Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов дипломной работы




Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов дипломной работы

Введением открывается дипломная работа. В нем обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследования. Здесь раскрывается ее актуальность и научная новизна, т.е. показывается, что автор как самостоятельный исследователь вносит нового в изучение данной темы и решение исследовательских задач. Во введении отмечается практическая значимость выполнения дипломного исследования, характеризуется степень разработанности данной проблемы в специальной литературе, ставятся цели и задачи исследования, формулируется его теоретическая основа, а также характеризуется нормативно-правовая база, массив использованных источников и другие материалы. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в дипломном исследовании вопросов. Практическое значение разработки темы дипломного исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем оптимизации организации и осуществления государственного (муниципального) управления, правового регулирования государственной (муниципальной) службы.

Обоснование выбора объекта и предмета дипломного исследования, подтверждается доказательствами их значения в решении вопросов совершенствования государственно-управленческой деятельности, местом и ролью в системе государственного (муниципального) управления. Обоснование выбора конкретного объекта (как правило, госоргана - базы преддипломной практики) сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта исследования, предмете осуществляемой им деятельности. В итоге четко формулируется конкретная проблема, цель и задачи дипломного исследования.

Если разрабатывается комплексная тема с участием нескольких студентов, объединенных во временный творческий коллектив, поступают следующим образом. Во введении указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследования, так как дипломная работа и ее защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же следует отразить степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого студента-дипломника в разработку выполненного исследования.

С параметрами, необходимыми для введения, рекомендуется предварительно определиться уже при выборе темы. Это, правда, не значит, что написание работы следует начинать непременно с введения. Оно предваряет все дипломные работы. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей авторского творчества оно может быть написано как на начальном, так и на конечном этапах выполняемой работы. Это связанно с тем, что в начале исследования введение пишется для того, чтобы автор мог лучше представить себе направление своих исследовательских поисков, так как это помогает ему сгруппировать замыслы и наметить план, а если - в конце, т.е. когда работа по написанию основной части текста уже выполнена, то это делается для того, чтобы охарактеризовать ее с помощью параметров введения.

Текстуальный объем введения обычно не превышает 10-15% (8-12 страниц) общего объема основной (содержательной) части выполненной работы. При изложении текста введения стремятся к лапидарности, избирая тезисный стиль и постановочную форму. Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения чаще всего можно судить о степени компетентности автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно оригинальном авторском взгляде. По введению во многом можно составить мнение и о характере работы в целом, так как в нем объективно отмечаются оценочно-квалификационные критерии дипломного исследования.

4.2.2. Первая глава (информационно-теоретическая часть)

Первая глава традиционно посвящается теоретическому обоснованию тематической проблематики, в рамках которой представляется методология и методика исследования.

Исходя из логики выполнения дипломного исследования и структурного построения дипломной работы, первую главу составляет информационно-теоретическая часть. Здесь раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации государственно-управленческой деятельности. Целесообразно показать решаемую проблему с использованием фактических данных из правоприменительной практики в той или иной сфере государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы, которой посвящено исследование.

В этой главе можно подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам решения задач дипломного исследования, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, увязать главные теоретические положения с практикой конкретного государственного (муниципального) органа. При этом можно проиллюстрировать свои замечания статистическими данными и социологическими опросами, сведенными в таблицы, либо другими данными, представленными в форме графиков, схем, диаграмм и т.п.

Каждое дипломное исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще — следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией. Теоретическая часть излагается на основе знаний, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Система государственного управления», «Политология», «Конфликтология», «Теория и практика государственного администрирования», «Основы государственной службы и кадровой политики РФ» и других общенаучных и специальных дисциплин.

Исследователь должен грамотно оперировать понятиями и терминами государственно-управленческой терминологии, понятиями и методами научных дисциплин, следить за тем, чтобы узкоспециальные термины употреблялись к месту.

В первой части обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в определенной сфере государственного (муниципального) управления, определение и обоснование соответствующей модели совершенствования государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности. Модель решения исследовательских задач - это формализованное представление содержательной постановки задачи. Она содержит критерии решения, основные ограничения, требования к точности или оценки достигаемой точности моделирования. Такая модель может быть представлена в виде аналитического описания последовательности определенных действий либо в виде описания ее алгоритмической реализации в схематичной форме практических мероприятий, выполняемых управленческих операций и т.д. Однако не следует увлекаться чрезмерной схематизацией или идеализацией теоретических построений. Не нужно приводить детальное описание общеизвестных способов теоретического моделирования и методов решения задач. Основной акцент нужно сделать на элементах конкретного использования и модификации модели под объект. В дипломной работе могут использоваться самые разнообразные модели: системно-структурного анализа, логико-информационные, экспертного оценивания, функционального анализа и др. В любом случае в теоретической части должны быть определены методы объективной оценки эффективности предлагаемых проектных решений.

Достоинством работы, несомненно, станет использование неопубликованных сведений служебного характера из практики конкретных государственных или муниципальных органов, их подразделений, разумеется, если эти сведения не являются закрытыми. Такие сведения могут быть почерпнуты в ходе преддипломной практики (учебной стажировки или при других формах участия студента в работе государственных либо муниципальных органов).

Характеристика и анализ государственного (муниципального) управления, осуществляемого конкретным государственным (муниципальным) органом - база исследования. Повышение эффективности и качества организации и результатов государственного (муниципального) управления, модернизация государственной (муниципальной) службы, рационализация и оптимизация выполняемых государственными (муниципальными) служащими задач и функций составляют главную цель совершенствования государственного (муниципального) управления. Характеристика и анализ государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы проводятся от общего к частному с последующим углублением и расширением.

Завершается первая часть формулированием общих требований к исходной информации для решения задач аналитической и практической (проектной) частей, где они конкретизируются. Теоретические и методические разработки автора дипломной работы могут представлять: обоснование новых параметров или показателей, характеризующих системы и процессы государственного (муниципального) управления, государственной (муниципальной) службы; методику выявления зависимостей между показателями; методику и модель прогнозирования результатов государственного (муниципального) управления в целом и по отдельным параметрам. Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методических подходов и решений.

4.2.3. Вторая глава (проблемно-аналитическая часть)

В этой главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач дипломной работы. Методическая постановка задач дипломной работы и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования.

Анализ дипломного исследования по проблемам государственного и муниципального управления должен отличатся комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. При комплексном обследовании и анализе объекта исследования в ряде случаев может оказаться целесообразным, к примеру, сопоставление фактической численности аппарата государственного (муниципального) органа со штатной, нормами и нормативами; установить объем управленческих затрат, трудоемкость управленческих функций; провести анализ состава управленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений и т.д.

Диагностический анализ государственного (муниципального) органа, организации государственного (муниципального) управления нацелен на:

• оценку достигнутого уровня организации государственного (муниципального) управления;

• оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации;

• сравнение фактических значений основных и характерных показателей государственно-управленческой деятельности с нормативными;

• выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы;

• установление потерь и неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков в организации управления;

• выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.

Аналитическая характеристика объекта дипломного исследования независимо от специфики его темы должна содержать: перечень целей, реализация которых обусловливает функционирование исследуемого объекта; описание его структуры с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе; определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба; характеристику выполняемых функций по различным показателям, например, по объемам выполняемых операций в определенной сфере государственного регулирования, по применению административных и иных санкций или видов государственного принуждения, по улучшению качества работы с гражданами, их обращениями, по финансовым, экономическим и другим показателям. Все эти показатели, по которым проводится анализ, выбираются в зависимости от специфики государственно-управленческой деятельности объекта дипломного исследования. По этой же причине они будут отличаться как по объему, видам, так и по форме изложения и представления материала.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование государственного (муниципального) органа, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и служебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого дипломного исследования.

Анализ объекта и организации государственного (муниципального) управления осуществляется на основе достаточно полного описания общей характеристики объекта и предмета исследования. В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности государственного (муниципального) управления, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта (государственного или муниципального органа, подразделения, службы). Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание как на выявление и анализ положительных сторон государственно-управленческой и государственно-служебной деятельности, так и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности организации и функционирования системы государственного управления в целом и ее отдельных структур (элементов).

Анализ проводится с использованием различных методов: сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого, возможно и применение экономико-математических методов с использованием ЭВМ.

В результате аналитического рассмотрения объекта дипломного исследования в контексте аспектных вопросов предмета исследования обосновывается необходимость разработки мероприятий по улучшению (модернизации, совершенствованию) организации государственного (муниципального) управления, осуществляемого данным государственным (муниципальным) органом, посредством действий государственных (муниципальных) служащих.

4.2.4. Третья глава (проектно-практическая часть)

В последней главе рекомендуется остановиться на прикладном значении исследования, раскрыть результаты анализа, проведенного в предыдущих главах. Особое значение следует придать аргументации выдвигаемых предложений, поиску путей и средств их эффективной реализации в практике государственного (муниципального) управления, осуществляемого данным государственным (муниципальным) органом или его подразделением (подразделениями), должностными лицами, государственными (муниципальными) служащими различных категорий. Здесь же, если это не сделано в предыдущей главе, дается правовое обоснование анализируемой проблемы, раскрывается сущность и сфера регулирования соответствующих законодательных актов и правовых норм.

Итак, проектная часть посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации, высказанные дипломником. Они основываются на конкретных результатах анализа организации государственного (муниципального) управления, представленных в аналитической части, а также на методологическом подходе, исходных принципах, положениях и методах, изложенных в теоретической части.

Структура проектной (практической) части должна быть составлена так, чтобы автор сумел раскрыть содержательную сторону тех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач дипломного исследования. В параграфах этой главы обосновываются предложения, рекомендации по реализации мероприятий, которые по мнению исследователя было бы полезно применить в практике государственного или муниципального управления. Решение управленческих задач проводится с целью модернизации государственного и муниципального управления, повышения его эффективности, устранения отмеченных недостатков, ликвидации негативных ситуации и причин, их вызывающих, совершенствования государственно-управленческих процессов как в целом, так и отдельных сторон (сфер) организации, функционирования и правового регулирования деятельности государственного аппарата. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации государственного (муниципального) управления, выбор конкретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием — основное содержание и необходимое требование к выполнению практической части дипломной работы.

В процессе исследовательского поиска, практических мероприятий и обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим положением дел в определенной сфере управления существуют различные подходы. Нормативный подход, — при котором разрабатываемые мероприятия основываются на конкретных нормативных материалах как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). Особое внимание уделяется правовым актам, а также актам методического характера, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления.

Научно-методический подход предполагает при разработке мероприятий основываться на прямом или косвенном использовании требований, методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и аналогичных учебных и научных учреждений.

При использовании новаторского опыта современной деятельности отечественных государственных (муниципальных) органов учитывается анализ их исторического опыта, а также опыта аналогичных зарубежных государственных (муниципальных) структур и институтов. Здесь важен сравнительный анализ условий функционирования исследуемых объектов.

Экспериментальный подход используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, проведенных дипломником в ходе дипломного исследования непосредственно на объекте (в государственном или муниципальном органе, подразделениях).

Моделирование вариантов предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием экономических, политологических, правовых, математических и других аналитических подходов.

В дипломной работе могут найти применение как отдельные исследовательские подходы в нахождении практических мероприятий, которые могли бы оказаться полезными для государственного (муниципального) управления, так и их комплекс.

Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности. Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесообразно начинать с разработки более общих, широкомасштабных мероприятий и завершать частными, менее масштабными. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой государственного управления. В данной части дипломной работы желательно предусмотреть параграф, посвященный обоснованию реальности предлагаемых мероприятий и рассмотрению вопросов организации их внедрения в конкретном госоргане. Реальность проектных мероприятий обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, организационных, технических, психологических и других трудностей.

Каждый параграф, глава (раздел), составляющие структурные части дипломной работы, должны завершаться обобщающими выводами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.