Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология и структура уроков




Урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Формы организации обучения (функции, требования). Урок как основная форма организации обучения (виды, структура).

Педагогическая деятельность и ее характеристика (права, функции, педагогические умения и личностные качества).

Для того чтобы достичь намеченной цели, обучение и воспитание должно быть организовано. Иными словами обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет надлежащим образом соединено взаимодействие учителей и учеников (воспитателей и воспитанников). Такой процесс называется учебно-воспитательным или педагогическим.

Педагогический процесс - это организованная и целенаправленная деятельность людей (обучаемых и обучающих, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы.

Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общества, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Первым компонентом педагогического процесса являются его субъекты и объекты (педагог и ученик), образующие динамичную систему "педагог-ученик" при ведущей роли педагога.

Как субъект педагогического процесса педагог получает специальное педагогическое образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учениками подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию, формирует свою педагогическую культуру.

Культура педагога (воспитателя) - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих в себя:

· а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

· б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

· в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

· г) формирование эстетического отношения к действительности;

· д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическая культура предполагает наличие:

· педагогической направленности в личности педагога (воспитателя), отражающей его предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее ходе значимых и высоких результатов;

· широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога (воспитателя), т.е. таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;

· совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя), т.е. таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность;

· умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, позволяющего ему постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности и улучшать саму учебно-воспитательную работу;

· гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога (воспитателя), т.е. особого сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.), организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;

· педагогического мастерства педагога (воспитателя), предполагающего синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, который во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога и воспитателя позволяет им эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя. Главное же назначение педагогической культуры педагога и воспитателя - способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Ученик как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ученик как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задачами, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Существует постоянное взаимодействие в системе "педагог-ученик" - это постоянно воссоздаваемые педагогические ситуации.

Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и учеников, учеников между собой, ученика

 

с явлениями окружающего мира. Педагогическая ситуация приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека: формированию у него мировоззрения, общественно ценных материальных и духовных потребностей, ценностных ориентации, мотивов, стимулов, навыков и привычек поведения, качеств и черт характера.

Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимное сочетание и единство проявлений всех основных компонентов педагогического процесса, действий педагога и ученика, конкретного исторического содержания жизни в государстве, педагогической и общественной среды.

Вторым компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу, обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.

Третьим структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, ядром которого являются формы и методы воспитания и обучения.

Четвертым компонентом педагогического процесса выступает педагогическая диагностика - установление с помощью специальных методик состояния его "здоровья" и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей. К способам и методам диагностики относятся: проверка знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявления в жизненных, особенно экстремальных ситуациях, фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной работы.

Пятый компонент педагогического процесса - критерии эффективности педагогического процесса. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности.

Шестым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни.

 

Его цель в организации отношения к ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизации общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс всегда строится на определенных принципах, представляющих собой устоявшиеся и проверенные практикой его закономерные связи и зависимости.

Если экономический базис общества способствует развитию производительных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая общественные потребности, способны играть активную роль в развитии производства, культуры и укреплении передовых общественных отношений. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, возникают явления застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс, появляется необходимость решительных изменений в обществе и реформирования школы.

По мере осуществления экономической реформы, демократизации общественных отношений в нашей стране возрастает роль школы, педагогического процесса в формировании личности, а стало быть, в совершенствовании всей общественной жизни.

Основными принципами педагогического процесса являются следующие.

1. Принцип общественно значимой целевой направленности учебно-воспитательного процесса предполагает всестороннее развитие каждого ребенка, подготовку всех детей к участию в переустройстве общества, к жизни в демократическом правовом государстве

2. Принцип комплексного подхода к организации детской деятельности позволяет строить ее в органических связях с формирующимся у школьников мировоззрением, общественно ценными мотивами поведения, с нравственным отношением к учению, труду, природе, самому себе, другим людям.

3. Принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания предполагает одновременное ее развитие как в соответствии с общественными нуждами и требованиями, так и относительно заложенных в ней задатков, физических и духовных особенностей.

4. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предусматривает последовательное сочетание массовых, коллективных, групповых, индивидуальных форм работы с ними.

5. Принцип единства требовательности и уважения к детям предполагает, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.

6. Принцип сочетания руководства жизнью детей с развитием их инициативы и творчества в обучении и воспитании преобразует стихийное социальное формирование личности в целенаправленный педагогический процесс.

7. Принцип придания эстетической направленности всей жизни, обучению и воспитанию детей дает им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

8. Принцип ведущей роли обучения и воспитания школьников по отношению к их развитию дает возможность развивать заложенные в ребенке природные задатки в самые разнообразные способности

9. Принцип приведения методов и приемов деятельности детей в соответствие с целями их обучения и воспитания обеспечивает включение в сложившуюся систему работы новых, новаторских методов и приемы, которые соответствуют и отвечают целям учебно-воспитательной работы.

10. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы обеспечивает формирование у каждого из них неповторимой активной и творческой индивидуальности.

11. Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании дает возможность четко строить педагогический процесс, повышать его эффективность.

12. Принцип доступности облегчает работу с детьми, делает ее для них более понятной.

13. Принцип прочности позволяет более продуктивно и качествен -но осуществлять педагогический процесс.

Педагогический процесс реализуется за счет педагогической деятельности. Она представляет особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.

Субъектами педагогической деятельности являются те люди и их группы, кто ее осуществляет. К ним относятся:

· общество, т.е. та социальная среда (государство, нации, классы, религиозные конфессии), в которой осуществляется педагогическое воздействие на людей;

· группа, т.е. небольшая по величине общность людей, вереде которой осуществляется педагогическая деятельность;

· педагог, т.е. тот человек, который организует и руководит педагогической деятельностью.

Функции педагогической деятельности определяют главные механизмы ее реализации. К ним относятся:

· управление, т.е. организация и осуществление педагогической деятельности;

· воспитание, т.е. формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе;

· обучение, т.е. формирование у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности;

· развитие, т.е. процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни;

· психологическая подготовка, т.е. процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути.

Компонентами педагогической деятельности обычно выступают ее составные части, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся:

· проектировочный, предполагающий постановку таких конкретных целей и задач педагогической деятельности, в результате достижения которых удается сформировать у людей определенные качества личности;

· организаторский, включающий в себя основные направления по тщательной организации педагогической деятельности, от реализации которых зависит ее эффективность;

· познавательный, обеспечивающий максимальную продуктивность интеллектуально-познавательной активности объектов и субъектов педагогической деятельности;

· коммуникативный, предполагающий тщательную организацию и эффективное проявление общения и взаимодействия объектов и субъектов в ходе педагогической деятельности;

· исследовательский, предусматривающий изучение и совершенствование самого процесса педагогической деятельности.

Объекты педагогической деятельности - это люди и их группы, с присущими им индивидуально- и социально-психологическими особенностями.

Конкретным проявлением педагогической деятельности выступает учебно-воспитательная работа - непосредственное воплощение целей и задач педагогической деятельности, педагогического процесса.

Субъект учебно-воспитательной работы - педагог, получивший специальное педагогическое образование, осознающий себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он постоянно развивает свое мировоззрение и вырабатывает нравственно-эстетические принципы, непрерывно совершенствует личные способности к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.

Объект учебно-воспитательной работы -ученик (воспитанник), представляющий собой личность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями обучения и воспитания.

Цель учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы на основе использования педагогом различных форм и методов обучения и воспитания добиваться всестороннего развития учеников, формирования у них определенных социально-политических и психологических качеств, всестороннего и полного овладения ими комплексом необходимых для жизни и деятельности знаний, навыков и умений.

Важнейшей предпосылкой совершенствования содержания и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и других учреждениях образования выступает изучение и обобщение передового педагогического опыта. Основными его направлениями выступают:

1. Изучение проблем воспитания. В процессе обучения и воспитания школьников в различных регионах нашей страны возникает множество проблем, накапливается опыт их решения, возникают новые и совершенствуются старые формы обучения, появляются учителя-новаторы.

2. Изучение опыта воспитания. Осмысление и обобщение опыта педагогической деятельности всех педагогов во всех регионах нашей страны и учителей-новаторов, его распространение на всю систему образования страны позволяет повысить качество учебно-воспитательного процесса в системе образования.

3. Организация и руководство учебно-воспитательным процессом. Такая деятельность в различных учреждениях образования, в различных регионах страны имеет свою специфику, положительные и отрицательные стороны. Их целенаправленное и хорошо продуманное осмысление и обобщение имеют огромную ценность, а распространение передового опыта их осуществления повышает вероятность преодоления подобных трудностей в других учреждениях образования.

4. Совершенствование педагогической культуры воспитателей. Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это интегративная характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность, сочетая ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Она предполагает наличие таких составляющих ее компонентов, как широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога и воспитателя, эффективное проявление совокупности важных в учебно-воспитательной работе развитых личностных интеллектуальных и организаторских качеств, умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования, педагогическое мастерство педагога и воспитателя. Пропаганда опыта совершенствования учителей и преподавателей, развитие их педагогической культуры - важнейшие условия и предпосылки повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования страны.

Содержательная наполненность процесса изучения и обобщения передового педагогического опыта находит воплощение в:

· изучении целей и задач педагогической практики;

· сборе материалов опыта обучения и воспитания во многих регионах страны;

· осуществлении теоретического анализа собранных материалов и выдвижении научно обоснованных предложений о путях оптимизации учебно-воспитательной работы;

· теоретическом обобщении эмпирического и экспериментального материала и разработке научно

 

· обоснованных рекомендаций для всех категории учителей и воспитателей;

· внедрении разработанных рекомендаций в практику обучения и воспитания людей.

Методологические требования к изучению и обобщению передового педагогического опыта состоят в том, чтобы всегда:

· изучать педагогические явления не изолированно от других явлений общественной жизни, а в тесной связи и взаимодействии с ними;

· рассматривать любой педагогический опыт в развитии, движении и изменении, учитывать условия, место и время осуществления педагогических мероприятий;

· проникать во внутреннюю сущность явлений и фактов, выявляя существенные связи и отношения между ними;

· изучать новое, опираясь на систему фактов, а не выхватывая отдельные факты и строя на них обобщения;

· помнить, что педагогическая теория, будучи тесно связанной с практикой, не должна сводиться к практицизму, к готовым и пригодным для всех условий рецептам;

· правильно определять цели, задачи и методику педагогических исследований и осуществлять их целеустремленно.

Путями распространения и внедрения в практику передового опыта учебно-воспитательной работы могут быть:

· проведение показных и инструкторско-методических занятий, открытых уроков, взаимных посещений занятий;

· использование в целях распространения передового педагогического опыта конференций, сборов педагогов и воспитателей, курсов повышения квалификации учителей;

· оказание индивидуальной помощи учителям со стороны работников органов образования;

· систематический контроль за работой по внедрению передового опыта, повышением качества и эффективности этого вида педагогической деятельности;

· организация лекториев, школ передового опыта в системе органов народного образования страны.

Формами внедрения передового опыта в учебно-воспитательную практику обычно являются:

· специально подготовленные и периодически проводимые научно-практические конференции;

· организация повышения квалификации педагогов и воспитателей;

· обмен передовым опытом педагогов и воспитателей по конкретным проблемам обучения и развития школьников;

· обучение и переподготовка педагогов и воспитателей в вузах.

Педагогический процесс, учебно-воспитательная деятельность не могут продуктивно развиваться, если они не предусматривают и не реализуют на практике пути совершенствования учителями и воспитателями знаний по психологии и педагогике. К ним относятся.

1. Изучение психологии и педагогики в системе подготовки и переподготовки учителей и воспитателей. В нашей стране существует и эффективно функционирует стройная система повышения квалификации - система подготовки и переподготовки учителей, научных работников и других категорий представителей народного образования, включающая в себя педагогические вузы, институты усовершенствования учителей, курсы повышения квалификации.

2. Организация специальных психолого-педагогических лекториев. Для обмена опытом между работниками народного образования, учителями, преподавателями вузов специально проводятся лектории, на которых обсуждаются важнейшие современные проблемы обучения, воспитания и образования.

3. Проведение конференций и семинаров по проблемам психологии и педагогики. Педагогика и психология - постоянно развивающиеся области научных и практических знаний. Для обсуждения их важнейших проблем проводятся специальные научно-практические конференции.

4. Самостоятельная работа учителя и воспитателя по изучению психолого-педагогической литературы. Учитель и воспитатель должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки. Самый эффективный способ для этого - знакомство с новой литературой и документами образования, выходящими в достаточно большом количестве у нас в стране.

5. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В нашей стране, во многих ее регионах непосредственно в учреждениях народного образования, а также за рубежом постоянно накапливается педагогический опыт и результаты конкретной воспитательной деятельности педагогов и психологов, которые подвергаются централизованному

· изучению и обобщению, а затем пропагандируются различными способами.

6. Привлечение учителей и воспитателей к научно-исследовательской работе по проблемам психологии и педагогики. В России имеются научно-исследовательские учреждения и организации (например, Российская академия образования), осуществляющие изучение педагогической и образовательной деятельности в рамках специальных научных программ. К этой работе не только привлекаются учителя и воспитатели на местах, но и основные исследования проводятся непосредственно там, где они выполняют свои профессиональные обязанности.

7. Деятельность психологов и педагогов по пропаганде психолого-педагогических знаний. Система народного образования в нашей стране построена таким образом, чтобы способствовать эффективному распространению и пропаганде психолого-педагогических знаний, профессионального педагогического опыта. Педагоги и психологи, работающие на местах, в конкретных учебных заведениях, с одной стороны, заинтересованы, а с другой - активно вовлекаются в деятельность по пропаганде новейших достижений психолого-педагогической науки, конкретных прикладных знаний, способствующих повышению эффективности их важного труда.

 

6.Мотивация учения. Виды мотивов. Стимулирование учения.

Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

познавательные;

коммуникативные;

эмоциональные;

саморазвития;

позиция школьника;

достижения;

внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

 

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов (Матюхина М.В., 1984. С. 15-16) I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

Широкие социальные мотивы:

мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

Узколичные мотивы:

стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);

желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

Отрицательные мотивы:

стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

По мнению Марковой А.К. (Маркова А.К., 1990; аннотация), к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы (рис. 2). Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.
К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.
К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:

учеба как вынужденное поведение;

процесс учебы как привычное функционирование;

учеба ради лидерства и престижа;

стремление оказаться в центре внимания.

Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.
Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.
По мнению Марковой А.К., и познавательные, и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

Уровни познавательных мотивов:

широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);

учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);

мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования) (рис. 2).

Уровни социальных мотивов:

широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);

узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе (рис. 3). Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д.

 

6.2.4. Характеристики и функции учебной мотивации

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов (рис. 4).

Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того, сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.
В свое время Дж. Аткинсон предложил формулу для подсчета силы мотива (стремления): М = П х В х З, где: М - сила мотива, П - мотив достижения успеха как личностное свойство, В - субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели, З - личностное значение достижения этой цели.
Устойчивость учебного мотива оценивается по его наличию во всех основных видах учебно-познавательной деятельности учащегося, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений учащегося.

Можно выделить следующие функции учебных мотивов:

а) побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;

б) направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

в) регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Наряду с указанными, выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е.П. Ильин), структурирующую (О.К. Тихомиров), смыслообразующую (А.Н. Леонтьев), контролирующую (А.В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Наиболее значимыми можно считать следующие установки и действия учителя:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

работа с электронными учебниками;

работа с демонстрационными материалами;

компьютерные тесты;

использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.

использование слайд – презентаций.

Учитель ставит перед собой следующие цели:

расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.

дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.

активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.

Активная мотивация предполагает, что

никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;

никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

интересоваться делами, учебой ребенка;

помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

 

В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель?

Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Какова же структура урока и как она влияет на определения типологий уроков?

Какие же элементы и части урока считаются структурными, а какие нет?

Одни склонны выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в практике, а именно:

1) изучение нового материала,

2) закрепление пройденного,

3) контроль и оценка знаний учащихся,

4) домашнее задание,

5) обобщение и систематизация знаний.

Другие — цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности.

Структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать:

· закономерности ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, логику процесса учения;

· закономерности процесса УСВОЕНИЯ, логику усвоения новых знаний;

· закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося, отражающих логику познавательной деятельности человека;

· виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.

Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают эти закономерности, являются

- актуализация,

- формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного.

Процесс обучения эффективен лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предшествующими.

Формирование новых знаний может быть успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений успешно осуществляется после усвоения нового.

Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью.

Так на одном уроке она может предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач; на другом — показ способов деятельности, его воспроизведение учащимися, решение задач с применением этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; третьем — решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителя, воспроизведение знаний и т.д.

Классификация уроков.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

· уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

· уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);

· уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

· комбинированные уроки (4-й тип);

· уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Рассмотрим более подробно.

Урок изучения нового материала.

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом.

Школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения.

Формы такого изучения могут быть самыми разными:

1.лекция,

2. объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений,

3. эвристическая беседа,

4. самостоятельная работа с учебником, другими источниками,

5. постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.