Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность




 

Дебиторская задолженность. Компании предпочли бы продавать свои товары за наличные, а не в кредит. Однако требования рыночной конкуренции вынуждают большинство компаний предлагать товары в кредит. Предоставление товарного кредита обыч­но увеличивает объем продаж и, в конечном счете, прибыль ком­пании. При этом, когда отправляют клиентам товары в кредит, то сокращаются запасы, но образуется дебиторская задолженность, т. е. недополученный остаток денежных средств с покупателя. Когда же покупатель уплачивает по счету, то уменьшается дебиторская задолженность и увеличивается сумма денежных средств на расчетном счету компании - продавца.

Таким образом, когда товары проданы в кредит, то образуются два счета. Во первых, статья актива в книгах продавца, т. е. дебиторская задолженность и, во-вторых, статья пассива в книгах покупателя или кредиторская задолженность.

На величину дебиторской задолженности при прочих равных условиях влияют, главным образом, объем продаж в кредит и период инкассации, т. е. время между продажами товаров и по­ступлениями платежей за них. Таким образом, дебиторская задолженность - это объем продаж в кредит за день, помноженный на период инкассации.

Так, при объеме продаж в сутки, равном 10 000 р., и периоде инкассации в 7 дней сумма дебиторской задолженности составит 10 000 * 7 = 70 000.

Кредитная политика. Инкассация дебиторской задолженности является основным источником денежных поступлений компании. Поэтому исключительное значение приобретает правильное проведение кредитной политики, т. е. отпуска товаров покупателям компании. Кредитная политика включает ряд основных элементов.

Срок кредита - период времени,. в течение которого покупатели должны заплатить за свои покупки. Это может быть и 30, и 60, и 90 дней или же любой другой срок, оговоренный в договоре с покупателем. Как правило имеется определенная связь между нормальным периодом хранения запасов у клиента и сроком погашения им товарного кредита. Так, например, период хранения запасов свежих фруктов и овощей у магазинов небольшой. Следовательно, и сроки товарного кредита (погашения дебиторской задолженности), которые им предоставляют оптовые базы, будет сопоставимо коротким.

Скидки - это условия поощрения за ускорение платежей. Решения о размерах скидок принимаются путем сбалансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями скидок. Оптимальной считается скидка, при которой издержки, связан­ные с предоставлением скидки и дополнительные доходы, полученные в результате ускорения дебиторской задолженности взаимно уравновешиваются.

Пусть первоначальные условия товарной ссуды были «чистые 30». Это означает, что компания своим покупателям предоставляет 30 дней для оплаты полученных товаров. Допустим, первоначальные условия изменились на «2/10, чистые 30». Это означает, что компания при сохранении прежних условий кредита допол­нительно предоставляет покупателям 2%-ную скидку с продажной цены в случае внесения ими платы в течение 10 дней. Скидки способствуют привлечению новых клиентов и сокращению среднего периода погашения дебиторской задолженности.

Стандарты кредитоспособности - это минимальные требования к кредитной надежности покупателей. Если клиенту не доверяют кредит на обычных основаниях, то ему придется покупать товары у компании на более жестких условиях. Отсюда и характер взимания платы может быть жестким или мягким в зависимости от дисциплинированности клиентов компании по погашению своей дебиторской задолженности.

Таким образом, условия товарной ссуды - это разумное сочетание срока кредита и предоставляемых скидок.

Разумеется, всякая компания заинтересована в предоставлении товарного кредита надежным клиентам. Следовательно, необходимо уметь правильно оценить надежность предоставляемого кредита. Обычно компания при такой оценке учитывает следующие важнейшие факторы. На первое место следует поставить моральный фактор, под которым имеется в виду определенная степень доверия к клиенту, к его обещаниям вовремя оплатить купленный товар. Весьма существенен фактор nлатежеспособности. Частично о платежеспособности клиентов судят по прошлой практике ведения дел, по их кредитной истории. Весьма полезно также организовать текущее наблюдение за их заводами или магазинами. Важнейшим фактором надежности кредита является общее финансовое состояние компании, которое можно установить на основе изучения официально доступных финансовых отчетов клиентов. При этом особое внимание следует уделить изучению таких финансовых показателей, как отношение суммы долга к активам, оборотного капитала к краткосрочным обязательствам, а также коэффициенту покрытия процента, т. е. степени покрытия чистым доходом процентных платежей. Надежность кредита характеризует также его обеспеченность активами, которые клиенты мо­гут предложить в залог. На показатель надежности влияют и общие экономические тенденции и особенности развития в определенных географических районах или секторах экономики. Все это надлежит детально изучать и осмысливать.

Информацию о кредитоспособности потенциальных клиентов можно получить от местных кредитных ассоциаций, печатающих отчеты, содержащие историю платежей различных должников, а также от коммерческих организаций, предоставляющих фактические данные, которые можно использовать при анализе кредито­способности.

Контроль за состоянием дебиторской задолженности. Это обязанность всякой компании, если она хочет поддерживать свою финансовую устойчивость на достаточном уровне. Ей следует соблюдать политику дифференцированного подхода к клиентам в зависимости от их дисциплины погашения дебиторской задолженности. Надежным и простым методом контроля дебиторской задолженности является группировка дебиторов по категориям риска погашения задолженности. В свою очередь категория риска дебитора определяет характер кредитной политики, которую к нему применяет компания. Группировку дебиторов можно произвести, например, следующим образом (табл. 11.1).

Для усиления действенности контроля дебиторской задолженности и стимулирования клиентов дифференцированная кредитная политика может предусматривать систему льгот для наиболее дисциплинированных из них. В любом случае финансовому менеджеру надо стремиться к тому, чтобы дебиторская задолженность была как можно ближе к оптимальной. Менеджеру постоянно следует иметь в виду, что такой уровень дебиторской задолженности во многом определяется спецификой деятельности данной компании. Если она имеет свободные производственные мощности, то должна либеральнее предоставлять кредит и даже стремиться к увеличению объема дебиторской задолженности. Не исключено, что это повысит степень загруженности производственных мощностей и обеспечит увеличение доходов компании. Возможен и обратный случай. Если производственные мощности полностью загружены, компании следует проводить более строгую кредитную политику. Она может позволить себе иметь низкую дебиторскую задолженность.

Таблица 11.1 Группировка дебиторов по категориям риска

Категория риска Неоплачено продаж % % клиентов Характер выдачи кредита Периодичность проверки
        0,5-1   1-2   2-5   5-10   Более 10         Автоматически, любой Автоматиматически, ограниченный По специальному решению руководства компании По специальному решению руководства компании Наложенным платежом Проверка 1 раз в год Проверка 1 раз в квартал Периодичность отсутствует     То же   ___

В конечном итоге цель кредитной политики состоит в том, чтобы, как минимум, сохранялась величина потоков денежных средств, а еще лучше, чтобы имело место увеличение доходов. Внося изменения в кредитную политику, крайне важно правильно определить грядущее соотношение доходов от продаж с понесенными издержками. Дело в том, что при смягчении кредитной политики вместе с увеличением объема продаж увеличиваются и издержки. Так, возрастут затраты труда и материалов, увеличатся издержки хранения дополнительной продукции. Соответственно возрастет сумма неинкассированной дебиторской задолженности. Весьма вероятно, вырастут безнадежные долги или расходы по дисконтированию и т. д.

 

11.6. Факторинг

 

Факторинг или факторинговые операции - это покупка фактором (фирмой, которая занимается факторинговыми операциями) торговых задолженностей производителя с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Благодаря факторингу производитель получает оборотный капитал. По существу факторинг - это система финансового и организационного обеспечения товарного кредита.

Факторинг бывает с уплатой. Он включает в себя получение задолженности, принятие фактором на себя риска неплатежей и передачу им средств производителю по мере того, как они вьпла чиваются покупателем. Факторинг бывает также с уплатой и финансированием. Он предусматривает выплату средств производи­телю сразу после поставки товаров до 90 % их продажной цены. Остаток же денежных средств выплачивается после получения всех денег. Очевидно, что этот вид факторинга дороже, чем факторинг просто с уплатой.

Причина появления факторинга кроется в постоянной нехватке оборотных средств у потенциальных покупателей товаров и конкуренции между продавцами, особенно по высоколиквидной продукции. Борьба за покупателей вынуждает поставщиков переходить от традиционного предоставления отсрочки платежа покупателям путем их товарного кредитования к факторинговой продаже своих товаров. Кроме того, традиционные способы расчетов клиентов, когда они выписывали продавцу векселя или открывали в его пользу аккредитивы, сопряжены с рядом неудобств для дебиторов. Дело в том, что растут накладные расходы и возникает обязанность погасить товарный кредит точно в срок независимо от возможных финансовых трудностей.

Вполне естественно, что в конце концов под давлением покупателей продавцы все чаще стали соглашаться с расчетами по так называемому открытому счету. Однако переход к расчетам по от- крытому счету вызвал резкое падение платежной дисциплины покупателей. Это стало носить массовый характер, что особенно рискованно при международных деловых операциях.

Таким образом, появление факторинга было объективно предопределено. Сегодня факторинг становится прежде всего средством финансового обеспечения деятельности продавца на период вынужденного отвлечения оборотных средств ввиду выдачи покупателям товарных кредитов.

Содержание факторинговых операций. Наибольший эффект из факторингового обслуживания извлекают предприятия-поставщики, направляющие полученные от банка «факторинговые» средства на расширение сбыта своей продукции. Удобная форма расчетов приводит к возрастанию числа покупателей и, следовательно, объемов продаж.

Факторинг является долгосрочной программой финансирования оборотного капитала. Поэтому договор факторингового обслужива­ния заключается на неопределенный срок и действует до того момента, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.

Факторинговое обслуживание представляет собой комплекс финансовых услуг, постоянно оказываемых фактором (обычно банком или специализированной компанией-фактором) клиенту-поставщику продукции в обмен на уступку его дебиторской задолженности. Эти услуги включают финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление отчетов клиенту-поставщику, а также контроль за своевременностью оплаты.

Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что после поставки продукции фактор немедленно выплачивает продавцу в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В странах с развитой экономикой размер досрочного платежа составляет от 50 до 90 % от суммы поставки. Остаток денег, т. е. сумма поставки минус сумма досрочного пла­тежа минус факторинговая комиссия, выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора.

На эффективность факторинга влияют отраслевые особеннос­ти. Особенно распространено факторинговое обслуживание в от­раслях, где применяются регулярно повторяющиеся краткосрочные договоры на поставку, например, бензина через автозаправочные станции. Дело в том, что при регулярно повторяющихся договорах снижаются трансакционные издержки, связанные с использованием специализированных служб по управлению дебиторской задолженностью.

Для факторингового обслуживания можно рекомендовать дебиторскую задолженность по всем высоколиквидным товарам. Таковы продукты питания, медикаменты, корм для животных, гигиенические товары, парфюмерия и косметика, автозапчасти, кан целярские товары, бытовая техника, строительные материалы, а также поставки ряда услуг - туристических, рекламных и др.

Преимущества и недостатки факторинтвого обслуживания. К числу недостатков факторингового обслуживания можно отнести то обстоятельство, что поставщик несет дополнительные расходы по оплате факторинговой комиссии, по дополнительной оплате рабочего времени курьера (подвоз документов) и сотрудников бухгалтерии на выполнение бухгалтерских проводок, связанных с факторинговым обслуживанием.

Но получаемые поставщиком преимущества неизмеримо выше недостатков. Факторинговое обслуживание создает для производителя-поставщика ряд экономических и организационных преимуществ. Теперь он может сосредоточиться на своей профильной производственной деятельности. Это позволяет ему больше внимания уделить проблемам ускорения оборота капитала, совершенствованию его производительной части и увеличению доходности собственного капитала за счет увеличения объемов продаж. Поставщик имеет больше определенности при планировании поступления средств и погашения собственной задолженности.

Позитивен тот факт, что авансирование поставщика факторинговой компанией не создает для него новых обязательств, следовательно, не влияет отрицательно на кредитоспособность компании. Факторинг несколько уменьшает сумму баланса поставщика за счет комиссионных, но зато улучшает структуру баланса, увеличивая показатель соотношения собственного и заемного капитала. Факторинг позволяет поставщику отказаться от собственного штата служащих, вьшолняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает определенная экономия в средствах.

Отказываясь от избыточного банковского кредитования в пользу факторинга, поставщик перестает нести расходы пo процентам за пользование кредитом, по налогу на прибыль с процентов (превышающих ставку Центрального банка Российской Федерации плюс 3 %) по оформлению кредита (регистрация и страхование залога, оплата рабочего времени сотрудников на оформление и подготовку документов для кредитного отдела банка, уведомления налоговой инспекции о намерении открыть ссудный счет и т.д.). Исчезают расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране, на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения или вьплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота. Кроме этого переход на факторинговое обслуживание создает предпосылки для более близкого к оптимально­му использованию банковского лимита кредитования, например, для целей открытия аккредитива без покрытия, получения гаран­тии, вексельного кредита и т. д.

При факторинговом обслуживании появляется экономия за счет получения лучших ценовых условий на закупаемый товар, возможность улучшить платежную дисциплину, а также получить гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременном расчете с ними вследствие затруднений с наличностью. Преимуществом факторинга является также защита от потерь при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами товара, а также защита от упущенной выгоды. Речь идет о возмож­ных потерях клиентов вследствие дефицита оборотных средств, который нередко приводит к невозможности предоставлять поку­пателям конкурентные отсрочки платежа, поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе и т. д. Важно помнить, что вернуть клиента, ушедшего к конкуренту, может оказаться невозможным

.

11.7. Управление запасами

 

Запасы составляют, как правило, подавляющую часть текущих активов. Их можно сгруппировать по технологическим стадиям изготовления.

На п е р в о й с т а д и и запасы состоят из закупленных (заготовленных) сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. д. Данные запасы складируются и используются для изготовления продукции. Этих запасов должно хватить как минимум на один производственный цикл при определенных усло­виях их поставки. Логично, что большей частью большие массы заготовленного сырья сосредоточиваются в отраслях с сезонными производственными циклами. Таковы сахароварение, переработ­ка плодов, овощей и фруктов, заготовка их оптовыми,плодовоовощными базами.

В т о р а я с т а д и я существования запаса связана с переходом сырья, материалов в стадию незавершенного производства. Для того, чтобы сырье и материалы превратились в готовую продукцию, необходимо время, определяемое особенностями технологии их обработки. Если это торговля, то технология обработки заключается в том, чтобы товар был расфасован, приобрел привлекательный вид. На это не требуется много времени, следовательно, на этой стадии в торговле запасы существуют непродолжительное время. Совершенно иная технология обработки сырья и материалов в машиностроении. К примеру, такие его отрасли, как судостроение, производство турбин для электростанций, самолетостроение, характеризуются длительными производственными циклами. Здесь заметная часть запасов существует на стадии незавершенного производства.

Т р е т ь я с т а д и я хранения запасов связана с тем, что требуется время на вывозку готовой продукции со складов. Запас гото вой продукции необходим, чтобы обеспечить бесперебойную поставку готовой продукции потребителям.

Таким образом, уровни запасов зависят от объемов продаж, от отраслевых особенностей, от совершенства продвижения товара как внутри компании, так потребителю. Имеются еще и финансо­вые различия между стадиями существования запасов. Так, если дебиторская задолженность накапливается и инкассируется после продажи товаров, находящихся на складе готовой продукции, то образование запасов на стадиях их заготовления и обработки требует денежных расходов до продажи товаров.

Для эффективного управления запасами требуется постоянно держать в поле зрения следующие вопросы. Сколько и каких единиц предметов хранения (сырья, материалов, готовой продукции) надо держать на складе? Сколько единиц сырья и материалов надо заказать и сколько единиц готовой продукции следует произвести в определенный момент времени? Когда следует заказать сырье и материалы или произвести продукцию?

Следовательно, цель управления запасами состоит в обеспечении предприятия различными видами запасов в необходимых количествах и в нужное время, чтобы обеспечить нормальное тече­ние производственного процесса на уровне, близком к оптимуму, и при минимальных затратах.

Влияние запасов на финансовое состояние корпорации. Рассмотрим эту проблему на примере магазина, который занимается розничной торговлей купальниками. Магазин заказывает их в январе и получает в апреле, чтобы обеспечить максимальный покупательский спрос на них в мае и июне. Ошибки в типе, количестве, цвете, размерах купальников могут для магазина обернуться весьма неприятными последствиями: потерей клиентов, уменьшением объемов продаж, падением цены, снижением уровня ликвидности продукции и т. д. Рассмотрим финансовую ситуацию для магазина при базовом запасе товаров, при сезонном увеличении продаж, в случае удачной и неудачной продаж.

Имеется базовый запас товаров на сумму 100 тыс. р. Он профинанси­рован за счет обыкновенных акций. Тогда балансовый отчет Ns 1 магази­на составил бы:

Статья актива, тыс. р. Статья пассива, тыс. р.

Запас (базовый) - 100 Обыкновенные акции - 100

Итого активов - 100 Итого акционерного капитала и обязательств - 100

 

Пусть расчеты показали, что ожидается сезонное увеличение продаж в объеме 300 тыс. р. Соответственно на эту сумму магазину необходимо приобрести дополнительные запасы, которые будут профинансированы за счет банковской ссуды:

Статья актива, тыс.руб. Статья пассива, тыс.руб.
Запас базовый – 100 Запас дополнительный – 300 Итого активов - 400 Обыкновенные акции – 100 Векселя к оплате банку – 300 Итого акционерного капитала и обязательств - 400

Таким образом, магазин предполагает продать товаров на 400 тыс. р., получить прибыль и расплатиться по векселям с банком. Однако в реальности ситуация может оказаться и удачной, и неудачной.

Пусть была удачная продажа, получена необходимая прибыль и магазин оплатил свою задолженность банку (векселя к оплате) в размере 300 тыс. р. И сверх того образовалась нераспределенная прибыль в размере 50 тыс. р., которую магазин держит частично в кассе. Тогда балансовый отчет Ne2 магазина будет выглядеть так:

Статья актива, тыс.руб. Статья пассива, тыс.руб
Запас базовый – 100 Касса и легко реализуемые ценные бумаги – 50 Итого активов - 150 Обыкновенные акции – 100 Векселя к оплате банку – 0 Нераспределенная прибыль – 50 Итого акционерного капитала и обязательств – 150

Рассмотрим случай неудачной продажи товаров. Пусть товары (запасы) распроданы и ссуда банка погашена лишь на одну треть.

Тогда балансовый отчет No2 магазина будет выглядеть так:

Статья актива, тыс.руб. Статья пассива, тыс.руб.
Запас базовый – 100 Запас дополнительный – 200 Итого активов - 300 Обыкновенные акции – 100 Векселя к оплате банку – 200 Итого акционерного капитала и обязательств - 300

Как видим, магазин остался должен банку 200 тыс. р. и у него остались нереализованных товаров на 200 тыс. р. Естественно, что банк требует погашения ссуды в полном объеме, т. е. еще 200 тыс. р. к погашенным 100 тыс. р. В этой ситyации магазин оказался вынужден снизить наполовину цену и распродать весь запас, включая базовый (100 + 200 = 300 тыс. р.). Таким образом, в кассе у нас оказалось денег в объеме (100 + 200)1/2 = 150 тыс. р. Данная ситуация отражена в балансовом отчете Ns3:

Статья актива, тыс.руб. Статья пассива, тыс.руб.
Касса и легкореализуемые ценные бумаги – 150 Итого активов - 150 Векселя к оплате банку – 200 Обыкновенные акции – (50) Итого акционерного капитала и обязательств - 150

Как видим, даже продажа базового запаса не покрывает всей задолженности. Магазину, чтобы полностью рассчитаться с банком придется расстаться с частью своего акционерного капитала в размере 50 тыс. р. Случившаяся ситуация означает, что магазин уменьшил свой акционерный капитал, возможно утерял часть контролируемости и кредитного доверия. Все это ухудшает финансовое состояние магазина. В итоге имеется убыток в размере 50 тыс. р., магазин становится банкротом и разоряется.

Кроме качества запасов на финансовое состояние компании большое влияние оказывают издержки, связанные с хранением запасов. Речь идет о важнейших статьях затрат. Так, запасы для своего хранения требуют складского помещения, складского технологического оборудования(краны,механизм автоматизированного поиска запаса и т. д.), т. е. требуются затраты основного капитала. Необходимы также текущие расходы на хранение и обработку запасов. В ряде случаев требуются расходы по страхованию запасов. К тому же компания должна выплачивать поимущественные налоги (чем больше запасов, тем больше размер поимущественных налогов). И наконец, возможны расходы, вызванные просто физическим износом, возникающим в процессе хранения запасов, а также потери из-за морального износа части запасов готовой продукции, что может вызвать снижение их ликвидности и доходов компании.

Издержки хранения запасов оцениваются по следующему уравнению:

где Ихр - издержки хранения запасов; Ихр.е - издержки хранения единицы запасов в %; Цт - цена покупки единицы запаса; Аср - среднее количество единиц запаса в расчете на один заказ; Пк - годовое количество продаваемых компанией товаров; N - количество заказов в год.

где Пт - продажа товаров.

П р и м е р. Пусть компания продает в год товаров: Пк = 250 000 еди­ниц. При этом она оформляет N= 6 заказов в год. Цена покупки одной единицы запаса Ц, = 75 р. Издержки хранения единицы запаса состав­

ляют Ихр.е = 19,3 % от цены единицы запаса. Чему же равны общие из­держки хранения запасов компании?

Таким образом, общие издержки хранения запасов при указанных условиях в расчете на один заказ в год составляют чуть более 300 тыс. р.

Следует отменить, что издержки хранения обычно растут пропорционально росту среднего количества хранимых запасов и являются переменными издержками.

Формирование запасов влекут за собой и постоянные затраты. Речь идет о затратах на выполнение заказа, которые включают в себя расходы на размещение заказов и расходы на транспортировку и обработку запасов. Расходы по выполнению всех заказов в год можно оценить с помощью уравнений

где Sвз – стоимость выполнения всех заказов в году; Ипост- постоянные издержки на размещение и выполнение одного заказа.

Пусть годовое количество продаваемых компанией товаров составляет Пт=250000 ед товаров. Постоянные издержки на размещение и выполнение одного заказа Ипост=5000р. Среднее количество единиц запаса в расчете на один заказ Аср=20833 ед товаров. Чему равны расходы по выполнению одного заказа?

Тогда общие расходы на хранение и выполнение заказа равны

так как

Следовательно, если компания заказывает по 42000 единиц 67 раз в год, то общие расходы по хранению и выполнению заказа составит

Модель оптимального размера заказа. Под оптимальным понимается такой размер заказа, который минимизирует общие затраты, связанные с запасами. Оптимальный размер заказа может быть определен по следующей формуле':

где Ипост - постоянные издержки на размещение и выполнение одного заказа; Пт - годовой объем продаж, единиц; Ихр.е - издержки хранения запасов в % от стоимости запасов; Цт - цена покупки единицы запаса.

Рассмотрим проблему оптимального заказа на диаграмме. Рис. 11.5 дает об этом наглядное представление. Здесь прямая 2 - это издержки хранения, т. е. Переменные издержки, которые растут про­порционально величине запасов. Кривая 3 показывает затраты по выполнению заказа, которые после некоей оптимальной величины заказа практически не меняются и могут быть приняты за постоянные расходы. Кривая 1 показывает поведение суммарных затрат по хранению и выполнению одного заказа запасов. Как видим, наименьшего значения суммарные расходы соответствуют точке пересечения кривых затрат хранения запасов и выполнения заказа. Эта точка и будет соответствовать оптимальному размеру заказа запаса.

Чтобы модель оптимального размера заказа работала, необходимо соблюдение ряда допущений. Объем продаж должен быть идеально спрогнозирован. Продажи должны равномерно распределяться в течение всего года. Заказы должны выполняться без задержек.

Рис. 11.5. Оптимальный размер заказа:

1 - общая стоимость заказа; 2 - издержки хранения; 3 - затраты по выполнению заказа; ОРЗ - оптимальный размер заказа

П р и м е р. Пусть компания «Лира» издает юбилейный сборник песен, посвященный В. Высоцкому, «жираф». Постоянные издержки ка размещение и выполнение одного заказа Ипост, = 25 000 р. Предполагается, что за год будет выпущено П, = 35 000 экземпляров сборника. Издержки хранения запасов составят Ихр.е = 20 % от стоимости сборника. Покупная цена, которую магазин «Ноты» платит за один экземпляр сборника Ц, - 120 р. (Магазин «Ноты» продает сборник за 156 р.). Определим оптимальный размер одного заказа книг для магазина компании «Ноты».

Теперь рассмотрим как определяется точка возобновления заказа. Речь идет о таком количестве запаса, когда он должен быть пополнен. Допустим, магазин полностью продает 35 000 сборников в течение календарного года, а срок между заказом и поставкой, т. е. цикл заказа, равен 2 неделям. Чему равна точка возобновления заказа?

Определим то количество сборников, которое магазин способен про­давать еженедельно: Пт/52 = 35 000/52 = 673 = 675 шт.

Тогда магазин должен заказывать новую партию сборников, когда у него на складе останется сборников:

ТЗ = цикл заказа * недельный объем продаж = 2 * 675 = 1350 шт.

Это значит, что когда в конце двухнедельного периода остаток запаса снизится до «нуля», в этот момент должны поступать на склад сборники нового заказа. Однако с точки зрения обеспечения непрерывности продаж, заказ лучше размещать до получения предыдущего заказа. Это значит, что будут накапливаться запасы товаров в пути. Товары в пути - это товары, которые были заказаны, но пока не получены. Пусть магазин заказывает по 1350 сборников каждые две недели, а срок реализации (доставки) заказа равен трем неделям.

В этом случае, когда бы ни размещался заказ, другой заказ на 1350 сборников был бы в пути. Поэтому точка возобновления заказа будет равна

ТЗ = (цикл заказа * недельный объем продаж) - товары в пути = = 3 * 675 - 1350 = 675 экз.

Это значит, что заказы надо возобновлять с остатка не в 1350, а в 675 экземпляров.

Кроме того, магазин должен иметь резерв запасов на случай изменений темпов продаж или задержек с поставками. В значительной мере величина оптимального размера резервного запаса зависит от степени неопределенности прогнозов сбыта, от утраты доверительного отношения потребителей, которое может вызвать неравномерность продажи даже и прямые потери в продажах.

Имеются и другие факторы, которые могут влиять на величину оптимального размера запасов. Так, на размер запасов влияет инфляция. Особенно сильно ее влияние при больших объемах запаса. Если уровень инфляции носит относительно постоянный харак­тер, то это обстоятельство необходимо учитывать путем введения поправки в величину оптимального размера запаса. Небольшие уровни инфляции не принимаются в расчеты, так как нет одно­значных доказательств, что инфляция повышает или понижает оптимальный уровень запасов компаний.

Снижению размеров запаса способствует система поставок «как раз вовремя», т. е. когда запасы (сырье) прибывают именно в момент, когда они необходимы в производственном процессе. Если речь идет о сложном производстве (например, машиностроение), то важным фактором снижения размеров запаса становится использование комплектующих изделий, произведенных на стороне вместо их собственного производства. Для сезонных производств особую роль приобретают соотношение между производственным календарным планированием и уровнями запасов, а также координация политики управления запасами с производственной и закупочной стратегиями.

 

Ключевые слова и термины

Оборотный капитал; чистый оборотный капитал; коэффициент общей ликвидности оборотных средств; коэффициент срочной ликвидности оборотных средств; краткосрочные обязательства; финансовый цикл;

период обращения дебиторской задолженности; период обращения запасов; период обращения кредиторской задолженности; постоянный оборотный капитал; переменный оборотный капитал; политика умеренного, агрессивного и консервативного финансирования постоянных и переменных оборотных средств; управление денежными средствами; кассовый план; способы минимизации кассовых остатков; синхронизация потока денежных средств; платежный, инкассируемый и чистый флоут; овердрафт; счет с нулевым остатком; легкореализуемые ценные бумаги; риски легкореализуемых ценных бумаг; модель Бомола - равновесия денег и легкореализуемых ценных бумаг; кредитная политика; стандарты кредитоспособности; факторинг; факторинг с уплатой; факторинг с уплатой и финансированием; управление запасами; влияние запасов на финансовое состояние корпорации; модель оптимального размера заказа.


[1] Флоут (англ. float) - резерв времени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.