Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы акустических исследований




Методы артикуляционных исследований

Методы фонетических исследований.

Артикуляцию звуков можно изучать методом самонаблюдения. Можно анализировать свое мышечное чувство и таким образом определять способы образования звуков.

Артикуляцию звуков можно изучать и при помощи инструментальных методов:

· Киносъемка помогает установить движение губ.

Фотографируя после произнесения разных звуков язык, зубы и небо, смазанные специальным составом, определяют площадь смыкания языка с небом и зубами. Такие фотографии языка называются лингвограммами.

Фотографии нёба – палатограммами,

· Фотографии зубов – одонтограммами.

Применяют для этого и искусственное небо-специально изготовленную для каждого испытуемого тонкую пластмассовую пластину с датчиками, позволяющими определить места прикосновения языка.

· Профили органов речи при артикуляции изолированных звуков получают на рентгеновских снимках или томограммах. Для исследования потока речи применяют кинорентген. Заглянуть в глотку и увидеть работу гортани помогает ларингоскоп-зеркальце на длинной тонкой ручке или эндоскоп-тонкая трубка, снабженная оптической системой и лампочкой на конце. Движение голосовых связок регистрирует и электронныйглотограф, приставляемый к шее в области гортани.

Акустическая сторона речи ИЗУЧАЕТСЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ МЕТОДАМИ.

· Осциллограмма дает изображение изменяющейся во времени звуковой волны. На ней в свернутом виде представлена информация о составляющих звук частотах и их интенсивности, хорошо видны отличия между разными гласными, различными типами согласных. По осциллограммам обычно измеряют длительность звуков или их отдельных участков.

· Спектрограмма представляет спектр звуков – изображение всех частот звука с их амплитудами. Такое изображение может соответствовать мгновенному спектру звука, взятому в одной из его точек. Динамическая спектограмма, или сонограмма, представляет изменяющийся во времени спектр звуков, т.е. отражает часть речевого потока - один звук или последовательность звуков.

· Интонограмма показывает изменение тона на отрезке речевого потока.

· Огибающая интенсивности показывает интенсивность звуков и переходов от одного звука к другому на отрезке речевого потока.

 

· Сегментные и суперсегментные единицы.

 

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В рус. Языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Единицы членения речи (сегментные) фраза, фон. синтагма, фон. слово, слог и звук:

Фраза – это отрезок звучащей речи между 2 длительными паузами, объединенный общей интонацией и фразовым ударением. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза-фонетическая единица, предложение-грамматическая.

Речевой такт (синтагма) – часть фразы между 2 длительными паузами (в потоке речи пауз может и не быть), объединенная общей интонацией и тактовым ударением.

Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Возможны варианты членения фразы на фонетические синтагмы.

Фонетическое слово - это ряд звуков(отрезов звуковой цепи), объединенный одним ударением. Например: на-столе(одно фонетическое слово)

Фонетич. Слово делится на слоги, а слоги – на звуки.

Звук – наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог -из звуков, фонетич. Слово- из слогов, фонетич. Синтагма- из фонетич. Слов, фраза- из синтагм.

Суперсегментные единицы (просодические) - это те фонетические средства, с помощью которых сегментные единицы объединяются в более крупные сегментные единицы.

↙ ↘

Интонация (действует в любом фрагменте фразы) Ударение (действие распространяется на всю сегментную единицу)

Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

 

· Акустические свойства звуков речи.

Звук - это волновые колебания упругой среды– воздуха, воды, которые могут вызывать слуховые ощущения. Такие колебания обычно возникают в результате колебаний какого-либо тела: колокола, струны музыкального инструмента, голосовых связок человека и т.п.

Для появления звука необходимо:

Источник колебания (тело)

Среда

Сила (которая заставит) – воздух под давлением, упругая среда

Звуки отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже. За единицу частоты звука принят Герц (Гц) – одно колебание в секунду. Человеч. Ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Звуки ниже 16 Гц(инфразвуки) и выше 20000 Гц(ультразвуки) мы не слышим, хотя некоторые животные-дельфины, летучие мыши, собаки и др.-слышат эти звуки.

Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. В некоторых языках высота тона и ее изменение в пределах слога служит средством различения разных слов.

Сила звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук.

Уровень звукового давления соотносится с единицей силы- Белом.

Порог слышимости- 0 Дб(децибел), шепот-10-20 Дб, обычная речь – 40-60 Дб, шум города – 80 дБ, удар грома- 120 Дб. Порог болевых ощущений – 130 Дб. Взлет космического корабля – 180 дБ (40 м от него).

В речи мы пользуемся звуками разной силы. Это зависит от условий общения.

К старости люди лучше слышат высокие звуки.

Длительность звука – это его продолжительность во времени. Измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах (1 Мс). В некоторых языках(англ., нем., франц.) различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке длительность имеет относительный характер. В рус. Языке ударные гласные длительнее безударных. Например, сад(звук «а» - 150 Мс), сады(100 Мс), садовод (50 Мс).Длительность зависит от того, в каком слоге стоит звук относительно ударения.

Тембр звука – это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая спектром, соотношением между основным тоном и обертонами (обертон-множество тонов).

Соотношение основного тона и обертонов по амплитуде может меняться в результате усиления или ослабления некоторых из них в резонаторе.

Всякий объемный резонатор – это полое тело, например: пустая комната, морская раковина, деревянный корпус гитары и др. У каждого резонотара свои форма и объем и связанная с этим частота колебаний. Если рядом с резонатором возникает звук, частота которого совпадает с частотой резонатора, звук станет намного громче, так как колебания воздуха, представляющие собой этот звук, усилятся в результате ответных колебаний стенок резонатора. Это явление называется резонансом.

В сложном звуке, представляющем сочетание основного тона и обертонов, один резонатор может усилить основной тон, другой – усилить один или несколько обертона. =звуки разных тембров. Резонатор может и глушить составляющие звука. (комната, заставленная мебелью)

 

Наши ротовая и носовая полости – резонаторы. Вытягивая или растягивая губы, опуская нижнюю челюсть, перемещая язык – меняем объем и форму резонатора. Звуки речи. Гласные – напряжение по всей ротовой полости, согласные – в одной точке.

Колебания бывают периодические (создают тон, муз. звук). Гласные – чисто тоновые. Непериодические – шум. Согласные – наличие шума.

Спектр звука состоит из гармоник – частоты основного тона и частот обертонов, интенсивность которых вне влияния резонаторов равномерно уменьшается с уменьшением частоты. Линия, соединяющая вершины гармоник – огибающая спектра. При возд. резонаторов появляются пики в спектральной картине звуков – форманты, обозначаются F1, F2… по возрастающей частоте Частоты формат обозначаются …. Частота формант зависит от формы и объема речевого тракта – системы речевых резонаторов.

 

· Акустическая классификация звуков речи.

Р.Якобсон, Г.Фант и М.Хилле создали универсальную, характеризующую разные языки мира акустическую классификацию звуков, построенную на учете различных акустических параметров и включающую 12 бинарных признаков. По отношению к рус языку выделяются следующие признаки.

· Вокальность – невокальность. Акустическое содержание этого признака - наличие или отсутствие четко выраженной формантной структуры. К вокальным относятся все гласные звуки ир,р’,л,л’. Все остальные звуки – невокальные, в их спектре большое место занимает шум.

· Консонантность – неконсонантность. Признак – низкий или высокий общий уровень энергии. Консонантные – все согласные, они характеризуются низким уровнем энергии – небольшой интенсивностью. Неконсонантные – все гласные, их интенсивность значительно выше.

· Прерванность – непрерывность. К прерванным относятся согласные, при образовании которых на какое-то время возникает смычка органов речи в ротовой полости и вследствие этого либо полное отсутствие звуковых колебаний, либо колебания с незначительной амплитудой(б, д, г). Все остальные звуки – непрерывные.

· Звонкость – глухость. Наличие-отсутствие гармонических колебаний в нижних частотах. Спектр звонких звуков отражает частоту основного тона, гарм.колебания в нижних частях.

· Компактность – диффузность. У компактных звуков основная энергия сконцентрирована в сравнительно узкой части спектра, форманты F1-F3 снижены. У диффузных звуков энергия распределена по всему спектру или по его краям, расстояние между F1-F3велико. Компактные согласные- небные, диффузные- губные и зубные.

· Низкая тональность – высокая тональность. У низких звуков основная энергия сосредоточена в нижней части спектра, в низких частотах; у высоких звуков – в верхней части спектра, в выс. Частотах. Низкие гласные – у, о. Высокие – и, э.

· Бемольность – небемольность. У бемольных звуков частоты всех формант понижены по сравнению с небемольными, некоторые верхние форманты ослаблены.

· Диезность – недиезность. У диезных звуков верхние форманты сдвинуты вверх и/или усилены по сравнению с недиезными; Противопоставление диезных-недиезных актуально для согласных: диезные – мягкие, недиезные – твердые.

· Носовость – ртовость. Это противопоставление актуально для некоторых согласных: м-б, м’ – б ‘, н-д, н’ – д‘.

Акустическая классификация звуков позволяет увидеть многие особенности звуков, но она разработана менее детально и используется не так широко, как артикуляционная классификация.

 

 

· Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

 

 

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата.

Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются АРТИКУЛЯЦИЕЙ этого звука.

Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

 

 

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

 

 

1- твердое нёбо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — надгортанник; 12 —голосовая щель; 13 — щитовидный хрящ; 14 — перстневидный хрящ; 15 — носоглотка; 16 — мягкое нёбо; 17 — язычок; 18 — гортань; 19 — черпаловидный хрящ; 20 — пищевод; 21 — трахея

 

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 2.133 сек.