Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники и методы финансирования инвестиционной деятельности




Задачи и содержание инвестиционной политики в антикризисном управлении.

Содержание инновационной деятельности в организации.

Под инновациями понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс2.

Жизненный цикл продукта разделен на более мелкие этапы:

- маркетинг, поиск и изучение рынка: проектирование и (или) разработка технологических требований: разработка продукции: материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство:

- контроль, проведение испытаний и обследований: упаковка и хранение; реализация и распределение продукции: монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание: утилизация продукции после использования. Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие3.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

Научно-техническая деятельность имеет целью получение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических, социальных и гуманитарных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.

В экономической литературе выделяются две модели предпринимательства: классическая и инновационная.

Вторая модель - инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство полностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами. Однако производство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией производства, техническими элементами производства или же изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации

 

Инвестиционная политика представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью обеспечения высоких темпов его развития и расширения экономического потенциала хозяйственной деятельности.

В общем виде инвестиционная политика реализуется в разработке плана и программы его осуществления на данном этапе развития предприятия. Инвестиционная политика предприятия формируется с учетом существующих источников и форм инвестирования, их доступности и потенциальной эффективности использования [8].

Инвестиционная политика предусматривает достижение следующих целей:

- максимизации прибыли от инвестиционной деятельности;

минимизации инвестиционных рисков.

Для этого необходимо организовать:

исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;

технические и маркетинговые исследования;

- поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей;

оценку привлекательности инвестиционных проектов и финансовых инструментов с отбором наиболее эффективных из них;

разработку капитального бюджета;

формирование оптимальной структуры инвестирования.

Инвестиционная политика в кризисных условиях играет важную роль. Кризисные предприятия в отличие от других хозяйственных субъектов особенно нуждаются в инвестициях. Новые инвестиции могут сократить время преодоления кризиса. При этом, чем раньше организация начнет инвестиционные проекты, например, на стадии латентного кризиса, тем процесс оздоровления будет происходить быстрее и можно будет провести крупные инвестиционные проекты по завоеванию рынков, выпуску новой продукции и т.д. Например, инвестиции, прежде всего, необходимы на реструктуризацию бизнеса предприятия; в техническое перевооружение или реконструкцию действующих производств; урегулирование ранее накопленных долгов. Таким образом, инвестиционная политика предполагает выбор и реализацию наиболее рациональных направлений расширения и обновления активов для финансового оздоровления бизнеса. На основе инвестиционной политики организация определяет формы инвестирования, обеспечивающие достижение целей организации. Необходимость инвестиционной политики на предприятии связана с обеспечением устойчивого функционирования предприятий, финансовой стабильности, рентабельности и максимизации стоимости бизнеса [12].

Для формирования эффективной инвестиционной политики в условиях кризиса необходимо руководствоваться рядом принципов:

учет различной стоимости денег во времени;

рассмотрение процесса инвестирования как совокупности денежных потоков;

учет темпов инфляции при расчете ставки доходности, т.е. рентабельность инвестиций должна быть выше уровня инфляции;

учет внутренних и внешних ограничений финансирования проекта, т.е. рентабельность активов должна быть выше стоимости привлеченного капитала и не ниже предельной ставки доходности проекта;

разработка многовариационных прогнозов с учетом уровня рисков и доходности.

Используя данные принципы в процессе формирования инвестиционной политики кризисным предприятием необходимо: определить приоритеты и разработать цели инвестирования; выбрать объекты инвестирования; выявить реальные источники инвестиций; подобрать инвестиционные проекты и решения, дающие наиболее быструю отдачу на вложенный капитал.

Важное значение в условиях кризиса имеет выбор приоритетов инвестиционной политики. Цели инвестирования в условиях антикризисного управления подразделяются на ряд групп. Первая группа предполагает обеспечение необходимыми ресурсами проведение мероприятий по финансовому оздоровлению и реструктурированию неплатежеспособных предприятий. Вторая группа предполагает урегулирование накопленной задолженности. В современной экономической науке также выделяют семь основных причин инвестирования: повышение эффективности производства; расширение действующего производства; создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса; выход на новые рынки сбыта; исследования и разработки новых технологий; социальные мероприятия; вложения, осуществляемые в соответствии с требованиями закона [3].

При разработке инвестиционной политики на основе выбранных целей инвестирования необходимо определить реальные источники инвестиционных средств и объекты их размещения, которые способны гарантировать постоянную платежеспособность организации. Зачастую в научных изданиях по антикризисному управлению выделяют следующие источники финансирования: собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления); привлеченные средства (от продаж долей в акционерном капитале); заемные средства (кредиты банков); ассигнования по специальным программам (из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных бюджетов). Следует также учитывать, что в зависимости от стадии кризиса в организации может возникнуть острый дефицит собственных средств и недоступность привлеченных средств. При этом, важным источником средств становится дезинвестирование части вложенных средств. К источникам дезинвестирования можно отнести инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних факторов. Для таких проектов следует рассмотреть возможности возврата большей части вложенных средств. Анализируя объекты незавершенного строительства необходимо рассмотреть возможность их передачи сторонним инвесторам для быстрейшего окончания строительства и ввода в эксплуатацию. В хозяйственной практике для снижения текущих затрат по содержанию объектов капитального строительства зачастую проводят их консервацию. Как правило, в результате недостаточности средств организации в условиях кризиса приходится сворачивать свои приоритетные проекты. Таким образом, возможности инвестиционной политики зависят как от обеспеченности разработанных целей источниками финансирования, так и от выбранных объектов инвестиций [18].

Выбор объектов инвестирования - это одна из наиболее сложных стадий формирования инвестиционной политики. Отличительной особенностью инвестирования в условиях кризиса является то, что объект инвестирования, как правило, рассматривается в свободном состоянии от большей части долгов, накопленных предприятием - это и составляет его инвестиционную привлекательность. Зачастую в современных научных изданиях в качестве основных объектов инвестирования неплатежеспособного предприятия выделяют: бизнес предприятий - должников; акции предприятий, создаваемых в процессе реструктуризации имущества и бизнеса должника; имущественный комплекс должника; отдельные имущественные объекты. Однако по нашему мнению также особое внимание необходимо обратить на проблему снижения технической оснащенности промышленных предприятий, и старение активной части основных производственных фондов. В результате высокого износа такие предприятия оказываются не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию, что в дальнейшем приводит к их несостоятельности. Таким образом, производство необходимо обеспечить современным оборудованием за счет реализации избыточных и непрофильных активов. При этом следует уделять внимание и вопросам улучшения качества продукции. Проекты по улучшению качества обычно требуют небольших денег и могут быть профинансированы за счет собственных финансовых средств. Реализация подобных проектов насущно необходима, поскольку отдельные виды оборудования могут настолько износиться, что увеличение объемов производства даже до проектного состояния становится не возможным. От увеличения объема продаж или улучшения качества продукта зависит успех антикризисной программы.

На инвестиционную деятельность и в частности на выбор инвестиционных проектов особое влияние оказывает характер стадии кризиса. Реализация инвестиционных проектов для организаций, находящихся в состоянии кризиса, сопряжена с дополнительными рисками, связанными с кризисным состоянием организации. Зачастую риск инвестирования в организацию, находящуюся в состоянии глубокого кризиса настолько велик, что инвестиционные процессы практически приостанавливаются. Важной проблемой при этом, является необходимость сбалансировать высокую степень риска с желаемой доходностью. В состоянии кризиса фирма постоянно испытывает недостаток денежных ресурсов, а потребность в сохранения ликвидности превалирует над доходностью проекта. В хозяйственной практике, как правило, не существует столь доходных инвестиций, способных уравновесить риск потери вложенных средств. Соответственно чем меньше глубина кризиса организации, тем активнее идут инвестиционные процессы [24].

На стадии потенциального кризиса предприятия, могут вести инвестиционную политику аналогично «здоровым» организациям, и даже гораздо в большем диапазоне. В условиях потенциального кризиса, инвесторам еще не видна степень кризиса и надбавка к доходности за риск работы с кризисной организацией отсутствует. На данной стадии инвестиционную политику необходимо проводить поэтапно. На первом этапе реализуются не большие проекты, в дальнейшем можно приступить к более сложным проектам (расширение производства существующей продукции или выход на новые рынки). В зависимости от глубины кризисных явлений сокращаются ее инвестиционные возможности вследствие высокого риска и неплатежеспособности. В процессе финансового оздоровления инвестиции направляются на реструктуризацию бизнеса предприятия; в техническое перевооружение или реконструкцию действующих производств; урегулирование ранее накопленных долгов.

На стадии открытого кризиса проблема инвестирования становится наиболее острой. На досудебной стадии основным приоритетом является урегулирование задолженности. Если в организации вводится процедура банкротства, то она находится в стадии открытого кризиса, но при этом существуют возможности возврата ее платежеспособности. Наиболее важными проблемами в условиях кризиса являются: недостаток денежных средств, падение объемов продаж, ухудшение качества продукции и, как результат, снижение прибыли. Для их решения необходимо активизировать инвестиционную деятельность. Зачастую, организации, находящиеся в процедуре внешнего управления, имеют гораздо меньше возможностей для привлечения внешних инвесторов, чем на стадии досудебного финансового оздоровления. На выбор инвестиционной политики в данном случае влияют такие факторы, как: отстранение от функций управления руководителя и их переход к собранию кредиторов; ограниченность срока внешнего управления (не более 18 месяцев). Эти факторы достаточно серьезно сдерживают инвестиционные процессы, поскольку риск невозврата вложенных финансовых ресурсов очень высокий. В период внешнего управления, как правило, возможна реализация малорисковых инвестиционных проектов с небольшим бюджетом и сроками реализации. Например, это могут быть проекты по замещению отдельных видов активов с целью сохранения объемов производства, или проекты по замене устаревшего оборудования на более современное, с целью сокращения издержек производства или повышения производительности труда. В отличие от внешнего управления в процессе конкурсного производства инвестиции используются для создания новых предприятий и производств на базе активов ликвидируемой организации [21].

В итоге, формирование инвестиционной политики имеет множество особенностей, характер которых определяется стадией кризиса и проявляется постановкой целей, определении источников финансирования, объектов инвестирования, оценкой и ранжированием инвестиционных проектов. В результате изменения стадий кризисных явлений и соответственно инвестиционной привлекательности требуется периодический пересмотр инвестиционной политики. Для разработки рациональной инвестиционной политики на каждой стадии кризиса следует учитывать связь между риском и доходностью. Необходимо соотносить цели инвестора, желаемую доходность и сроки реализации проекта с глубиной кризиса и стратегией финансового оздоровления.

 

В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций и благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция) в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности. Российской экономике необходимо с первого и второго уровней развития переходить на третий – на основе инноваций. В условиях современного рынка система, недооценивающая роль инновационного потенциала, сталкивается с ослаблением своих позиций на рынках, потерей потребителей и снижением размеров прибыли. Все это способствует возникновению кризисной ситуации и приводит к краху всей системы. Необходимо отметить, что часть вышеперечисленных "симптомов" также применима и к государственному сектору, который, по своей природе, является поставщиком специфических услуг для особенного потребителя – общества в целом. Таким образом, развитие инновационного сектора является одним из приоритетных направлений государственной политики в условиях стремления общества и государства выйти на качественно новый уровень развития.

Объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.

Однако общей целью всех национальных инновационных систем являются:

- создание дополнительных рабочих мест в сферах науки, производства и услуг;

- увеличение поступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производства наукоемкой продукции и доходов населения;

- повышение образовательного уровня населения;

- решение экологических и социальных проблем за счет использования новейших технологий.

Для регулирования их развития все государства определяют условия осуществления инновационного бизнеса, разрабатывают прогнозы технологических изменений и стратегию инновационного развития экономики, определяют на этой базе научно-технологические приоритеты, содействуют формированию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, непосредственно и косвенным путем стимулируют инновационную деятельность, участвуют в организации исследований и разработок. Во всех странах национальные инновационные системы необходимо вместе с тем рассматривать и как один из основных инструментов регионального развития. В обозримой перспективе в России неизбежно сочетание активного инновационного развития, предполагающего реализацию на мировых рынках собственных инновационных разработок, и "имитационного", базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенном внедрении в собственную инновационную систему. Необходимо при этом учитывать и тот факт, что субъекты Российской Федерации существенно различаются по экономическому, природно-ресурсному и научно-технологическому потенциалу, по уровню социально-экономического развития. Ситуация в России принципиально отличается от ситуации в ЕС, где такие региональные различия по планам его развития не должны превышать 25 %. Для каждого региона (или группы регионов) России требуется индивидуальный подход к решению проблем инновационного развития. В каждом регионе или группе регионов должны быть созданы национальные региональные инновационные системы, а на федеральном уровне инновационная система, соответствующая задачам макроэкономической политики. Федеральная и региональные системы сформируют единую Российскую инновационную систему.

К настоящему времени в этой сфере уже сложились многоуровневые отношения между регионами и Федерацией, в рамках которых решаются вполне определенные задачи. На федеральном уровне определяются приоритеты развития экономики в целом, разрабатываются и реализуются программы и проекты, имеющие значение для всех регионов. На региональном уровне определяются приоритеты субъекта Российской Федерации, формируются и выполняются региональные программы и проекты. На федерально-региональном уровне - формируется единая нормативно-правовая база инновационной деятельности, обеспечивается согласование интересов государства и регионов, определяется степень участия федерации в решении региональных проблем, а регионов - в решении федеральных. На межрегиональном уровне решаются проблемы взаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес для нескольких регионов, в частности, в рамках федеральных округов. На муниципальном уровне осуществляются конкретные мероприятия по обеспечению жизнедеятельности и развития территорий.

Существует ряд объективных причин, определяющих повышение роли региональных органов управления в развитии научно-технической деятельности. Во-первых, инновационная деятельность по природе своей тяготеет к децентрализованному управлению. Региональные звенья управления лучше приспособлены к решению ее задач. Во-вторых, на региональном уровне, на основе существующих неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, полнее обеспечивается необходимое взаимодействие между образованием, наукой и высокотехнологичным производством, соединение образовательного, научного и промышленного потенциалов, являющееся ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Предлагается в этой связи создать Российскую двухуровневую (федерально-региональную) инновационную систему как систему генерации и поддержания инновационных процессов, действующую в рамках реализации инновационной политики государства.

Основная цель системы - обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе интенсификации инновационной деятельности. Для достижения этой цели, прежде всего, должна быть разработана и законодательно утверждена федерально-региональная инновационная политика, предусматривающая приоритетное развитие научно-технологического комплекса страны и высокотехнологичной промышленности.

Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.
Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т.д.).

Обобщение мирового опыта дает возможность сформулировать основные задачи антикризисной инновационной политики государства:

• активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности;
создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США);
разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии;
формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для российской экономики.

Инвестиции - долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной (внутренние инвестиции) или зарубежной (заграничные инвестиции) экономики с целью получения прибыли. Под инвестициями понимают:

— денежные средства;

— целевые банковские вклады;

— пай;

— акции и др. ценные бумаги;

— технологии;

— машины и оборудование;

— лицензии;

— кредиты;

— имущественные права;

— интеллектуальные ценности, вкладываемые в предпринимательские и другие виды деятельности с целью получения прибыли (дохода) и социального эффекта.

Инвестиции предприятия представляют собой вложение капитала во всех его формах в различные объекты (или инструменты) его хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, а также достижения иного экономического или внеэкономического эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Практическое осуществление инвестиций обеспечивается инвестиционной деятельностью предприятия, которая является одним их самостоятельных видов его хозяйственной деятельности и важнейшей формой реализации его экономических интересов.

Под инвестиционной деятельностью предприятия понимается целенаправленный процесс изыскания необходимых инвестиционных ресурсов, выбора эффективных объектов (инструментов) инвестирования, формирования сбалансированной по избранным параметрам инвестиционной программы (инвестиционного портфеля) и обеспечения ее реализации.

Инвестиционная деятельность предприятия характеризуется следующими основными особенностями:

— она является главной формой обеспечения роста операционной деятельности предприятия и по отношению к целям и задачам носит подчиненный характер

— формы и методы инвестиционной деятельности в гораздо меньшей степени зависят от отраслевых особенностей предприятия, чем операционная деятельность

— объемы инвестиционной деятельности предприятия характеризуются существенной неравномерностью по отдельным периодам

— инвестиционная деятельность формирует особый самостоятельный вид денежных потоков предприятия, которые существенно различаются в отдельные периоды по своей направленности (от первых инвестиционных затрат до получения доходов и несения фактических расходов от ликвидации активов);

— инвестиционной деятельности присущи специфические виды рисков, объединяемые понятием «инвестиционные риски», который обычно превышает операционные риски;

— важнейшим измерителем объема инвестиционной деятельности, характеризующим темпы экономического развития предприятия выступает показатель его чистых инвестиций (представляет собой сумму валовых инвестиций, уменьшенную на сумму амортизационных отчислений в определенный период), соответственно здесь принимается во внимание его отрицательное, нулевое или положительное значение, причем в связке с прошлыми показателями и зависимости от сравниваемого периода.

Инвестиции вкладываются на продолжительный период, начиная с постановки цели инвестирования и заканчивая закрытием предприятия после полной отдачи вложенного капитала.

Инвестиции подразделяются на:

1. Реальные (прямые) инвестиции - вложение капитала частной фирмой или государством в производство какой-либо продукции.

2. Финансовые инвестиции - вложения в финансовые институты, т.е. вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты.

3. Интеллектуальные инвестиции - подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки и др.

По отношению к совокупности этих двух видов инвестиций на предприятиях применяют понятие инвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанные единой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями. Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью.

Причины, обуславливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно объединить по принципу получения дохода:

— реальные инвестиции проводятся с целью снижения затрат на производство продукции;

— финансовые инвестиции проводятся с целью получения дохода от курсовой разницы или дивидендов.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому возникает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Здесь весьма существенен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьироваться. Например, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной логической основе, но, тем не менее, они должны подкрепляться экономическим расчетом.

Таким образом, основная задача инвестиций - принести инвестору предполагаемый доход при минимальном уровне риска, который достигается путем формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля.

Среди источников финансирования инвестиционной деятельности в РФ обычно выделяют:

1. собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (чистая прибыль; амортизационные отчисления; средства, выплачиваемые органами страхования в форме возмещения потерь от стихийных бедствий);

2. заемные средства (банковские кредиты, облигационные займы и др.);

3. привлеченные средства (средства, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставной (складочный) капитал);

4. денежные средства, централизуемые добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово-промышленными группами, а также мобилизуемые застройщиками (подрядчиками) в порядке долевого участия в строительстве объектов (проектно-изыскательных работах);

5. средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основе, а также средств бюджетов субъектов РФ;

6. средства, предоставляемые иностранными инвесторами в форме кредитов займов, взносов в уставные (складочные) капиталы российских предприятий.

Под методом финансирования инвестиционного проекта понимают способ привлечения инвестиционных ресурсов в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта. Основными методами финансирования инвестиционных проектов являются:

— самофинансирование, т.е. осуществление инвестирования только за счет собственных средств;

— акционирование, а также иные формы долевого финансирования;

— кредитное финансирование (инвестиционные кредиты банков, выпуск облигаций);

— лизинг;

— бюджетное финансирование;

— смешанное финансирование (на основе различных комбинаций этих способов);

— проектное финансирование (метод финансирования, характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат исключительно или в основном денежные доходы, генерируемые инвестиционным проектом, а также оптимальным распределением всех связанных с проектом рисков между сторонами, участвующими в его реализации)

Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (самофинансирование) как метод финансирования инвестиций используется, как правило, при реализации небольших инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит финансирование исключительно за счет собственных (внутренних) источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений, внутрихозяйственных резервов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.