КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование развития материального производства, финансового рынка, денежного обращения
В рамках государственного регулирования экономики перед государством стоят следующие задачи: инвестиционная политика государства; регулирование внешнеэкономической деятельности; денежное регулирование; размещение производительных сил; социальное обеспечение населения; финансовая, налоговая политика; антимонопольная политика; научно-технический прогресс; охрана окружающей среды; правовое обеспечение. В рамках решения каждой отдельно взятой проблемы государство осуществляет специальные мероприятия в целях регулирования процессов в той или иной сфере. Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе современные управление и статистика выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы; используются и другие виды группировок. К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продукта, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и т.д. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства - участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода. В соответствии с Классификатором отраслей экономики к мате риальному производству отнесены 14 крупных отраслей - промышлен ность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имущест вом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониро вания рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидроме терологическая служба. Государственное регулирование отраслей материального про изводства осуществляется различными методами, которые можно ус ловно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздейс твия проявляются чаще всего в форме административных рычагов: установление законодательных рамок самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических лиц), предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности, различные формы кадровой политики и т.д. В отношении некоторых групп отраслей и производств (атомная энергетика, производство оружия, государс твенные и муниципальные унитарные предприятия и т.п.). Осуществляется прямое государственное управление. Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма. Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются: стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей; структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношения между до бывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса; техническое перевооружение отраслей материального производства; вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности; повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка; рационализация размещения производства на территории России; обеспечение безопасности производства, особенно экологической безопасности энергетики, химической, металлургической промышленности. Важнейшей предпосылкой сохранения за государством рычагов контроля и регулирования сферы материального производства явля ется владение им материальными факторами производства. Для от дельных отраслей решающими факторами производства являются водные, земельные ресурсы, наличие развитой производственной инф раструктуры; для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных факторов минимальна, поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.
Большие возможности влиять на материальное производство за- ложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвес- тиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государствен- ные закупки, государство стимулирует рост как в отраслях-испол- нителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства. Рычагами воздействия на материальное производство могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ре- сурсы, изменение резервной нормы для коммерческих банков, госу- дарственная политика доходов, формирование покупательского спро- са населения. Рост резервной нормы увеличивает количество ресурсов, кото- рые должны будут держать коммерческие банки в Центральном банке России, при ее понижении коммерческие банки смогут выдавать кре- диты в больших размерах. Регулирование процентных ставок за кре- диты автоматически отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлека- тельными оказываются кредиты, и наоборот. Ставки за кредиты в размере более 100% годовых становятся непреодолимой преградой для заемщиков средств на осуществление долговременных проектов. Непосредственное влияние на материальное производство госу- дарство оказывает путем бюжетного финансирования инвестиций. Те- ории рыночной экономики оперируют понятием мультипликатора эко- номического роста, который свидетельствует о величине изменений производства в зависимости от изменений объема инвестиций в эко- номику.. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредс- твом направления финансовых ресурсов на выполнение целевых прог- рамм и на другие государственные нужды. Средства на эти цели предусматриваются в государственном бюджете и в некоторых вне- бюждетных фондах.
Налоговая поли тика в руках государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налого вые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы.
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют свои функции. В прежней эконо- мике государство активно вмешивалось во все функции денег, в том числе определяло меру стоимости путем директивного назначения цен. В рыночной экономике государство косвенно регулирует цены, как правило, не устанавливая их номинальный уровень. Но другие функции деньги выполняют под более сильным регулирующим воздейс- твием государства. Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации на- ходятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой Денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России, введение и эмиссия других денег не допускаются. В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую, кроме Банка России, входят Банк внешней торговли, Сберегательный банк, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. В кризисный период возрастает потребность в государственном регулировании денежного обращения, так как его расстройство де- зорганизует экономику, усиливает хозяйственные диспропорции, обесценивает доходы, ведет к стагнации производства. Появляется необходимость в прямом регулировании, т.е. жестком контроле за ценами, доходами, денежным оборотом и после повышения доверия к национальной валюте становится возможным переход от жесткиъх ог- раничений к косвенному регулированию. Банк России проводит согласованную с Правительством РФ де- нежно-кредитную политику, которая заключается в государственном воздействии на денежное обращение и денежную массу, на рынок де- нежного капитала, цену денег. Важнейшими ее приоритетами в рос- сийских условиях являются борьба с инфляцией, нормализация де- нежного обращения, создание предпосылок для трансформации сбере- жений в инвестиции.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |