Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация управленческого труда




Характер и содержание управленческого труда

1. К управленческому персоналу относятся работники, професси­онально участвующие в процессе управления. Синонимами понятия управленческого персонала могут быть кадры управления или ад­министративно-управленческий персонал.

В зависимости от выполняемых функций управленческий пер­сонал разделяется на три категории:

Кадры управления

Руководители — линейные и функциональные

Специалисты — инженеры, экономисты, агрономы, юристы, зоотехники и т.п.

Технические исполнители — секретари, лаборанты, техники, чертежники и т.п.

Руководители возглавляют коллективы, направляют и коорди­нируют их работу, контролируют результаты их деятельности. Ру­ководители могут быть линейными и функциональными.

Линейные руководители действуют на основе единоначалия и ответственны за состояние и развитие организации или ее части: объединения, предприятия, цеха, участка, бригады. В сельскохо­зяйственном производстве к линейным руководителям относятся директора совхозов и председатели колхозов, начальники отделе­ний и участков, бригадиры. Функциональные руководители воз­главляют подразделения, осуществляющие конкретные функции управления (бухгалтерский учет, материально-техническое снаб­жение, планирование). К функциональным руководителям отно­сятся главные специалисты колхозов и совхозов, специалисты от­раслевых подразделений, руководители лабораторий и т.п.

Важную роль в управлении сельскохозяйственным производ­ством играют специалисты, которые решают конкретные произ­водственные и управленческие задачи. Они разрабатывают проек­ты решений, нормы и нормативы, а также предоставляют руко­водителям информацию. Специалистами считаются инженеры, юристы, агрономы, зоотехники и т.д.

Технические исполнители передают, фиксируют и перерабаты­вают информацию, выполняют учетные, вычислительные и кон­трольно-множительные работы, отвечают за обслуживание аппа­рата управления. Это секретари, машинистки, лаборанты, чер­тежники, техники, экспедиторы и т.п. Специфика труда руководителя состоит в том, что производ­ственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а преимущественно воздействуя на людей, кото­рые непосредственно решают эти задачи. Руководитель выступает одновременно в роли организатора, администратора, специалис­та, воспитателя и общественного деятеля.

Труд руководителя носит творческий характер, так как ему приходится принимать нестандартные решения, требует высокой компетентности и готовности брать на себя ответственность, раз­нообразен по содержанию. Можно выделить три группы основных проблем, которые приходится решать руководителю: социальные, производственно-экономические и собственно организационно -управленческие.

2. В управленческой иерархии руководителей и специалистов принято делить на три звена: Классификация управленческого персонала по уровням управления

Первичное звено: мастера, бригадиры, начальники участков, руководители подразделений внутри функ­циональных групп

Среднее звено: руководители отделений и крупных отраслевых подразделений, юристы, зоотехники и т.п.

Высшее звено: директора совхозов и агропромышлен­ных объединений, председатели колхозов и т.п.

Все работники подразделяются по должностям. Должность пре­допределяет границы компетенции работника, т.е. круг его обязан­ностей, прав и ответственности. Название должности работника должно отражать характер выполняемой работы независимо от спе­цифики предприятия, в котором он работает.

Профессиональное содержание инженерного труда

1. Инженерный труд связан с обособлением умственного труда в сфере материального производства. Характерным признаком ин­женерного труда является его творческое начало, особая творчес­кая насыщенность.

Выделяют три основных направления специализации инженер­ного труда:

Специализация инженерного труда

Отраслевая: инженер-механик, инженер-электрик, ин­женер-металлург и т.д.

Функциональная: энергетик, теплотехник, электрик, электронщик и т.д.

По содержанию трудовых операций: информационные операции(поиск, обработка и передача информации); логико-мыслительные операции(расчет, анализ и пла­нирование производственных процессов и т.д.);

3. Работа с управленческим персоналом осуществляется через кадровую политику, основу которой составляют принципы под­бора, расстановки и воспитания кадров.

Требования к руководителю

Компетентность

Организаторские способности

Умение оценить достоинства подчиненных и опреде­лить их обязанности в соответствии со способностями и возможностями

Способности организовать контроль и проверку испол­нения принятых решений

Умение решать проблемы комплексно, выбирая наибо­лее действенные формы воздействия на подчиненных

Умение мыслить перспективно

Проявление заботы о подчиненных

Компетентность руководителя означает не столько всеобъем­лющие знания, что практически невозможно, сколько умение ис­пользовать знания своих коллег и подчиненных. Уверенный в себе руководитель никогда не побоится и не постесняется посовето­ваться с более опытным коллегой-подчиненным. Любой руково­дитель, будь он семи пядей во лбу, никогда не сможет аккумули­ровать все знания, которыми в совокупности обладают члены кол­лектива. Более того, по многим вопросам подчиненные могут и даже должны быть более компетентными, чем руководитель. И это нормально. Необходимо постоянно советоваться с подчинен­ными, от этого авторитет руководителя отнюдь не пострадает. А сотрудникам всегда приятно, если руководитель с ними советует­ся по каким-либо вопросам.

Руководитель должен быть администратором, умеющим не толь­ко организовать производство, но и правильно использовать спо­собности и возможности каждого члена коллектива. Очень важно, чтобы каждый оказался "на своем месте", чтобы у него было дело по душе и способностям. Предложить работу людям в соответ­ствии с их способностями — сложно, для этого требуется особый такт и хорошее знание людей. У каждого человека есть резервы, мобилизация которых может привести к желаемым результатам. К тому же мобилизация этих резервов не требует ни материальных, ни финансовых затрат.

Руководитель должен уметь контролировать исполнение при­нятых решений. Само по себе принятие решения — это еще пол- дела. Оно должно быть выполнено. Если облеченные властью люди только дают советы и указания, но неспособны провести их в жизнь, то это "голые администраторы".

Исключительно важное значение придается умению руково­дителя принимать решение комплексно, не отвлекаясь на второ­степенные и частные вопросы. Это вытекает из общей концепции формулы "кто берется за решение частных вопросов, не решив общих, то неминуемо все время будет наталкиваться на общие вопросы".

Умение руководителя "заглядывать" в будущее позволяет ему четче осознать цели. Это — признак хорошо организованной уп­равленческой деятельности. С другой стороны, осознанная цель позволяет четче очертить контуры будущего. Каждый руководи­тель должен развивать в себе способность видеть перспективу.

И наконец, несмотря на занятость, руководитель должен ос­таваться человеком и проявлять заботу о своих подчиненных.

Наш перечень требований, естественно, нельзя назвать пол­ным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.