Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии в экономических и управленческих учебных дисциплинах




 

Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу в 2000 г., внес некоторые коррективы в процесс обучения студентов экономических специальностей. В частности, было введено преподавание дисциплины «Информационные технологии в экономике» по обширной специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Ранее эта дисциплина читалась только по направлению «Экономика» (специальности 060400 «Финансы, кредит и денежное обращение», 060600 «Экономика и социология труда», 060700 «Статистика», 060800 «Бухгалтерский учет») и направлению «Информационные системы в экономике» (специальность 061400 «Информационные системы в экономике» – в последнем случае дисциплина имела сугубо технологическую, не экономическую направленность).

Дисциплина «Информационные технологии в экономике» согласно ГОСТу предусматривает изучение следующих тем: «Информационные технологии: основные понятия, терминология и классификация; информационная модель предприятия; технология баз информации; автоматизация операционных задач; электронная документация и ее защита; автоматизация текущего планирования; автоматизация стратегических задач управления; информационные системы на предприятии».

Массовая специальность 061100 «Менеджмент» практически не изменила свое наполнение: дисциплина «Информационные технологии управления» (ДС.09) осталась и не претерпела никаких изменений. Обязательный минимум содержания образовательной программы здесь следующий: «организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности; инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности; основы построения инструментальных средств информационных технологий; компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, использования систем управления базами данных (СУБД), интегрированных программных пакетов; распределенной обработки информации; организация компьютерных информационных систем; компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений».

Можно отметить множество небольших неточностей в формулировках и структуре стандартов, однако соответствие учебника утвержденному стандарту должно выполняться неукоснительно. Анализируя два стандарта по родственным специальностям, можно отметить множество совпадений и пересекающихся областей изучения. Таким образом, включив в содержание учебника минимальные требования двух стандартов и дополнив явно недостающие моменты актуальной научной информацией, получаем единый, стабильный и универсальный учебник «Информационные технологии в экономике и управлении».

Аналогично можно было бы подойти и к другим дисциплинам. К их числу относится общепрофессиональная дисциплина «Компьютерные технологии в коммерческой деятельности» (ДН.14), читаемая обучающимся по специальности 061200 «Коммерция» (направления 522000 «Коммерция» и 521600 «Экономика»). По мнению разработчиков стандарта она должна содержать «общие сведения о компьютерных технологиях, их использование в коммерческой деятельности, основные принципы, методы и свойства компьютерно-информационных технологий, эффективность компьютерных технологий, автоматизированные рабочие места на основе компьютерных технологий, локальные сети; электронные таблицы и их использование в компьютерных системах коммерческого назначения; информационные системы: базы и банки данных, интегрированные информационные системы, проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ; компьютерно-информационные системы в экономическом планировании, бухучете и другой коммерческой деятельности, перспективные компьютерно-информационные технологии, экспертные системы и системы поддержки принятия решений в коммерческой деятельности». Данный учебник имеет полное соответствие процитированному стандарту и может быть рекомендован студентам обучающимся по специальности 061200 «Коммерция».

Дисциплина «Информационные технологии в маркетинге», читаемая маркетологам (СД.04) тоже имеет множество совпадений: общие сведения об информационной технологии; основные принципы, методы и свойства, эффективность информационных технологий, автоматизированные системы обработки данных, их возможности при решении задач маркетинга, функциональнаяархитектура автоматизированных систем обработки данных, их диалоговое взаимодействие с пользователем. Однако, специфическая направленность ряда других положений стандарта позволяет рекомендовать данный учебник маркетологам лишь в качестве вспомогательного материала.

Также, дисциплина «Автоматизированные информационные технологии в экономике», читаемая по направлению «Бухгалтерский учет», должна преподаваться в соответствии с минимальными требованиями, учтенными, в своем большинстве, в данном учебнике. Учтены даже сугубо специфические вещи, такие как автоматизация типовых проводок, переоценка основных средств, аналитический учет, формирование оборотно-сальдовых ведомостей, расчет амортизационных отчислений и многие другие.

Анализ содержания экономических и управленческих дисциплин позволяет рекомендовать данный учебник в качестве основного по большинству из них, а для ряда специфических дисциплин – как ценный вспомогательный материал.

При подготовке управленческих кадров следует учитывать различный уровень глубины изучения информационных технологий. Можно отметить три группы пользователей информационных технологий (табл. 1): рядовые пользователи (руководители и экономисты на предприятиях и в организациях), оперативно-диспетчерский персонал (секретари, референты, делопроизводители), эксплуатационныйперсонал (администраторы сетей, баз данных, инженеры-программисты). Каждой группе присущи свои требования к глубине охвата экономических информационныхтехнологий.

Таблица 1

Группа пользователей Группа сотрудников Требования и задачи
рядовые пользователи руководители и экономисты повышение эффективности работы предприятия путем применения информационных технологий, обеспечение их окупаемости
оперативно-диспетчерский персонал секретари, референты, делопроизводители знание всех тонкостей информационных технологий на уровне пользователя и умение применять его на практике
эксплуатационный персонал администраторы сетей, баз данных, инженеры-программисты обеспечение работоспособности информационных технологий

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.