Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование




Политика сдерживания инфляции в регионах осуществляется за счет регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также повышения насыщенности про­дукцией товарных рынков региона.

Важным рычагом финансового регулирования является ценообразование. Ценообразование заключается в установлении цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги подведомственных предприятий и организаций, а также в участии в принятии феде­ральных решений на ограниченный круг товаров (работ), реали­зуемых на территории регионов.

Субъекты федерации своими нормативными актами устанавли­вают тарифы на продукцию (работы, услуги), производимую ре­гиональными государственными предприятиями и организациями. В частности, региональными нормативными актами утверждаются тарифы на услуги автомобильного транспорта, тарифы на пере­возки пассажиров в пригородном сообщении, пределы цен на от­дельные виды товаров и услуг.

Порядок и принципы ценообразования могут регулироваться специальным региональным законом.

Например, Закон Республики Башкортостан «О ценообразова­нии» от 9 июля 1997г. определяет государственные органы, осу­ществляющие регулирование цен, к которым относятся Государст­венное Собрание, Глава Республики и Кабинет Министров Рес­публики. В законе указываются основные принципы ценовой по­литики и регулирования цен:

— обеспечение экономической обоснованности затрат, уровня рентабельности производства товаров;

— учет результатов деятельности субъектов ценообразования по итогам года работы — за период действия ранее утвержденных цен;

— учет качества потребительских свойств и социальной значи­мости товаров;

— учет рыночной конъюнктуры;

— влияние цен на объемы и эффективность производства.

Законом определены те виды товаров, по которым осуществля­ется государственное регулирование цен:

— социально значимые товары (перечень утверждается Каби­нетом Министров Республики);

— продукция естественных монополий,

— отдельные товары, производимые хозяйствующими субъек­тами, имеющими долю на рынке определенного товара более 35%.

Регулируемая цена может быть ниже экономически обоснован­ной, если существует решение о возмещении разницы субъектам ценообразования из бюджета соответствующего уровня.

В Законе определен механизм государственного регулирования цен.

Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных предельных цен или предельных коэффициентов повышения цен, предельных уровней рентабельности, предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок, декларирования изменения цен (тарифов).

Косвенное регулирование включает льготное налоговое обло­жение, кредитование, предоставление субсидий, дотаций, компен­саций из бюджетов соответствующего уровня.

Если предусмотренный Законом порядок установления регу­лируемых цен не обеспечивает отдельным хозяйствующим субъек­там экономически обоснованный уровень цены, им предоставляют­ся дотации за счет средств бюджета соответствующего уровня. Расходы на дотации в связи с введением прямого регулирования цен учитываются в этих бюджетах отдельной строкой.

При введении фиксированных цен хозяйствующие субъекты обязаны реализовывать товары по этим ценам. При установлении тарифов предельный коэффициент повышения цен не должен быть выше установленной предельной величины.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан основа­ниями для принятия решений о применении конкретных методов ценового регулирования могут являться результаты анализа дея­тельности хозяйствующих субъектов, сложившейся конъюнктуры рынка с учетом стимулирующей роли конкретных методов повы­шения качества товаров и удовлетворение спроса на них.

В процессе анализа оценивается обоснованность затрат и при­нимаются во внимание:

— издержки (заработная плата, стоимость сырья и материа­лов, накладные расходы, налоги и другие платежи и др.);

— прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам,

— государственные дотации и другие меры государственной поддержки;

— уровень использования производственных мощностей хо­зяйствующих субъектов;

— сохранение достигнутого уровня объемов их производства.

Закон Республики Башкортостан «О ценообразовании» раз­граничивает полномочия органов, осуществляющих государствен­ное регулирование цен.

Государственное Собрание Республики: принимает законы по вопросам регулирования ценообразования и осуществляет кон­троль за их исполнением. Глава Республики утверждает концеп­цию регулирования ценообразования с учетов уровня экономиче­ского развития, финансовой, кредитной, налоговой и социальной политики, а также делает поручения органам исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен.

Кабинет Министров Республики утверждает концепцию цено­вой политики и проводит ее, устанавливает регулируемые цены, коэффициенты скидки и надбавки на товары, определяет порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен.

Органы местной власти могут регулировать цены на товары в пределах предоставленных им полномочий, привлекать к админи­стративной ответственности виновных в нарушении государствен­ной дисциплины цен, а также обеспечивают проведение на своей территории единой политики цен, организацию контроля за пра­вильностью установления тарифов, наценок и скидок.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели обладают правом:

— самостоятельно формировать цены на товары, за исключе­нием случаев применения регулируемых цен;

— получать в органах государственного регулирования цен информацию о нормативных актах по вопросам ценообразования;

— обжаловать в установленном порядке действия этих орга­нов.

Хозяйствующие субъекты обязаны:

— соблюдать государственную дисциплину цен;

— обеспечивать беспрепятственный доступ работников госу­дарственных органов, осуществляющих регулирование цен, к до­кументам, необходимым для выполнения их полномочий;

— предоставлять достоверные сведений компетентным органам и выполнять их решения, принятые в пределах установленных законодательством полномочий.

Предприятия, находящиеся в региональной собственности, мо­гут использоваться органами власти субъекта Федерации в качест­ве эффективных инструментов региональной экономической и со­циальной политики. В некоторых случаях монополия под контро­лем органов власти региона позволяет минимизировать издержки производства за счет эффекта экономии масштаба, уменьшить коммерческие риски, создать условия для стабильного и устойчи­вого развития.

При этом необходимо учитывать, что большое число предпри­ятий в собственности региона при недостаточном уровне оплаты услуг или при резком увеличении производственных издержек, например, из-за повышения цен на электричество или транспорт­ные перевозки, может привести к возникновению задолженности регионального бюджета.

Органы власти могут самостоятельно устанавливать принципы формирования цены на услуги, предоставляемые предприятиями, принадлежащими субъекту Федерации. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости ока­зания, при этом для отдельных видов услуг в цену закладывается определенная норма прибыли. В целях увеличения доходов регио­нального бюджета или для ограничения потребления в цену услуг может закладываться повышенная норма прибыли.

Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы органы вла­сти могли оперативно путем изменения ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической по­литики тарифы могут быть дифференцированы по группам потре­бителей: промышленность, организации социальной сферы, насе­ление с различным уровнем дохода.

По отношению к отдельным группам потребителей в целях стимулирования определенных видов экономической деятельности или в целях социальной поддержки могут вводиться пониженные тарифы. Оказание услуг по льготным тарифам может финансиро­ваться либо за счет средств регионального бюджета, либо за счет повышенных тарифов для определенных категорий плательщиков.

Для эффективного ведения хозяйства региона вся существую­щая и приобретаемая собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр собственности региона.

Ведение реестра региональной собственности целесообразно поручить единой службе. Сведения о движении имущества долж­ны регулярно обновляться путем направления соответствующих учетных форм должностными лицами службе, ведущей реестр. Ре­естр региональной собственности должен ежегодно предоставлять­ся представительному органу для учета при составлении бюджета. Население должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.

Главное требование в отношении продажи или сдачи в аренду региональной собственности состоит в том, что эти процедуры должны соответствовать рыночным условиям (обеспечение рыноч­ной продажной цены, арендной платы).

Важным инструментом экономического развития региона яв­ляются государственные региональные предприятия и иная собст­венность, принадлежащая субъекту Федерации. Размер государст­венной собственности региона должен быть необходимым и доста­точным для осуществления органами власти функций и полномо­чий, закрепленных действующим законодательством.

В соответствии с законом Орловской области «О государст­венной собственности Орловской области» от 28 апреля 1997 г. го­сударственная собственность области и находящиеся на ее терри­тории федеральная или иная собственность (переданная Орлов­ской области во владение, пользование и распоряжение), земля и другие природные ресурсы составляют экономическую основу дея­тельности органов государственной власти области.

К государственной собственности Орловской области отнесено:

— имущество, переданное в хозяйственное ведение и опера­тивное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, органам государственной власти и т.п.;

— имущественные и личные неимущественные права, инфор­мация, интеллектуальная собственность, принадлежащие области;

— денежные средства, ценные бумаги, финансовые активы и иное имущество.

Средства регионального бюджета и иное государственное иму­щество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют областную казну.

Например, в Орловской области закреплены соответствующие организационно-правовые формы использования региональной собственности:

— областное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения;

— некоммерческое учреждение на праве оперативного управ­ления;

— предприятие со смешанной формой собственности;

— совместное предприятие.

Данным законом регламентируется изъятие для государствен­ных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли, когда такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на недвижимость, а также приобретение в собственность региона имущества, принадлежащего гражданам и юридическим лицам (национализация), с возмещением его стоимости и других убытков в порядке, установленном федеральным законодательством.

В отдельных субъектах Федерации приняты нормативные пра­вовые акты, содержащие характеристику региональных унитар­ных предприятий, порядок создания, государственной регистрации и лицензирования деятельности.

Так, в законе Свердловской области «О статусе областям государственного унитарного предприятия» (в ред. от 19 ноября 1998 г.) региональное (областное государственное) унитарное предприятие определяется как самостоятельная коммерческая организация, образованная для производства и реализации продукции, работ и услуг для удовлетворения общественных потребностей.

Предметом деятельности регионального унитарного предпри­ятия является производство продукции, выполнение работ и ока­занные услуг в соответствии с уставом. Помимо основной деятельности, предусмотренной уставом, унитарное предприятие ведет хо­зяйственную деятельность в социальной сфере. В установленном законодательством порядке оно вправе осуществлять совместную деятельность с другими предприятиями.

По своим обязательствам региональное унитарное предприятие несет ответственность всем находящимся у него на праве хозяйст­венного ведения имуществом. Субъект Федерации не несет ответ­ственности по обязательствам предприятия. Унитарное предпри­ятие самостоятельно отвечает за нарушение законодательства.

Иной статус имеют бюджетные организации.

Региональное бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти субъекта Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, науч­но-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из регионального бюджета или бюджета государственного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Региональные бюджетные учреждения наделяются государст­венным имуществом на праве оперативного управления и не имеют статуса федерального казенного предприятия. Данные учреждения не могут получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюдже­тов и государственных внебюджетных фондов и случаев неполного финансирования (менее 75% от установленного объема) или за­держки финансирования более чем на два месяца.

В указанных случаях неполного финансирования или задерж­ки финансирования учреждение может самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям эконо­мической классификации расходов бюджета и уточнять смету до­ходов и расходов с уведомлением распорядителя бюджетных средств и органа, исполняющего бюджет.

Законодательством субъектов Федерации часто регламентиру­ется статус конкретных региональных государственных организа­ций. Например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа «О региональной государственной страховой компании» от 3 но­ября 1997 г. закрепляет принципы и условия создания региональ­ной страховой компании (РСК), на которую возлагаются обязан­ности по страхованию всех видов обязательного страхования, оп­ределяемых законодательством автономного округа.

К числу основных задач региональной страховой компании относятся:

— уменьшение бюджетных потерь по компенсации убытков, образующихся в случае неплатежей субъектов предприниматель­ской деятельности в бюджет автономного округа и невозвратов полученных кредитов, за счет целевых страховых резервов при страховании инвестиционных кредитов;

— создание дополнительных финансовых гарантий стабильной инвестиционной деятельности для предпринимателей и иных лиц на территории автономного округа;

— накопление финансовых средств в страховых резервах с це­лью укрепления материальной основы инвестиционной деятельно­сти на территории автономного округа и его социально-экономического развития;

— создание необходимых финансовых гарантий возвратности, предоставленных органами государственной власти автономного округа субъектам предпринимательской деятельности инвестици­онных и иных кредитов.

Одним из видов деятельности РСК является обеспечение обя­зательств страхования отдельных видов рисков с целью защиты государственных интересов и инвестиционных прав субъектов ин­вестиционной деятельности, в том числе в сфере недропользования. РСК осуществляет страхование рисков загрязнения окру­жающей среды и производственных аварий через систему защиты, рисков нарушения систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов автономного округа.

Важным инструментом управления социально-экономической сферой региона являются банки. С точки зрения экономической целесообразности обслуживание в одном или нескольких коммер­ческих банков на правах клиента для субъекта Федерации невы­годно. Бюджетные средства региона, концентрируясь на счетах коммерческого банка, будут способствовать только получению до­полнительных доходов собственниками банка.

Оптимальным для региона можно считать владение контроль­ным пакетом крупного регионального банка. В таком случае субъ­ект Федерации сможет сконцентрировать на счетах банка значи­тельный объем денежных средств. Данные средства можно будет использовать так, как это будет являться целесообразным с точки зрения социально-экономической политики (получение дополни­тельной прибыли, кредитование стратегически важных инвестици­онных проектов в регионе и т.п.). Средства региона, находящиеся в таком банке, будут находиться под контролем соответствующих органов власти, что снижает риск неплатежа. В качестве положи­тельного примера использования таких банков можно привести опыт Банка Москвы и Башкредитбанка, осуществляющего функ­ции регионального банка для Республики Башкортостан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.