издержек производства ведет к увеличению предложения товаров, а снижение цены ниже издержек вызывает его сокращение. Этот очевидный факт признается во всех теориях. Однако издержки производства трактуются в современной экономической науке по-разному.

С точки зрения трудовой теории стоимости, издержки сводятся в конечном счете к затратам общественного рабочего времени. Согласно же теории предельной полезности, издержки - это платежи за используемые ресурсы, уровень которых определяется предельной полезностью этих ресурсов.

Издержки производства определяют минимальный уровень цены, при которой производители согласны производить и продавать товар. Уровень же издержек зависит от объема производства. Поэтому в основе связи между ценой и предложением товара лежит зависимость уровня издержек от объема производства. С развитием производства его масштабы растут, а уровень издержек падает. Однако если предположить, что рассматривается определенный временной отрезок, например, год, то возможности расширения объема производства того или другого товара в нем ограничены, и с увеличением объема производства здесь необязательно происходит снижение уровня затрат.

В этом случае связь между уровнем издержек (МС) и объемом производства (Q) будет выглядеть в общем виде так, как это изображено на рис. 2. Здесь в качестве показателя уровня издержек взята величина предельных издержек, то есть прироста общей величины издержек, связанной с производством дополнительной единицы продукции.

С увеличением объема производства от нуля до некоторой величины вначале происходит снижение уровня издержек - за счет специализации производства, более рациональной его организации, преимуществ серийного производства. Затем же, с дальнейшим ростом объема производства, при предположении, что этот рост совершается, как уже говорилось, в течение ограниченного отрезка времени, с определенной величины начинается рост уровня издержек, вызванный тем, что в производстве данного товара начинают использоваться менее эффективные ресурсы, в меньшей степени предназначенные для его изготовления (работники, не обладающие необходимой квалификацией; имеющие другое целевое назначение машины и оборудование; менее качественные материалы и т. п.).

Производители, вообще говоря, согласны производить и продавать товар при разном уровне цен; и при одном и том же уровне цен - изготовлять разное его количество - в зависимости от наличия спроса. Главное условие- его цена должна быть не ниже издержек. Если рассматривать уровень издержек как минимальную цену, при которой производители еще согласны изготовлять и продавать свой товар, то изображенную зависимость между уровнем издержек и объемом производства можно истолковать и как зависимость между уровнем цены и максимальным объемом предложения товара, возможным при данной цене. Правда, при этом необходимо отсечь отрезок кривой от 0 до точки, выражающей такой объем производства, с которого денежная выручка от продажи товара (Qp) начинает превышать сумму издержек.

Полученная в результате кривая носит название кривой предложения. Она изображена на рис. 3. Кривая предложения (S) показывает, что если цена ниже некоторого уровня, то предложение равно нулю. С дальнейшим ростом цены происходит повышение предложения товара. На положение кривой предложения и ее вид влияют следующие основные факторы: цены ресурсов и их наличие, применяемые технологии.

Построить кривую предложения товара, более или менее точно отражающую реальное формирование его предложения, чрезвычайно трудно.

Поэтому кривые предложения используются в основном как инструмент чисто теоретического анализа рыночных процессов.

Под рыночным равновесием понимается равенство спроса и предложения товаров. Различают: 1) равновесие на рынке отдельного товара (или вида товаров); 2) общее рыночное равновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения).

Содержание рыночного равновесия зависит от множества факторов. Поэтому его рассматривают вначале в “чистом виде”, то есть при предположении, что имеется чисто рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения, на который не оказывают влияния монополии, государство, внешнеэкономические связи и другие факторы. Иначе говоря, предполагается, что спрос и предложение формируются только под воздействием цен, а цены не регулируются государством, производителями или покупателями, а свободно колеблются только под влиянием спроса и предложения. Цены, уравновешивающие спрос и предложение товара, называются ценами равновесия. Им соответствует равновесный объем продаж. Равновесие спроса и предложения изображается в виде пересечения кривых спроса и предложения (рис. 4.) Координаты точки их пересечения выражают равновесный объем продаж и равновесные цены.

Состояние рыночного равновесия - это такое состояние, к которому тяготеет экономика. Отклонение цены от равновесного уровня, например, в сторону понижения вызывает рост спроса и сокращение предложения.

За этим следует дефицит товара, что вызывает повышение цены, увеличение предложения и снижение спроса. В результате равновесие восстанавливается.

И наоборот, противоположные процессы происходят при отклонении цены от равновесной в сторону повышения. Аналогичные процессы происходят при занижении или завышении объема предложения по сравнению с равновесным.

Условия рыночного равновесия понимаются по-разному в разных экономических концепциях. С точки зрения трудовой теории стоимости, в состоянии равновесия цены соответствуют стоимости товаров, а спрос - действительным общественным потребностям. С точки же зрения теории предельной полезности, равновесие достигается тогда, когда предельные издержки производства товаров равны их предельным полезностям.

В процессе развития производства растет производительность труда и происходит снижение уровня издержек. Это увеличивает объем предложения и ведет к снижению уровня цен, что можно изобразить в виде смещения кривой предложения вправо-вниз и передвижения в том же направлении точки равновесия. Однако с развитием общественного производства появляются новые, более качественные товары, что может вести к снижению спроса на данный вид товара. Это явление изображается в виде смещения кривой спроса влево-вниз и сдвига в том же направлении точки равновесия. С помощью кривых спроса и предложения, таким образом, можно иллюстрировать процессы, происходящие на рынке данного товара.

На содержание равновесия оказывает влияние наличие монополизма на рынке. Монополии имеют возможность регулировать объемы продаж и уровень цен на рынке определенного товара. В целях извлечения максимальной прибыли они, как правило, искусственно занижают объемы продаж, что ведет к завышению уровня цен. Графически это показано на рис. 5 в виде смещения цены равновесия из Р в Р*, а объема продаж из Q в Q*.

Условия максимума прибыли монополии можно выразить математически. Если Р = Р(Q) - зависимость цены равновесия от объема продаж, а И = И(Q) - зависимость общих издержек производства монополии от объема производства, то условием максимума прибыли монополии будет выполнение равенства: (dP/ dQ). Q + P = dИ/ dQ, то есть равенство предельной выручки и предельных издержек монополиста.

На содержание рыночного равновесия может влиять и государство. Например, введение дополнительных налогов на производство (продажу) товара для производителя (продавца) означает то же, что рост издержек или снижение цены.

В результате общее предложение товара снижается, что можно изобразить смещением кривой предложения влево-вверх. Цена равновесия при этом растет, а равновесный объем продаж падает.

Если же государство, напротив, вводит дотации производителям (продавцам) товара, то для них это равнозначно повышению цены или снижению издержек. В результате предложение и равновесный объем продаж растут, уровень цены равновесия снижается. Это изображается сдвигом кривой предложения и точки равновесия вправо-вниз.

Государство может установить верхний предел цены товара (P2). Если он ниже цены равновесия (P1), то на рынке возникает дефицит данного товара, что показано на рис. 6 в виде разрыва между Q1 и Q2. В этом случае государство для преодоления дефицита товара должно установить дотацию производителям (продавцам) товара с тем, чтобы они увеличили предложение товара до размеров спроса. Размер дотации изображен отрезком Р2 - Р3.

Монополия и конкуренция

Конкуренция - неотъемлемый атрибут рыночных отношений. Это - борьба субъектов рыночных отношений за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров. Как писал Ф. Энгельс, это - “...борьба всех против всех”. Участниками конкуренции являются не только производители (продавцы) товаров, но и их покупатели.

С конкуренцией тесно связано понятие монополии. Дословный перевод этого термина на русский язык означает: “один продавец”. Однако в экономической науке он имеет иное значение.

Монополия - это крупное предприятие или объединение предприятий, которое сосредоточило в своих руках значительную часть производства (сбыта) определенного товара и доминирует на рынке, то есть имеет возможность регулировать в своих интересах объем продаж и уровень цен, извлекать монопольно высокую прибыль. При этом не имеет значения, сколько еще предприятий, кроме монополии, производит (или продает) данный товар.

Образование монополий происходит на основе концентрации и централизации производства и капитала. В результате этого процесса капитализм из стадии капитализма свободной конкуренции, на которой он находился в начале 19 века, перешел в конце 19 - начале 20 веков в стадию монополистического капитализма, для которой характерно установление господства монополий в экономике.

Господство монополий не устраняет конкуренцию, а усиливает ее. Более разнообразными становятся формы и методы конкуренции. Это - конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая, между монополиями и аутсайдерами, между предприятиями в составе одного монополистического объединения. Конкуренция идет даже между чистыми монополистами, то есть предприятиями - единственными производителями какого-либо товара на рынке. Они конкурируют между собой за большую долю в доходах потребителей их продукции, хотя эта продукция может иметь разное назначение.

Экономическая теория выделяет четыре вида взаимодействия конкуренции и монополии.

1) Чистая конкуренция означает наличие большого числа производителей, производящих однородную продукцию. Ни один из них не в состоянии контролировать уровень цен и объемы продаж товара. Из-за их большого числа производители не могут договориться между собой о разделе рынка и регулировании цен. В условиях чистой конкуренции рыночный механизм действует в наименее искаженном виде.

С точки зрения неоклассической школы, одного из направлений современной экономической науки, при чистой конкуренции происходит наиболее рациональное распределение ресурсов и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей в производимых благах. Однако такую точку зрения разделяют далеко не все экономисты. Представители других научных школ считают чистую конкуренцию неэффективной, поскольку она не создает условий и стимулов для научно-технического прогресса, не позволяет удовлетворять ряд жизненно важных потребностей общества.

В современном обществе сфера существования чистой конкуренции крайне ограничена. Она имеет место только в сельском хозяйстве.

2) Монополистическая конкуренция. Этот вид конкуренции означает наличие большого числа производителей, производящих продукцию одного назначения, но разную по своей форме; причем каждый производитель обладает монополией на продукцию своей марки. Здесь производители также не могут договориться между собой о контроле над рынком и не в состоянии регулировать объемы продаж и уровни цен. Однако монополистическая конкуренция предполагает уже некоторый монополизм - на использование своей марки. Чтобы пробиться на такой рынок, нужно создать новую марку изделия и прорекламировать ее. Это создает определенные барьеры вхождения на рынок. Поэтому в условиях монополистической конкуренции, как правило, объемы продаж несколько занижены по сравнению с тем, что было бы в условиях чистой конкуренции, а цены - несколько завышены. Для монополистической конкуренции характерно огромное, практически избыточное разнообразие изделий, разных по форме, но одинаковых по сути. Чрезмерными являются и расходы на рекламу. Примером монополистической конкуренции может быть рынок кондитерских, винно-водочных, табачных, парфюмерных изделий.

3) Олигополия. Это слово переводится на русский язык как “немного продавцов”. Олигополия означает наличие на рынке небольшого числа производителей (от 2 до 6-10), которые производят продукцию одинакового назначения, в состоянии договориться между собой о разделе рынка и уровне цен. В условиях олигополии уровень цен еще более завышен, а объем продаж - занижен по сравнению с чистой конкуренцией. Однако олигополия отличается тем, что для нее характерна относительная стабильность цен, конкуренты не идут на резкие изменения цен в целях вытеснения другу друга, поскольку это может иметь губительные последствия для них самих. Здесь имеются стимулы и условия для развития научно-технического прогресса (получение монопольной сверхприбыли олигополистами). Олигополия имеет место, например, в металлургии, машиностроении, добывающих отраслях.

4. Чистая монополия. В ряде отраслей современной экономики продукция производится всего одним предприятием. Это - водоснабжение, электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт и т. п. Чистый монополист в состоянии единолично регулировать рынок, руководствуясь максимумом прибыли. Как правило, он при этом занижает объем продаж и завышает цены. Поэтому многие чистые монополисты в развитых странах либо национализированы, либо находятся под государственным контролем.

В оценке роли конкуренции и монополии, как и в других вопросах, между основными экономическими концепциями также имеются серьезные разногласия.

Немарксистские теории, как правило, видят в конкуренции только одни положительные стороны. Они рассматривают ее как единственно возможный механизм прогресса в экономике, заставляющий производителей постоянно искать и внедрять в производство усовершенствования.

Марксистская же теория видит в конкуренции исторически преходящую, свойственную только товарному производству форму трудовой состязательности людей. Наряду со стимулами к развитию, конкуренция содержит в себе и тенденцию к торможению экономического прогресса. Дело в том, что в условиях конкуренции идет борьба за выживание, победа одних означает проигрыш и даже разорение других. Конкуренты тщательно скрывают передовые достижения друг от друга, затрудняют их повсеместное внедрение. Нередко против конкурентов применяются методы, наносящие им экономический ущерб, ведется самая настоящая экономическая война.

При переходе же средств производства в общественную собственность самих трудящихся конкуренция заменяется соревнованием, которое принципиально отличается от конкуренции. Его цель - не вытеснение конкурента с рынка, а нахождение лучших способов достижения общей цели - повышения эффективности общественного производства. В условиях социализма победа в соревновании одних не ухудшает, а улучшает положение всех остальных членов общества. Выигрывают все. Никто не заинтересован в укрывании передового опыта работы. Поэтому он быстро и беспрепятственно распространяется. Соревнование - это более гуманный способ состязательности трудящихся, который позволяет намного быстрее развивать производство, чем в условиях конкуренции. Это доказано практикой строительства и развития социализма в СССР в 1930-60-е г. г., когда наша страна имела наиболее высокие в мире темпы экономического развития. С созданием в 1960-е г. г. в экономике СССР затратного хозяйственного механизма, суть которого противоречит повышению эффективности производства, соревнование неизбежно стало угасать и превращаться в формальность. Это говорит о том, что для развития соревнования требуется соответствующая система управления экономикой - именно такая, которая стимулирует повышение эффективности производства и позволяет его реально осуществлять.

Современные немарксистские концепции оценивают роль монополий по-разному. Неолиберальное направление дает в основном негативную оценку роли монополий, считая, что благодаря им нарушается оптимальное распределение ресурсов в экономике и не достигается максимально возможная степень удовлетворения общественных потребностей. Неолибералы выступают за жесткую антимонопольную политику государства.

Представители же неоинституционализма полагают, что монополии (олигополии) - более эффективная форма по сравнению с чистой конкуренцией, поскольку они обеспечивают стабильность, регулируемость экономики; извлечение ими монопольной прибыли стимулирует научно-технический прогресс и создает реальные возможности для его развития.

С точки зрения марксистской теории, в современной экономике произошло сращивание силы государства с силой монополий в единый хозяйственный механизм. Благодаря ему осуществляется подчинение всей хозяйственной, политической, духовной жизни общества интересам крупного капитала, облагающего данью все общество в форме извлечения монопольной сверхприбыли. Относительно небольшая часть общества навязывает свою волю всему обществу и живет за счет его эксплуатации. Стихийное регулирование экономики рынком, о котором мечтают неолибералы, безвозвратно ушло в прошлое, вернуть которое невозможно без разрушения современных производительных сил. От современного капитализма можно перейти только к социализму, к общественной собственности на средства производства.

Особенности рыночных отношений в современной России

В результате реформ конца 1980-х - начала 1990-х г. г. произошло резкое усиление рыночных начал в российской экономике. Объектами рынка стали: рабочая сила (рынок труда), основная часть средств производства (рынок капитала), в определенной части - земельные участки. Появились рынки: ценных бумаг, банковских ссуд, недвижимости, валют и прочие атрибуты современной капиталистической экономики. Произошла либерализация экономики, цен, внешнеэкономической деятельности. В итоге российская экономика приобрела все основные черты системы, называемой в немарксистской литературе рыночной. С точки зрения же марксистской теории, наша экономика в результате реформ стала государственно- монополистической.

Отличительные особенности рыночных отношений в современной России заключаются в следующем:

1) Неотлаженность рыночной инфраструктуры (то есть системы учреждений, опосредующих и обслуживающих связи между продавцами и покупателями в целях обеспечения их рациональности и бесперебойности). Это выражается, например, в недостаточном развитии информационного обеспечения предприятий и населения, наличии низкоэффективных форм товарного обращения и т. п.

2) Низкая эффективность форм государственного регулирования экономики, что выражается, например, в огромном удельном весе теневой экономики, кризисе государственных финансов и нестабильности денежной системы, криминализации экономики и т. д.

3) Высокий уровень монополизма в большинстве отраслей экономики даже по сравнению с наиболее развитыми капиталистическими странами. Это объясняется тем, что при Советской власти многие предприятия с самого начала создавались как крупные специализированные предприятия, предназначенные для обеспечения всей страны (или по крайней мере значительной ее части) продукцией определенного вида. Ставилась цель планового обеспечения потребностей общества с наименьшими издержками за счет специализации и концентрации производства. Теперь эти предприятия стали частными монополистами, диктующими свои условия хозяйственным партнерам.

4) Несоответствием между реальными возможностями государственного финансирования и наличием широкой бюджетной сферы, унаследованной от социализма, содержание которой становится все более обременительным для государства.

5) Рыночные отношения в России функционируют в условиях углубляющегося экономического кризиса, который продолжается уже седьмой год и по своим масштабам не имеет себе равных в истории.

Указанные особенности неизбежно будут вести к следующим направлениям в развитии рыночных отношений:

1) Дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры.

2) Усиление государственного регулирования экономики при одновременном сокращении бюджетной сферы, расширении платности образования, здравоохранения, коммунальных услуг, снижении роли государства в социальном обеспечении и т. д.

3) Повышение роли крупного капитала, финансовой олигархии в регулировании экономики, все большее подчинение деятельности государства их интересам.

4) Обострение конкуренции между крупными финансово-промышленными группировками в борьбе за экономическое и политическое господство.

5) Перекладывание основной тяжести по выходу экономики из кризиса на плечи трудящихся, что уже имеет место в виде невыплаты заработной платы, снижении ее покупательной способности, росте безработицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.