Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привлечением капитала




Процесс управления привлечением капитала основывается на ранее определенной потребности в нем в плановом периоде, расчете необходимого его прироста и сформированного показателя целевой структуры капитала. В связи со спецификой источников формирования финансовых средств, управление привлечением капитала на предприятие осуществляется в разрезе двух направлений:

1) управление привлечением собственного капитала;

2) управление привлечением заемного капитала (рис. 18.8).

Рисунок 18.8. Основное содержание процесса управления привлечением капитала на предприятии.

1. Управление привлечением собственного капитала за счет внутренних источников осуществляется в процессе распределения прибыли путем установления уровня ее капитализации (принципы распределения прибыли рассматриваются в следующем разделе). Амортизационные отчисления, которые являются одним из важных внутренних источников формирования финансовых ресурсов, сумму собственного капитала предприятия не увеличивают. Они представляют собой высвободившуюся часть стоимости внеоборотных операционных активов в про-

цессе их кругооборота, т.е. не являются источником прироста собственного капитала (не считая индексации активов, когда увеличивается номинальная, а не реальная стоимость собственного капитала).

2. Управление привлечением собственного капитала за счет внешних источников осуществляется путем разработки эмиссионной политики или эмиссионного плана (плана привлечения дополнительного паевого капитала). Разработка политики эмиссии акций охватывает следующие основные этапы:

а) Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (еслипредприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственногокапитала) эмиссии акций можно принять лишь на основевсестороннего предварительного анализа конъюнктурыфондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиций учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

б) Определение целей эмиссии. В связи с высокойстоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников, цели эмиссии должны быть достаточновесомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его ры-

ночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т.п.).

 

намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

в) Определение объема эмиссии. При определенииобъема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственного капиталаза счет внешних источников.

г) Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих покупателей (наибольшиеноминалы акций ориентированы на их приобретениеинституциональными инвесторами, а наименьшие — наприобретение населением). В процессе определениявидов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированныхакций; если такой выпуск признан целесообразным, тоустанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что всоответствии с действующим законодательством доляпривилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций

определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

д) Оценка стоимости привлекаемого капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровнюдивидендов (он определяется исходя из избранного типадивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовомуразмеру). Расчетная стоимость привлекаемого капиталасопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процентана рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

е) Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытоеразмещение эмитируемого объема акций, необходимоопределить состав андеррайтеров, согласовать с ними ценыначальной котировки акций и размер комиссионноговознаграждения, обеспечить регулирование объемовпродажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечить поддержание ликвидности первой части (первого транша)размещенных акций на начальном этапе их обращения.

Управление привлечением заемного капитала за счет внутренних источников сводится в основном к прогнозированию прироста суммы внутренней кредиторской задолженности нетоварного характера. Такой прогноз необходим для уточнения потребности в заемном капитале, привлекаемом из внешних источников. Прогноз прироста внутренней кредиторской задолженности основывается на планируемом приросте объема производства и реализации продукции.

Управление привлечением заемного капитала за счет внешних источников требует разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.