Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила написания пояснительной записки к курсовой работе




1. Теоретические аспекты управления. Данный раздел курсовой работы выполняется на основе литературных источников.

1.1 Понятие и функции теории управления. Дается определение теории управления и его связь с управлением. Особое внимание уделяется той функции, объектом исследования которой является курсовая работа. Например, если работа посвящена «совершенствованию организации управления», то исследуется функция «организация», а по другим функциям дается краткая характеристика.

1.2 Виды организационных структур. Необходимо дать понятие организационной структуры управления. Рассматриваются различные виды организационных структур в зависимости от признаков классификации: сложности объекта, устойчивости функционирования объекта.

1.3 Организация взаимодействия структур и факторы, влияющие на управление. Организационно-регламентирующая документация по предприятию: положение о службах или должностные инструкции. Полномочия работников управления и роль их правильного распределения. Классификация работников управления по категориям должностей. Взаимодействия отделов и служб и передача полномочий между работниками управления.

2 Описание (анализ, оценка) организации управления (деятельности). В данном разделе проводятся анализ (описание, оценка) фактического состояния организации управления на конкретном предприятии. При этом производятся сравнение фактических данных с нормами и нормативами либо с показателями аналогичных (лучших) предприятий, либо с научными требованиями, устанавливаемые предметом «Теория управления» по выбранной тематике.

2.1 Характеристика предприятия. Приводится полное название и организационно-правовая форма предприятия, его местонахождение. Определяется тип производства (для предприятия промышленно-производственной отрасли) или вид работ, услуг (для предприятий других отраслей). Характеризуются условия обеспечения сырьем, транспортом, энергоносителями, информацией и сбыта продукции. Приводятся основные технико-экономические показатели за последний год, а если тема курсовой работы посвящена исследованию или анализу производства, то показатели приводятся в динамике за последние три года. Основные показатели: номенклатура выпускаемой продукции или оказываемых услуг, объем реализации, себестоимость, прибыль, рентабельность продукции и предприятия, основные фонды, численность работающих по категориям. Дается общая оценка экономического положения (состояния) предприятия.

2.2 Описание существующей структуры управления на предприятии. Приводится организационная схема управления предприятием. Для небольших предприятий приводится полная схема. Для крупных предприятий обязательна оргсхема управления во внешнем звене (руководители, заместители, главные специалисты) и по согласованию с руководителем подробная оргсхема одного-двух блоков управления. Описывается тип организационной структуры (линейная; линейно-функциональная; функционально-штатная; матричная или управление по проектам). Далее приводится штатное расписание должностей руководителей и специалистов в соответствии с оргсхемами, которое оформляется в виде таблицы с указанием численности по каждой должности и, по возможности, разряда для оплаты труда.

2.3 Анализ управленческой структуры (деятельности). Дается анализ управленческой структуры или управленческой деятельности предприятия. Анализ может быть проведен сравнительный. Объектом сравнения будет служить аналогичное предприятие или научные методы организации. Делается общий вывод о степени соответствия организационной структуры современным требованиям.

Дается оценка ориентации организации управления: производственно-сбытовая или маркетинговая. Анализ связей и функций управления. Анализ проводится с точки зрения соответствия связей и функций управления рыночным условиям. Анализ основывается на изучении служб и должностей в штатном расписании, а также должностных инструкций. Особое внимание уделяется функциям исследуемой службы или отдела, а также связанными с маркетингом, внешнеэкономическими связями, рекламой, стратегическим планированием и прогнозированием, ценными бумагами, производственной психологией. Выводы по результатам анализа ложатся в основу совершенствования организационной структуры, связям, уточнению должностных инструкций, квалификационных требований по должностям, положений о службах.

3 Совершенствование организации управления. В этом разделе на основе проведенного анализа, теоретических знаний, действующих законодательных актов и нормативных документов, студент выносит предложения по совершенствованию организации управления на предприятии, приводится необходимый экономический расчет.

3.1 Современные аспекты совершенствования методов управления организацией. Студент приводит описание с ссылками на литературные источники, практические навыки или методы решения проблемы в разрезе своей темы. Например, если тема курсовой работы посвящена совершенствованию управления, то приводятся предложения по ликвидации лишних или созданию новых подразделений, должностей. Могут приводится примеры из международной практики, или варианты (методы) расчетов по определению оптимальной структуры управления предприятия.

3.2 Основные направления по совершенствованию организации управления.

3.2.1 Предложения по совершенствованию. В данном разделе проектируется схема управления. На основе результатов анализа студент определяет, какие руководители перегружены или явно недогружены и предлагает соответствующие изменения в организации управления. Особое внимание уделяется внимание должностям и подразделениям, выполняющим функции, связанные с рыночными условиями хозяйствования (маркетинг, сбыт, внешнеэкономические связи, реклама, работа по проектам). Вносятся предложения по укрупнению отделов, введению новых должностей, изменению названия должностей и мотивации труда. С учетом предлагаемых мероприятий приводится проектируемая организационная схема управления предприятием.

3.2.2 Укрупненный расчет. Производится расчет по каждому предложению. Расчет может производиться по изменению (экономии или перерасходу) какого-либо ресурса. Например, если расчет производится по численности персонала управления, в связи с сокращением, объединением должностных обязанностей или вводом новых штатных единиц, то выявляется экономия (возможный перерасход) по фонду оплаты труда и налогам (40 % от ФОТ) за год от себестоимости продукции.

Если предложения связаны с увеличением объема реализации продукции, оказания работ и услуг, то определяется возможный (плановый) процент прироста реализации при исходных затратах или в качестве базы сравнения приводится опыт аналогичных предприятий, где было внедрено данное предложение. Определяется изменение прибыли и рентабельности продукта и предприятия в целом.

3.3 Экономическая оценка эффективности предложений по совершенствованию (анализу, оценке) управления. Оценка экономической эффективности организации управления может производиться в нескольких аспектах.

Первый вариант основан на сравнительном анализе предложений и выборе оптимального. Для сравнительного анализа строится таблица 1.

 

Таблица 1 - Сравнительный анализ мероприятий по совершенствованию управления

Показатели I предложе-ние II предложение Индекс (гр3: гр2)
       
Объем реализованной продукции работ, услуг), тыс. р.      
Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. р. в том числе: - Расходы на управление тыс. р. - Удельный вес расходов на управление в себестоимости продукции, %      
Численность персонала, чел. в том числе: - Руководителей и специалистов, чел. - Удельный вес руководителей и специалистов в общей численности, %      
Прибыль тыс. р.      
Рентабельность предприятия, %      
На одного работника управления: - Объем реализованной продукции, тыс. р. - Прибыль, тыс. р.      

Сравнительный анализ предложений проводится по основным показателям.

 

Второй вариант основан на сравнительном анализе исходных данных предприятия и предложенного проекта по совершенствованию управления или организационной структуры. Оценка экономической эффективности организации управления осуществляется на основе максимизации роста реализации продукции (услуг) и прибыли по отношению к затратам на производство или к применяемым на производстве ресурсам. Для экономической оценки приводятся показатели в таблице 2.

Если мероприятия по совершенствованию управления требуют капитальных вложений, то их эффективность определяется по периоду окупаемости инвестиций Т, год

 

Т = , (2)

где К – сумма капитальных вложений, тыс. р.

Пi – прибыль от использования кап. вложений, тыс. р.

 

Таблица 2 - Сравнительный анализ мероприятий по совершенствованию управления с базовыми

Показатели Исходные данные Проект Индекс (гр3: гр2)
       
Объем реализованной продукции (работ, услуг), тыс. р.      
Себестоимость продукции (работ, услуг), тыс. р. в том числе: - Расходы на управление тыс. р. - Удельный вес расходов на управление в себестоимости продукции, %      
Численность персонала, чел. в том числе: - Руководителей и специалистов, чел. - Удельный вес руководителей и специалистов в общей численности, %      
Прибыль тыс. р.      
Рентабельность предприятия, %      

 

В конце раздела делаются выводы по результатам расчета.

Заключение. Заключение должно содержать выводы по результатам работы, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку экономической эффективности мероприятий.

Список используемой литературы. Список должен содержать перечень литературных источников, использованных при выполнении курсовой работы. Список оформляется в соответствии с правилами библиографического описания. Методические указания в список не включаются.

Приложения. В качестве приложений студент может использовать организационную схему управления предприятием, которая может быть выполнена графически на листах формата А1 либо А4. Также в приложении может быть приведен цифровой материал в виде таблиц или диаграммы (линейные, столбцовые, прямоугольные, объемные, круговые), картограммы. График должен содержать такие элементы как:

а) графический образ, то есть знаки и символы;

б) поле графика – место, где должны быть размещены графические образы;

в) пространственные ориентиры;

г) масштабные ориентиры;

д) эксплакация (то есть словесные пояснения) графика, включая его точное название.

 

8 Темы курсовых работ по дисциплине «Теория управления»

 

1. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации (предприятия) (на примере…).

2. Личностный аспект взаимодействия человека и организации (предприятия) (на примере…).

3. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения (на примере…).

4. Партисипативное управление и направления его реализации на предприятии (на примере…).

5. Анализ выполнения стратегии предприятия (на примере…).

6. Метод SWOT-анализа и его значение для предприятия (на примере…).

7. Управление конфликтом и его влияние на деятельность предприятия (на примере…).

8. Система планов в управлении предприятием(на примере…).

9. Управление социальными инновациями на предприятии(на примере…)

10. Анализ организационно-административных методов управления предприятием (на примере…).

11. Анализ экономических методов управления предприятием (на примере…).

12. Анализ социально-психологических методов управления предприятием (на примере…).

13. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента предприятия (на примере…).

14. Организация деятельности кадровых служб на предприятии (на примере…).

15. Оценка сотрудников и прием на работу на предприятие (на примере…).

16. Содержание и особенности управленческого труда на предприятии (на примере…).

17. Культура управленческого труда на предприятии(на примере…).

18. Формы, организация и значение делового общения (на примере …).

19. Организационные полномочия и их делегирование (на примере …).

20. Управление рисками на предприятии (на примере…).

21. Управление кадрами и кадровая политика предприятия (на примере…).

22. Информация как ресурс менеджмента предприятия (на примере…).

23. Интеграция экономических интересов и социальной ответственности предприятия (на примере…).

24. Методы сглаживания негативных тенденций в развитии предприятия (на примере…).

25. Анализ функций руководителя и стиля руководства предприятием (на примере…).

26. Критерии и показатели эффективности управления (на примере …).

27. Система антикризисного менеджмента на предприятии (на примере…).

28. Планирование в менеджменте: сущность, принципы, взаимодействие с другими функциями управления (на примере …).

29. Технология управления по целям: внедрение в российских условиях (на примере …).

30. Технология активизации персонала для творческого поиска идей (на примере …).

31. Специфика социальной системы управления (на примере …).

32. Анализ организационных структур управления и их значение (на примере …).

33. Рациональное решение и этапы его принятия (на примере …).

34. Управление организационными изменениями (на примере …).

35. Анализ влияния культуры на организационную эффективность (на примере …).

36. Коммуникационные сети в управлении (на примере …).

37. Концепция проектирования работы на предприятии и ее значение для управленческой деятельности (на примере…).

38. Централизация и децентрализация управленческой деятельности (на примере …).

39. Дифференциация и интеграция управленческой деятельности (на примере …).

40. Стратегии предприятия: типы, разработка, выполнение стратегий (на примере …).

Список рекомендуемой литературы

1. В.И. Мухин «Основы теории управления». – М., 2006.

2. П.В. Шеметов Менеджмент. Учебное пособие в схемах, таблицах и рисунках. – М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Е.Е. Вершигора Менеджмент. Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. М.П. Переверзев, Л.Е. Басовский, Н.А. Шайденко Менеджмент Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

5. В.И. Кноринг Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – 2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2001.

6. Г.Б. Казиачевская «Менеджмент», Феникс, 2007.

7. Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер Менеджмент. 6-е изд. Изд. Дом «Вильямс», 2002.

8. Е.П. Михалева Менеджмент. – М.: ЮРАЙТ, 2006.

9. В.А. Козловский, Т.В. Маркина, В.М. Макаров Производственный и операционный менеджмент. Практикум. – СПб: Специальная литература, 2005.

10. О.С. Виханский, А.И. Наумов Менеджмент: Учебник. – М., 2005.

11. О.С. Виханский, А.И. Наумов Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2005.

12. И.Н. Герчикова Менеджмент: Учебник. – М., 2006.

13. Ю.А. Цыпкин. Менеджмент. Учебник для вузов.

14. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хезоури Основы менеджмента.–М., 1997.

15. Т. Питерс, Р. Уотерман В поисках эффективного управления. М., 1986.

16. М. Эддоус, Р. Стэнсфилд Методы принятия решений. – М., 1997.

17. И.А. Бланк Стратегия и тактика управления финансами. – Киев, 2006.

18. К. Боумен Основы стратегического менеджмента. – М., 2000.

19. Р.А. Фатхутдинов Стратегический менеджмент. – М., 2007.

20. Л.В. Фатхин, Д.С. Петросян Этика и психология управления: Учебное пособие. – М., 2007.

21. Ю.Д. Красовский. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.

22. Н.М. Власова. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния.

23. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. Конфликты. Диагностика, оценка, прогнозирование. Учебное пособие для вузов.

24. В.А. Швандар, В.П. Прасолова. Экономика предприятия. Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп.

25. И. Кузьмин Психотехнологии и эффективный менеджмент. – М., 2005.

26. Менеджмент: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 06.10 – Государственное и муниципальное управление. Краснодар: Издательство КубГТУ.

27. Теория управления: Методические указания к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения специальности 06.10 – Государственное и муниципальное управление. Часть 1. Краснодар.: Издательство КубГТУ,2005.

28. Л.Н. Цой. Практическая конфликтология. Учебное пособие для вузов.

29. С.Д. Ильенкова. Производственный менеджмент. Учебник для вузов.

30. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. Учебное пособие. 240 с.

31. Х.Ю. Варнеке. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. Пер. с нем.

32. М. Вудкок, Д. Френсис Раскрепощенный менеджмент. – М., 2006.

33. Р. Беннет. Секреты эффективного управления. Пер. с англ.

34. Г.Н. Марков. Справочник по конфликтологии, общению, менеджменту.

35. В. Зигерт, Л. Ланг Руководитель без конфликтов. – М., 2005.

36. Н.П. Любушин. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.

37. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. Исследование систем управления. Учебное пособие для вузов.

38. И. Ансофф Стратегическое управление. – М.. 2005.

39. И.Н. Черникова Менеджмент. Учебник. - М.: Банки и биржи, 2005.

40. А.В. Попов теория и организация американского менеджмента. – М.,2007

41. Е.С. Стоянова Финансовый менеджмент. Теория и практика. - М.: Перспектива,2008.

42. И.Т. Бакобанов Основы финансового менеджмента. Как управлять бизнесом?. - М.: Финансы и стратегия, 2005.

43. В. Хойер как делать бизнес в Европе. – М., 2006.

44. В. Андреев Саморазвитие менеджера. – М., 2007.

45. Р. Блейк, Д. Мутон Научные методы управления. – Киев, 2008.

46. А. Вайсман Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М., 2007.

47. П. Друкер Рынок: как выйти в лидеры. – М., 2006.

48. С. Кови Семь навыков высокоэффективных людей. – М., 2008.

49. А.Н. Курицын Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. – М., 2005.

50. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. – М., 2007.

51. М. Робсон, Ф. Уллан Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. – М., 2007.

52. Т. Санталайнен и др. Управление по результатам. – М., 2008.

53. Современный менеджмент: принципы и правила / Под. ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М., 2006.

54. А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд Стратегический менеджмент. – М., 2008.

55. А.Файоль Управление – это наука и искусство. – М., 2009.

Приложение А

(обязательное)

 

Форма оформления задания на курсовую работу

 

Кубанский государственный технологический университет

Новороссийский политехнический институт

Кафедра государственного и муниципального управления

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ГиМУ НПИ Куб ГТУ

доцент _________ О.В. Вильчинская

 

Задание на курсовую работу

 

студенту группы 21-ФН-ГУ-1 курса 3
факультета Управления и промышленности
специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление»

 

Приваловой Анне Сергеевне  
(фамилия, имя, отчество) (шифр)

 

Тема работы: Совершенствование организации управления на предприятии

 

Содержание задания: 1) выполнить анализ управленческой структуры, связей и функций управления;
  2) предложить варианты по совершенствованию организации управления и оценку эффективности предложений
Объем работы: а) пояснительная записка к работе 50 с.  
  б) графическая часть 2 листа формата А1
Рекомендуемая литература:
1) О.С. Виханский, А.И. Наумов Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарики, 2008.
2) Е.С. Стоянова Финансовый менеджмент. Теория и практика. - М.: Перспектива,2008.
Срок выполнения работы:  
Срок защиты:  
Дата выдачи задания:  
Дата сдачи работы на кафедру:    
Руководитель проекта: _______________________ /________________/  
           

(подпись) (ф.и.о., звание, степень)

Задание принял студент: _____________________ /________________/

(подпись) (дата)

Приложение Б

(обязательное)

 

Форма оформления титульного листа курсовой работы

 

Кубанский государственный технологический университет

Новороссийский политехнический институт

Кафедра государственного и муниципального управления

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе

 

по дисциплине Теория управления
на тему Совершенствование организации управления на предприятии
выполнил студент 3 курса группы 21-ФН-ГУ-1 Привалова Анна Сергеевна
    (фамилия, имя, отчество)

 

Допущен к защите  

 

Руководитель работы  
  (фамилия, имя, отчество, звание)

 

Нормоконтроль    
  (подпись, дата) (расшифровка подписи)

 

Защищен  
  (дата)

 

Оценка  

 

Члены комиссии:    
     
     
     
  (подпись, дата) (расшифровка подписи)

Приложение В

(обязательное)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.