Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и назначение правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ




Ныне действующая Конституция РФ провозгласила Россию федеративным государством. Это, среди прочего означает, что органы государственной власти субъектов РФ наделяются правом издавать правовые акты, в том числе и акты управления, имеющие государственно – властный характер.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[138] установил систему органов исполнительной власти субъектов РФ. В нее входят:

1. Высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации);

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации (правительство, администрация);

3. Отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (министерства, департаменты и т.д.);

4. Территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта федерации (управления, отделы и т.д.).

Вопросы, по которым указанные органы издают правовые акты управления, определены в ст.ст. 71 – 73, 76 Конституции РФ и Федеральном законе 1999 г. В соответствии с данными актами органы исполнительной власти субъектов РФ принимают правовые акты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов и по предмету ведения субъектов РФ. Причем в ч.2 ст. 77 Конституции РФ указывается, что в пределах ведения и полномочий по предметам совместного ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура органов исполнительной власти устанавливается также в конституциях (уставах) субъектов федерации и специальных законах. Федеральный закон 1999г. определяет, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

Акты управления субъектов РФ по своей сущности, признакам, роли в процессе регулирования общественных отношений и юридическому значению, в целом можно сравнивать с актами управления, принимаемым федеральными органами исполнительной власти, поскольку цель и назначение института правовых актов управления на уровне как России, так и ее субъектов практически одинакова, с той лишь оговоркой, что акты управления субъектов действуют только на территории данного субъекта.

Информацию о принятых в субъекте федерации правовых актах направляют в Министерство юстиции РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»[139] был определен порядок ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов РФ – федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, высшие должностные лица которых должны обеспечивать направление в Министерство юстиции РФ через его территориальные органы копий правовых актов субъектов РФ в семидневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются указанные акты.

В федеральный регистр включаются: номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов РФ; реквизиты нормативных правовых актов субъектов РФ; источники официального опубликования нормативных правовых актов субъектов РФ; тексты данных актов; дополнительные сведения, перечень которых определяется Министерством юстиции РФ.

 

§ 2 Правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации

Высшее должностное лицо субъекта федерации является руководителем высшего коллегиального органа и вместе с тем, всей системы исполнительной власти в субъекте.

Субъекты РФ закрепили в своем законодательстве следующие различные наименования данной должности: президент республики; глава республики; председатель правительства; губернатор; глава администрации; мэр.

Виды и основные признаки правовых актов глав субъектов федерации закрепляются в конституциях (уставах) субъектов федерации, специальных законах о нормативных правовых актах.

В республиках, как правило, президенты и главы республик издают указы и распоряжения, главы других субъектов федерации издают постановления и распоряжения. Указы и постановления носят нормативный, а зачастую и смешанный характер, распоряжения – индивидуальный, персонифицированный характер.

Круг вопросов, по которым главы субъектов федерации вправе принимать правовые акты, получил закрепление на федеральном уровне в федеральном законе 1999 г., основных законах субъектов федерации, а также в законах о высшем должностном лице субъектов федерации, в тех субъектах, где они приняты.

Обобщенно можно говорить о том, что высшее должностное лицо субъекта федерации:

1. Представляет субъект федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов федерации, иными органами государственной власти и местного самоуправления. Представительская функция означает право высшего должностного лица обращаться в органы власти РФ, участвовать в деятельности Государственного совета РФ и т.д.;

2. Руководит внутренней политикой субъекта, гарантирует исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов. Во многих субъектах наделен правом представлять парламенту ежегодные доклады, обращаться с посланиями к населению субъекта;

3. Руководит экономикой и социально – культурным строительством, отвечает за своевременное представление в парламент проекта бюджета субъекта, программ социально – экономического развития и отчеты об их исполнении;

Возглавляет систему органов управления субъекта, назначает должностных лиц в органы исполнительной власти и своих представителей при федеральных и иных органах;

Имеет право законодательной инициативы, участвует в законотворческой деятельности парламента субъекта, подписывает законы и обнародует их;

6. Награждает государственными наградами субъекта, присваивает почетные звания субъекта, участвует в актах помилования и имеет некоторые другие полномочия.

Следует отметить, что Юридическая сила указов президентов и глав республик, как представляется, неодинакова. Это следует из ч. 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации, которая содержит норму, предусматривающую приостановление действий указов президентов республик Президентом Российской Федерации, но только в тех случаях, если президент входит в систему исполнительной власти республик и является главой исполнительной власти своей республики. В тех же случаях, когда президент является главой государства (например, ст. 106 Конституции Республики Татарстан), а не исполнительной власти, то Президент Российской Федерации не может приостановить указ этого высшего должностного лица именно потому, что главу государства нельзя отождествлять с главой исполнительной власти. Статус президента как главы государства выше, чем статус президента как главы исполнительной власти[140].

Таким образом, компетенция глав субъектов РФ в области издания указов и постановлений достаточно велика. Эти акты, как указано в уставах и конституциях не могут противоречить конституциям, уставам и законодательству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.