В апреле — мае 1918 г. в России по городам и губерниям проводились новые выборы в Советы. Это были первые выборы после прихода большевиков к власти. И почти по всем губер- ниям победу на выборах одержал меньшевистско-эсеровский
блок. Новоизбранные Советы, подобно Учредительному собра- нию, были разогнаны большевиками. После разгона Советов эсеры приняли решение о невозможности дальнейшего мирного соперничества с большевиками и о вооруженном сопротивлении их диктатуре.
14 июня 1918 г. произошел очередной маленький переворот в высших сферах власти: из ВЦИК его решением в обход съез- да за «сеянье смуты» были удалены фракции эсеров и меньше- виков. Принимать решение об удалении какой-либо фракции из ВЦИК мог только съезд. Левые эсеры при голосовании об уда- лении воздержались.
Однако и левые эсеры, единственные вошедшие в правящую коалицию с большевиками, разошлись с последними по двум на-! правлениям:
1 в вопросе о продовольственной диктатуре, так как эсе- ры традиционно выступали в поддержку крестьянских ин- тересов;
2 в вопросе о заключении мира с Германией.
К лету 1918 г. в среде левых эсеров возник заговор с целью совершения государственного переворота. Вооруженные высту- пления эсеров 6—7 июля 1918 г., вошедшие в отечественную историографию под названием «левоэсеровского мятежа», закон- чились полным провалом.
Большевики использовали это поражение для того, чтобы запре- тить партию эсеров и удалить ее членов из всех органов власти, вплоть до сельских Советов, где позиции эсеров были еще очень сильны. После V съезда Советов руководители партии были аре- стованы. Это означало конец двухпартийной системы в стране. Власть в стране оказалась полностью в руках большевиков.
Победа советской власти на большей части территории Россий- ской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего юридического документа, закреп- ляющего в законодательстве сложившиеся общественные отноше- ния и фактически сформировавшиеся структуры власти, которые определялись понятием «диктатура пролетариата» (Советы, партия, профсоюзы).
В конституционном регулировании нуждалась сложившаяся В первые месяцы советской власти система органов власти и управления в центре и на местах. Конституция являлась сви- детельством легитимности, стабильности новой власти, обяза- тельным атрибутом государства, так же как флаг, герб, гимн.
Решение о подготовке Конституции было принято на III Все- российском съезде Советов в январе 1918 г.
3 июля 1918 г. Комиссия ЦК РКП(б) под председательством В.И. Ленина рассмотрела и одобрила большевистский проект, а 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов практически без обсуждения принял первую советскую Конституцию. 19 июля 1918 г. она была опубликована и с этого дня вступала в силу.
Структурно Конституция состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.
Разделы были следующие: 1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2. Общие положения; 3. Конструк- ция советской власти; 4. Активное и пассивное избирательное право; 5. Бюджетное право; 6. О гербе и флаге РСФСР.
Основная задача Конституции РСФСР, — говорилось в ста- тье 9, — заключается в установлении диктатуры пролетариата «в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуа- тации человека человеком и водворения социализма, при ко- тором не будет ни деления на классы, ни государственной власти».
Конституция закрепляла национально-государственный прин- цип государственного строительства. В ней фиксировались по- литические права и свободы, которыми могли пользоваться только трудящиеся. Вместе с тем обязанность трудиться и все- общая воинская повинность возлагались на всех граждан. Ору- жие доверялось только трудящимся.
Характерной особенностью Конституции 1918 г. являлось распространение всех политических прав на иностранцев, про- живающих на территории России и не пользующихся чужим трудом, а также то, что местные Советы могли предоставлять российское гражданство таким иностранцам. Конституция закрепила следующую структуру государственного аппарата РСФСР: Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом государственной власти. Состоял из представителей городских и губернских съездов Советов. Созывался не реже двух раз в год. Статья 27 предусматривала возможность созыва чрезвычайных съездов.
Всероссийский центральный исполнительный колите (ВЦИК) стал высшим законодательным, распорядительный и контролирующим органом. Избирался Всероссийским съездом и был перед ним ответственен, при ВЦИК имелся Президиум. ВЦИК образовывал Советское правительство, созывал Всерос- сийский съезд Советов.
Ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК подлежа ли все вопросы общегосударственного значения:
• общее руководство внутренней и внешней политикой РСФСР; установление и изменение границ; принятие в со- юз новых субъектов Федерации или признание их выхода;
• объявление войны и заключение мира;
• утверждение бюджета;
• установление основ организации вооруженных сил, обще- государственных налогов и повинностей;
• издание общегосударственного законодательства;
• судоустройство и судопроизводство.
К исключительному ведению Всероссийского съезда Советов относились: а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции; б) ратификация мирных договоров.
Правительство РСФСР — Совет народных комиссаров (СНК) — осуществляло общее управление делами республики. СНК наделялся распорядительными и законодательными полномо- чиями. Однако все постановления СНК, имевшие крупное общепо- литическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.
Отраслями государственного управления руководили 18 нар- коматов. Органами советской власти на местах стали областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, а в период между съездами — соответствующие исполнительные коми- теты (исполкомы). Низовое звено советской государственной системы составляли Советы депутатов и их исполкомы, образуе- мые в городах и селениях.
К компетенции местных органов советской власти Конститу- ция относила:
• проведение в жизнь решений высших органов советской власти;
• заботу о развитии хозяйства и культуры;
• разрешение всех вопросов, имевших чисто местное зна- чение. Конституция оформила принципы советской избиратель- ной системы. Правом избирать или быть избранными в Советы
всех степеней пользовались все граждане, не эксплуатирующие чужого труда, достигшие 18 лет. Вместе с тем были лишены из- бирательных прав отдельные категории граждан по политиче- ским причинам.
В целях обеспечения руководящей роли рабочего класса и по- литического контроля выборы в Советы были открытыми, много- степенными и неравными (например, норма представительства на Всероссийский съезд Советов была 1 депутат от 25 тыс. го- родских и 1 депутат от 125 тыс. сельских избирателей).
В целом Конституция РСФСР 1918 г. имела большое исто- рическое значение. Это была первая в истории Конституция Со- ветского государства. Она послужила образцом для разработки основных законов других социалистических государств, возник- ших на территории бывшей Российской империи. Все последую- щие советские конституции сохраняли преемственность идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г.
Конституция 1918 г. закрепила принцип национально-терри- ториальной федерации, провозгласила «добровольный и честный союз народов России», «свободный союз свободных наций, как федерацию Советских национальных республик». Федерация в России мыслилась как переходный период на пути к мировому союзу, преодолению национальных различий и к мировой рево- люции.
В документах того времени неизменно присутствуют форму- лировки о «волеизъявлении народов», о «национально-государ- ственном строительстве» и т. д. Фактически же создание новых республик и их договоры с РСФСР осуществлялись иначе: про- цесс проходил на уровне партийных органов разного уровня.
За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории бывшей Российской империи возникло более 20 национальных образо- ваний (республик и областей).В 1919 г. ВЦИК РСФСР издал Декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Декрет признавал необходимым провести объединение военного командования и военной организации, Советов народного хозяйства, железнодорожного управления, финансов путем соглашений между ЦИК и СНК республик. Гражданская война помешала выполнению этого проекта, однако модель союза была в целом выработана. В целом же в 1918—1922 гг. федеративное развитие шло по пути заключения двусторонних договоров между независимыми республиками и РСФСР, а вернее, между партийными органами этих республик.
В 1920—1921 гг. между республиками, заключившими дого- воры, были удалены таможенные границы, их территории стали рассматриваться как единое внутригосударственное пространство.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление