КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основная методологическая база исследования систем управления
Целенаправленный процесс изучения элементов и подсистем СУ в их взаимосвязи и взаимодействии предполагает использование соответствующей методологической базы и определенных методов (см. табл. 2.1). Таблица 2.1 Классификация видов исследования
По отношению к сфере использования результаты исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Важнейшей задачей фундаментальных исследований является познание новых законов и закономерностей. При этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности практического использования даже в обозримом будущем. Целью прикладных исследований является использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определенных практических проблем и задач. Поэтому прикладные исследования включают, как правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для действующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых — проектирование и внедрение. Следует отметить, что большинство исследований СУ относится к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут иметь как эмпирическую, так и теоретическую направленность. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов. Во втором — познание явлений, происходящих в СУ, и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов. Практически исследования СУ имеют теоретико-эмпирическую направленность, способствуя выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно-следственных связей, определению направлений, разработке и реализации мероприятий по совершенствованию. По подходу к объекту выделяется два вида исследований: • локальное, предусматривающее изучение свойств отдельных элементов подсистем системы без учета взаимосвязей с другими; • комплексное, предусматривающее изучение совокупности свойств управленческих элементов в их взаимосвязи и взаимодействии. В зависимости от поставленных целей и задач каждый из указанных видов исследования имеет свои достоинства и недостатки. Однако комплексное исследование практически всеми исследователями признается более прогрессивным. Его методологической базой является системный подход, который предусматривает: • рассмотрение организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами; • рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки», взаимодействующие между собой внутреннюю и внешнюю среды, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе; • изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутри - организационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п. Таким образом, в исследовании системы организации следует четко определить границы производственной (управляемой) и управляющей подсистем, хотя в ряде случаев такие рамки во многом будут условны. Базовой ячейкой каждой из подсистем системы организации, как уже указывалось ранее, является элемент, который структурно автономен (локален), функционально специфичен и однороден, но одновременно функционально интегративен с другими элементами, подсистемами, их внутренней и внешней средой. Это обусловливает взаимодействие и взаимосвязь всех составляющих системы как во времени, так и в пространстве. Следовательно, исследование того или иного объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять вединстве со средой, в которой он находится. Системный подход в том или ином виде применяется многими науками, научными направлениями и методами. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности. Общая теория систем предназначалась для исследования и изучения систем любой сложности, предназначенных быть фундаментом системотехники и ряда других смежных с ней научных направлений. В ней используется многовидовая система абстрагирования, включая логико-математический, символический, теоретико-множественный, топологический, теоретико-информационный, эвристический, абстрактно-алгебраический, динамический. При этом применение того или иного вида абстрагирования дает возможность получения ответов на определенную группу вопросов. При необходимости следует применять другие виды абстрагирования. Использование теории сложных систем для решения задач исследования доказало ее полезность и возможность применения. Системотехника используется, как правило, при исследовании сложных автоматизированных систем, к которым можно отнести современные СУ. Исследование операций как научное направление использует математическое моделирование процессов и явлений. Это особенно целесообразно при изучении организационных систем для принятия оптимальных решений. Одним из важнейших научных направлений, составляющих методологическую базу исследования для относительно сложных СУ, является системный анализ. В условиях многообразия целей и задач исследования в условиях рынка научный аппарат системного анализа приобретает исключительную значимость. Его применение актуально для таких, например, задач, как анализ и совершенствование СУ при реструктуризации организаций, их конверсии, техническом перевооружении, диверсификации производства и т.п. Особенностью системного анализа является сочетание в нем различных методов анализа с общей теорией систем, исследованием операций, техническими и программными средствами управления. Вопросы и задания для повторения
1. Какие условия влияют на функционирование элементов СУ организацией? 2. Каков состав общих и общесистемных принципов СУ? 3. Определите состав специальных принципов, обусловливающие эффективное функционирование СУ производственной организацией. 4. Разработайте принципиальную схему организационно-экономического механизма функционирования СУ производственной организацией. 5. В чем сущность трехмерной модели СУ? 6. Дайте характеристику иерархических уровней управления и определите их должностной состав в системе общего линейного управления организацией. 7. Каким может быть состав целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем СУ производственной организацией? 8. Какие виды исследований могут проводиться при изучении СУ? 9. Определите сущность системного подхода к исследованию СУ.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |