Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование развития материального производства, финансового рынка, денежного обращения




 

В рамках государственного регулирования экономики перед государством стоят следующие задачи:

инвестиционная политика государства;

регулирование внешнеэкономической деятельности;

денежное регулирование;

размещение производительных сил;

социальное обеспечение населения;

финансовая, налоговая политика;

антимонопольная политика;

научно-технический прогресс;

охрана окружающей среды;

правовое обеспечение.

В рамках решения каждой отдельно взятой проблемы государство осуществляет специальные мероприятия в целях регулирования процессов в той или иной сфере.

Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе современные управление и статистика выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы; используются и другие виды группировок. К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в виде продукта, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и т.д. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства - участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода.

В соответствии с Классификатором отраслей экономики к мате риальному производству отнесены 14 крупных отраслей - промышлен ность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имущест вом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функциониро вания рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидроме терологическая служба.

Государственное регулирование отраслей материального про изводства осуществляется различными методами, которые можно ус ловно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздейс твия проявляются чаще всего в форме административных рычагов: установление законодательных рамок самостоятельности предприятий, регистрация предприятий (юридических лиц), предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности, различные формы кадровой политики и т.д. В отношении некоторых групп отраслей и производств (атомная энергетика, производство оружия, государс твенные и муниципальные унитарные предприятия и т.п.). Осуществляется прямое государственное управление.

Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;

структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношения между до бывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса;

техническое перевооружение отраслей материального производства;

вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;

повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка;

рационализация размещения производства на территории России;

обеспечение безопасности производства, особенно экологической безопасности энергетики, химической, металлургической промышленности.

Важнейшей предпосылкой сохранения за государством рычагов контроля и регулирования сферы материального производства явля ется владение им материальными факторами производства. Для от дельных отраслей решающими факторами производства являются водные, земельные ресурсы, наличие развитой производственной инф раструктуры; для добывающих предприятий - наличие и доступность месторождений полезных ископаемых. Взаимозаменяемость материальных факторов минимальна, поэтому отсутствие каких-либо из них оказывается невосполнимым.

 

Большие возможности влиять на материальное производство за-

ложены в реализации соответствующей финансово-кредитной и инвес-

тиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государствен-

ные закупки, государство стимулирует рост как в отраслях-испол-

нителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением

своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на

структуру производства.

Рычагами воздействия на материальное производство могут

рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ре-

сурсы, изменение резервной нормы для коммерческих банков, госу-

дарственная политика доходов, формирование покупательского спро-

са населения.

Рост резервной нормы увеличивает количество ресурсов, кото-

рые должны будут держать коммерческие банки в Центральном банке

России, при ее понижении коммерческие банки смогут выдавать кре-

диты в больших размерах. Регулирование процентных ставок за кре-

диты автоматически отражается на процентных ставках коммерческих

банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлека-

тельными оказываются кредиты, и наоборот. Ставки за кредиты в

размере более 100% годовых становятся непреодолимой преградой

для заемщиков средств на осуществление долговременных проектов.

Непосредственное влияние на материальное производство госу-

дарство оказывает путем бюжетного финансирования инвестиций. Те-

ории рыночной экономики оперируют понятием мультипликатора эко-

номического роста, который свидетельствует о величине изменений

производства в зависимости от изменений объема инвестиций в эко-

номику..

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

осуществляется путем поддержки инвестиционных проектов посредс-

твом направления финансовых ресурсов на выполнение целевых прог-

рамм и на другие государственные нужды. Средства на эти цели

предусматриваются в государственном бюджете и в некоторых вне-

бюждетных фондах.

 

Налоговая поли тика в руках государства может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налого вые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы.

 

Денежное обращение представляет собой форму движения денег,

в процессе которого они выполняют свои функции. В прежней эконо-

мике государство активно вмешивалось во все функции денег, в том

числе определяло меру стоимости путем директивного назначения

цен. В рыночной экономике государство косвенно регулирует цены,

как правило, не устанавливая их номинальный уровень. Но другие

функции деньги выполняют под более сильным регулирующим воздейс-

твием государства.

Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации на-

ходятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком

России, введение и эмиссия других денег не допускаются.

В регулировании денежного обращения государство опирается

на банковскую систему, в которую, кроме Банка России, входят

Банк внешней торговли, Сберегательный банк, коммерческие банки,

филиалы и представительства иностранных банков.

В кризисный период возрастает потребность в государственном

регулировании денежного обращения, так как его расстройство де-

зорганизует экономику, усиливает хозяйственные диспропорции,

обесценивает доходы, ведет к стагнации производства. Появляется

необходимость в прямом регулировании, т.е. жестком контроле за

ценами, доходами, денежным оборотом и после повышения доверия к

национальной валюте становится возможным переход от жесткиъх ог-

раничений к косвенному регулированию.

Банк России проводит согласованную с Правительством РФ де-

нежно-кредитную политику, которая заключается в государственном

воздействии на денежное обращение и денежную массу, на рынок де-

нежного капитала, цену денег. Важнейшими ее приоритетами в рос-

сийских условиях являются борьба с инфляцией, нормализация де-

нежного обращения, создание предпосылок для трансформации сбере-

жений в инвестиции.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.