Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная методологическая база исследования систем управления




 

Целенаправленный процесс изучения элементов и подсистем СУ в их взаимосвязи и взаимодействии предполагает использование соот­ветствующей методологической базы и определенных методов (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1

Классификация видов исследования

 

Классификационный признак Вид исследования
Используемый метод исследования   Стадия исследования   Место проведения исследования Вид исследуемого объекта Подход к объекту исследования Сфера использования результатов Теоретический, экспериментальный, теоретико-экспериментальный Поисковый, научно-исследовательская разработка, опытно-промышленная разработка Лабораторный, промышленный Натурный, модельный Локальный, комплексный Фундаментальный, прикладной  

 

 

По отношению к сфере использования результаты исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей. При этом в ряде случаев такие исследо­вания проводятся безотносительно к возможности практического ис­пользования даже в обозримом будущем.

Целью прикладных исследований является использование дости­жений фундаментальных исследований и техники для решения опре­деленных практических проблем и задач. Поэтому прикладные ис­следования включают, как правило, работы по реализации (внедре­нию) полученных результатов. Это означает, что для действующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых — проектирование и внедрение. Следует отметить, что большинство исследований СУ относится к задачам прикладного ха­рактера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и теоретическую направленность.

В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором — позна­ние явлений, происходящих в СУ, и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объек­тов. Практически исследования СУ имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуя выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определению направлений, разработ­ке и реализации мероприятий по совершенствованию.

По подходу к объекту выделяется два вида исследований:

локальное, предусматривающее изучение свойств отдельных эле­ментов подсистем системы без учета взаимосвязей с другими;

комплексное, предусматривающее изучение совокупности свойств управленческих элементов в их взаимосвязи и взаимодействии.

В зависимости от поставленных целей и задач каждый из указан­ных видов исследования имеет свои достоинства и недостатки. Одна­ко комплексное исследование практически всеми исследователями признается более прогрессивным. Его методологической базой явля­ется системный подход, который предусматривает:

• рассмотрение организации как некоторой целостности — систе­мы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

• рассмотрение организации как открытой многоцелевой систе­мы, имеющей определенные «рамки», взаимодействующие между со­бой внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, под­цели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изме­нения в других элементах и подсистемах, что основывается на диа­лектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;

• изучение всей совокупности параметров и показателей функци­онирования системы в динамике, что требует исследования внутри - организационных процессов адаптации, саморегулирования, самоор­ганизации, прогнозирования и планирования, координации, приня­тия решений и т.п.

Таким образом, в исследовании системы организации следует чет­ко определить границы производственной (управляемой) и управля­ющей подсистем, хотя в ряде случаев такие рамки во многом будут условны. Базовой ячейкой каждой из подсистем системы организа­ции, как уже указывалось ранее, является элемент, который струк­турно автономен (локален), функционально специфичен и однороден, но одновременно функционально интегративен с другими элемента­ми, подсистемами, их внутренней и внешней средой. Это обусловли­вает взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих системы как во времени, так и в пространстве. Следовательно, исследование того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять вединстве со средой, в которой он находится.

Системный подход в том или ином виде применяется многими на­уками, научными направлениями и методами. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, системный, ситуационный, прогностический, диагности­ческий, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.

Общая теория систем предназначалась для исследования и изуче­ния систем любой сложности, предназначенных быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней используется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абст­рактно-алгебраический, динамический. При этом применение того или иного вида абстрагирования дает возможность получения отве­тов на определенную группу вопросов. При необходимости следует применять другие виды абстрагирования. Использование теории сложных систем для решения задач исследования доказало ее полез­ность и возможность применения.

Системотехника используется, как правило, при исследовании сложных автоматизированных систем, к которым можно отнести со­временные СУ.

Исследование операций как научное направление использует ма­тематическое моделирование процессов и явлений. Это особенно це­лесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений.

Одним из важнейших научных направлений, составляющих мето­дологическую базу исследования для относительно сложных СУ, яв­ляется системный анализ. В условиях многообразия целей и задач ис­следования в условиях рынка научный аппарат системного анализа приобретает исключительную значимость. Его применение актуаль­но для таких, например, задач, как анализ и совершенствование СУ при реструктуризации организаций, их конверсии, техническом пе­ревооружении, диверсификации производства и т.п. Особенностью системного анализа является сочетание в нем различных методов ана­лиза с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления.

Вопросы и задания для повторения

 

1. Какие условия влияют на функционирование элементов СУ организацией?

2. Каков состав общих и общесистемных принципов СУ?

3. Определите состав специальных принципов, обусловливающие эффективное функционирование СУ производственной организацией.

4. Разработайте принципиальную схему организационно-эконо­мического механизма функционирования СУ производственной орга­низацией.

5. В чем сущность трехмерной модели СУ?

6. Дайте характеристику иерархических уровней управления и оп­ределите их должностной состав в системе общего линейного управ­ления организацией.

7. Каким может быть состав целевых, функциональных и обеспе­чивающих подсистем СУ производственной организацией?

8. Какие виды исследований могут проводиться при изучении СУ?

9. Определите сущность системного подхода к исследованию СУ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.