Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работникам




Требования к государственному аппарату и его

Этика государственного управления, специфические

Этика государственного служащего – это, прежде всего, кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает; с обществом, «слугой» которого он является. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности.

В Указе Президента РФ № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. подчеркивается, что госслужащий призван:

– исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

– исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

– осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;

– не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

– исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

– соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;

– соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;

– соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

– проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

– проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

– воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

– при угрозе возникновения конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, – сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

– не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;

– воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;

– соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

– уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

Из конституционных требований и положения Закона “Об основах государственной службы РФ” вытекает принцип беспристрастности и независимости, нашедший правовое обеспечение в ряде ограничений, связанных с государственной службой. Государственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и др.

За последние годы руководством российского государства проделана значительная работа по созданию новой структуры, внедрению новых принципов, форм и методов деятельности государственной службы. Это выливается в административную реформу.

Реализация концепции административной реформы предполагает формирование такой государственной службы, в основу которой будет положена “система заслуг и достоинств”, антикоррупционная программа, а также усиление ответственности государственной службы.

Законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Она выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение правонарушений, то есть за такие поступки и действий, которые юридически признаются противоправными.

 

 


ГЛОССАРИЙ

 

 

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – методы и стиль руководства, при которых руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, централизацию управления, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей.

АВТОРИТЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ – понятие, характеризующее один из важных аспектов легитимности власти руководителя – его узаконенное право на власть.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ – способы осуществления управленческих воздействий, базирующиеся на власти, дисциплине и взысканиях. Бюрократический стиль управления, характеризующийся односторонней ориентацией на методы принуждения, широким использованием мер наказания, рассматривающихся в качестве единственно эффективных стимулов должного поведения членов трудовых организаций.

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio – управление) – 1) субъект управления; 2) совокупность центральных органов государственного управления, высших должностных лиц органов исполнительной власти; 3) руководящий персонал предприятия, учреждения.

АНАЛИЗ – важная функция управления, осуществляемая как на макроуровне (на государственном или мировом уровне), так и на микроуровне (на уровне отдельной организации и ее подразделений). В условиях рыночной экономики своевременное проведение квалифицированного анализа является обязательной предпосылкой выработки эффективных управленческих решений, непременным условием достижения успеха в данной сфере деятельности.

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ – коллектив работников управляющей системы, наделенный правами координации деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение о структурных подразделениях и должностные инструкции.

АУДИТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – процесс получения и оценки объективных данных о соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам.

БАЗИСНЫЕ СХЕМЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ – схемы, реализующие основные типы организационных отношений, к которым относятся линейные и функциональные связи между объектами и субъектами управления. Основу линейной связи составляет целенаправленное воздействие со стороны руководителя, а функциональные или линейно-функциональные связи формируются между ведущими специалистами отделов и подразделений. В отличие от линейной связи, характеризующейся передачей управленческого воздействия от субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций и процедур, функциональная связь не включает административные функции.

БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЕ – процесс разработки и осуществления системы мероприятий по реализации предпринимательского, инвестиционного проекта, развитию организации на определенный период времени.

БЮРОКРАТИЯ (от франц. bиreau – стол, канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила) – одна из форм осуществления властных функций в социальных организациях, система управления, в которой власть принадлежит чиновничьей администрации. В буквальном значении, бюрократия («рациональная бюрократия») обозначает рационально организованную систему управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне и в точном соответствии с законами и другими правилами. В негативном смысле применяется термин «бюрократизм» («иррациональная бюрократия») как групповая монополия управляющих на функции управления и средства власти. Такое разграничение впервые было сделано М. Вебе­ром. Вебер трактовал бюрократию как особый тип административного штаба, созданного для рациональной организации деятельности, как самый эффективный тип исполнительского штаба в системе управления из всех созданных человечеством за всю историю. По мнению Вебера, бюрократия в равной степени эффективна при использовании в государственных, муниципальных, производственных, коммерческих и других административных учреждений.

ВЛАСТЬ – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств (права, авторитета, воли, принуждения).

ВЛАСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ – возможность социальных субъектов в силу определенного положения в системе формальных отношений в иерархической структуре организации влиять на поведение других людей; право и возможность распоряжаться, определяемые совокупностью полномочий, обеспечивающих с помощью правовых норм организаций согласованную совместную деятельность людей и структурных подразделений учреждения. Согласно западной традиции власть в организации связывается с конвенциональной природой «общественного договора», трактуется как результат добровольного отчуждения части «суверенитета личности» и передачи ее прав определенному органу или должностному лицу для обеспечения необходимого уровня социального порядка. В некоторых концепциях (К. Маркс, М. Козер) власть связывается с принадлежностью лица (группы) к определенному классу, выполняющему ведущую роль в условиях общественного разделения труда.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ – внешние условия существования и развития организации, включающие такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации. Данное понятие введено в теорию организации в противовес абсолютизации совокупности внутриорганизационных факторов, определяющих жизнедеятельность организации (структура, технология, цель, персонал) и именуемых внутренней средой организации. Важнейшими характеристиками внешней среды являются ее динамика, степень предсказуемости изменений (неопределенности), сложность строения и гетерогенность.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ – части самой организации, ситуационные факторы внутри нее. Это ее состав и взаимосвязи. Основные внутренние переменные организации, по определению М.Х. Мескона, – это цели, структура, задачи, технология и люди.

Воздействие управляющее – сознательное действие субъекта управления по отношению к объекту управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ – разделение труда руководителей по функциям. Более глубокое горизонтальное разделение труда руководителей предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ – коммуникации, предполагающие обмен информацией на одном уровне, соединяющие между собой командные цепочки организации, и необходимые для согласованности действий и исключения дублирования.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – процесс формирования и функционирования формальных и неформальных групп в организации.

Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, регулирующих совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, наций и ассоциаций. Государство как субъект управления обладает внутренней структурой, имеет для реализации своих полномочий законодательные, исполнительные и судебные органы. Государственная публичная власть распространяется на все общество, выступает его официальным представителем и опирается в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – комплекс общественных (преимущественно неполитических) отношений, относительно самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей.

ГРУППА ЦЕЛЕВАЯ – в западной социологии управления организованная общность людей, созданная для реализации той или иной извне заданной цели. В определенном смысле это – синоним принятого в отечественной социологии термина «первичный производственный коллектив».

ДВИЖЕНИЕ КАДРОВ – повышение в должности или квалификации, перевод на другое равноценное рабочее место, понижение в должности, увольнение. Обеспечивает замещение вакантных мест и соблюдение плановой карьеры работников.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ – передача части прав одного юридического лица другому (как правило, от высшего к низшему), который принимает на себя ответственность за них.

ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ. Этика – это учение и практика поведения человека в соответствии с понятиями о добре и зле, о назначении человека в обществе и смысле жизни и деятельности. Деловая этика руководителя включает в себя систему идеалов, на которые опирается руководитель, менеджер, чтобы достичь поставленной цели. Деловая этика базируется на моральных и нравственных принципах, на определенных правилах поведения, как в организации, так и вне ее, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Основу деловой этики составляет профессиональная этика, предписывающая определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, исключающий противопоставление одних другим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – методы и формы руководства, основанные на сочетании принципа единоначалия и общественного самоуправления.

Деятельность управленческая – совокупность действий субъекта управления (руководителя, аппарата управления), направленная на изменение объекта управления в заданном направлении. Включает в себя: постановку цели управления, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управления, подготовку и принятие управленческих решений, оценку эффективности управления, осуществление функций социального контроля.

ДИАПАЗОН РУКОВОДСТВА (УПРАВЛЕНИЯ) – границы влияния руководителя на организацию; определенный объем организационного пространства, который руководитель в состоянии контролировать; количественный предел подчиненных, которыми управляющий может руководить с оптимальной эффективностью. Проблема диапазона руководства была впервые поставлена еще А. Файолем, затем была детально проработана в работах представителей классической школы (Л. Гьюлик, Л. Урвик), школы социальных систем (Г. Саймон) и эмпирической школы (П. Друкер).

ДИРЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ – волевой, авторитарный стиль управления, характеризующийся чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию.

ДИСФУНКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ – побочные негативные, но неизбежные последствия для выживания системы, возникающие в результате целенаправленных и осознанных социальных действий, оправданных с точки зрения ее выживания в целом или обеспечения целевой функции.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ – основной документ, регламентирующий назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.

Должность управленческая – первичный структурный элемент в органе управления, определяемый установленными задачами, правами и обязанностями, обусловленный также формами разделения и кооперации труда в управлении.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ – форма организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) учреждения или организации стоит одно лицо, правомочное принимать в пределах своей компетенции юридически обязательные решения. Единоначалие создает возможность более оперативного принятия решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в данном органе, организации. Единоначалие в государственном управлении сочетается с коллегиальностью. На основе единоначалия строится деятельность министерств, ведомств, комитетов, отделов и управлений местных органов власти.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение. Руководителю, менеджеру необходимо учитывать особенности управления на каждой стадии жизненного цикла организации для ее эффективного управления.

ЗАБАСТОВКА – способ разрешения коллективного трудового спора между работниками и работодателями, если примирительные процедуры между ними не привели к разрешению коллективного трудового спора.

ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ – совокупность организационно взаи­мосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения.

ЗВЕНО УПРАВЛЕНИЯ – самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени (уровне), состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.

ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ– последовательность уровней управления с указанием их подчиненности друг другу.

ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ – репутация организации, ее доброе имя, образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности под влиянием результатов деятельности, успехов или неуспехов организации.

ИНТЕГРАЦИЯ – уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – совершенствование управления путем улучшения организации управленческого труда, методов разработки и реализации управленческих решений, рационального сокращения количества информации, унификации документов и т.д.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВ­ЛЕНИЯ – система, включающая средства и каналы связи между субъектом и объектом управления, общение и обмен информацией между людьми, социальными общностями, хозяйственными системами и организациями..

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ – совокупность информационных ресурсов, средств, методов, технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.

ИНФОРМАЦИЯ – совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ – комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств руководителя в достижении успеха и эффективности управления. к числу таких характеристик относятся развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решимость, инициативность. Искусство управления определяется не мерой наличия этих качеств, а сочетанием их и соответствием конкретным обстоятельствам деятельности, востребованностью и возможностью реализации.

ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ – вид деятельности (одна из основных функций управления), необходимой для развития управления, его совершенствования в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями функционирования и развития организации (объекта управления).

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу.

КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ – работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ – оценка процесса управления, определяемая степенью достижения поставленной цели.

КИБЕРНЕТИКА – наука об общих закономерностях управления в природе, обществе, живых организмах и технических системах.

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ – совместное выполнение управленческих функций коллегиальным органом управления.

КОММУНИКАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ – общение, передача информации от человека человеку в процессе деятельности. Коммуникация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс коммуникация отражает принципы и закономерности обмена информации между людьми, как явление – представляет установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ – препятствия, не позволяющие получателю эффективно воспринимать информацию. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

КОМПРОМИСС – соглашение сторон, которое может быть достигнуто за счет взаимных уступок (консенсуса); за счет подавления потребностей и интересов одной из сторон; за счет предварительного учета приоритетов потребностей и интересов личности, коллектива, общества.

КОНТРОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ – функция управления, призванная обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития организации. В функцию управленческого контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных целей и интересов двух или нескольких людей.

КООРДИНАЦИЯ – взаимосвязь, согласование действий элементов внутри социальной системы и внешних систем по отношению к рассматриваемой системе для достижения общих целей.

КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого выполняется оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов управления.

ЛИДЕР УПРАВЛЕНИЯ (от англ. leader– ведущий, руководитель) – человек, способный выдвигать продуктивные цели развития, находить оптимальные пути их достижения и объединять разных людей в социальные организации для решения общих задач.

ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ– схема управления, основанная на принципах единоначалия и централизма. Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления с полным подчинением ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений.

ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ – схема управления, основанная на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними. Реализуется принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решения производятся коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руководителем единолично.

МАЛАЯ ГРУППА – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в личном общении, что служит основой для возникновения групповых норм и групповых процессов.

МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА – схема управления, направленная на реализацию целевых программ (проектов), стоящих перед организацией, для выполнения которых выделяются специальные руководители. Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны,– непосредственному руководителю функциональной службы, с другой – руководителю проекта.

МЕНЕДЖМЕНТ – тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики.

МЕНЕДЖМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ – разновидность менеджмента, главной особенностью которого является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе.

МЕСТНОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ) САМОУПРАВЛЕНИЕ – форма народовластия, признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, обеспечивающая населению возможность самостоятельно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (Конституция РФ, ст.130–133).

МЕТАУПРАВЛЕНИЕ – управление самой системой управления, направленное на обеспечение ее эффективной работы, как в целом, так и отдельных подсистем управления.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ – способы воздействий субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Существуют административные, экономические, социально-психологи­ческие методы, которые различаются способами воздействия на людей.

МЕТОДОЛОГИЯ управления – учение о методах познания в теории управления. Общенаучными методами управления являются сравнительно-исторический, системный, комплексный.

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ – набор организационных, технологических, экономических, правовых и социальных мер, направленных на формирование управленческого решения.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ – способ организации управления общественными делами, где взаимосвязаны методы, средства и принципы управления, что и обеспечивает эффективную реализацию целей управления.

МИССИЯ – общая цель организации, выражающая причину ее существования.

МОЗГОВАЯ АТАКА – метод стимулирования творческой активности, исходящий из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

МОТИВАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – побуждение человека к управленческой деятельности путем воздействия на всю систему потребностей и интересов личности, группы, организации, возбуждение их осознанной социальной активности.

МУЛЬТИПЛИКАТИВНОСТЬ – управляющие действия или стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Мультипликативность может быть положительной и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют относительная простота организации и ее систем управления, соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) – система организации трудовых процессов на основе широкого использования достижений науки и передового опыта с целью повышения эффективности производства, роста производительности труда, улучшения качества продукции.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – группа в организации, возникающая стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми, использующая механизмы самоорганизации. В отличие от формальной организации она является сферой регулирования поведения конкретных людей как в деловой жизни, так и вне ее. Для неформальной группы характерны групповые санкции в качестве реакции на отклонение от неформальных норм, а также подвижность и спонтанность целей и норм. Впервые это понятие введено представителями школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В. Диксон).

НОВАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА – новая система взглядов на управление, включая базовые принципы, сформулированные П. Друкером, определяющие ситуационность, системность, социальную направленность управления организацией как открытой системой.

Нововведение управленческое – процесс освоения новых организационных структур, новых форм организации труда, способов принятия выработки и принятия решений, принципиально новых форм контроля. Это также широкие социальные преобразования, связанные с изменением системы власти и ответственности, формированием новой организационной культуры и т.д.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – ответ получателя на послание; коммуникация с помощью обратной связи преобразуется в двустороннее движение.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ – наука, изучающая закономерности функционирования сложных систем. Общая теория систем является методологической основой теории управления и организации.

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении делами общества. Общественное самоуправление предполагает преодоление политического характера власти, отсутствие особой вооруженной силы. Общественное самоуправление предусматривает сочетание непосредственной и представительной демократии. Большинство вопросов может решаться непосредственно в трудовых коллективах, а наиболее важные, имеющие стратегический характер, с помощью методов непосредственного демократизма – всеобщих опросов, референдумов и т.д.

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы, на которые направлено властное воздействие субъекта управления. Объект управления обеспечивает реализацию принятых субъектом управления управленческих решений.

Оптимизация управления – процесс выработки оптимальных решений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – выдержавшая испытанием времени система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов, традиций и норм поведения членов организации, оказывающая влияние на поведение как отдельных индивидов, так и групп людей, работающих на предприятии. Это понятие было введено в конце 70-х годов в связи с попытками американских ученых осмыслить успехи японской экономики и ответить на «японский вызов» (У. Оучи).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА – структура объекта управления (системы, организации), отражающая взаимодействие между его элементами.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ – понятие, широко используемое в современных психологических, социологических и экономических концепциях организации и управления. Оно обозначает разнообразные поведенческие реакции личности (группы) на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования).

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – разработка и внедрение проектов и программ рационализации управленческого труда.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ – 1) управленческое решение, предметом которого является организационная проблема; 2) решение, направленное на формирование или изменение организации деятельности. К организационным решениям относятся решения по распределению функций управления, установлению меры ответственности, дисциплинарных требований, распределению и делегированию полномочий, введению регламентов и нормативов, определяющих границы деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ – объединение людей, совместно реализующих программу или цель, действующих на основе определенных правил (формальных и неформальных). Различаются две формы организации – формальная и неформальная..

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – создание, образование системы управления или внесение прогрессивных изменений в порядок ее функционирования и развития.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ – наличие определенного порядка или степень упорядоченности социальной системы.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ – необходимость, обязанность отвечать за принятие или непринятие управленческих решений.

ОТНОШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ – складывающиеся между людьми в процессе управленческой деятельности.

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ – одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между фирмой, предприятием, организацией и общественностью.

ПАРТИСИПАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – организация, построенная на участии работников в управлении.

ПАТОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ – совокупность факторов, вызывающих в организации значительное отклонение от нормы с негативными последствиями для ее выживания, функционирования или развития.

ПЛАНИРОВАНИЕ – одна из основных функций управления, процесс выработки планов, где предусматриваются сроки, этапы и показатели управленческой деятельности, просчитываются необходимые ресурсы и возможный конечный результат.

ПОДСИСТЕМА – часть системы, которая изучается и рассматривается самостоятельно и сама обладает системными свойствами.

ПОЛНОМОЧИЯ – 1) право на принятие управленческих решений, закрепленное организационным положением; 2) реализация власти в действиях руководителя. Полномочия определяют иерархическое строение системы управления, выделение ступеней, а также характеризуют степень централизации управления. Объем полномочий отражает состав проблем, которые может и должен решать руководитель, масштаб полномочий – состав и количество подчиненных ему непосредственно звеньев системы управления.

ПРАКСЕОЛОГИЯ – наука о принципах и методах эффективной деятельности.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ – сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует общепринятых методов. Проблема требует изучения, анализа проблемной ситуации, получения полной информации, выработки концепции подхода к ее решению.

ПРОГНОЗ – научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта или процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их достижения.

ПРОГРАММА – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей. Оценка и выбор вариантов программ по различным критериям.

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ – совокупность приемов и способов согласования целей с имеющимися ресурсами. Разработка программы предполагает: построение дерева целей, мероприятий, определение ресурсов, сравнение альтернативных вариантов и выбор наилучшего.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ – управленческая деятельность объе­диненных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение определенных целей путем реализации функций управления, применения соответствующих принципов и методов управления.

РЕВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖЕРОВ (УПРАВЛЯЮЩИХ). – В конце ХIХ – начале ХХ века в результате возрастания роли и усложнения функций управления производством непосредственное управление корпорациями стали осуществлять не сами хозяева, а наемные управляющие, менеджеры. На основании этого факта американский экономист Дж. Бернхем в книге «Революция менеджеров» (1941) провозгласил, что «совершается переход от общества, которое мы называем буржуазным, к типу общества, которое мы будем называть обществом менеджеров».

РИСК В УПРАВЛЕНИИ – специфическая деятельность менеджера в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора вариантов управления.

РУКОВОДИТЕЛЬ – лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

САМОКОНТРОЛЬ – 1) элемент самоорганизации и самоуправления, контроль собственной деятельности, осуществляемой работниками аппарата управления, специалистами и служащими, с целью оценки качества и эффективности своей деятельности, затрат времени на выполняемую работу, используемых приемов и технических средств, финансовых и других ресурсов, соответствия прилагаемых усилий решаемым задачам; 2) функция самоменеджмента, в которой наиболее рельефно, ощутимо проявляется культура руководителя; способ социализированного поведения.

САМООРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – свойство, способность социальных, социально-экономических и некоторых других достаточно сложных систем за счет собственных усилий (без внешнего управляющего воздействия) упорядочивать свою структуру и (или) деятельность подсистем (компонентов) и в результате функционировать с возрастающей эффективностью.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ – способность системы самостоятельно без воздействия извне реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

САМОУПРАВЛЕНИЕ – автономное функционирование какой-либо организационной системы, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в технологию выработки решений; конкретное управление как участие всех членов организации, взрослых граждан в деятельности органов управления.

СИНЕРГИЧНОСТЬ (от греч. synerqeia – сотрудничество, содружество) – однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию, умножению конечного результата.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ – 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – метод, рассматривающий связи и целостности сложных систем. Системный подход является предметом специальной научной дисциплины – общей теории систем, а управление в самом общем виде может быть определено как упорядочение системы.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД – способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Это не набор каких-то конкретных мер для эффективного управления. Это скорее способ мышления об организационных проблемах и методах их решения.

СОЦИУМ – динамичное и многомерное пространственно-временное образование, устойчивая, предельно широкая социальная общность, метасистема со сверхсложной структурой.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – совокупность своеобразных приемов управления. Различают три основных стиля руководства: директивный (авторитарный), демократический и либеральный.

СТИМУЛИРОВАНИЕ – создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определенного качества своей деятельности. Стимулы как и мотивы, выступают в процессах управления в качестве факторов воздействия, которые руководитель использует для достижения поставленных целей и получения результатов и для согласования совместной деятельности работников.

СТРАТЕГИЯ – определение направления деятельности организации. Выражается в обосновании, разработке и претворении в жизнь концепции в решении социальных задач. Присуща любому уровню управления, хотя и отличается определенной спецификой в зависимости от уровня управления (Центр, регион, муниципальное образование, трудовая ассоциация, личность).

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – звено и часть системы управления, воздействующий на другие элементы субъекта управления. В зависимости от целей исследования может рассматриваться и как объект для вышестоящего звена в иерархии управления.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ – 1) комплекс теоретических положений, т.е. обобщенных до определенного уровня абстракции, позволяющих дать описание, объяснение и предвидение объективных явлений управления; 2) совокупность категорий, раскрывающих сущность, содержание и специфику управления.

УПРАВЛЕНИЕ – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей. Целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную, общественную, коллективную, групповую жизнедеятельность как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, ассоциации и т.д.).

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ – вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ – деятельность, направленная на предупреждение и разрешение конфликтов.

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ – сознательное, целесообразное воздействие на общественную систему в целом, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями.

УПРАВЛЕНИЕ НА БАЗЕ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА – реализуется путем стимулирования (морального и материального) и мобилизации подчиненных.

УПРАВЛЕНИЕ НА БАЗЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ – основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ – предполагает принятие управленческого решения после получения результатов по предыдущему решению.

УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ – управление по упреждению (предвидению) для организаций с сильным аналитическим подразделением. В основе данной технологии лежит бизнес-план, который составляется как для организаций, так и для каждого ее работника

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – один из основных видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития общества и его подсистем.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – искусство, мастерство и умение, набор средств и методов для осуществления целенаправленного управленческого воздействия. Управленческая технология включает совокупность: методов и средств сбора и обработки информации; приемов эффективного воздействия на работников; принципов, законов и закономерностей организации и управления; систем контроля.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения между людьми в процессе управления, особая форма связи между субъектом и объектом управления, управляющей и управляемой системами в процессе осуществления управленческого труда на основе познания и использования объективных тенденций и принципов функционирования и развития социальных систем.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ – часть персонала предприятия, выполняющая общие функции управления: планирование, организация, регулирование, контроль, мотивирование.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД – сознательная деятельность человека по целенаправленному согласованию совместной деятельности других людей. Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого в виде нервно-психических усилий..

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по решению проблемы и изменению цели.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ – отношение между управляющей способностью органа управления и сложностью объекта управления.

УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМЫ – способность системы поддерживать намеченный режим функционирования, сохранять равновесие несмотря на возмущающие внешние и внутренние воздействия.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – связи, определенные аппаратными или штабными полномочиями, включающие рекомендательные, обязательного согласования, параллельные и функциональные полномочия.

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ – определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимый для обеспечения установленного воздействия субъекта управления на объект управления.

ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ – прогнозируемое, планируемое и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции и услугах и учета имеющихся реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ – полная совокупность периодически следующих друг за другом составляющих процесса управления: а) получения информации; б) принятия управленческого решения; в) передачи решения для реализации.

ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ (от англ. emergent – внезапно возникающий) – свойство, которое означает несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей. Например, цель организации состоит в получении максимальной прибыли при минимальных расходах на рабочую силу.

ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ – система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с общегуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ – один из основных оценочных показателей управления, определяемый посредством сопоставления результата и затрат на его достижение.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.