Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство выполнением контрольной работы и ее оценка




Содержание разделов учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи изучения предмета «Теория управления». Структура и содержание предмета «Теория управления» его связь с другими предметами учебного плана. Значение дисциплины в подготовке специалистов. Роль предмета «Теория управления».

 

Раздел 1. Теория управления: содержание, развитие, современное состояние.

 

Тема 1. Сущность и содержание теории управления

Социальное управление как объект теории управления (государства, партии, движения, организации). Предмет теории управления – законы и принципы в многообразии их взаимодействия. Содержание теории управления – исследование социальных механизмов и общих способов управленческого воздействия.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли

История становления теории управления. Концепция научного управления. Достижения классической (административной) школы управления; концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений; управление с позиций наук о поведении. Подход к управлению как процессу. Структурно-функциональный анализ. Системный подход. Ситуационный подход.

 

Тема 3. Новая управленческая парадигма

Менеджмент как специфическая и определяющая структура всех и каждой организации, в том числе некоммерческих.

Необходимость отказа от представлений о единственно правильном типе организационной структуры, умение выстраивать и проверять на практике организационные структуры, соответствующие поставленным задачам.

Отказ от управления «кадрами», управление, ориентированное на производительность. Задача – направлять людей, цель – сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника.

Расширение сферы ответственности менеджмента на внешнюю среду организации.

 

Тема 4. Теоретические основы менеджмента и его современное состояние

Закономерности менеджмента: интеграция, иерархия управления; необходимая централизация; управляемости организации; человеческого фактора управления; соответствия целей субъекта и объекта управления; информационного обеспечения управления; ресурсосбережения управления.

Принципы менеджмента: партнерство; сочетание формального и неформального управления; интеграции управления; делегирование полномочий; мотивация; адекватность.

Методология менеджмента как комплекс положений, идей, принципов и подходов, в соответствии с которыми строится и осуществляется управление. Логика, интуиция и здравый смысл: факторы современной управленческой деятельности.

 

Тема 5. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям

Трудности менеджмента, обусловленные регионально-политическим аспектом развития экономики России. Трудности становления и поиска содержания профессиональной подготовки менеджеров. Особенности организационной культуры России и ее влияние на современное управление. Структура экономики России.

 

Тема 6. Цели и функции теории управления.

Понятие цели. Прояснение особенностей специфики управленческой деятельности управления – цель теории управления.

Функции теории управления – характеристика основных категорий управления (объект, субъект, воздействие); основных понятий управления (деятельность, совместная деятельность, согласование, система управления, механизм управления, процесс управления).

 

Раздел 2. Теории организационных форм и структур

 

Тема 7. Функциональное разделение управленческого труда.

Понятие управленческого труда. Понятие системы управления. Проблема определения функций управления в проектировании системы управления. Классификация функций менеджмента по содержанию управленческой деятельности, по организационной роли функций, по направлению деятельности, по сферам развития объекта управления, масштабу времени.

Планирование, мотивация, коммуникация, контроль как функции управления.

 

Тема 8. Внутренняя и внешняя среда в управлении.

Внутренняясреда, включающая силы и факторы, созданные самой организацией: организационная структура управления, контингент работников, руководящий состав организации. Факторы внешней среды прямого воздействия. Интересы поставщиков, торговых посредников, потребителей, конкурентов, финансово-кредитных учреждений, обслуживающих организацию (банки, страховые компании), общественных организаций. Государственные контролирующие и регулирующие органы управления как субъекты делового взаимодействия. Характер и сила воздействия внешней среды косвенного воздействия: социально-демографических, политических, экономических факторов.

Тема 9. Организационные формы предприятий.

Особенности управления различными организационно-правовыми формами предприятий Российской Федерации. Сравнительные признаки организационно-правовых форм предприятий Российской федерации. Порядок формирования имущества и его режим. Пределы ответственности. Порядок управления. Порядок распределения прибылей и убытков на предприятии.

 

Тема 10. Структуры управления предприятием.

Горизонтальное разделение труда. Структурные элементы организации.

Вертикальное разделение труда. Необходимость управления. Иерархическая структура. Характеристики уровней управленческой пирамиды.

Назначение структуры управления. Элементы структуры управления предприятием: звено, ступень, линейные и функциональные связи, виды управленческих работ отделов, служб, исполнителей, должностные инструкции, информационные потоки, документооборот.

Основные типы структур управления: территориальная, отраслевая, комбинированная, 2-х, 3-х, 4-х ступенчатая, их назначение. Линейные, функциональные, линейно-штабные, матричные, дивизиональные, холдинговые, организационные структуры управления, их преимущества и недостатки. Зависимость структуры управления от целей и задач предприятия.

Раздел 3. Методы и методология теории управления

 

Тема 11. Общенаучные методы теории управления.

Понятие метода, его содержание. Значение изучения методов. Методы эмпирического познания и теоретические методы. Деятельностный метод в теории управления. Особенности системного, функционально-структурного методов, применяемых в теории управления. Метод единства исторического и логического, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Метод перехода от конкретного к абстрактному.

 

Тема 12. Методы управленческого воздействия.

Понятие метода управленческого воздействия. Роль методов управленческого воздействия в механизме менеджмента. Применение методов управленческого воздействия на общегосударственном уровне, уровне отдельной организации и конкретного человека.

Тема 13. Методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента.

Взаимодействие цели, ситуации, и решения в процессе управления. Понятие проблемы. Многообразие управленческих проблем. Менеджер, его назначение как профессионального управляющего. Сферы деятельности. Полномочия менеджера. Ответственность как категория менеджмента. Экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты менеджмента. Решение проблем менеджмента путем сбалансированного распределения целей, функций, властных полномочий, задач в решении специфических проблем менеджмента.

 

Раздел 4. Теория управленческого решения.

 

Тема 14. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.

Понятие «управленческое решение». Принципы разработки управленческого решения.

Структура управленческого решения. Этапы принятия решения: определение цели, выявление проблемы в процессе достижения этой цели, поиск возможных альтернативных решений и их оценка, выбор наилучшего варианта действий и его формулировка. Согласование решений и их утверждение, организация реализации решений, контроль за выполнением решений. Проблемы, возникающие при принятии управленческих решений.

 

Тема 15. Целевая ориентация управленческих решений.

Роль и место цели в структуре принятия управленческого решения. Понятие целей и ограничений предприятия. Формулировка генеральной цели (миссии) предприятия. Требования к целям организации: конкретность и измеримость, ориентация во времени, достижимость целей. Классификация целей. Основные широко распространенные цели и ограничения. Ценностные ориентации организации и их влияние на постановку целей. Внешние ограничения: экономические факторы, политические факторы, рыночные факторы, технологические факторы, международные факторы, факторы конкуренции, факторы социального поведения.

Внутренние ограничения. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Требования к формулировке целей (содержание целей, размер целей, временные и пространственные параметры, значимость цели, персональная привязка).

 

Тема 16. Анализ альтернатив действий.

Роль оценки альтернатив действий в процессе выбора окончательного решения. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз. Анализ рисков. Риск как возможность наступления неблагоприятных событий в будущем. Основные виды рисков. Производственный риск. Рыночный риск. Финансовый риск. Риск устаревания имеющейся технологии. Риск ущерба от несчастного случая. Юридический риск. Человеческий фактор риска. Несовершенство информации, проблемы принятия решений в условиях неопределенности. Отношение руководителя к риску. Фактор вероятности риска. Стратегия управления риском. Создание системы сбора информации. Страхование имущества, жизни, здоровья.

Тема 17. Коммуникация в процессе управления.

Виды коммуникации их содержание. Процесс коммуникации как система с обратной связью и помехами. Основные межличностные и организационные барьеры, возникающие при обмене информацией. Пути преодоления коммуникационных барьеров.

Организация коммуникации в группе, организация переговорного процесса. Способы размещения участников переговоров за столом. Технология публичного выступления. Факторы, влияющие на эффективность передачи информации во время публичного выступления. Как средство выработки управленческого решения.

 

Тема 18. Управление как процесс. Решения в процессе управления.

Управление как совокупность цикличных процессов планирования, коммуникации, мотивации, организации, координации, учета и контроля. Многообразие факторов ограничений достижения цели в современном управлении организацией. Необходимость принятия управленческих решений на каждом этапе процесса управления и в каждой сфере профессиональной деятельности менеджера.

Тема 19. Модели и методы принятия решений.

Модель принятия решения В. Врума - Ф. Еттона. Маркетинговое моделирование (Матрицы И. Ансоффа, М. Портера, БКГ, Мак Кинси). Стратегическое моделирование (матрица SWOT, линза сценариев). Экономико-математическое моделирование.

Индивидуальные методы разработки управленческих решений (анализ, обработка информации, расчеты, моделирование, построение графиков).

Коллективные методы («Дельфи», мозгового штурма, обсуждения, инновационные игры, конференции.)

 

Тема 20. Ситуационный подход в процессе управления.

Условия и предпосылки применения ситуационного подхода в процессе управления.Исследование ситуации - первичный процесс в ситуационном подходе к процессу управления. Этапы управления базирующегося на ситуационном подходе. Последовательность протекания этих этапов.

 

Раздел 5. Теория управления персоналом государственного аппарата.

Тема 21. Основы кадровой политики.

Содержание понятий «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческий капитал». Планирование трудовых ресурсов. Этапы планирования. Анализ содержания работы. Порядок набора. Средства внутреннего набора. Внешний набор. Отбор кадров. Отборочные испытания кандидатов на работу. Методы отбора: анкетирование, собеседование, тестирование, ситуационная проверка. Определение заработной платы и льгот. Развитие трудовых ресурсов.

 

Тема 22. Активизация человеческого ресурса.

Мотивация как средство активизации человеческого ресурса. Понятие мотивации. Мотивационная структура личности человека. Содержательные теории мотивации (Маслоу, Мак Клелланда, Герцберга, графическое выражение закона Йеркса-Додсона-Хебба). Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса. Их применение на практике. Модель Портера-Лоулера.

 

Тема 23. Условия и факторы результативной работы менеджера, культура и стиль.

Роль личности менеджера в результативности управления организацией. Понятие стиля управления. Обзор теорий лидерства. Понятие культуры управления. Репутация управленческого работника ее формирование.

 

Тема 24. Государственная служба, управление и этика.

Мораль деловых взаимоотношений, как высшее требование к поведению человека. Определение конкретных этических ценностей. Принятие решений и осуществление управленческих действий с учетом этических ценностей.

Отношение менеджера к участникам предпринимательской деятельности. Готовность нести ответственность за работников предприятия и перед вкладчиками капитала. Отношение менеджера к окружающей природной среде, отношение к риску.

 

Тема 25. Специфические требования к государственному аппарату и его работникам.

Государственная служба как особая профессиональная деятельность.Указ «Об общих принципах служебного поведения государственных служащих. Правовая и моральная составляющая государственной службы. Организационно-административная структура государственной службы Российской Федерации. Структура государственного аппарата. Функции служб государственного аппарата.

 

Раздел 6. Теоретические подходы к повышению эффективности менеджмента.

Тема 26. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента.

Качество управления. Результаты менеджмента. Эффективность менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента.

Структура ресурсов менеджмента. Характеристика людских, информационных, технических, материальных, финансовых ресурсов, используемых в управлении. Роль ресурсов времени.

 

Тема 27. Затраты на управление.

Затраты на создание, развитие и функционирование ресурсов управления. Структура ресурсов управления. Характеристика людских, информационных, технических, материальных, финансовых ресурсов, используемых в управлении. Роль ресурсов времени.

 

Тема 28. Управление нововведениями и развитием теории управления.

Особенности инноваций в менеджменте. Принципы реализации инновационного потенциала менеджмента. Процессы реализации инновационного менеджмента. Факторы преодоления сопротивления инновациям.

Тема 29. Системный подход: исследование систем управления и их проектирование.

Понятие и виды систем. Сущность системного подхода и системного анализа в управлении. Система управления как объект исследования. Исследование систем управления: методология и процесс.

 

 

Руководство и консультирование осуществляется преподавателем дисциплины «Теория управления» в течение семестра, согласно разработанному графику.

Основные обязанности по руководству написанием контрольной работы сводятся к следующему:

1. Оказать помощь студенту в выборе варианта контрольной работы.

2. Контролировать качество необходимого для написания контрольной работы материала.

3. Наметить календарные сроки выполнения отдельных частей контрольной работы, помочь студенту в определении библиографии по избранной теме.

4. Консультировать студента по всем вопросам, связанным с выполнением контрольной работы.

5. Проверить качество законченной контрольной работы.

На завершающем этапе выполнения контрольной работы руководитель подписывает титульный лист, дает окончательную оценку контрольной работы, пишет на нее рецензию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.