КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы государственной власти и их полномочия
Макроэкономическое планированиепредставляет собой научную категорию, связанную с интегративным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект макроэкономического (государственного) планирования. Макроэкономические показатели как средство государственного регулирования. Прямые и косвенные, административные и экономические регуляторы. Экономическое прогнозирование. Государственное планирование. Статья 15. Местные налоги Статья 14. Региональные налоги Статья 13. Федеральные налоги и сборы К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) утратил силу с 1 января 2006 г.; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования. Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.
Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой: валовой внутренний продукт (ВВП) – амортизация = чистый внутренний продукт (ЧВП) – косвенные налоги = взносы на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи = располагаемый доход (РД) Существует несколько вариантов классификации методов государственного регулирования экономики: 1. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» различаются методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия ( рис. 5). Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Косвенные методы государственного регулирования экономики предусматривают использование инструментов и методов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики. Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком - определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору хотя и экономически реализуется в интересах государственной политики, но не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов. 2. По организационно-институционному критерию принято различать: административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений. В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т. п.) роль этих методов регулирования резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий. Административные методы подразделяются на: меры запрета, меры разрешения и меры принуждения. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются: а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики; б) средства денежно-кредитной политики; в) прогнозирование, планирование и программирование экономики; г) воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом. Финансовая политика - многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробанком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей. Зрелая рыночная экономика предполагает, в основном, косвенное воздействие государства на хозяйствующих субъектов, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (то есть прямое) регулирование выдвигается на первый план. Составление прогнозов, индикативных планов и программ - вариант косвенного государственного воздействия - имеет рекомендательный характер для частного сектора и ориентировано на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач. Национальное (макроэкономическое, государственное) прогнозирование как процесс формирования системы научно обоснованных представлений о направлениях развития национальной экономики базируется на совокупности прогнозных исследований. Сущность национального прогнозирования связана с определением допустимого спектра возможных вариантов развития национальной экономики для принятия оптимального решения. Прогноз развития национальной экономики (национальный прогноз) представляет собой комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах и дающих представление о будущих параметрах развития национальной экономики. В основе национального прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние национальной экономики в значительной мере определяется ее прошлым и настоящим состоянием. Другой неотъемлемой чертой национального прогнозирования является опережающее отражение действительности, то есть приспособление экономической системы к представляемому будущему. В национальном прогнозировании принято выделять различные периоды упреждения (горизонты будущего): - краткосрочное прогнозирование (2-3 года); - среднесрочное прогнозирование (5-7 лет); -долгосрочное прогнозирование (15-20 лет). Каждый из этих видов прогнозов базируется на тех устойчивых циклах и процессах в развитии национальной экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт. По способу определения параметров, которые характеризуют прогнозируемый объект или процесс, принято выделять генетический (поисковый, ресурсный) и нормативный (целевой) подходы. Генетический подход в национальном прогнозировании, который отражает инерционный характер развития экономики, основывается на прогнозировании устойчивых тенденций в развитии национальной экономики и сводится к перенесению зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Нормативный подход, который связывается с регулируемостью экономики, исходит из целей развития, которых желательно достичь в прогнозируемом периоде. Содержание нормативного подхода состоит в определении параметров воспроизводства, необходимых для достижения заданных целей экономического роста. Вместе с тем при данном подходе учитывается взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Это находит проявление в том, что используемые нормативные показатели формируются в терминах прошлого и настоящего. В их основу кладутся выявленные к началу прогнозного периода общественные потребности и реализованные направления технологического процесса. Генетический и нормативный подходы в национальном прогнозировании являются альтернативными способами выявления параметров, характеризующих прогнозируемый объект или процесс. При генетическом подходе взаимосвязь процессов, формирующих темпы и пропорции экономического роста, разворачивается от настоящего к будущему, а при нормативном подходе - от будущего к настоящему. Необходимо отметить, что соотношение генетического и нормативного подходов в национальном прогнозировании в значительной мере зависит от продолжительности прогнозного периода, скорости протекания исследуемых процессов и специфических свойств прогнозируемого объекта. Главной задачей национального прогнозирования становится согласование результатов прогнозных расчетов, получаемых на основе генетического и нормативного подходов. Генетический подход призван обеспечить соответствие прогнозируемых процессов реальным возможностям экономического развития, а нормативный подход должен сделать возможным переход от сложившихся тенденций к оптимальным. При проведении прогнозных расчетов на основе совместного использования генетического и нормативного подходов могут разрабатываться следующие варианты развития национальной экономики: 1. Экстраполяция сложившихся тенденций на перспективу (генетический подход) >Пессимистический вариант. 2. Сочетание генетического и нормативного подходов (рабочие гипотезы) -” Система вероятных альтернативных прогнозов. 3. На основе нормативного подхода -” Оптимистический вариант. Основными целями прогнозирования как инструмента государственного регулирования являются: - определение целостной картины будущего состояния национальной экономики; - определение возможных траекторий развития страны в количественных и качественных параметрах; - оценка ресурсов, необходимых для рассматриваемых вариантов развития национальной экономики; - информационное обеспечение отдельных хозяйствующих субъектов, выбирающих стратегию своего развития. Важнейшими объектами государственного прогнозирования являются: - национальная экономика в целом, отрасли экономики, регионы — общественно значимые сферы деятельности; - научно-технический прогресс и определяемые под его влиянием социально-экономические изменения в структуре производства, инноваций и инвестиций; - динамика рыночной среды, макроэкономическая ситуация, определяемая потоками материальных и финансовых ресурсов, совокупным спросом и совокупным предложением и т.д.; - изменение экономических параметров развития национальной экономики под воздействием различных факторов (в том числе и социального, внешнеэкономического, экологического и военно-стратегического характера). Прогнозирование состояния и динамики этих объектов позволяет на практике реализовать направляющие и координирующие функции государственного регулирования. К числу основных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие: • обоснование и разработка государственной экономической политики и мер государственного регулирования экономики; • обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста; • обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого; • установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике; • обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики - макроэкономической конкурентоспособности; • обеспечение устойчивого развития национальной экономики. Субъектом макроэкономического планирования является ассоциированный макроэкономический собственник. В качестве основной сферы макроэкономического планирования следует рассматривать государственно-корпоративный сектор национальной экономики. Стратегической целью макроэкономического планирования становится обеспечение динамического экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики, включая социальный и экономический аспекты.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |