Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для размышления и самоконтроля. Выбор оптимального построения организационных структур управления зависит от ряда факторов непосредственного и косвенно­го влияния




Выводы

 

Выбор оптимального построения организационных структур управления зависит от ряда факторов непосредственного и косвенно­го влияния.

К первым относятся цели, задачи, функции и методы управления, а ко вторым — кадры, техника, технология управления, организация труда.

Все указанные факторы в совокупности определяют принципы как основания для построения (выбора) организационных структур и структур управления в государственных органах, которые включают в себя следующие основные требования.

1.Наличие у каждого структурного подразделения своего специ­фического целевого предназначения и соответствующей этому опреде­ленной организационно-правовой самостоятельности внутри аппарата данного органа, т. е. полномочия и ответственность за конкретный участок работы. С этим принципом связано нормативное возложение на руководителя каждого органа функциональной обязанности по ус­тановлению и четкому закреплению ответственности структурных подразделений и должностных лиц за конкретные результаты выпол­нения возложенных на них задач и полномочий. У каждой функции должен быть ответственный за ее реализацию, исполнение.

2. Обусловленность структуры организации ее функциям, с тем чтобы предупредить структурную избыточность или структурную не­достаточность. Этот принцип предусматривает определенную автоно-
мизацию отдельных функций, тенденцию к их самодостаточности. Вновь возникшая функция, обусловленная новыми потребностями, может быть выполнена и путем создания нового структурного подраз­деления или самостоятельного органа, а также путем более полной и интенсивной деятельности ранее существующих структур.

3. Организационная обеспеченность функции. Соблюдение этого принципа при формирований оргструктур предусматривает выделение организациям соответствующих людских и материальных ресурсов. Иначе возложенные на них функции не будут выполняться либо бу­дут осуществляться лишь периодически (после указаний сверху) и не­качественно, поскольку каждый вид работ требует необходимой под­готовки, опыта, которых может и не быть у лиц, ответственных за них. Так, во многих государственных организациях функции прогно­зирования, социального моделирования, мониторинга, коррекции управленческих решений в настоящее время еще остаются организа­ционно незакрепленными.

4. Организационная структура государственных учреждений не Должна быть сложной. Ретроспективный анализ показывает, что по мере развития социальных систем их организационные структуры ус­ложняются, это результат расширения их функций, связей, возраста­ния потоков информации и т. д. Усложнение оргструктур имеет ряд негативных последствий. К ним относятся: увеличение численности Управленческого персонала, удорожание систем, замедление прохож­дения информации, снижение оперативности реагирования. Порой это приводит к тому, что клиент (посетитель) не знает, в какую дверь ему стучаться для решения своего вопроса. Упрощение оргструктуры Управления — актуальная задача.

5. Обеспечение гибкости организационных структур управления. Оргструктуры, характеризующиеся детализированной регламентацией прав и обязанностей, их постоянством, стабильными связями и схе­мой подчинения, носят название жестких. Они используются для под­разделений, где нужно ограничить варианты поведения работников, строго регламентировать методы служебной деятельности, исключить возможность неоправданных инициативных решений. Жесткие орг­структуры требуют меньшей квалификации работников, функции лег­ко нормируются. Вместе с тем жесткость структур усиливает ведомст­венные барьеры до размеров «вавилонской башни», затрудняет уста­новление горизонтальных связей, тормозит внедрение рациональных форм и методов работы, подавляет всякую инициативу.

Избежать указанных негативных проявлений можно, используя гибкие оргструктуры. Гибкость достигается оперативными изменения­ми в правовом регулировании, внесением необходимых штатных из­менений в различных ситуациях, расширением компетенции руково­дителей по установлению прямых внутренних и внешних связей. Кро­ме того, гибкость может быть обеспечена применением оргструктуры программно-целевого типа.

6. Достижение оптимального сочетания централизации и децен­трализации. Сосредоточение основных функций управления на его верхнем уровне позволяет при чрезвычайных обстоятельствах эффекттивно маневрировать силами и средствами. Положительно зарекомен­довала себя также централизация обеспечивающих функций управле­ния — информационно-аналитической, кадровой и др. В обычных же условиях, если подразделения системы охватывают большую террито­рию, чрезмерная централизация управления не способствует повыше­нию его эффективности. Более того, при этом нередко снижаются оперативность в принятии решений, инициативность подчиненных звеньев и чувство их ответственности за достижение поставленных це­лей.

Следовательно, в каждом отдельном случае необходимо найти оп­тимальное соотношение централизации и децентрализации функций, что позволяет нейтрализовать, с одной стороны, ведомственные тен­денции, а с другой — местнические. Решение данной задачи дает воз­можность верхнему звену управления сконцентрировать внимание на крупных, стратегического масштаба проблемах, а нижнему звену — на вопросах оперативно-тактического характера.

7. Исключение дублирования функций в оргструктурах управле­ния. Такой принцип означает, что нельзя возлагать ответственность на несколько служб за выполнение одной и той же функции. Иногда
это неизбежно, но надо стремиться к тому, чтобы каждой функции соответствовала только одна организационная ячейка.

Обеспечение относительной равномерности нагрузок на каждое структурное подразделение. Нарушение указанного требования может привести к таким негативным последствиям, как постоянное перераспределение штатов между службами, высокая текучесть кадров, хронический их недокомплект, напряженность взаимоотношений и т.д.

9. Минимально возможное число иерархических уровней в орга­низационной структуре управления, дабы предусмотреть кратчайший путь накопления и прохождения информации, сузить «ножницы» между «приказом» (решением) и исполнением.

10. В организационной структуре управления целесообразно пре­дусмотреть возможность (принцип) взаимодополняемости и взаимоза­меняемости работников, с тем чтобы каждый умел выполнить функ­цию по крайней мере двух работников его уровня, а руководитель —имитировать функции вышестоящего и нижестоящего в иерархии управления. Этот принцип трансформируется в формулу:

 

обучение + практика = условия взаимодополняемости.

 

1.Что включает в себя понятие «правовой статус государственно­го органа»?

2. Каково соотношение понятий: организационная структура органа управления и организационная структура управления?

3. Попробуйте аргументировать принципы оптимизации функцио­нально-структурной составляющей управления. Предложите свои подхо­ды к оптимизации функционально-структурного компонента системы
госуправления какого-либо конкретного ведомства, органа государствен­но-административного управления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.