Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территорий в зарубежных странах




СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Г Л А В А 1

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ И

Финансовое регулирование - управление совокупностью денежных средств, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Экологизация -внедрение экологических ценностей и норм в качестве ориентиров в экономическую, социальную, культурную системы.

Эксперт -специалист, обладающий знаниями, опытом в определенной области деятельности, на основе которых он дает мотивированное заключение по той или иной проблеме.

 

Научно-методическое пособие для магистрантов, обучающихся по программе «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Воронеж – 2012

Утверждено научно-методическим советом экономического факультета

 

 

Составители:

доктор экономических наук, профессор Рисин И.Е.

кандидат экономических наук, профессор Эйтингон В.Н.

кандидат географических наук, доцент Кирьянчук В.Е.

 

 

Научно-методическое пособие подготовлено на кафедре Региональной экономики и территориального управления экономического факультета Воронежского государственного университета

Потребность в совершенствовании стратегического управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований России обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию направлений этого процесса.

Определенную роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного опыта. Цель его проведения – выявление применяемого методического и организационного обеспечения, которое целесообразно при необходимой адаптации использовать в российской практике.

В выборе стран следует учитывать достигнутые ими успехи в апробации эффективных принципов организации и инструментов стратегического управления. Компаративный анализ содержания процессов разработки стратегических планов территориального развития позволяет сфокусировать внимание на следующих принципиальных моментах.

1. Профессионализация деятельности по стратегическому планированию, обеспечиваемая общенациональной и региональными сетями специалистов. Названный принцип реализуется посредством создания структур, концентрирующих высококвалифицированные кадры, непосредственно участвующие в обосновании перспективных направлений и механизмов регионального и местного развития.

Важен акцент на разнообразие институциональных форм их организации. Так, например, в США органы исполнительной власти на уровне штатов, городов и графств имеют специальные комиссии или агентства по экономическому развитию, отвечающие за подготовку целевых программ, предусматривающих повышение качества жизни населения, усиление конкурентных позиций территории. Заметно участие в этом процессе и частных компаний. Известен опыт штата Кентукки, в котором функционирует частная бесприбыльная научно-технологическая корпорация, основной целью которой является развитие территории.

В Канаде функционируют специально созданные профессиональные ассоциации специалистов по экономическому развитию, члены которых привлекаются к деятельности по стратегическому планированию. Наряду с ними действуют создаваемые на местном уровне в рамках общественно-частного партнерства организации, изначально ориентированные на разработку планов и программ территориального развития.

Исследователи обоснованно отмечают, что такие организации:

- расширяют возможности привлечения средств бизнеса и других партнеров для усиления позитивного воздействия на экономическое развитие;

- имея горизонтальную структуру (в отличие от иерархической), способны быстро принимать решения, действовать в привычной для бизнеса деловой атмосфере, в рамках культуры, ориентированной на клиента;

- позволяют членам сообщества (жителям) принимать участие и делиться знаниями и ресурсами, так как их представители входят в правление (совет директоров), что обеспечивает им сильное и эффективное влияние на всю деятельность таких организаций.

Во Франции принцип профессионализации реализуется при создании публично-правовых межкоммунальных объединений, одной из задач которых становится разработка проектов в сфере экономического развития.

2. Важную роль в методическом обеспечении стратегического планирования, как одного из этапов стратегического управления, играет принцип, определяющий необходимость его организации «снизу-вверх» при обеспечении системного единства стратегий, разрабатываемых на разных уровнях власти (муниципалитет, регион, центральное правительство). Его апробация была впервые осуществлена в Голландии в рамках подхода РОМ.

Несмотря на то, что стратегическое планирование территориального развития было инициировано центральным правительством, оно осуществляет лишь общую координацию и финансирование, в то время как реально управляют проектами региональные и муниципальные власти. В этом контексте важно отметить, что общегосударственные программы ориентированы на поддержку инициатив снизу, с уровня муниципалитетов и регионов.

Важная черта «подхода РОМ» – вовлечение в решение проблем на основе диалога всех заинтересованных сторон, представляющих разные уровни власти. Основная идея подхода – это то, что участвующие стороны достигают выгодных для себя решений на основе консенсуса. Полный цикл «подхода РОМ» состоит из трех основных фаз: начальной, фазы планирования и фазы осуществления проекта. На начальной фазе выявляются проблемы, а также намечаются пути их решения. Обязательное условие – согласие всех сторон на участие в решении проблемы. Предварительное согласие дает возможность более детально обсудить программу действий, а также определить методы решения проблемы.

Предварительная фаза заканчивается подписанием соглашения, которое знаменует начало второй фазы – фазы планирования. План действий составляется с участием всех заинтересованных сторон. Как правило, этому предшествует проведение исследования, продолжительность которого варьируется в зависимости от сложности проекта.

После одобрения плана стороны подписывают заключительное соглашение, которое наряду с другими соглашениями формирует пакет документов, направляемый на утверждение в парламент, ассамблею провинции, а также муниципалитет.

3. Достижение эффективности процессов разработки и реализации стратегических планов связывается с действием принципа конструктивного диалога разных групп заинтересованных участников территориального развития – власти, бизнеса, населения, общества (гражданских институтов). В связи с этим принципиально значимым для стратегического планирования становится понятие стейкхолдера – человека или организации, чьи интересы существенно связаны с данной территорией и чьи ресурсы позволяют существенно влиять на ее развитие.

Исследователи обоснованно отмечают, что если стейкхолдеры вовлечены в цикл стратегического планирования на его ранних стадиях, то велика вероятность поддержки ими ключевых проектов стратегического плана. Важно также их участие в оценке современного состояния внешней среды и в выборе реалистичных стратегических проектов.

По мнению известных канадских специалистов И. Брайсона и У. Роринга учет мнений широкого и разнообразного круга стейкхолдеров принципиально отличает стратегическое планирование от традиционного.

В стратегическом планировании территориального развития важен не только результат – стратегический план как итоговый документ, но и процесс его разработки и обновления, обеспечивающие аккумуляцию знаний, выявление идей и инициатив, достижение общественного согласия.

Учитывая, что регион, муниципальное образование включены в качестве подсистемы в национальную, мировую социально-экономическую системы, каждая из которых имеет несколько групп влияния на территориальное развитие, состав стейкхолдеров отличается высоким разнообразием. Он включает, в частности, федеральные власти, крупный частный бизнес, имеющий производства на данной территории, или рассматривающий ее в качестве рынка сбыта, партии, другие общественные организации и др.

4. Повышение вклада населения в разработку стратегического плана связывается с высоким уровнем разнообразия применяемых инструментов его вовлечения в процессы стратегического планирования. В их числе: опрос жителей для определения современных ценностей и видения территории в долгосрочной перспективе; проведение семинаров с целью обсуждения и реагирования на результаты проведенного опроса; разработка и поддержание специального интерактивного веб-сайта для распространения информации о процессе стратегического планирования и общения с жителями через этот сайт; тематические дискуссии в режиме он-лайн; общение с должностными лицами регионального и местного публичного управления в Интернете (чат); общественные презентации стратегии и программ ее реализации и др.

Следует отметить, что демократизация процесса стратегического планирования выдвинула перед проектировщиками новые требования. Теперь они должны обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и социальными компетенциями: уметь общаться, договариваться, моделировать сложные дискуссии с местными жителями.

Заметим, что и на стадии реализации стратегического плана обеспечивается контакт с населением. Важным условием его осуществления является открытость и прозрачность информации, что достигается размещением региональных и местных планов в Интернете, вводом организационного регламента, в соответствии с которым чиновники обязаны объяснять любому гражданину (по его требованию) нюансы, связанные с решением тех, или иных вопросов территориального и местного развития.

5. Все большее понимание и действие получает принцип, определяющий опору в развитии территорий на собственные силы, имеющиеся ресурсы, на уже существующий бизнес. Так, например, в Великобритании актуализирован императив, согласно которому экономическое оживление лучше всего обеспечить посредством локального развития, нежели экзогенного перераспределения деятельности и ресурсов.

Заслуживает внимания структура мобилизуемых ресурсов и их владельцев, определяющая ключевые сферы фокусирования внимания разработчиков стратегических планов. Так, например, в США их состав включает:

- развитие школьного обучения, способствующего укреплению предпринимательского духа, углубленному изучению наук, созданию климата, при котором занятость в предпринимательской сфере рассматривается как наиболее привлекательное решение;

- развитие университетов, стимулирующих создание новых знаний, идей, продуктов и предприятий;

- создание научно-технологического потенциала для поддержки развития инновационных предприятий;

- создание культуры общества, поощряющей высокую инновационную активность и предпринимательство.

Реализация этого принципа связывается также с осуществлением кластерной политики, ориентированной на создание и удлинение региональных цепочек добавленной стоимости за счет использования всего многообразия территориальных ресурсов. Преимущества кластеров рассматриваются в широком контексте, включающем: использование конкурентных преимуществ территории, ориентацию на инновационные разработки, повышение целостности экономической системы.

6. В формировании целевой функции стратегического плана важная роль отведена принципу обеспечения единства экономического и экологического эффектов в развитии территории. Потребность в такой сопряженности для большинства стран связана, в первую очередь, с реализацией стратегий устойчивого развития, предусматривающих в том числе, сохранение высокого качества окружающей среды.

Ввод экологического компонента обусловил расширение состава индикаторов, используемых в стратегическом планировании. Так, например, в США он был дополнен такими показателями, как продолжительность здоровой жизни; дома, неприспособленные для жизни; выбросы парниковых газов; дни со средним и высоким уровнем загрязнения воздуха; реки хорошего и высокого качества; популяции диких птиц; новые дома, построенные на освоенных землях.

7. Различие регионов по социально-экономическому положению, условиям и факторам развития обусловливает разнообразие принятых и реализуемых стратегий и стратегических планов. В то же время существует и инвариантный состав стратегических направлений, который включает: распространение передовых технологий и знаний; улучшение делового климата; стимулирование инвестиций; формирование и развитие конкурентоспособных кластеров; содействие отраслям с высоким инновационным потенциалом; развитие инфраструктуры города на инновационной основе; развитие туризма; поддержка занятости и роста квалификации; поддержка малых и средних предприятий; поддержка основания новых предприятий; межрегиональное сотрудничество.

Иными словами, при разработке стратегических планов территориального развития реализуется принцип единства общего и особенного в их содержании.

Инвариантность проявляется и в постановке задач регионального развития. Применительно к ключевому ресурсу территории – предпринимательству акцент делается на улучшение уровня его конкурентоспособности, прежде всего, в области передовых технологий, биотехнологии, информационных технологий и телекоммуникаций, поддержку его инновационной составляющей.

Заметим, что совпадают и подходы, выбранные для их решения. Так, например, развитие инновационного предпринимательства в разных зарубежных практиках связывается с созданием и развитием интеллектуального капитала в вузах, расширением форм взаимодействия бизнеса и высшего образования.

Другая общая задача – развитие внешнеэкономических связей. Ее постановка отражает усиление влияния процессов глобализации. Стремление максимизировать ее выгоды и ограничить негативные последствия для территории привели к необходимости включения в программные документы раздела «международное сотрудничество».

Заметим, что актуализация международного аспекта обусловила применение инструментария международного маркетинга при разработке программных документов территориального развития.

Инвариантный аспект стратегического планирования заметен и в содержании программ территориального развития в странах, входящих в ЕС. Так, например, в составе общих целей определены: содействие структурной перестройке и развитию отсталых территорий; содействие развитию и перестройке депрессивных ареалов; борьба с долговременной безработицей и содействие включению молодежи в трудовую жизнь; содействие проведению реформ в аграрном секторе.

Следует обратить внимание и на базовый состав мероприятий, связанных с поставленными целями. Так, например, достижение первой из названных задач связывается с модернизацией инфраструктуры, поддержкой индустрии, ремесла и услуг для предпринимательства, улучшением использования сельскохозяйственных ресурсов, содействием населению в организации предпринимательской деятельности.

В реализации второй цели акцент сделан на производственных инвестициях для создания альтернативных возможностей занятости. При этом к основным мероприятиям отнесены: улучшение условий становления и развития производственных видов деятельности через повторное использование промышленных площадок; восстановление окружающей среды и улучшение имиджа ареалов; содействие развитию новых, прежде всего малых и средних предприятий на локальном уровне; улучшение видов транспортной инфраструктуры, существенных для развития экономики и туризма; содействию исследованиям, особенно посредством предоставления оборудования для системы профессионального образования.

8. Разработка стратегических планов сопровождается формированием системы мониторинга результатов их выполнения. Она используется в том числе, для оценки необходимости коррекции, как целевых установок, так и ресурсной базы. В составе основных индикаторов исследователи выделяют:

- уровень занятости, количество новых возможностей трудоустройства;

- условия труда, доходы, в том числе, заработная плата, имущественная дифференциация;

- увеличение налогооблагаемой базы;

- удержание развитых компаний и высокообразованных работников;

- усиление кооперации предприятий;

- ослабление «экологических следов», уменьшение загрязнения воды, улучшение качества грунтовых и поверхностных вод;

- свобода доступа к информации об исследованиях и технологиях;

- практика бизнес–использования Интернета;

- научно–исследовательские инвестиции и деятельность, количество исследователей и учреждений, патентная деятельность;

- вновь созданные предприятия;

- количество товарной продукции и услуг;

- растущее импортозамещение;

- увеличение рекреационного и делового туризма;

- повышение доступности органов здравоохранения;

- увеличение иностранных инвестиций;

- финансирование искусства и культуры;

- оценка, высказываемая жителями города, деловыми кругами, СМИ.

Исследователи, анализируя современную практику стратегического управления в странах ЕС, выделяют продуктивные критерии, используемые государственными органами для оценки обоснованности программных документов социально-экономического развития территорий. В их составе:

- ясность стратегического подхода и инновационный характер целей, предлагаемых в ней к реализации;

- осуществимость стратегического плана и соответствие между поставленными целями и доступными ресурсами;

- ожидаемое влияние на модернизацию и диверсификацию региональной экономики, создание долговременных качественных рабочих мест;

- вклад частного сектора в финансирование программы;

- качество регионального общественно-частного сотрудничества в подготовке и реализации программ;

- передаваемость результатов в другие регионы.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. По научным статьям, опубликованным в 2011-2012 гг., дополните содержательную характеристику современной зарубежной практики стратегического управления развитием территорий.

2. Обоснуйте выбор достижений современной зарубежной практики стратегического управления развитием территорий, которые целесообразно использовать в России.

3. Предложите необходимое методическое и организационное обеспечение для внедрения достижений зарубежной практики стратегического управления развитием территорий в России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.